Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

…И распахнутся в Крым ворота

Как идет строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

Эх, путь–дорожка

«Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить», – такую нелестную характеристику дал казачьей станице Михаил Лермонтов в романе «Герой нашего времени».
Но с тех пор много воды утекло, и сегодня Тамань, ведущая свою историю от древнегреческого полиса Гермонасса, основанного более 2600 лет назад, – старейшая казачья станица на Кубани с населением 10,2 тыс. человек, крупный сельскохозяйственный, туристический и курортный центр Таманского полуострова.
Дальнейший импульс развитию не только Крыма и Кубани, но и всего Юга России придаст Крымский мост, строительство которого идет опережающими темпами.
Во время поездки в Керчь, где прошла выездная коллегия Министерства транспорта РФ, корреспондент «ТР» в составе делегации Минтранса имел возможность ознакомиться с ходом строительства как самого транспортного перехода через Керченский пролив, так и автодорожного подхода к нему.
…За окном автобуса – 30–градусная жара, выжженная степь, древние курганы, стройные ряды виноградников, огромные плантации наливающихся соком арбузов…
В настоящее время федеральная дорога А–290 – М–25 Новороссийск – Керченский пролив является основной трассой, по которой через паром осуществляется транспортное сообщение Крымского полу-
острова с материком. От этой дороги строится современный автомобильный подход к Керченскому мосту и перспективному сухогрузному порту Тамань протяженностью 42 км. При строительстве дороги задействованы порядка 400 единиц техники и свыше 1000 рабочих и инженеров. Объем финансирования на 2017 год составляет более 7 млрд руб. Об этом рассказали представители ООО «Стройгазмонтаж», которое является подрядчиком проекта.
Новая четырехполосная трасса категории 1Б с расчетной скоростью движения 120 км/ч пройдет через весь Таманский полуостров до косы Тузла. Ожидается, что к 2034 году интенсивность движения в обоих направлениях составит не менее 36 тыс. автомобилей в сутки. В целях обеспечения безопасности движения на всем протяжении дороги будут установлены барьерные ограждения и мачты освещения, оборудованы автоматические комплексы весогабаритного контроля, по обеим сторонам дороги появятся благоустроенные площадки отдыха. Информационные табло над полосами дороги будут заблаговременно оповещать водителей о дорожной обстановке.

От бомб – до артефактов

Площадь участка земли, отведенного под строительство дороги, составляет более 300 га. Проектировщики при прокладке трассы учитывали естественный рельеф местности, чтобы сократить объем земляных работ. Баланс земляных масс посчитан с минимальным дефицитом, то есть весь грунт выемки используется в грунтах насыпи (две самые большие выемки грунта находятся на 7–8–м км и 38–40–м км, на примыкании к мосту). Трасса проложена так, чтобы свести к минимуму ущерб, наносимый сельскохозяйственным угодьям, и сохранить уникальные археологические памятники, которыми так богата Таманская земля.
Большинство таких территорий дорога огибает, тем не менее в полосу отвода попали порядка 40 археологических памятников, в том числе 9 курганов. Археологи получили уникальную возможность выполнить полный комплекс охранно–спасательных раскопок и обнаружили бесценные артефакты: остатки древнеримской виллы, хазарского поселения, военного лагеря периода Тмутараканского княжества Киевской Руси, деревни времен власти Османской империи, а также более 150 разновременных захоронений.
Сотни находок переданы в музеи Тамани и Керчи. Среди них клад из 15 серебряных монет общим весом более 300 г, отчеканенных, как предполагают специалисты, на монетных дворах Испании в середине XVII века. Или найденная в Керченской бухте у мыса Ак–Бурун терракотовая голова древнегреческого божества, датируемая IV–V вв. до н.э. Кстати, ее можно посмотреть в ГУМе, на Красной площади, на выставке, посвященной строительству Крымского моста.
На Тамани во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. До начала строительно–монтажных работ саперы обследовали 600 га суши и акватории, нашли и обезвредили более 700 взрывоопасных предметов, включая 14 фугасных бомб. Самая крупная, 250–тонная бомба была найдена в районе примыкания к мосту.

Пять транспортных развязок

Проектом автомобильного подхода к мосту предусматривается строительство пяти транспортных развязок, в составе которых 8 искусственных сооружений (путепроводы и эстакады). Длина всех развязок составляет более 10 км. В составе дороги имеются 69 водопропускных труб по главному ходу и 15 труб по развязкам. Кроме этого, для связи разобщенных территорий будут построены еще 7 путепроводов, необходимых для беспрепятственного передвижения сельскохозяйственной техники местных фермеров.
…Мы едем по технологической дороге, по которой в августе 2016 года в полном объеме запустили рабочее движение. Ее построили специально для доставки грузов на строительные площадки Крымского моста и подходы к нему. Кстати, до того, как была проложена специальная технологическая дорога, мостостроители восстановили более 30 км межмуниципальных дорог на Таманском полуострове, которые использовались для доставки грузов на стройку моста. Тогда же были подведены все необходимые коммуникации и создана вся вспомогательная инфраструктура: три рабочих моста, 10 технологических и промышленных площадок с одним асфальтобетонным и тремя бетоносмесительными узлами, временные причалы и вахтовые городки.
В настоящее время на 100% выполнены работы по срезке растительного грунта на всем протяжении трассы, осталось выполнить менее 5% работ по устройству земляного полотна. В течение августа работы по устройству земполотна будут завершены, а до конца 2017 года в полном объеме будут выполнены работы по устройству дорожной одежды.
Первая транспортная развязка соединит новую магистраль с существующей дорогой А–290 (0–й км). При этом основное движение по дороге были изменено: трасса пойдет в сторону Керченского моста, а движение в направлении порта Кавказ предусматривается через съезды развязки.
Подъезжаем ко второй развязке с автодорогой Вышестеблиевская – Сенной (6–й км). Это самый длинный путепровод протяженностью около 200 м, здесь будет пересечение с двумя железными дорогами: старой – на порт Кавказ и новой, идущей к Керченскому мосту. К слову, в течение ближайших 10 лет все действующие железнодорожные пути Таманского полуострова будут реконструированы, поскольку здесь будут построены новые причалы и нефтеперерабатывающие заводы.
Проехав примерно половину и миновав 6 путепроводов на дорогах местного значения для проезда сельскохозяйственной техники, на 17–м км дороги проезжаем участок, где идет укладка двухметровой водопропускной трубы – самой большой на объекте.
На пересечении с дорогой Тамань – Веселовка (27–й км) будет построена третья транспортная развязка. Здесь проектируемая дорога пройдет под путепроводом, два разнесенных съезда позволят транспортным потокам двигаться во всех направлениях.
Транспортная развязка с автодорогой Тамань – Волна находится на 34–м км строящейся магистрали. Старая дорога будет проходить на нижнем уровне. Здесь также будут устроены два съезда.
Наконец, мы подъезжаем к самой большой и сложной транспортной развязке с перспективным морским портом Тамань (39–й км). Ее конфигурация обусловлена близостью расположения проектируемой железной дороги, а также необходимостью обеспечения транспортного сообщения между станицей Тамань и рыбколхозом. Данная развязка будет проходить над двумя дорогами – автомобильной и железной.
Как говорят подрядчики, здесь дорожникам предстоит выполнить большой объем земляных работ: отметка низа выемки для железной дороги будет на 6 м ниже, чем выемка для земполотна.

Меж двух берегов и двух морей…

Впереди – мыс Тузла, который является естественной границей между Черным и Азовским морями, именно здесь берет начало транспортный переход через Керченский пролив. Эксперты рассматривали более 70 вариантов транспортного перехода, но остановились на строительстве моста именно в районе косы Тузла. Трасса пролегает по существующей дамбе и через протоку выходит на остров Тузла, далее пересекает Керчь–Еникальский канал и, огибая с севера мыс Ак–Бурун, выходит на Крымский берег.
Проект Крымского моста – это 570 томов, или 30 гигабайт документации. Общий вес необходимых для строительства материалов составляет 12 млн тонн – вдвое больше веса египетской пирамиды Хеопса. Это один из крупнейших мостов России протяженностью 19 км. Он будет состоять из автомобильной и железнодорожной трасс, идущих параллельно.
Автомобильный мост будет иметь 4 полосы движения. Расчетная скорость движения автотранспорта – 120 км/ч, пропускная способность трассы – до 40 тыс. автомобилей в сутки. Железная дорога будет иметь две колеи с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки. Расчетная скорость движения пассажирских поездов – 120 км/ч, грузовых – 80 км/ч.
«Главный проверяющий» на мосту – рыжий кот Мостик. Он еще котенком прибился к охранникам на КПП и стал своеобразным талисманом. Нас он не встретил, видимо, ушел по важным делам…
Наш автобус проезжает площадку для досмотра транспортных средств. Каждое утро около 100 автобусов доставляют на мост рабочих из вахтового городка, расположенного недалеко от Тамани и рассчитанного на 3,5 тыс. человек. На противоположной, керченской стороне в рабочем поселке живут 2 тыс. человек. Проверка автобусов занимает не менее часа, поэтому построен отдельный съезд для автобусов и грузовиков, которые также проходят тщательный досмотр, прежде чем заедут на территорию объекта.
На объекте работают 22 мостоотряда, каждый из которых отвечает за свой участок работ, начиная от устройства опор и заканчивая плитой проезжей части. Одновременно работают более 5 тыс. человек, а с учетом вахты – более 10 тыс. рабочих и 1,5 тыс. ИТР. На стройке используются порядка 200 единиц основных средств и механизмов, без учета транспорта, и около 30 плавсредств.
Мы проезжаем мимо площадки для укрупнения труб диаметром 1420 мм, которые служат основанием для моста. Здесь на стапелях методом автоматической сварки трубы укрупняют до 36 м и далее на тралах перево-
зят к месту погружения. Рядом находится цех по нанесению гидроизоляции на укрупненные трубы.
Продолжаем движение по одному из временных технологических мостов, общая протяженность которых превышает
5 км. Сейчас мостостроители делают упор на строительстве автомобильной дороги.
Крымский мост строится одновременно на 8 морских и сухопутных участках, разделенных по технологическому и территориальному принципу. На всем протяжении моста под автомобильную дорогу сооружаются 287 опор, расстояние между ними составляет в среднем 52 м. Общее количество опор – 595 штук. Ввиду того, что коса Тузла постоянно находится в движении, было принято решение даже на суше строить мост на опорах, от насыпи пришлось отказаться. Для защиты от волн с обеих сторон косы выполнены каменные насыпи – бермы.
На косе Тузла находятся участки № 1 и 2. На первом участке строители завершили работу над фундаментами 46 автодорожных и железнодорожных опор. Для этого сформировали почти 700 буронабивных свай и погрузили 32 трубосваи. Надо сказать, что при строительстве Крымского моста применяются сваи трех типов – призматические, буронабивные и трубчатые, установленные на разную глубину в зависимости от геологии участка. На участке №1 основанием для опор служат буронабивные сваи диаметром 1200 мм с глубиной погружения до 50 м. Здесь уже уложены железобетонные плиты пролетного строения. В июле мостостроители приступили к укладке асфальтобетонного нижнего слоя, выполнено порядка 300 м.
По дороге мы наблюдаем процесс укрупнения пролетного строения, которое собирается на временных опорах, укрупняется, а потом опускается на опорную часть методом продольной надвижки.
На участке № 3 под названием «Протока», который расположен между косой Тузла и о. Тузла, применяется технология поперечной надвижки пролетных строений. Пролеты собираются на берегу, транспортируются на низкопрофильных тележках по временному мосту РМ–1 и устанавливаются на морские опоры. Длина этого морского участка 1700 м. Именно здесь проходит водораздел между Азовским и Черным морями.
Въезжаем на о. Тузла, его длина 6,5 км, территориально это уже Республика Крым. Здесь начинается участок № 4.

Мощь и точный расчет

Мы пересаживаемся на судно «Горгиппия» и идем в сторону Керчь–Еникальского судоходного канала, по которому осуществляется транзитное движение кораблей из Черного моря в Азовское и обратно.
Керчь–Еникальский канал проложен в Керченском проливе в XIX веке. Проектная глубина канала – 9,35 м, но фактические глубины на многих участках не выдерживаются из–за заиливания дна. Последняя реконструкция канала проводилась в 1968–1969 годах. Государственное унитарное предприятие «Крымские морские порты» планирует в ближайшие годы организовать реконструкцию канала для подтверждения проектных глубин.
Участок № 5. Здесь видно, как будущий мост постепенно набирает высоту: начинается плавный подъем опор по направлению к фарватеру. Всего в акватории будут установлены 173 опоры. Точная привязка сооружаемых опор осуществляется с помощью 11 геодезических пунктов, установленных в море.
Мимо проплывают две самые мощные опоры Крымского моста в районе фарватера. Их возведение началось в августе 2016 года. В каждой опоре по 95 свай диаметром 1420 мм. Максимальная глубина погружения свай – до 80 м. Фарватерные опоры защищены от навала судов специальными защитными устройствами (палами). На них встанут судоходные арки – автомобильная и железнодорожная. Длина арок 287 м, высота – 35 м от уреза воды. Это единственное место, где два независимых, идущих параллельно друг другу моста соединяются в один элемент. Это необходимо для большей устойчивости всей конструкции. Здесь проведен самый большой объем работ по забивке свай. Важно, что в течение всего процесса строительных работ не было ограничений для судоходства по Керчь–Еникальскому каналу.
Арки собраны в Керчи на стапелях и готовы к транспортировке. Параллельно со сборкой арочных пролетов на стройплощадке в Керчи и строительством фарватерных опор в Керченском проливе в Севастополе с лета прошлого года велась работа по созданию плавсистемы, предназначенной для транспортировки и подъема на фарватерные опоры арок Крымского моста. В первых числах августа плавучая система была доставлена в Керчь.
Уникальная для отечественного мостостроения операция по транспортировке арочных пролетных строений к фарватерным опорам пройдет в августе. Сначала будет установлена арка железнодорожного моста, затем – автодорожного. Операция будет проходить только в отведенные для этого календарные «окна», причем ограничения движения судоходства не будут превышать 72 часов в течение одного временного «окна». Строители рассчитывают выполнить основные работы на фарватере до наступления осенних штормов.
Подмостовой габарит шириной 185 м и высотой 35 м обеспечит беспрепятственный пропуск всех судов, курсирующих через Керчь–Еникальский канал. Параметры подмостового габарита рассчитаны на основании тщательно проведенного анализа сведений о судоходстве в Азово–Черноморском бассейне. Специалисты максимально учли все морские суда, осуществлявшие плавание в течение последних лет по судоходным путям Керченского пролива. Учтены и прогнозные параметры развития судоходства в Азово–Черноморском бассейне.
Со стороны Крыма строители также ведут работы по монтажу пролетных строений методом продольной надвижки.
В феврале 2017 года на крымской стороне началось строительство автомобильного подхода к Крымскому мосту длиной 8,6 км. Отсюда берет начало современная скоростная трасса «Таврида» протяженностью 237,5 км. Ее строительство началось в мае 2017 года. Дорога первой технической категории – четыре полосы, барьерные ограждения, никаких пересечений в одном уровне, расчетная скорость движения – 120 км/ч – пройдет через весь Крымский полуостров и дойдет до Севастополя.
Сегодня на объекте производятся все технологические операции и работы по сооружению транспортного перехода – устройство свайного основания на железнодорожном мосту, устройство опор, сборка и монтаж пролетных строений, в том числе на морских участках. На пролетных строениях автодорожного моста ведутся работы по устройству деформационных швов, гидроизоляции и устройству нижнего слоя покрытия.
После ввода в эксплуатацию Крымского моста (в декабре 2018 года будет запущено автомобильное движение, в декабре 2019–го – железнодорожное) транспортный коридор заработает в полном объеме. В результате новая автомагистраль существенно разгрузит дорожную сеть Тамани и отведет транзитные потоки от населенных пунктов. С этого момента путь через Таманский полуостров и Керченский пролив займет не более часа. Ворота в Крым будут открыты.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Москва – Керчь – Москва

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Когда верстался номер, стало известно, что мостостроители выполнили подъем железнодорожного арочного пролета Крымского моста на фарватерные опоры – на высоту 35 м от уровня моря. Конструкцию весом более 6 тыс. тонн поднимали с помощью грузоподъемного оборудования под контролем ведущих инженеров проекта. Процесс подъема арки на проектную высоту занял около 12 часов.
Арку подняли на 700 тросах мощными домкратами, закрепленными на опорах. Для монтажа габаритной конструкции понадобились 16 устройств грузоподъемностью 650 тонн каждое. Это позволило повысить запас прочности по подъемным механизмам на 40%.
В целом операция объединила больше сотни специалистов – моряков, профильных инженеров, сотрудников научно–исследовательских институтов и рядовых мостостроителей.
В ближайший месяц строители смонтируют концевые элементы арки, а также проведут ее раскружаливание – опустят на специальные опорные части.

 



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться