Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Катализатор обновления

Катализатор обновленияПроблемы и решения строительства  транспортной инфраструктуры для мероприятий глобального значения стали предметом обсуждения участников сессии «Современная инфраструктура для мероприятий глобального значения: содействие гармоничному развитию транспортных сетей».

Катализатор обновленияПроблемы и решения строительства современной транспортной инфраструктуры для мероприятий глобального значения, которые в ближайшие годы пройдут на территории Российской Федерации: саммита АТЭС (Владивосток, 2012 год), Универсиады (Казань, 2013 год), зимних Олимпийских и Паралимпийских игр (Сочи, 2014 год), Чемпионата мира по футболу (13 городов России, 2018 год), стали предметом обсуждения участников сессии «Современная инфраструктура для мероприятий глобального значения: содействие гармоничному развитию транспортных сетей».

Мировая стройка

Мероприятия глобального значения являются катализатором процесса обновления инфраструктуры: энергетика, аэропорты, автомобильные и железные дороги, общественный транспорт, очистные сооружения, телекоммуникационные возможности, благоустройство. Затраты на строительство и модернизацию инфраструктуры существенно превышают расходы на организацию самого мероприятия. Однако формирование современной инфраструктуры создает предпосылки устойчивого развития и процветания любого региона, способствует нейтрализации серьезных экономических и геополитических рисков. Кроме того, появляется необходимость поиска и создания оптимальных моделей финансирования, что позволяет интенсифицировать темпы экономического роста в перспективе.
Этому есть вполне конкретные впечатляющие примеры. Олимпийские игры 1992 года в Барселоне позволили за 5 лет произвести изменения, на которые по плану ушли бы три десятилетия, рост «брендового» капитала позволил Барселоне удвоить доходы от туризма. Пекин к Олимпийским играм 2008 года инвестировал 40 млрд долларов США в создание инфраструктуры и теперь занимает одну из ведущих позиций в мировом рейтинге в категории «инфраструктура». Бразилия в рамках подготовки Олимпийских игр 2016 года инвестирует в инфраструктуру 83 млрд долларов США.
Среди наиболее крупных инфраструктурных проектов к мероприятиям глобального значения – увеличение пропускной способности пекинского метро, строительство нового аэропорта, устройство монорельсовой дороги на магнитном подвесе в Китае. Англия реконструировала железнодорожные и автомобильные магистрали для обеспечения доступности олимпийских объектов, создала самые протяженные кольцевые дороги в мире. В Бразилии была построена высокоскоростная железнодорожная магистраль стоимостью 20 млрд долларов США. В Канаде – сеть скоростного транспорта Canada Line, в ЮАР – первая высокоскоростная железная дорога на Африканском континенте, в Катаре – новая высокоскоростная железнодорожная сеть, аэропорт, автодорога.
Что же Россия? Только для Белой Олимпиады в Сочи для обеспечения ожидаемого роста энергопотребления постепенно вводятся 200 новых электростанций, что в 2,5 раза увеличивает существующую энергоемкость. Строятся 367,3 км дорог и мостов, 200 км железнодорожных путей, газопровод протяженностью 480 км, 22 тоннеля, создается новая телекоммуникационная инфраструктура. Сочи превращается в круглогодичный международный туристический центр, для чего строятся 16 стадионов в 13 городах, 7700 км автомагистралей, 1920 км скоростных и высокоскоростных железных дорог.
В рамках программы развития улично–дорожной сети Казани к Универсиаде предусмотрены строительство и реконструкция 23 городских дорог протяженностью 65,1 км, из которых 15,75 км – новое строительство и 49 км – реконструкция. В городе также строятся 12 транспортных развязок и 45 пешеходных переходов, ведется капитальный ремонт 73 городских улиц. На 4 транспортных развязках из 12 уже обеспечено движение, сданы в эксплуатацию 7 пешеходных переходов. В Казани идет внедрение 1–го этапа АСУДД – адаптивной системы управления дорожным движением. Предполагается, что АСУДД позволит организовать оптимальные маршруты движения, управлять дорожным движением в чрезвычайных ситуациях и обеспечить приоритетный пропуск спецтранспорта. В целом это на 15–20% увеличит среднюю скорость движения в городе, снизит аварийность на дорогах, уменьшит выбросы выхлопных газов.
В ходе реконструкции международного аэропорта Казань строится новый терминал, ведется работа по оснащению пунктов пропуска через государственную границу современным оборудованием, а также модернизация плоскостных сооружений на территории аэропорта. Кроме того, аэропорт Казань на федеральные средства приобретет новое аэронавигационное оборудование. Одним из основных транспортных проектов к Универсиаде является организация скоростных интермодальных перевозок от железнодорожной станции до международного аэропорта.
Наиболее крупные автодорожные проекты на территории объектов саммита АТЭС – это строительство автомобильной дороги пос. Новый – п–ов Де–Фриз – Седанка – бухта Патрокл; реконструкция автомобильной дороги аэропорт Кневичи (г. Владивосток) – федеральная автомобильная дорога Хабаровск – Владивосток (М–60 «Уссури»); реконструкция автомобильной дороги «Уссури». Кроме того, строится новый пассажирский терминал в международном аэропорту Владивосток. Нельзя не упомянуть и о строительстве мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный. А запуск скоростного аэроэкспресса по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи потребовал реконструкции железнодорожного полотна от Владивостока до города Артем, строительства новой ветки длиной 4 км от Артема до аэропорта с подходом к международному пассажирскому терминалу, а также вокзального комплекса в центре Владивостока.

Почем инновации?

Геннадий Талашкин, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖДстрой», рассказал участникам сессии об инновационных технологиях в транспортном строительстве, применяемых при создании инфраструктуры в Сочи. Это устройство безбалластного пути, использование тоннелепроходческих механизированных комплексов, шумо– и вибропоглощающих материалов в тоннелях, композитных материалов для волноотбойных и мостовых конструкций, платформ, шумозащитных экранов. Укрепление скально–обвальных участков железных дорог ведется с применением защитных тросовых конструкций с анкерами глубокого заложения. Применяются новые технологические решения для пассажирских платформ с использованием современных долговечных материалов. Энергосбережение достигается благодаря энергоэффективному оборудованию: солнечным модулям «Роснано–Ренова», автоматическому управлению освещением.
В ходе дискуссии возник вопрос о целесообразности внедрения инноваций: всегда ли они окупают себя, стоят ли тех затрат, которые всегда сопутствуют прогрессу? Анализируя экономический эффект применения инновационных технологий, Геннадий Талашкин сообщил, что, например, применение тоннелепроходческих механизированных комплексов в несколько раз сокращает время строительства железнодорожных тоннелей, а современные энергосберегающие технологии обеспечивают снижение расхода электроэнергии до 70%.
Виталий Гинзбург, президент ООО «ЭкоПрог», в своем выступлении также поднял тему инноваций. По его мнению, инновационная инженерная инфраструктура – это необходимое условие развития транспортных сетей для обслуживания глобальных мероприятий. Относительно окупаемости инновационных технологий он заявил, что ее сроки очень разные. Например, в части энергоэффективности окупаемость находится в прямой зависимости от стоимости энергоресурсов и рабочей силы.

Взаимодействие

Александр Воробьев, заместитель генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» в своем выступлении также сосредоточился на основных задачах подготовки транспортной инфраструктуры и транспортного обеспечения в Сочи. Особо он подчеркнул необходимость высокой пропускной способности транспортной системы, для чего создаются центры управления транспортом. Например, управление автомобильным транспортом требует четкого планирования услуг, определения потребности в передвижениях всех клиентских групп, точного расчета транспортных цепочек и составления планов обслуживания. Приобретение подвижного состава сопровождается расчетом необходимого количества по типам и вместимости, определением вариантов покупки.
АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» уже имеет большой опыт подготовки транспортной инфраструктуры к международным массовым спортивным мероприятиям, таким как Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани. В рамках организационной работы по выдвижению России в качестве кандидата на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года Транспортная дирекция активно участвовала в подготовке главы «Транспорт» Заявочной книги России. На регулярной основе она проводит мероприятия по обмену опытом и выработке решений в области подготовки транспортного обеспечения ЧМ–2018, призванные обеспечить взаимодействие между представителями регионов и органов федеральной исполнительной власти, представителями проектных организаций и крупнейшими экспертами в области транспорта.
Поэтому стало вполне закономерным заключение на площадке форума соглашения о сотрудничестве в сфере транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу – 2018 и связанных с ним мероприятий между АНО «Организационный комитет «Россия–2018» и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Соглашение было подписано в присутствии заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова, министра транспорта РФ Игоря Левитина и представителей руководства Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Каждому – по навигатору

Александр Борейко, директор программы «Олимпиада–2014» ОАО «Навигационно–информационные системы» рассказал о применении навигационных технологий ГЛОНАСС для организации мероприятий глобального значения на примере проекта «Логистический транспортный центр Олимпийских игр 2014 г. в Сочи». Это уникальная по масштабам и комплексному характеру техническая и управленческая задача внедрения технологий ГЛОНАСС. Последняя становится существенно эффективнее в содействии с другими навигационными системами, что и демонстрирует сегодня олимпийский проект.
Каждое крупное мероприятие при наличии общих задач логистики по–своему уникально. Поэтому и системы навигации на Олимпийских играх в разные годы в разных странах были различными. Для Олимпиады–2000 в Сиднее была разработана специальная информационная транспортная система, для Олимпиады–2004 в Афинах – система видеоконтроля въезда в центр города. Пекин в 2008 году приобрел систему мониторинга общественного транспорта и такси (60 тыс. машин) и систему мониторинга общественного транспорта для обеспечения безопасности в местах проведения соревнований. Олимпиада–2010 в Ванкувере потребовала систему мониторинга перевозок опасных грузов. К 2012 году в Лондоне появится система транспортного планирования.
В ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи широко применяются навигационные технологии и навигационно–информационные системы в интересах управления транспортом и обеспечения безопасности. Навигационно–информационное обеспечение Олимпиады–2014 – уникальная по масштабам и комплексному характеру техническая и управленческая задача внедрения технологий ГЛОНАСС, считает Александр Борейко. Главным здесь становится ее интеграция с Автоматизированной системой управления дорожным движением, Автоматизированной системой мониторинга и управления транспортом администрации города Сочи и другими навигационными системами.

Приоритеты

Филипп Бови, эксперт Международного Олимпийского комитета по транспорту, подводя итоги состоявшейся дискуссии, дал свою рекомендацию: не строить слишком много! Он заявил, что возведение тех конструкций, которые не потребуются после Игр в течение 20 лет, не обосновано политически и финансово. Например, часть новых станций РЖД в горной местности явно не будет востребована в повседневной работе железных дорог. Некоторые стадионы в Сочи также будут временными площадками, их нужно строить с возможностью перемещения в другой регион страны. Не стоит возводить постоянную инфраструктуру, если она не будет оказывать социальный эффект на протяжении многих десятков лет в последующем. Филипп Бови убежден, что инфраструктурные проекты в любом случае должны быть окупаемы. Выводы эксперта МОК, несомненно, покажутся более спорными, чем сама дискуссия, – для России престиж и ответственность перед надвигающимися экзаменами мирового уровня все–таки приоритетнее западного прагматизма.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться