Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Наше Подмосковье»

«Наше Подмосковье»Губернаторская программа
с таким названием предусматривает реализацию масштабных проектов
в транспортной сфере.

«Наше Подмосковье»Когда в выходные дни я приезжаю на пригородной электричке на станцию Платформа 33–й км Горьковского направления, то, выйдя из вагона, каждый раз наблюдаю одну и ту же картину: километровые очереди из автомобилей выстраиваются у железнодорожного переезда. В них в основном «парятся» жители Москвы, выехавшие на свои дачи. А по воскресеньям такие же очереди выстраиваются с другой стороны переезда: люди возвращаются с дач. Впрочем, у железнодорожного переезда водители подолгу простаивают не только в выходные дни.
Нередко приходится становиться свидетелем аварий и ДТП на автодорогах у переездов. Около пассажирской платформы на 33–м км круглый год можно видеть венки, которые, увы, напоминают об очередном ДТП с трагическим исходом. А ведь водителям в столичной области приходится пересекать более 490 таких железнодорожных переездов.

Как в Подмосковье ведутся ремонт, реконструкция и строительство дополнительных переездов и путепроводов через железные дороги? С ответа на этот вопрос и начался разговор на состоявшейся в ИТАР–ТАСС пресс–конференции, в которой приняли участие заместитель председателя правительства Московской области Петр Иванов, министр транспорта области Александр Зайцев и начальник областного управления дорожного хозяйства Константин Ляшкевич.
На повестку дня была вынесена тема «Готовы ли дороги Подмосковья к летнему сезону?» Однако разговор не ограничился лишь обсуждением этой, безусловно, злободневной проблемы, речь велась о мерах, предпринимаемых для улучшения транспортной ситуации в регионе, о тех проблемах, которые возникают при выполнении комплексной целевой программы «Дороги Подмосковья». Программа, направленная на развитие и реконструкцию дорожной сети и разрешение существующих проблем в сфере дорожного хозяйства столичной области, рассчитана на срок с 2012 по 2015 год. При ее разработке были учтены не только пожелания экспертов и специалистов, но и предложения жителей Подмосковья. На реализацию предусмотренных в целевой программе мероприятий из федерального, областного и муниципальных бюджетов выделены огромные финансовые средства. Как и на что в первую очередь расходуются эти средства? Об этом говорил в своем выступлении Петр Иванов. Он особо подчеркнул, что дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависят социально–экономическое развитие Московской области и условия жизни населения.
 – Автомобильные дороги соединяют населенные пункты и муниципальные районы нашего региона и проходят по их территориям. Для улучшения условий транспортного сообщения необходимы строительство обходов населенных пунктов и реконструкция перегруженных магистралей. На момент принятия программы протяженность автомобильных дорог в области составляла 14 804 км, из них с усовершенствованным типом покрытия – 13 052, с переходным типом покрытия – 1344 и грунтовых дорог – 408 км. В их составе имеются 905 мостов и путепроводов общей протяженностью 46 168 пог. м, – сообщил заместитель председателя областного правительства. – Однако из–за недостаточного в течение ряда лет финансирования на ремонт дорог в условиях постоянно возрастающей интенсивности движения и увеличения парка автомашин добрая половина дорожной сети значительно изношена, как и каждый четвертый эксплуатируемый мост. Дорожным предприятиям и организациям за 4 года предстоит построить и реконструировать 57 км, отремонтировать 1191 км автотрасс, 34 мостовых сооружения и 187 светофоров на них.
Совсем не случайно в столичной области особое внимание уделили реконструкции и возведению новых переездов и путепроводов через железнодорожные пути. Дело в том, что пропускная способность большинства автомобильных трасс, как федеральных, так и региональных и муниципальных, в значительной степени определяется пропускной способностью расположенных на них переездов через магистральные железные дороги. Увеличение частоты движения поездов и организация скоростного движения по железным дорогам фактически блокируют транспортное сообщение через переезды, перегружают другие участки автомобильных дорог. А ведь по территории столичной области проходят железнодорожные пути 11 направлений. И на всех наблюдается довольно интенсивное движение пассажирских поездов как пригородного, так и дальнего сообщения.
– На железнодорожных путях построены более 490 железнодорожных переездов. На многих из них в часы пик шлагбаум открывается для пропуска автотранспорта лишь на несколько минут. Вот и образуются у переездов многокилометровые пробки. При этом вместе с автомобилистами вынуждены ждать открытия шлагбаума и экстренные службы: машины скорой помощи и пожарные машины. На Горьковском направлении и на Октябрьской магистрали проблема усугубилась с пуском скоростных пассажирских экспрессов. Особенно тревожная транспортная ситуация сложилась в городе Долгопрудном, где автомобилистам приходится преодолевать сразу 3 переезда, а также в Ступино, где переезд расположен в самом центре города, разделяя его на 2 части.
 – Нами определены 100 наиболее загруженных переездов, которые планируется реконструировать в первую очередь, – дополняет эту информацию Александр Зайцев. – Согласно трехстороннему соглашению, заключенному между правительством Московской области, Федеральным дорожным агентством и ОАО «РЖД», 17 первоочередных переездов вошли в проект «Свободный переезд» губернаторской программы «Наше Подмосковье». Строительство семи из них уже ведется. Кстати, все путепроводы прокладываются по индивидуально разработанным проектам.
На пресс–конференции журналистам сообщили, что строительство путепровода у платформы Хлебниково в городе Долгопрудный будет завершено до конца нынешнего года. Заключены государственные контракты на строительство шести переездов: у платформы Перхушково в Одинцовском районе, на 33–м км Можайского шоссе, на 1–м км дороги Ступино – Городище – Озеры и на пересечении с железной дорогой у деревни Жулево, на 20–м км Носовихинского шоссе в Ногинском районе. А также в Павловском–Посаде и Долгопрудном у платформы Новодачная. Все они вступят в эксплуатацию до конца 2017 года.
– Но этих мер, разумеется, совершенно недостаточно, – снова включился в разговор Петр Иванов. – Поэтому еще 50 путепроводов будут построены в рамках государственно–частного партнерства. Они могут иметь как тоннельный вид, так и проходить над железнодорожными путями. Они станут платными и должны снять остроту проблемы с железнодорожными переездами, как это уже происходит на практике на платных автотрассах. При этом согласно закону у всех 50 путепроводов появятся бесплатные переезды–«дублеры». Они должны находиться на расстоянии не больше, чем в 5 км от платных.
 Руководители дорожного хозяйства дали четко понять, что прокладка платных путепроводов – мера вынужденная, обусловлена непростой экономической ситуацией, которую мы все сегодня переживаем. И привели убедительные доводы, с которыми трудно не согласиться. Стоимость одного железнодорожного переезда обходится в 3–4 млрд рублей. Умножьте эту сумму на 100. Конечно, получить такую сумму из федерального бюджета нереально. Из регионального бюджета тем более. Выделяемых областным правительством финансовых средств хватает лишь на ремонт и текущее содержание региональных и муниципальных автомобильных дорог.
 – Поэтому к строительству решено привлечь инвесторов, тем более что желающие нашлись, – говорит Константин Ляшкевич. – В конце прошлого года управление дорожного хозяйства заключило контракт на разработку концепции по прокладке платных путепроводов. Победитель конкурса – компания–проектировщик ЗАО «Петербург–Дорсервис» должна определить наиболее привлекательные места с инвестиционной точки зрения. С этой целью сотрудники компании изучали плотность и интенсивность транспортных потоков, наличие альтернативных переездов, проводили экспертизы прав на земельные участки, примыкающие к переездам. Срок разработки концепции истекает. Впереди – конкурс среди инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие дорожного хозяйства. Первые платные путепроводы могут появиться уже в 2015–2016 годах. Сроки строительства будут зависеть от выбранной технологии, а предполагаемые сроки окупаемости около 23 лет. Затем инвестор передаст дорожный объект в собственность области.
После многочисленных вопросов, которые задавали журналисты, удалось выяснить, что основным подрядчиком по прокладке платных путепроводов, скорее всего, станет ЗАО «Региональные платные дороги», взявшее на себя ответственность за сооружение переезда на перегоне Взлетная – Востряково. Этот проект, возможно, окажется пилотным. На пресс–конференции были названы и другие проекты, над которыми еще предстоит работать. Среди них и платный путепровод на участке между станциями Железнодорожная – Купавна. Строительству переездов в столичной области должна способствовать работа по возведению ЦКАД, поскольку в дело вовлекаются участки, обладающие инвестиционной привлекательностью. Тем не менее Петр Иванов откровенно признался, что из 50 планируемых платных переездов с 30 пока нет никакой ясности. Так что, судя по всему, снизить остроту проблемы с железнодорожными переездами удастся не скоро.
Не менее острой за последние годы стала и проблема парковок автомобилей. Московская область по уровню автомобилизации занимает третье место в России, выше он лишь на Камчатке и в Приморском крае. Количество машин превысило региональный уровень – 420 автомобилей на тысячу человек. До 53% из них паркуются сегодня около жилых домов и до 40 – на улично–дорожной сети. Губернатор области Андрей Воробьев обязал дорожников принять все меры, чтобы освободить улицы и дворы, а также проезжие части дорог от неправильно паркуемых автомобилей, повысить доступность общественного транспорта. Реально ли решить поставленную задачу? Опыт, накопленный в Раменском районе, доказывает, что вполне реально. Его решено перенести во все районы Подмосковья. Министерство транспорта Московской области определило около 220 мест, где планируется создать плоскостные транспорт-
но–пересадочные узлы.
– С целью повышения привлекательности общественного транспорта и удобства пассажиров подготовлен перечень железнодорожных станций и пунктов массового прибытия и отправления автобусов. На территории области находятся свыше 480 железнодорожных станций и автобусных остановок. Муниципальным образованиям рекомендовано рассмотреть прилегающие к ним территории как места для обустройства транспортной инфраструктуры. Сегодня практически повсеместно они представляют собой места хаотичной торговли с беспорядочно припаркованным личным и коммерческим автотранспортом. Точки розничной торговли оставляют пассажирам узкие проходы. Отсутствуют пешеходные переходы, заездные карманы, остановочные павильоны. Словом, работа здесь предстоит объемная и серьезная, – считает Александр Зайцев.
 На пресс–конференции поднимались и обсуждались и другие проблемы транспортного обслуживания населения. В частности, журналистов проинформировали, как помимо решения проблем с железнодорожными переездами и парковками для легковых автомобилей в Подмосковье реализуются другие программы, касающиеся дорожной отрасли.
В прошлом году в рамках программы «Наследие» по просьбам жителей области построили 17 дорог к храмам, более 80 безопасных пешеходных переходов, 22 удобных поворота автотрасс и установили 100 дорожных указателя. Два объекта перенесены на текущий год. Дорожники приступили также к реализации программ «Тротуар», «Остановка» и «Грунтовая дорога». За три года все 370 км грунтовых дорог в столичной области они обязаны перевести в категорию автотрасс с твердым покрытием. Для оптимизации движения грузового транспорта на сайте Центра безопасности дорожного движения Московской области размещена интер-
активная карта с адресами парковок и наличием на них свободных мест. За прошлый год вступили в эксплуатацию 7 новых стоянок и созданы свыше 1000 дополнительных машиномест. Общее количество их уже превысило 4000. Также на базе ЦБДД работает Центр мониторинга, отслеживающий перемещение по автомагистралям более 10 тыс. машин, оснащенных спутниковой системой ГЛОНАСС. В нынешнем году их количество возрастет до 20 тыс., в том числе за счет легкового такси, машин скорой помощи и автотранспорта, перевозящего опасные грузы.
В области приступили и к реализации проекта «Наземное метро», входящего в программу развития Московского железнодорожного узла. Первой ласточкой стал запуск уже в этом году 4–го главного пути на участке Химки – Ленинградский вокзал столицы, что позволит сократить интервал движения поездов в часы пик до 5 минут. До 2020 года дополнительные главные пути будут проложены еще на 8 направлениях, общая протяженность их в Подмосковье составит 125 км. Для обновления подвижного состава в подмосковные мотор–вагонные депо в этом году поступят 26 самых современных комфортабельных электричек серии ЭДМ–400 и ЭДМ–500, выпуск которых освоен в Орехово–Зуевском районе на Демиховском заводе. В том числе 8 скоростных электропоездов. Альтернативой традиционных электричек скоро может стать скоростной трамвай «Стрела». Он будет курсировать из Химок до столичной станции метро «Планерная» и позволит жителям Подмосковья добираться до метрополитена в три раза быстрее, чем на другом наземном транспорте. Однако надо признать, что разработанный специалистами проект прокладки линий скоростного трамвая по подмосковным автодорогам фактически застопорился. Так, на пресс–конференции Александр Зайцев откровенно признался, что строительство линии по шоссе Энтузиастов до города Балашиха, в котором существуют серьезные транспортные проблемы, отложено на неопределенный срок.
Большие планы намечены по обновлению в столичной области пассажирского автобусного парка. Сегодня по городским и межрайонным трассам курсируют комфортабельные автобусы, еще недавно перевозившие участников и зрителей зимней Олимпиады в Сочи. Всего до 700 таких автобусов теперь обслуживают жителей Москвы и области. Кроме того, с нынешнего по 2016 год на подмосковные автотрассы поступят 1615 высокотехнологичных новых автобусов ЛиАЗ.
Что касается качества и эксплуатационной надежности автомагистралей, то в прошлом году был произведен ремонт 132,5 км региональных и межмуниципальных дорог. В нынешнем году предстоит «оздоровить» 512 км трасс регионального и 542 км местного муниципального значения.
На этом можно было бы поставить точку. Однако журналисты хотели узнать, что выявила проверка расходования средств, выделенных из госбюджета на строительство новых и реконструкцию старых автомобильных дорог в Московской области в период 2011–2013 годов. Ее провели эксперты Счетной палаты РФ. И они констатировали, что в 2012 году не удалось в запланированные сроки сдать в эксплуатацию ни одного из четырех пусковых объектов. Это обустройство подъездного участка дороги к городу Жуковский, строительство дороги в районе Подольска, реконструкция участка трассы Щелково – Фряново, а также возведение эстакады в городе Котельниково. Александр
Зайцев сослался на объективные причины: позднее поступление средств, несвоевременное проектирование сдаточных объектов, что потребовало провести дополнительную их экспертизу и пересогласование принятых проектных решений. Но чем оправдать тот факт, что к началу 2014 года до 70% выделенных средств все еще не были дорожниками освоены? Теперь предстоит наверстывать упущенное. Так что текущий год станет для дорожников Московской области довольно напряженным. Впрочем, иного в правительстве и министерстве транспорта и не ожидали. И заверяют, что готовы решить все поставленные на этот год задачи.

Владимир ЧИСТОВ


19.06.2014



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться