Территории с особым статусом обеспечивают новые возможности для транспортно–логистической деятельности
Поводом обратиться к теме расширения возможностей транспортно–логистической инфраструктуры стало заявление Президента России о возможности предоставить статус ТОР приграничным логистическим центрам. С соответствующей просьбой к президенту обратились дальневосточные предприниматели на встрече в январе 2024 года
Президент России отметил, что, несмотря на принцип «лишний километр – лишние деньги», транспортные компании вполне могут наращивать обороты за счет предоставления более качественных, комплексных и оперативных услуг. Такие возможности для транспортно–логистической деятельности обеспечивают территории с особым статусом, к которым относятся территории опережающего развития и особые экономические зоны.
Новые ТОРы – новые проекты
Территории с особым статусом в последнее время успешно развиваются, и не только в приграничных зонах. Насколько их деятельность зависит от работы транспорта, попытаемся разобраться.
Отметим, что ТОРы в России не просто развиваются, но и выходят на международный уровень. Госдума РФ в первом чтении одобрила законопроект о международных территориях опережающего развития (МТОР). В период действия экономических санкций эта инициатива особенно важна. Речь в первую очередь идет о территориях на Дальнем Востоке.
Новые ТОРы позволят реализовать еще больше новых проектов в партнерстве с инвесторами из Китая, в том числе в сфере логистики. Расширение логистических возможностей в свою очередь повлияет на развитие сельского хозяйства, фармацевтики, высоких технологий.
Одна из международных ТОР должна появиться на острове Большой Уссурийский возле Хабаровска, где проходит граница между Россией и КНР. Здесь запланировано строительство транспортно–логистического комплекса. Заявляемый объем инвестиций – 14 млрд руб.
Для развития перевозок через этот транспортный коридор правительство Хабаровского края запроектировало 4 км дороги до острова, где еще в 2013 году был построен автомобильный мост через Амурскую протоку протяженностью 960 м, соединяющий островную территорию с краевым центром.
Грузопоток через Большой Уссурийский остров со второго года запуска проекта ТЛЦ оценивается в 1 млн тонн. С российской стороны на экспорт пойдут стройматериалы, пиломатериалы, сельхозпродукция, с китайской – товары народного потребления, машины, оборудование.
Международные ТОРы также должны появиться в районе мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ и в Забайкалье. Планируется, что они будут многоплощадочными. Одна площадка будет на перекрестке всех дорог и путей в Чите, городе с самым большим грузооборотом по железным дорогам в этом регионе. Также планируются площадки непосредственно у пунктов пропуска, причем не только на территории России, но и с заходом на китайскую территорию. В настоящее время меняется не только объем, но и структура товарооборота. Если раньше из Китая шли в основном товары народного потребления, то сейчас оттуда импортируется много техники, сервисных решений.
В 50–х годах прошлого века Советский Союз построил в Китае 156 крупных промышленных объектов. Фактически это стало основой того экономического чуда, которое сегодня наблюдается в КНР. И нужно отдать должное: китайцы готовы воздать историческую справедливость и строить в России такие же значимые промышленные, инфраструктурные объекты. И, по мнению экспертов, для этих целей в первую очередь подходят ТОРы.
Уникальный для Приморья логистический терминал, позволяющий нарастить товарооборот со странами АТР, построит резидент ТОР «Михайловский». Транспортно–логистический центр «Приморский» будет оказывать услуги по перевалке и хранению контейнерных грузов, прибывающих железнодорожным и автомобильным транспортом; накоплению грузов, поступающих из портов Приморского края, для формирования контейнерных поездов в Сибирь и Европейскую часть России, а также накапливать судовые партии грузов для отправок железнодорожным транспортом и морем, в том числе на экспорт, предоставлять таможенные сервисы.
Деятельность логистического объекта, ввод в эксплуатацию которого намечен на конец 2024 года, обеспечит растущий товарооборот России со странами Азиатско–Тихоокеанского региона – в 2025 году планируемый объем перевалки составит 88 тыс. ДФЭ.
По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики компания «ФВ Приморский» в статусе резидента ТОР «Михайловский» вложит в инвестпроект 6,6 млрд руб., создаст 430 рабочих мест. Транспортно–логистический центр «Приморский» будет построен в районе железнодорожной станции Воздвиженский недалеко от города Уссурийска в Приморском крае. На его территории будет располагаться контейнерный терминал площадью 27 га, до 9 железнодорожных погрузо–разгрузочных, выставочных и приемоотправочных путей, зона таможенного контроля и складского хранения, а также зона для размещения распределительных центров.
В настоящее время в Приморье нет подобных терминалов, проект уникален. Его стратегическое преимущество обусловлено расположением вблизи основной портовой инфраструктуры края и пограничных пунктов пропуска, отсутствием в данный момент конкурентов, а также наличием грузовой базы, что гарантирует загрузку терминала.
Главная идея формата заключается в достижении эффекта синергии в результате интеграции крупного индустриального кластера, транспортных решений, реализованных на базе мультимодального транспортно–логистического терминала и включающих полный комплекс соответствующих услуг, и логистической недвижимости, интегрированной в свою очередь с терминальной инфраструктурой.
Таким образом, размещаемые вблизи объекта производственные и складские компании пользуются всем комплексом терминальных услуг с минимальным транспортным плечом и минимальными затратами по времени, что благоприятно сказывается на экономике в целом.
Реализация нового проекта создаст возможность сформировать так называемый логистический мост с полным набором необходимых современному клиенту сервисов между будущим терминалом в Приморье и действующими в Центральном транспортном узле терминалами «Ворсино» и «Росва».
Новое предприятие даст мощный импульс социально–экономическому развитию Уссурийского городского округа и в целом Приморского края, в том числе за счет создания новых рабочих мест и формирования новых производственных цепей. Благодаря статусу резидента ТОР проект обеспечен земельным участком, имеет возможность пользоваться налоговыми льготами и преференциями, в частности, сниженными страховыми взносами, нулевыми налогами на имущество и прибыль, другими инструментами государственной поддержки.
ТОР «Михайловский» расположена на землях Михайловского, Спасского, Яковлевского, Хорольского и Черниговского муниципальных районов, Уссурийского городского округа Приморского края. По соглашениям с КРДВ здесь реализуются 19 проектов. Резиденты уже вложили в экономику региона 40,3 млрд руб., создали 2,7 тыс. рабочих мест.
ТЛЦ «Терминал Забайкальск» – проект FESCO – построят при господдержке Забайкалья.
«Терминал Забайкальск» – инвестиционный проект по строительству в поселке Забайкальск современного транспортно–логистического центра, включающего в себя контейнерный терминал с пропускной способностью 450 тыс. ДФЭ в год, склады временного хранения, подъездные железнодорожные пути и другую транспортную инфраструктуру. Объем вложений по соглашению с КРДВ составит 3,4 млрд руб. Всего же планируется инвестировать в этот объект порядка 4 млрд руб.
Включение терминала в список резидентов ТОР «Забайкалье» говорит о важности и значимости этого инвестиционного проекта. Запуск «Терминала Забайкальск» поможет улучшить логистическую инфраструктуру одного из ключевых погранпереходов между Россией и Китаем и обеспечит новые рабочие места для жителей поселка.
Кроме того, строительство собственного ТЛЦ позволит FESCO запустить новые железнодорожные сервисы в Китай и повысить уровень развития контейнерного рынка России. Статус резидента ТОР «Забайкалье» позволит компании получить широкий перечень льгот и административных преференций, в том числе пониженные налоговые ставки, сниженные с 30% до 7,6% страховые взносы и другие меры господдержки, обеспечит которые КРДВ. Будет обеспечено комплексное сопровождение проекта на всех этапах реализации, содействие в эффективном взаимодействии нового резидента с органами федеральной и региональной власти, помощь в подборе персонала, правовая поддержка.
Принято решение о расширении границы ТОР «Амуро–Хинганская» в ЕАО, что позволит построить транспортно–логистического центр и железнодорожный перевалочный комплекс.
Новые объекты появятся поблизости от железнодорожного моста через Амур и пограничного перехода между российским поселком Нижнеленинское и китайским городом Тунцзян. Они необходимы для развития трансграничной торговли.
Предполагается, что транспортно–логистический центр «Гарант» будет построен уже в 2024 году. Строительство железнодорожного комплекса по приему, хранению и перевалке сжиженного углеводородного газа планируется завершить в 2026 году. Он также сможет обслуживать составы, перево-
зящие нефть, нефтепродукты и нефтехимию.
Реализация этих проектов позволит привлечь 23,9 млрд руб. частных инвестиций и создать около 1,7 тыс. новых рабочих мест.
Транспортно–логистический центр ввел в работу резидент ТОР «Камчатка».
Введение в эксплуатацию транспортно–логистического центра площадью свыше 1000 кв. м обеспечило потребности камчатского малого и среднего бизнеса в складировании, переработке и доставке грузов общего назначения. Созданная на территории опережающего развития «Камчатка» транспортно–логистическая инфраструктура позволит предпринимателям снизить текущие расходы и максимально приблизить товар к потребителю. По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики резидент ТОР «Камчатка» вложил в проект 27,2 млн руб.
Экономика региона в связи с растущим объемом товарного производства, увеличением грузов, поступающих на полуостров, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, ощущает необходимость в расширении сети современных транспортно–логистических центров и складских комплексов. Дополнительные грузы ожидаются и в рамках развития Северного морского пути.
Проект обеспечит хранение и переработку различных партий грузов общего назначения. Просторная площадка с твердым покрытием перед центром гарантирует беспрепятственный подъезд и удобное маневрирование крупногабаритного транспорта. Центр готов оказывать услуги представителям всех видов бизнеса.
В целом резиденты ТОР «Камчатка» на территории края реализуют 125 проектов. Фактически бизнес вложил в экономику Камчатского края более 37,1 млрд руб. и создал 6,5 тыс. рабочих мест. Всего реализовали 33 проекта.
На Дальнем Востоке на территориях с особым статусом создаются транспортно–логистические объекты самого высокого уровня. Так, компания «ВебКомТранс» в статусе резидента свободного порта Владивосток запустила в работу технологическую онлайн–платформу цифровых сервисов по агрегации транспортно–логистических услуг. При этом анализ и прогнозирование выполняют нейросети. Новый агрегатор позволяет найти наиболее удобные и доступные по стоимости услуги и ускорить доставку грузов. В год сервис по организации логистики обеспечит около 2 млн грузоперевозок. По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в проект вложено 18,6 млн руб.
Создана мультимодальная транспортно–логистическая 5–PL–компания (напомним: самого высокого уровня), где за планирование, подготовку, управление и контроль всех составляющих единой цепи транспортировки грузов отвечает искусственный интеллект. Предоставление услуг происходит на высокотехнологичной сервисной интернет–платформе, которая получает данные в режиме реального времени, а при выполнении задач использует не только формулы и алгоритмы, но и результаты, полученные при проработке прошлых заданий.
Нейросетевая платформа выполняет оптимальные расчеты сроков, стоимости и способов доставки грузов в интересах пользователей (как юридических, так и физических лиц), позволяет создавать логистические цепочки, осуществлять контроль и координацию заказчиков и перевозчиков на всех этапах, производить взаиморасчеты между участниками процессов.
Агрегатор объединяет услуги по перевозкам железнодорожным, морским и речным, автомобильным транспортом, а также услуги по обработке контейнеров.
Для Дальнего Востока логистика – одна из важнейших отраслей. Это видно и по структуре реализуемых резидентами СПВ проектов: из более чем 2 тыс. проектов в сфере логистики и транспорта предприниматели выполняют свыше трехсот, в них при поддержке государства вложено более 190 млрд руб., создано 12,1 тыс. рабочих мест. С разворотом экономики страны на Восток эта сфера становится особенно значимой и привлекательной для бизнеса, появляются деловые инициативы, направленные на создание кооперационных связей и повышение эффективности рынка, с применением современных IT–решений. Конечно, такие проекты тоже должны пользоваться инструментами господдержки, получать налоговые льготы и административные преференции. Проект компании направлен на повышение качества и скорости доставки грузов в макрорегионе, снижение стоимости для заказчиков и исполнителей, а следовательно – для конечных потребителей.
Таким образом, территории с особым статусом развиваются, и развиваются они во многом благодаря транспортно–логистическим услугам, которые, как показывает последний пример, работают на опережение.
Взаимная выгода
ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты в нескольких регионах с особыми экономическими зонами. Выгода от этих проектов взаимная: железнодорожные линии увеличивают привлекательность ОЭЗ для новых резидентов и, как следствие, расширяют потенциальную грузовую базу для ОАО «РЖД».
В границах Куйбышевской железной дороги существует сразу несколько особых экономических зон разного типа – как промышленно–производственных, так и портовых. С рядом из них уже налажено железнодорожное сообщение, а крупные резиденты являются постоянными грузоотправителями.
Так, согласно подписанному соглашению между правительством Самарской области и ОАО «РЖД» по строительству железнодорожного пути в 2022 году была построена, а в 2024 году получит статус законченного объекта железная дорога протяженностью 7,9 км от станции примыкания Тольятти до границ одноименной особой экономической зоны с обустройством железнодорожной инфраструктуры на территории ОЭЗ протяженностью 6 км.
Строительство железной дороги стало не только важным шагом на пути к диверсификации экономики моногорода Тольятти, но и создало условия для привлечения новых резидентов ОЭЗ ППТ «Тольятти» и развития крупнейшей Самарско–Тольяттинской агломерации и всего региона в целом.
В Елабужском районе Республики Татарстан, который входит в территорию Куйбышевской железной дороги, расположена крупнейшая экономическая зона промышленно–производственного типа в России – «Алабуга», площадь которой составляет более 40 кв. км. Зона вносит значительный вклад в развитие Камского инновационного территориально–производственного кластера «ИННОКАМ» и обеспечивает 71% объема производства всех ОЭЗ.
Согласно концессионному соглашению, заключенному между ОАО «РЖД» и правительством Свердловской области, обустроена железнодорожная инфраструктура на площадке особой экономической зоны «Титановая долина» в Верхней Салде. Построена промышленная станция, а также 12 путей, 18 стрелочных переводов и подъездной путь к станции Верхняя Салда. Разрешение на ввод в эксплуатацию получено в январе 2024 года. Железнодорожная линия сразу же вызвала интерес у машиностроительных предприятий, для которых наличие соответствующей инфраструктуры является важным элементом организации производства. Общий объем железнодорожных перевозок после завершения строительства оценивается в 500 тыс. тонн грузов в год.
Так, резидентом ОЭЗ «Титановая долина» стала компания «Аллегро» с проектом создания завода по выпуску железнодорожных колес. Объем инвестиций в производство составляет более 16 млрд руб. Строительство завода шло параллельно со строительством железной дороги.
Правительство Калужской области заключило концессионное соглашение с ОАО «РЖД» по строительству железнодорожных путей необщего пользования для обеспечения деятельности резидентов Людиновской площадки особой экономической зоны ППТ «Калуга». В этом проекте холдинг обеспечивал проектирование, строительство и последующую эксплуатацию инфраструктуры для нужд резидентов ОЭЗ. Объект концессионного соглашения заработал в декабре 2021 года.
Создание железнодорожной инфраструктуры к территории ОЭЗ является ключевым фактором для привлечения крупных инвесторов в сфере промышленного производства. Так, компания «Кроношпан» (производитель плит МДФ/ХДФ, ДСП) выбрала указанную площадку, учитывая возможность железнодорожного сообщения. Общий объем инвестиций компании «Кроношпан» по соглашениям – более 30 млрд руб., а количество созданных рабочих мест – 400.
Новосибирский филиал Первой грузовой компании сотрудничает с территорией опережающего социально–экономического развития (ТОСЭР) «Заринск» в Алтайском крае. ТОСЭР располагается вблизи железнодорожной станции Заринск, поэтому территория обладает всей необходимой инфраструктурой.
Заринская вагоноремонтная компания в январе 2021 года была включена в реестр резидентов ТОСЭР. Соответствующий статус предоставляет больше возможностей для инвестирования в развитие компании, в частности для строительства нового вагоноремонтного комплекса, включающего колесно–роликовый цех для ремонта колесных пар вагонов не только ПГК, но и других собственников.
Заявка на создание первой особой экономической зоны при транспортно–логистическом центре в Новосибирской области поступила в Минэкономразвития России в апреле 2024 года.
Особую экономическую зону промышленно–производственного типа планируется создать рядом с промышленно–логистическим парком региона на участке 600 га. Она будет располагаться в непосредственной близости от транспортно–логистического центра «Сибирский», который станет якорным резидентом новой ОЭЗ.
Инициатором проекта выступил частный инвестор – группа компаний, специализирующаяся на внутрироссийских, международных мультимодальных контейнерных перевозках.
Экономическими предпосылками для создания в регионе ОЭЗ является развитие транспортно–логистического хаба в Новосибирске, роль города в переориентации транспортных потоков с Запада на Восток, а также высокий кадровый и научный потенциал региона, который позволит создавать импортозамещающие современные производства.
Согласно расчетам, вложения управляющей компании в инфраструктуру оцениваются примерно в 9 млрд руб., будет создано более 4 тыс. рабочих мест. Инвестиции резидентов могут составить 90 млрд руб., бюджетный эффект к 2040 году – 27 млрд руб. Ожидается, что строительство начнется в 2025 году.
Для Новосибирской области особенно важно место выбора реализации этого проекта – на территории промышленно–логистического парка. Здесь уже действуют более 30 предприятий, промышленных и логистических, с оборотом 55 млрд руб. в год. И действующие, и будущие резиденты заинтересованы в появлении этой инфраструктуры, в возможности использования такой удобной тары, такого способа отправки и получения грузов, как контейнер.
После завершения строительства в 2025 году мощность терминала на полное развитие составит 1 млн ДФЭ в год.
Запуск ТЛЦ «Сибирский» позволит нарастить объемы перевозок на Транссибе грузов в контейнерах и ускорит доставку импортных грузов с Дальнего Востока.
Терминал в Новосибирской области с возможностью обрабатывать полносоставные контейнерные поезда станет крупнейшим в Сибири. До конца года терминал сможет принимать до пяти контейнерных поездов с полувагонами в сутки, а к 2025 году – 15 поездов ежесуточно. Железнодорожная инфраструктура позволяет обрабатывать составы с минимальным вмешательством в грузовое и пассажирское движение.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.