Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Деньги не только государственные

Инвесторы призваны активно участвовать в реализации национальных проектов.

В силу известных причин бюджет государства сегодня испытывает большое напряжение. Необходимо более активно привлекать частные инвестиции как на реализацию национальных проектов, так и на развитие новых производств на базе высоких технологий.

Арктике нужен флот

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен возрасти до 150 млн тонн уже к 2030 году. Основными грузами маршрута сегодня и в обозримой перспективе останутся СПГ и газовый конденсат, а также нефть и нефтепродукты. Такие объемы потребуют дополнительного количества судов – от ледоколов, грузовых до вспомогательных (аварийно–спасательных, гидрографических, исследовательских), привлечения громадных ресурсов, как финансовых, так и материально–технических. Об объемах необходимых средств говорить трудно, важно понимать их порядок.

По расчетам экспертов Infra One Research, текущая потребность игроков рынка на СМП («Новатэк», «Роснефть», «AEOН», «Газпром нефть») в финансировании строительства новых судов может достигать как минимум 1 трлн руб. Наиболее крупные планируемые инициативы касаются расширения ледокольного флота и СПГ–ледоколов.

В сотнях миллиардов рублей исчисляется потребность недропользователей в грузовом флоте, не меньше 50 млрд руб. нужно для строительства специализированных судов – гидрографических, спасательных, исследовательских.

Ряд планируемых проектов можно было бы реализовать, привлекая частные инвестиции с использованием концессионного формата. Запрета на использование концессионных соглашений при строительстве морских и речных судов в нашем законодательстве нет, впрочем, как нет и такой практики. Хотя преимущества их применения очевидны.

Итак, что получает государство. Создание судов требует значительных вложений. Концессия может позволить государству разделить расходы с частным партнером и высвободить бюджетные средства для социальных и других инициатив, не имеющих коммерческого потенциала. В рамках такого формата суда остаются в собственности государства, что позволяет сохранить контроль над арктическим флотом, а после истечения срока соглашения – сдавать суда российским и зарубежным компаниям по договорам фрахтования.

Помимо этого, концессия дает государству и ряд других преимуществ по сравнению с госконтрактом. В таком формате исполнителей легче призвать к ответственности за отклонение от ключевых параметров проекта – сроков, стоимости и качества работ, в то время как для госконтракта их неисполнение является «традиционным» и, как правило, не имеет последствий из–за нежелания сторон вступать в долгие судебные разбирательства. Кроме того, в рамках соглашения концедент взаимодействует со специальной проектной компанией (СПК), а не с отдельными участниками со стороны исполнителя, что снимает с него необходимость контролировать слаженность работы консорциума. Для сравнения: в рамках № 44–ФЗ ответственность за синхронизацию разных этапов проекта, у которых к тому же часто разные исполнители, лежит на заказчике.

Условия концессии могут фиксировать необходимость строительства судов на российских верфях, что дополнительно может способствовать развитию отрасли и ее загрузке на долгий срок. Сегодня, когда доступ к зарубежным верфям нам по сути закрыт, это кажется не столь важным, но ситуация может измениться.

Выступать на стороне публичного партнера в судостроительной концессии могут как Минтранс России, так и и профильные федеральные агентства – Росморречфлот, Росрыболовство, Росгидромет. Согласно № 115–ФЗ, полномочия концедента также может осуществлять Росатом, что актуально в том числе в планируемых концессиях по строительству атомных ледоколов.

Участвовать в концессии на стороне СПК может широкий круг игроков рынка, заинтересованных в строительстве судов, – от профильных госкомпаний, которые выступают заказчиками–застройщиками в соответствующих госконтрактах, до судостроителей и проектных бюро.

Госкомпаниям (таким как Росморпорт, Атомфлот, Гидрографическое предприятие и другим) концессионный формат позволяет привлечь дополнительный капитал в дополнение к бюджетным ассигнованиям, которых может быть недостаточно для реализации судостроительных проектов. Если стоимость проекта растет (а так чаще всего и происходит), то у госкомпаний очень ограниченные возможности: повышение стоимости контракта сопряжено с запросом дополнительных ассигнований и множеством бюрократических процедур, а привлечение частных средств в рамках госконтракта принципиально невозможно. Это является одной из причин убыточных контрактов в Объединенной судостроительной корпорации.

Выгодная сторона концессий для недропользователей и других коммерческих компаний – возможность не брать суда на баланс и вернуть их государству по истечении срока соглашения. Это особенно актуально для игроков, которые предпочитают долгосрочное фрахтование судов и/или не имеют в структуре отдельных предприятий, специализирующихся на морских перевозках (таких как Роснефтефлот или «Газпром флот»). К ним относятся, например, «Новатэк» или «AEOН».

В отдельных случаях передача судов может быть удобна и судоходным компаниям, например, если речь идет о специализированных судах, которые в дальнейшем может быть трудно сдавать в аренду.

Для судостроительных компаний концессионные соглашения открывают возможность загрузить свои мощности на долгий срок. Некоторым судостроителям концессии также могут позволить конкурировать с крупнейшими игроками, такими как ССК «Звезда», которая получает основные наиболее крупные заказы на рынке в том числе благодаря проектам «Роснефти».

В финансировании судостроительных концессий могут быть заинтересованы крупные российские банки и институты развития, которые уже участвуют в аналогичных проектах. Речь идет о ВЭБ.РФ (финансирует строительство судов для «Арктик СПГ–2»), Всероссийском банке развития регионов (один из совладельцев ССК «Звезда»), Сбербанке (кредитовал строительство ледоколов для проекта «Газпром нефти» по Новопортовскому месторождению), Газпромбанке (вместе с ВЭБ.РФ, Сбербанком и банком «Открытие» финансируют проект «Арктик СПГ–2») и других. Они могут ограничиваться выполнением функции кредиторов либо входить в состав СПК, что распространено в крупных проектах.

Концессии могут быть выгодны для расширения ледового флота в интересах государства и частных компаний: это гибкий инструмент, который в ряде проектов может быть более эффективным, чем «традиционные» для судостроения госконтракты и полностью коммерческие инициативы.

Заключение первых запланированных концессий в этой сфере – по ледоколам проекта «Лидер» – подтолкнет игроков рынка к более активному применению инструмента.

Действительно, еще в 2019 году, по сведениям Росатома, межведомственная рабочая группа по организации финансирования строительства ледоколов предварительно одобрила строительство первого и второго серийных ледоколов проекта «Лидер» по концессионной модели финансирования.

В межведомственную группу, помимо Росатома, входят Минпромторг, Минэкономразвития, Минприроды России, «Роснефть», «Новатэк», то есть структуры, заинтересованные в привлечении средств на строительство судов. Но по многим причинам тема использования концессий в строительстве ледоколов развития не получила.

Как обстоят дела со строительством судов этого проекта в 2023 году?

Госконтракт стоимостью 127,6 млрд руб. на строительство головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер» был заключен в апреле 2020 года, его заказчик – Атомфлот, дата окончания работ – декабрь 2027 года.

Ледокол мощностью 120 МВт должен обеспечить круглогодичную проводку судов по Севморпути с коммерческой скоростью 10–12 узлов для вывоза углеводородов на внешние рынки. В первую очередь ледокол должен обеспечить круглогодичный вывоз СПГ с арктических проектов «Новатэка» на Ямале и Гыдане.

Стоимость госконтракта на строительство этого ледокола может вырасти, а сроки сдачи судна по некоторым корпусным работам на судоверфи «Звезда» уже отстают от графика. Это данные Минпромторга России. Речь может идти об увеличении стоимости госконтракта на 40–60%.

Необходимость увеличения стоимости и переноса сроков объясняется срывом поставок крупных корпусных отливок – ледового зуба, кронштейнов пера руля и кронштейнов гребных валов наружных, которые в течение 2022 года «Звезда» должна была получить от украинского завода «Энергомашспецсталь», расположенного в Краматорске.

При этом контракт с новым изготовителем – Уральским заводом тяжелого машиностроения (УЗМТ–КАРТЭКС) – вовремя не был заключен, а сроки поставок этих отливок предварительно перенесены на август 2025 года.

На 12% (до 44 млрд руб.) «ОКБМ Африкантов» просит увеличить стоимость контрактов на поставку ядерной энергетической установки (ЯЭУ) ледокола «Россия», в состав которой входят паротурбинные установки (ПТУ) «Силовых машин». «Силовые машины» также хотят увеличить стоимость своих работ на 65%, до 9,48 млрд руб., а сроки поставки перенести на восемь–десять месяцев – на конец 2025 года.

Несвоевременная поставка составных частей ЯЭУ может затянуть формирование центральной части корпуса, в частности машинных отделений «России», и сместит общий график строительства судна. Есть отставание в проведении работ и со стороны самой «Звезды»: для его сокращения судоверфи необходимо привлечь больше рабочих для корпусных и сварочных работ на ледоколе.

Как следствие, в августе 2022 года стало известно, что ФГУП «Росморпорт» переводит заказ на строительство двух мелкосидящих ледоколов с дальневосточной верфи «Звезда» на Онежский судостроительно–судоремонтный завод (ОССЗ).

Длина ледоколов проекта 22740М составит около 80 м, ледопроходимость – около 1 м. В функции судов входят проводка караванов судов в сложных ледовых условиях со значительной торосистостью льда, участие в тушениях пожаров на плавучих объектах.

Ранее верфь – одна из крупнейших на Северо–Западе – не занималась строительством подобных судов, для предприятия это первый опыт.

Контракты с Росморпортом уже заключены, закладка судов пройдет в 2023 году. При этом необходима переработка проектной документации.

Сроки завершения строительства ледоколов будут зависеть от успехов отечественных производителей в импортозамещении, так как многие важные агрегатные узлы подобного рода судов все еще зависят от внешних поставок.

В 2024 году Онежский завод должен завершить свою масштабную программу модернизации, которая позволит предприятию удвоить его производственные мощности, число занятых, а главное – выйти на качественно новый уровень работы с созданием цифровых двойников новых судов и самой верфи. После завершения программы модернизации ОССЗ планирует заняться производством других типов судов, которые ранее предприятием не строились – прежде всего бункеровщиков для перевозки СПГ.

Проект предполагает создание первой в России цифровой верфи – системы производства, при которой все процессы объединены в единую цифровую экосистему, позволяющую отслеживать каждый этап работы на всех уровнях, от станка до готовой продукции. Подобная система предполагает создание цифровых двойников самого завода, а также всей выпускаемой продукции.

Изначальные инвестиции в проект комплексной модернизации составили 5,1 млрд руб.

Однако после февраля 2022 года произошло ощутимое удорожание строительных материалов и оборудования.

Предприятие направило на повторную экспертизу документы по модернизации, ожидая результатов, чтобы получить дополнительное финансирование из резервного фонда.

Государство не жалеет средств на строительство судов. Но надо понимать, что и бюджет, и резервный фонд – не бездонные. Но, похоже, на Онежском заводе, так же как и на «Звезде», рассчитывают только на государственные деньги. Необходимо искать дополнительные источники финансирования, тем более что действующее законодательство это позволяет.

Беспилотная сфера

В свете проходящей военной операции тема беспилотной авиации сейчас находится в центре внимания. Но сфера ее применения гораздо шире. Минтранс оценил затраты на создание в России инфраструктуры для коммерческих запусков беспилотников в 236 млрд руб. до 2030 года.

Главной целью федерального проекта развития инфраструктуры БАС заявлено создание возможности их эффективного и безопасного применения в России и интеграции в единое воздушное пространство.

Основной объем средств проекта планируется направить на создание и внедрение системы управления, контроля и навигации маршрутов полетов беспилотников.

Намечена реконструкция 290 аэродромов для их адаптации под беспилотники, а также оснащение ряда аэропортов средствами обнаружения и противодействия противоправному применению БАС. Таким образом, государство обозначило свою позицию в сфере гражданского использования беспилотников.

Учитывая глобальный характер такой системы, а также федеральную собственность на объекты ОрВД, механизм ГЧП может стать одним из перспективных инструментов реализации проекта.

Общие параметры развития беспилотной сферы выглядят следующим образом: потребность в инвестициях в развитие отрасли до 2030 года в 560 млрд руб. – 70 млрд руб. в год. Это позволит ежегодно наращивать производство БАС на 14–25%. К 2030 году объем российского рынка беспилотников должен составить почти 181 тыс. единиц. Если сейчас доля российских дронов составляет около 37%, то к 2030 году она должна достигнуть 70%, а в госзакупках отечественных беспилотников должно быть не менее 80%.

По мнению участников рынка коммерческих БПЛА, озвученные суммы вполне реалистичны, тем более что до 200 млрд руб. вложений могут быть государственными.

Реальный рыночный спрос на БАС и услуги с их применением может оказаться еще выше. Частичное финансирование со стороны государства скорее благо, поскольку новая отрасль не должна полностью садиться на иглу госфинансирования. Оно действительно необходимо на этапе становления отрасли.

В настоящее время сфера беспилотников в гражданском сегменте уже развивается за счет частных инвестиций, и их становится больше.

В отрасль заходят новые компании, которые раньше не занимались беспилотными технологиями. Более того, компании–разработчики создают своих операторов, например по грузовым перевозкам. Беспилотной авиацией активно интересуется топливно–энергетический комплекс. Интерес проявляет и такой институт развития, как ВЭБ.

Учитывая такую конъюнктуру, а также выделение властями значительных объемов финансирования, в дальнейшем развитие реально пойдет в смешанном государственно–частном варианте.

По оценкам производителей, в случае государственно–частного партнерства планы правительства, касающиеся роста доли отечественных БАС в общем объеме до 70% к 2030 году, выглядят реалистично.

Производители будут получать госзаказы, у них появится возможность долгосрочно кредитоваться и получать не рассчитанные на быстрый возврат ин-

вестиции. Производители дронов могут получить налоговые льготы при локализации производства в достаточной степени.

Локализация комплектующих для беспилотников очень важна, и во многом она зависит от возможностей финансирования.

В России в настоящее время рынок дронов (только реестры Росавиации включают около 70 тыс. единиц) в основном представлен беспилотниками китайских производителей, в частности DJI. Используются они в основном для развлекательных или мониторинговых полетов.

Количество специализированных дронов критически мало: использование беспилотников в производственных отраслях по итогам прошлого года исчислялось десятками единиц. По данным Росстата, в сфере добычи полезных ископаемых в прошлом году использовались 78 единиц подобного оборудования, в обрабатывающем производстве – 102 единицы, в деятельности в области информации и связи зафиксировано использование 161 единицы подобного оборудования.

Факторами, тормозящими развитие коммерческого использования дронов, являются излишняя зарегулированность авиационной сферы в России (это тема для отдельного разговора) и пока еще низкая локализация производства авиационных комплектующих.

Диапазон уровня локализации в сфере производства БПЛА достаточно широк. Конечно, многие беспилотники собираются из наборов–конструкторов азиатских производителей. Уровень локализации моторов, аккумуляторов, видеокамер, лидаров, тепловизоров, одноплатных компьютеров и магнитных сканеров на данный момент не более 10%.

Из–за сложной мировой обстановки у производителей есть проблемы с поставками оборудования как из западных стран, так и от партнеров из Китая, где выросли сроки поставок деталей.

Но вместе с тем серьезные производители, имеющие многолетний опыт собственной разработки и серийного производства, используют достаточно ограниченный набор импортных комплектующих.

По экспертным оценкам, средняя по отрасли локализация комплектующих доходит до 60%, а в программном обеспечении, например, и до 100%. Постепенно, с развитием отечественной компонентной базы, отпадет необходимость покупать за рубежом маленькие электромоторы и ДВС, системы спутниковой навигации, отдельные виды оптических сенсоров.

С учетом печального опыта российского автопрома, потерявшего свою автокомпонентную базу, обеспечение технологического суверенитета новой отрасли за счет локализации комплектующих – первостепенная задача. На это должны быть в первую очередь направлены средства, в том числе и частные. И уже есть примеры такого инвестирования.

Первый в РФ завод аккумуляторов для дронов могут построить уже к 2025 году в Подмосковье. Предприятие будет находиться рядом с МФТИ в Долгопрудном. Неплохое соседство для производства высоких технологий. Инвестиции в завод мощностью 750 МВт•ч составят 25 млрд руб., половина придется на госсубсидии через Фонд поддержки проектов НТИ. Войти в капитал предприятия планируют Газпромбанк и частные инвесторы. Переговоры ведутся также и с правительством Москвы, которое имеет большие планы по развитию электротранспорта.

На предприятии планируется производить ключевые материалы, аккумуляторы и батареи малой емкости (до 1 кВт•ч) для портативной техники и беспилотников, а также крупные батареи емкостью более 100 кВт•ч для электротранспорта и накопителей энергии. Заказы на батареи для беспилотников составят примерно одну пятую объема производства, а основной объем заказов будет приходиться на электротранспорт. До запуска предприятия заказы будут выполнять на имеющихся линиях мощностью до 20 МВт•ч в МФТИ и «Сколтехе», на базе которого развивается малотоннажное производство катодного материала. Пока основные заказчики – военные.

Главная цель, которую ставят перед собой производители, – предотвратить ситуации, когда производство беспилотников может забуксовать из–за отсутствия поставок зарубежных компонентов и комплектующих. Это касается прежде всего Китая, который, кстати, ввел ограничения на поставки отдельных видов батарей с 1 сентября 2023 года.

Вложение частных инвестиций в производство – это прежде всего признак взаимного доверия государства и бизнеса, основанного на соблюдении действующих законов. Механизм ГЧП такую проверку в новейшей истории России прошел, и есть все основания для его дальнейшего развития.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться