Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ключи от Арктики

Создание Мурманского транспортного узла вступает в заключительную фазу.

В перспективе – хаб

По данным администрации Мурманской области, треть объема работ по созданию Мурманского транспортного узла выполнена. МТУ, напомним, один из наиболее значимых приоритетных проектов, включенных Правительством РФ в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Мурманский транспортный узел является крупнейшим на севере России. Порт Мурманск – самый северный из незамерзающих портов страны, крупнейший в мире порт, расположенный за Северным полярным кругом. Большие глубины на подходных фарватерах, протяженность которых составляет 22 мили, обеспечивают доступность порта для современных судов.
Целью проекта комплексного развития МТУ является, в частности, создание действующего круглогодичного глубоководного морского порта на западном берегу Кольского залива для переработки нефтеналивных грузов и перевалки угля, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». При этом переориентация перевалки грузов в российские порты – стратегическая задача для роста экономики страны.
Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача и на Северо–Западе, и в целом по стране обеспечить комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры, увязывать строительство таких объектов с текущими и перспективными потребностями бизнеса и граждан, вводом в строй обеспечивающей инфраструктуры. И конечно, нужно добиться слаженной работы всех уровней власти при реализации наиболее значимых приоритетных проектов.
Один из таких приоритетов – развитие Мурманского транспортного узла. По плану проект должен быть реализован в 2020 году. На увеличение портовых мощностей Мурманска завязаны проекты на Арктическом шельфе и планы по развитию Северного морского пути, а также поставки за рубеж продукции, в том числе угля. При выборе площадок для создания новых портовых мощностей нужно уделять приоритетное внимание вопросам экологии, считает президент, максимально внимательно относиться к этим вопросам, учитывать интересы жителей близлежащих районов.
По оценкам Минтранса России, проект развития Мурманского транспортного узла  нацелен на переориентацию грузовой базы в российские порты. И помимо этого реализация именно в Мурманске такого проекта обеспечит для России надежный выход в Мировой океан, который не контролируется другими государствами, минуя Датский, иные проливы. А это расширит доступ к рынкам Европы и Северной Америки.
Перевалка грузов, в первую очередь угля, в Мурманском порту позволит сократить издержки грузоотправителей на его транспортировку по сравнению с другими маршрутами. Особенно это актуально для месторождений, которые расположены непосредственно в Арктическом регионе России.
На данный момент Минтрансом совместно с Минэкономразвития подготовлен сценарий реализации этого проекта, включающий как использование механизма концессии, так и продолжение работ в рамках заключенных государственных контрактов с привлечением внебюджетных средств.
В реализации проекта заинтересованы крупнейшие компании нашей страны, такие как «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», «РЖД», «ФосАгро», «Восток-
Уголь». При этом и Роснефть, и «Новатэк» уже готовы реализовывать на левом берегу Лавны, там, куда строится железная дорога, свои собственные проекты, необходимые для развития новых месторождений в Арктическом регионе. Инвесторами проекта подписано соглашение, которое предусматривает его реализацию на принципах take or pay («бери или плати») в части строительства угольного терминала.
Кроме того, Газпромбанк подтвердил готовность финансировать этот проект в дальнейшем на принципах инфраструктурной ипотеки под гарантии Правительства РФ с расчетом в последующие бюджетные периоды. С учетом широкой поддержки этого проекта крупными инвесторами сегодня понятно, как привлечь в проект в целях его завершения до 2020 года недостающие бюджетные 23 млрд за счет внебюджетных средств с последующим размещением для достройки железной дороги.
Суммируя, можно констатировать, что главная цель проекта по развитию МТУ – создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба. Речь идет о создании центра переработки грузов, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг». Проект предусматривает строительство на западном берегу Кольского залива железнодорожной инфраструктуры, в том числе ветки от станции Выходной до станции Лавна. Это объекты федеральной собственности.
За счет средств частных инвесторов должны быть построены угольный и нефтяной терминалы. Кроме того, на восточном берегу залива предполагается реконструировать уже имеющиеся мощности по перевалке угля и построить новый контейнерный терминал. По данным министерства транспорта Мурманской области, общий объем финансирования МТУ составляет 144,9 млрд руб., в том числе 55,6 млрд из федерального бюджета и 89,3 млрд из внебюджетных источников.
Роль Мурманского транспортного узла в экономическом развитии арктической зоны России очень велика. Реализация проекта подразумевает увеличение мощностей порта Мурманск, на который завязаны проекты разработки шельфа арктических морей и планы использования Северного морского пути. Кроме того, проект играет большую роль в перевалке угля, экспорт которого из России к 2030 году предполагается увеличить до 205 млн тонн в год. Мурманск входит в четверку портов, через которые переваливается основной объем российского угля, на его долю приходится около 13% перевалки этого вида топлива.

Трудности преодолимы

В рамках первого этапа проекта МТУ строится железнодорожная ветка Выходной – Лавна. Уже освоено около 14 млн руб. На объекте задействовано порядка 450 единиц техники и более 1000 рабочих.
Но если с федеральными объектами дело успешно движется, то при строительстве частных возникают проблемы. Основная причина – неблагоприятная рыночная конъюнктура. Из–за снижения цен на уголь российские угледобывающие предприятия вынуждены работать на грани или даже за гранью рентабельности. Определенную роль играет и политическая ситуация в мире, так как немалые объемы угля из Мурманска традиционно идут в Европу. Кроме того, для дорогостоящего строительства в условиях Заполярья бизнесу необходимы дешевые кредиты, получить которые сегодня нет возможности ни в России, ни за рубежом.
По мнению ряда экспертов, есть возможность обеспечить Мурманскую область доступным топливом. В частности, в Мурманске можно использовать механизм портовой особой зоны, поскольку он дает значительные налоговые льготы и преференции участникам ОЭЗ. Это хороший стимул для бизнеса, позволяющий ему сокращать сроки окупаемости проектов. Кроме того, сегодня ситуация в экономике такова, что для бизнеса более привлекательны краткосрочные инвестиции. Исходя из этого, для участия бизнеса в проекте МТУ целесообразно предусмотреть особые условия и гарантии.
Крупнейшая транспортная стройка Заполярья – Мурманский транспортный узел (МТУ) – в настоящее время меняет модель финансирования. Федеральные власти изменили адресную инвестиционную программу и перераспределили проектные субсидии с морских этапов проекта в пользу его железнодорожной части. Подписано распоряжение Правительства РФ согласно которому проект будет реализован за счет концессионного соглашения. Речь идет о строительстве угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном берегу Кольского залива и развитии уже существующей железнодорожной инфраструктуры на его восточном берегу.
МТУ призван объединить морские и железнодорожные перевозки. Воплощение в жизнь этого проекта позволит сократить дефицит портовых мощностей для перевалки навалочных грузов в европейской части России и переключить на создаваемый терминал часть российских внешнеторговых грузов, которые сегодня идут через порты сопредельных стран.

Необходимо ускорение

Сегодня основная задача – перейти к форсированному выполнению графика строительства. Подрядчик вынужден работать рваными темпами, что приводит к удорожанию стройки, к десинхронизации проектной документации.
В настоящее время Ленгипротранс проводит инженерные изыскания и приступил к разработке проектной документации по строительству вторых главных путей на первоочередных перегонах и станциях линии Волховстрой – Мурманск, где имеется дефицит пропускной способности. Развитие этого направления связано с ростом объемов перевозок в сообщении с портом Мурманск. По данным Института экономики и развития транспорта, перспективные объемы перевозок на этом направлении к 2025 году достигнут 45 млн тонн в год, что составит рост в 2,1 раза к уровню 2017–го. В структуре грузопотоков, следующих по сети ОАО «РЖД» через порт Мурманск, прогнозируется увеличение доли объемов перево-
зок каменного угля при снижении удельного веса рудных грузов, химических и минеральных удобрений и нефтепродуктов.
Для обеспечения перевозки перспективного грузопотока предполагается увеличение как размеров движения грузовых поездов, так и их длины и веса. Это в свою очередь вызывает необходимость обеспечения достаточной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на маршрутах следования перспективного поездопотока, в который входит и направление Волховстрой – Мурманск с подходами. В настоящее время унифицированные нормы длины поездов на данном направлении составляют 57 условных вагонов, а веса – до 4600 тонн. В перспективе данное направление будет приводиться к общесетевым нормам веса и длины, то есть унифицированный вес грузового поезда достигнет 6000–6300 тонн, а максимальный, с использованием инновационных вагонов грузоподъемностью 76 тонн, составит 7100 тонн.
Реконструкция направления Волховстрой – Мурманск по большей части связана с ликвидацией однопутных участков, удлинением приемо–отправочных путей на станциях и увеличением их количества в тех случаях, где это необходимо. Также в процессе реконструкции будут решаться существующие вопросы по развитию сортировочных станций.
Все мероприятия разделены на два расчетных срока – до 2020 и до 2025 годов и направлены на ликвидацию узких мест в пропускной способности практически на всем протяжении линии Волховстрой – Мурманск, а также на участке Маленьга – Беломорск. При этом в первую очередь работы будут проводиться на участках Мурманск – Кандалакша и Маленьга – Беломорск.
В минувшем году ГТЛК начала строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманска. Угольный перевалочный комплекс строится на основе государственно–частного партнерства. Инвестором строительства угольного терминала выступает ООО «Морской торговый порт «Лавна», бенефициаром является ГТЛК.
Предложенный механизм может представлять собой один из видов инфраструктурной ипотеки еще до внесения изменений в закон о государственно–частном партнерстве. Для реализации проекта привлечен якорный инвестор – глобальный сырьевой трейдер Mercuria, с которым подписан договор take or pay на 18 млн тонн угля ежегодно.
Создание Мурманского транспортного узла подразумевает строительство круглогодично действующего глубоководного морского центра по переработке наливных (нефть и нефтепродукты, сжиженный газ) и навалочных (уголь, удобрения, железорудные и другие концентраты) грузов, крупнотоннажных контейнеров, строительных грузов. Также через Мурманск должны пойти грузы снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы Северного морского пути.
Проект реализуется в три этапа.
Этап I – создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива и развитие действующей железнодорожной инфраструктуры Мурманского транспортного узла.
Этап II – дноуглубление акватории и водных подходов для угольного терминала. База обслуживающего флота с необходимой береговой инфраструктурой.
Этап III – дноуглубление акватории и водных подходов для нефтеналивного терминала.
Если брать создание МТУ в целом, можно выделить следующие направления:
– строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, в том числе строительство на западном берегу терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов;
– строительство на восточном берегу контейнерного терминала, реконструкция угольного терминала, строительство складской и дистрибуционной зоны, связанной с контейнерным терминалом;
– создание логистического центра;
– развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство железнодорожной ветки Выходной – Лавна, строительство 10 железнодорожных станций и парков, реконструкцию путевого развития 4 станций, реконструкцию железнодорожных подходов (от станции Волховстрой);
– развитие автодорожной инфраструктуры, в том числе улично–дорожной сети Мурманска;
– реконструкция автодороги «Кола»;
– осуществление работ по объектам федеральной собственности.
Проект реализуется в формате государственно–частного партнерства и предусматривает строительство объектов как федеральной, так и частной собственности.
Создание Мурманского транспортного узла (МТУ) идет в соответствии с планами, инфраструктура по проекту будет сформирована к концу 2019 года. Для обеспечения энергией новых объектов и повышения надежности энергоснабжения уже существующих потребителей принято решение о строительстве подстанции 330 киловольт «Мурманская». В инвестиционную программу «ФСК ЕЭС» включен соответствующий инвестпроект. Соответствующие мероприятия также запланированы к реализации и со стороны МРСК Северо–Запада.

Завтра начинается сегодня

И сегодня, не дожидаясь светлого завтра, АО «ММТП» добивается впечатляющих результатов. По итогам 2018 года объем перевалки грузов в Мурманском морском торговом порту составил около 16 млн 250 тыс. тонн, что на 3,5% выше показателей 2017 года. Об этом сообщил генеральный директор АО Александр Масько.
2018–й был годом стабильной, сложной, но интересной работы. В этом году выручка компании превышает 7 млрд руб. Чистая прибыль – 3 млрд. А налоговые отчисления – более
1 млрд. При этом 950 млн из них поступят в региональные бюджеты.
Одно из приоритетных направлений – активное участие в реализации арктической программы. В настоящее время объем перевалки грузов по арктическим направлениям составляет около 350 тыс. тонн. Особое внимание в деятельности предприятия занимают природоохранные проекты. В 2017–м была принята масштабная экологическая программа, стоимость которой превышает 3 млрд руб. Она разработана на основе лучшего общемирового опыта работы стивидорных компаний Китая, Японии, Австралии, Канады и включает 12 крупных проектов. Часть проектов уже реализована.
В минувшем году на реализацию социальных проектов портом был направлен 91 млн руб., причем на благотворительность – около 35 млн. Дополнительные возможности у жителей Мурманска и Мурманской области возникают благодаря различным формам поддержки, предлагаемым Сибирской угольной энергетической компанией, стопроцентной «дочкой» которой порт стал в 2018 году. В частности, при поддержке фонда «СУЭК – регионам» в 2018 году были реализованы четыре проекта, ориентированных на формирование комфортной городской среды и поддержку инициатив граждан.
Холдинг «Новапорт», который приобрел воздушную гавань Мурманска, представил обновленную стратегию развития аэропорта. Она рассчитана на период до 2025 года и предполагает строительство нового аэровокзального комплекса.
В настоящее время определяется один из двух вариантов реконструкции. Первый из них предусматривает поэтапную пристройку новых площадей к существующему аэровокзальному комплексу. Речь идет о возведении со стороны перрона и привокзальной площади новых двухэтажных корпусов, а также об объединении всего комплекса с существующим зданием в один терминал. Дополнительный блок планируется построить с правой стороны привокзальной площади, на месте нынешнего зала прилета В.
Также рассматривается вариант строительства нового аэровокзала. В этом случае будет возведено новое двухэтажное здание площадью до 30 тыс. кв. м, которое расположится слева от существующего здания, на месте зала прилета А. Однако в этом случае потребуется строительство привокзальной площади и перрона стоянки ВС у нового здания. Оба решения теоретически покрывают потребности аэровокзала с учетом 15–летней перспективы развития.
Некоторые показатели просчитаны до 2030 года. Так, к этому времени площадь аэровокзала планируется расширить до 17 200 – 20 328 кв. м. К 2020 году она должна составить 12 440 –
14 648 кв. м. В настоящее время аэровокзал занимает 7500 кв. м.
Ожидаемый пассажиропоток аэропорта Мурманска к 2020 году превысит 1 млн пассажиров. При этом на внутренние воздушные линии прогнозом отведено 94%, на международные – 6%. Прогнозируемый пассажиропоток на 2030 год оценивается в 1,7 млн пассажиров.
Общий объем инвестиций в проект составит не более 1 млрд руб.
В настоящее время холдингу «Новапорт» принадлежат доли в 11 региональных аэропортах. Помимо Мурманска речь идет о воздушных гаванях Новосибирска, Челябинска, Волгограда, Томска, Астрахани, Читы, Тюмени, Перми, Кемерово и Барнаула.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться