Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Заглянуть за горизонт

Президент России Владимир Путин провел совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург.

Совещание состоялось в Верхней Пышме (Свердловская область), на площадке ООО «Уральские локомотивы».

Перед началом совещания Президент России осмотрел комплекс сборки электропоездов ООО «Уральские локомотивы». Главу государства сопровождали заместитель Председателя Правительства РФ – министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, помощник Президента РФ Максим Орешкин.

Владимиру Путину продемонстрировали ключевые элементы вагонов новых российских скоростных поездов и готовую продукцию, в частности, головной вагон полностью отечественного скоростного поезда нового поколения «Финист» (аналог «Ласточки»). Кроме того, главе государства представили макет планируемого к строительству высокоскоростного поезда на восемь вагонов. Владимир Путин также посидел за рулем электробуса – новейшей разработки холдинга «Синара – Транспортные машины» в области городского транспорта.

Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что строительство на первом этапе ветки Москва – Санкт–Петербург станет стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально новый уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и регионов.

– Сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать – это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать, – сказал президент. – Повторю, строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт–Петербургом – это только начало. В перспективе – организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии – Минска. Выделенные высокоскоростные маршруты помогут заметно нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузят аэропорты, будут способствовать росту внутреннего туризма и деловой активности.
Глава государства подчеркнул, что проект магистрали Москва – Санкт–Петербург должен быть детально проработан с регионами, по территории которых пройдет эта трасса. Это шесть регионов: Москва, Санкт–Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская, Московская области. Суммарно в них проживают около 30 млн человек. Это 20% всего населения страны.

– Рассчитываю, что региональные власти, федеральные ведомства, компания «Российские железные дороги», другие наши ведущие компании, бизнес примут самое активное и заинтересованное участие в предстоящей масштабной работе, – сказал президент.

С докладом на совещании выступил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Он отметил, что реализация ВСМ является для России проектом века и позволит войти в круг стран, имеющих высокоскоростное железнодорожное сообщение, сделать большой рывок в направлении технологического суверенитета, приобретая новые компетенции в железнодорожном строительстве и машиностроении, обеспечить качественно новый уровень мобильности и жизни граждан нашей страны. Проект ВСМ от Москвы до Санкт–Петербурга является для России первым, не имеющим аналогов.

Далее министр доложил, что рассматривались наиболее эффективные финансово–экономические модели проектов. По результатам деятельности рабочей группы определены основные параметры проекта. Речь идет о создании отдельной линии ВСМ, которая позволит вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Санкт–Петербургом, что дополнительно создаст возможности перевозки грузов в Северо–Западном направлении в объеме порядка 74 млн тонн в 2030 году, в том числе 30 млн тонн за счет реализации ВСМ.

– Мы говорим о создании ВСМ, которая позволит сократить время в пути. Здесь на самом деле уникальные характеристики дороги. Скоро время в пути между Москвой и Санкт–Петербургом мы сократим почти в два раза – с четырех часов до двух часов пятнадцати минут, – сказал Виталий Савельев. – Между Москвой и Тверью время в пути составит всего 39 минут. Поезда будут ходить с частотой в 10–15 минут. Фактически данные города станут одной единой агломерацией с огромным положительным эффектом для каждого жителя нашей страны.

Министр доложил о пассажиропотоке по маршруту Москва – Санкт–Петербург. В 2019 году по всем видам транспорта пассажиропоток составил 32,3 млн человек. При вводе ВСМ в 2030 году прогнозируется увеличение общего пассажиропотока на 35% – до 43,4 млн пассажиров, из которых на ВСМ придется 23 млн человек.
– Отдельно хочу отметить, что наша авиация предполагает потерю пассажиров на 14%, переход на ВСМ составит 3,2 млн пассажиров, что не является критическим для российской авиации, – продолжил Виталий Савельев. – Высвобожденные самолеты будут перераспределены на другие направления. Прогноз пассажиропотока и размер тарифов на проезд мы согласовывали с Минэкономразвития России.

По словам министра, проект ВСМ предусматривает два участка строительства. Первый участок – от Санкт–Петербурга до Зеленограда. Его стоимость оценивается в 1 трлн 755 млрд руб. Строительство предлагается осуществлять в рамках концессионного соглашения. Второй участок – это строительство выходов из Москвы. Строительство планируется осуществить в рамках инвестиционной программы РЖД. Общая стоимость оценивается в 221,5 млрд руб. РЖД уже вложили порядка 40 млрд руб. в его развитие.
В части закупки подвижного состава требуется 148 млрд руб. на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году.
– При формировании финансовой модели концессионного участка участниками рабочей группы были просчитаны четыре варианта и восемь сценариев, – рассказал глава Минтранса. – Мы сформировали варианты с учетом включения входов в Москву в периметр концессии или реализации в рамках инвестиционной программы РЖД. Мы рассматривали различные сценарии привлечения средств ФНБ: первый сценарий – в размере 580,6 млрд руб., второй сценарий – 300 млрд руб., третий сценарий – в условиях отсутствия средств ФНБ.

Варианты, за исключением базового, по оценке нашей рабочей группы и негосударственного пенсионного фонда «Газфонд», не реализуемы. Это обусловлено невозможностью привлечь заемное финансирование свыше 1,5 трлн руб. и сроком свыше 20 лет ввиду наличия лимита на одного заемщика, а также отсутствия достаточной ликвидности банковского сектора.

В этой связи в качестве базового сценария рабочей группой принята следующая структура финансирования. Первое – это 218,5 млрд руб. Это взносы в основной уставный капитал концессионера. Второе – это 290 млрд руб. облигаций пенсионного фонда «Газфонд». Третье – 903,8 млрд руб. – привлекаемые кредитные средства банков: Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, – которые готовы участвовать в проекте.

Четвертое. Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд руб. на период строительных работ по проекту, в том числе 580,6 млрд руб. – за счет средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году (еще раз подчеркну, это возвратные средства) и 28,5 млрд руб. – это капгрант на выкуп земельных участков за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, потребуется субсидия из федерального бюджета в размере 299,4 млрд руб. в 2028–2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации.

Далее министр отметил, что в целях начала эксплуатации ВСМ первоначально необходимы 28 поездов к 2028 году. Для этого уже в 2026 году необходимо создать опытный образец поезда и начать сертификационные испытания. Предусматривается создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей ведущих российских компаний транспортного машиностроения – это «Группа Синара» и «Трансмашхолдинг».

Виталий Савельев рассказал также, что разработана организационная схема проекта. Она предусматривает государственно–частное партнерство на основе заключаемого концессионного соглашения. Уже создана компания, которая планирует выступить акционером концессионера, назвали ее «ВСМ – Две столицы». В качестве концедента предполагается определить Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Завершая доклад, министр отметил, что реализация проекта принесет огромный эффект как для экономики страны, так и для наших граждан: будет создан импортонезависимый высокоскоростной подвижной состав, будут обеспечены заказы и дополнительные рабочие места, транспортное машиностроение получит огромное развитие, повысится связанность регионов, что положительно повлияет на увеличение туристического потока и мобильности населения, увеличатся налоговые поступления, активизируется развитие прилегающих территорий и агломераций. Прямые эффекты для бюджетных и внебюджетных фондов уже на стадии стройки перекроют запрашиваемую для проекта сумму.

Автор: Юрий НИКИТСКИЙ



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться