В Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию отмечалась необходимость ускорить проведение контроля в пунктах пропуска через государственную границу. О том, какие меры принимаются в этом направлении и как в целом развивается приграничная инфраструктура, корреспонденту «ТР» рассказал руководитель подведомственного Минтрансу России ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой) Геннадий Безлобенко.
– Геннадий Андреевич, в условиях изменения конфигурации транспортно–логистических потоков и санкционной политики недружественных государств вопросы функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ, их модернизации приобретают особое значение. Расскажите, какие задачи сегодня стоят перед приграничной инфраструктурой и как вы их решаете?
– Минтранс России и ФГКУ Росгранстрой ведут планомерную работу по развитию инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу. В настоящее время в России функционируют 317 пунктов пропуска. 87 из них определены в качестве приоритетных. Через них проходит более 65% грузового транспортного потока. Их модернизация необходима в первоочередном порядке.
Если говорить о том, что уже сделано, то хочется отметить, что число мероприятий, направленных на улучшение состояния инфраструктуры пунктов пропуска, с каждым годом растет. В 2022 году реализованы мероприятия по модернизации, техническому оснащению, ремонту и капитальному ремонту, оснащению специальным оборудованием в 65 пунктах пропуска (ранее такой объем был выполнен в совокупности за 5 лет). В 2023 году мероприятия выполнены уже в 75 пунктах пропуска. На 2024 год запланирован еще больший объем работ.
В случае сохранения набранных темпов и выделения соответствующего финансирования реализация запланированных мероприятий позволит привести в норматив 75–80% пунктов пропуска к 2027 году. Также до конца 2027–го планируется завершить модернизацию всех приоритетных объектов. Наша основная цель – увеличить пропускные возможности пунктов пропуска, создать комфортные условия для быстрого и удобного пересечения границы для граждан при должном уровне обеспечения безопасности.
В масштабах государства решение стоящих перед нами задач позволит расшить узкие места на границе, обеспечить условия для наращивания объемов грузоперевозок, оптимизировать транспортно–логистическую систему и будет способствовать развитию торгово–экономических отношений и культурных связей с другими государствами.
– Обустройство каких участков границы сегодня в приоритете?
– Особое внимание Минтранс России уделяет восточному и южному направлениям. Так, на границе с Казахстаном (самый протяженный в стране участок сухопутной границы – более 7,5 тыс. км) сейчас функционируют 50 пунктов пропуска. В 2021 году выполнены работы по техническому перевооружению приоритетного воздушного пункта пропуска в челябинском
аэропорту Баландино. Совместно с казахстанской стороной утвержден план мероприятий, предусматривающий комплексную модернизацию 10 приоритетных автомобильных пунктов пропуска (Маштаково, Илек, Сагарчин, Орск, Бугристое, Петухово и других). В остальных пунктах пропуска будут проведены работы по улучшению состояния инфраструктуры.
На границе с Китаем (второй по протяженности в стране участок сухопутной границы – более 4,3 тыс. км) функционируют 19 пунктов пропуска. Здесь определены 13 приоритетных погранпереходов. В 2022 году реконструирован крупнейший в стране железнодорожный пункт пропуска Забайкальск, открылось движение по новому трансграничному железнодорожному мосту через пункт пропуска Нижнеленинское. Запущено движение через автомобильный пункт пропуска Кани–Курган, обустроенный по временной схеме в части грузовой составляющей. На круглосуточный режим работы переведены АПП Забайкальск, железнодорожные пункты пропуска Нижнеленинское и Махалино. Совокупная пропускная способность пунктов пропуска на границе с КНР увеличилась на 500 грузовых транспортных средств (с 800 до 1300) и на 14 пар поездов в сутки (с 45 до 59). Это позволило создать условия для пропуска растущего объема грузоперевозок. В 2024 году Росгранстрой планирует завершить работы по реконструкции АПП Марково и Кани–Курган, где будет открыта не только грузовая, но и пассажирская составляющая. Вместе с тем предусматривается модернизация ряда других приоритетных автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР: Забайкальск, Староцурухайтуйский, Олочи, Краскино и Пограничный.
На границе с Монголией расположены 7 приоритетных пунктов пропуска. В 2021 году завершилась реконструкция АПП Кяхта. В настоящее время строительно–монтажные работы ведутся в АПП Хандагайты (Боршо). Модернизация также предусматривается в автомобильных пунктах пропуска Ташанта, Монды, Верхний Ульхун, Соловьевск и в железнодорожном пункте пропуска Наушки.
На южном направлении в прошлом году открыты после реконструкции два знаковых пункта пропуска, входящих в створ МТК «Север–Юг». Это крупнейший на границе с Азербайджаном пункт пропуска Яраг–Казмаляр и единственный на границе с Грузией пункт пропуска Верхний Ларс. Благодаря проведенным работам обеспечен рекордный пропуск транспортных средств и грузов. Модернизация погранпереходов на границе с Азербайджаном продолжается. В настоящее время ведутся работы по проектированию реконструкции приоритетных автомобильных пунктов пропуска Ново–Филя и Тагиркент–Казмаляр.
В текущем году начинаются строительно–монтажные работы в рамках реконструкции приоритетного АПП Адлер, который является самым загруженным в стране как по количеству транспорта, так и по числу людей, пересекающих границу. После реконструкции пропускная способность кратно увеличится, что позволит не допускать скопления очередей на границе.
– Для обеспечения безопасности на административных границах с новыми субъектами РФ работают пункты контроля. Какая работа была проведена там для увеличения пропускных возможностей и ликвидации скопления транспорта?
– Обустройство пунктов пропуска на административной границе с новыми регионами – важная часть нашей работы по решению задач, поставленных Президентом и Правительством РФ. С целью увеличения пропускных мощностей, создания комфортных условий проезда, повышения уровня безопасности и защищенности в 2022–2023 годах был реализован целый комплекс работ.
Всего из 15 пунктов пропуска на административных границах с новыми субъектами РФ модернизированы 10: Весело–Вознесенка, Гуково, Матвеев Курган, Куйбышево (Мариновка), Джанкой, Шрамко–Ульяновское, Донецк (Изварино), Волошино, Армянск, Перекоп. В пунктах пропуска обустроены новые коридоры, обновилось асфальтобетонное покрытие, устроены тротуары, проведено озеленение, нанесена разметка. Их совокупная пропускная способность увеличилась в 2,4 раза, до 35 тыс. транспортных средств в сутки.
– Какие современные технологии и оборудование используются в пунктах пропуска? Стало ли труднее в этом отношении с уходом ряда компаний из России?
– В России есть достойные разработчики и производители оборудования, которым мы оснащаем пункты пропуска. В 2022–2023 годах 7 автомобильных пунктов пропуска оснащены уникальным инспекционно–досмотровым оборудованием портального типа (ПИДК). Это пункты пропуска на границе с Казахстаном (Маштаково и Петухово), на границе с Азербайджаном (Тагиркент–Казмаляр), на административных границах с новыми субъектами РФ (Весело–Вознесенка, Матвеев Курган и Джанкой).
На Дальнем Востоке на границе с КНР инспекционно–досмотровым оборудованием портального типа оснащен АПП Забайкальск. Здесь установлены два портальных комплекса: один на въезд в Россию, другой на выезд. Росгранстрой передал оборудование таможенной службе для проведения опытной эксплуатации, которая началась 31 января 2024 года. ПИДК позволяет сканировать 100 % транспортных средств с грузом. В отличие от стационарных и мобильных комплексов портальный может проводить сканирование с меньшим уровнем облучения (доза, получаемая водителем при сканировании транспортного средства, – 0,3 микрозиверта, что соответствует нормам СанПиНа). Технология абсолютно безопасная и позволяет водителю проезжать сквозь комплекс без остановки (если водитель беспокоится, он может отказаться от прохождения сканирования, его транспортное средство будет досмотрено при помощи других средств контроля). Применение новейшего оборудования позволяет существенно сократить время на досмотр на границе. Время прохождения сканирования с помощью ПИДК в отличие от сканирования с помощью стационарного комплекса сокращается в несколько раз с 10–12 минут до 1,5–2 минут.
До конца 2027 года еще 21 пункт пропуска будет оснащен этим высокотехнологичным оборудованием (в каждом из них появится по 2 портальных комплекса (всего 42 комплекта). Применение новых технологий и современного оборудования на границе позволяет сделать пересечение границы быстрым и удобным, повысить провозные мощности и скорость доставки грузов.
– В сентябре прошлого года в трех пунктах пропуска внедрена система электронной очереди. Расскажите, эффективно ли использование цифрового сервиса на границе?
– Система резервирования даты и времени подъезда к пункту пропуска через госграницу работает с 1 сентября 2023 года в автомобильных пунктах пропуска Забайкальск на границе с Китаем, Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой.
Основной задачей работы цифрового сервиса стало упорядочение очередности проезда грузового транспорта к пунктам пропуска, ликвидация «живых» очередей на границе, снижение логистических издержек перевозчиков. В Забайкальске и Бугристом система эффективно справляется с задачей. В Чернышевском в связи с действиями властей Литвы, резко снизивших с ноября 2023 года пропуск транспорта (с 7 до 0–3 машин в час), длительное время наблюдается скопление автомобилей на границе, отставание от времени проезда к пункту пропуска от изначально забронированного в электронной очереди составляет более 12 суток. Считаем, что действия Литвы направлены на саботирование работы системы электронной очереди, искусственное создание ажиотажа и напряженной обстановки.
В настоящее время Минтранс России и ФГКУ Росгранстрой совместно с правительством Калининградской области ведут работу по определению порядка проезда грузовых транспортных средств, перевозящих скоропортящиеся, специальные и опасные грузы, в системе электронной очереди на подъезде к пункту пропуска Чернышевское на границе с Литвой. Эта работа позволит перевозчикам скоропортящихся грузов с коротким (15 суток) сроком хранения и реализации (охлажденная продукция; например, молоко) получить приоритет по отношению к транспортным средствам, везущим грузы с более длительным сроком хранения (замороженная продукция и т.п.).
По итогам совместной деятельности будет выработан документ, регламентирующий правила очередности пересечения границы для транспортных средств со скоропортом, специальными и опасными грузами. Цель – поддержка предприятий и недопущение убытков из–за простоя на границе транспорта со скоропортящимся грузом с коротким сроком хранения и реализации.
Помимо электронной очереди в пунктах пропуска используется цифровая система мониторинга и информирования водителей о времени прохождения через пункты пропуска «Время в пути», которая позволяет узнать о том, сколько времени нужно, чтобы добраться до того или иного пункта пропуска, и исходя из этого выбрать оптимальный маршрут. Эта система в 2023 году внедрена в 7 пунктах пропуска на административных границах с новыми регионами. На дорогах к пунктам пропуска и на их территории были установлены камеры телеобзора, детекторы транспорта и специализированные информационные табло, на которые выводится актуальная информация о времени проезда до того или иного пункта пропуска. С момента запуска цифровым сервисом воспользовались более 120 тыс. человек.
Обустройству воздушных пунктов пропуска в международных аэропортах также уделяется пристальное внимание. В минувшем году благодаря работам по техническому перевооружению воздушных пунктов пропуска Саранск и Кызыл создана необходимая инфраструктура для осуществления полетов за рубеж. В текущем году ФГКУ Росгранстрой приступил к реализации проектов по техническому оснащению воздушных пунктов пропуска в международных аэропортах Внуково (Москва) и Кольцово (Екатеринбург). В рамках этих работ пункты пропуска будут оснащены автоматизированной системой паспортного контроля «Сапсан» с возможностью паспортного контроля по биометрии.
В основу работы отечественной АСПК «Сапсан» заложен принцип верификации биометрических данных пассажира (отпечатков пальцев и изображения лица) с соответствующими метками в его паспорте. Система простая и удобная в использовании, обладает лаконичным и интуитивно понятным интерфейсом, обеспечивает высокую степень надежности и исключает возможность несанкционированного пересечения государственной границы. Сервис позволяет пассажирам международных рейсов оперативно, бесконтактно и с комфортом проходить паспортный контроль при пересечении границы менее чем за минуту (от 30 до 45 секунд). К концу 2024 года работа будет завершена. Туристы смогут оценить эффективность применения новых технологий на границе.
– Если говорить об эффективности реализуемых Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой мероприятий, что бы вы могли отметить?
– В 2023 году государственную границу России пересекли более 22,3 млн транспортных средств, перевезено более 932,6 млн тонн грузов. Совокупный пропуск транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ вырос в 1,5 раза (с 15 млн транспортных средств в 2022 году до 22,3 млн в 2023–м). Условия пересечения границы в модернизированных пунктах пропуска стали более комфортными. Таких результатов удалось добиться во многом благодаря реализации мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и оснащению пунктов пропуска через государственную границу, работе по совершенствованию нормативно–правовой базы, администрированию, достигнутым договоренностям с государствами–партнерами.
Впереди у нас много работы по модернизации приграничной инфраструктуры в интересах государства и граждан. Команде профессионалов при поддержке Президента и Правительства РФ, глав регионов, Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы и иных ведомств по плечу справиться с непростыми задачами по развитию отрасли.
Беседу вел Сергей ОЗУН
На фото: АПП Забайкальск
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.