Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Пандемии вопреки

Транспортная инфраструктура развивается в рамках принятых программ и проектов, несмотря на эпидемию коронавируса.

Вот и подошел к концу 2020 год – необычный до такой степени, что известное сокращение «до нашей эры (н. э.)» всерьез предлагают трактовать как «до начала эпидемии». Шутки шутками, но эпидемия, точнее пандемия, оказала серьезное влияние на нашу жизнь: личную, общественную, экономическую. Что касается экономики, то в разной степени пострадали все без исключения ее сегменты. В каких–то отраслях негативные тенденции имеют уже явно выраженный характер, где–то влияние скажется с определенным временным лагом. То же самое можно сказать и о регионах, благо их у нас 83, есть что сравнивать и анализировать.

А как скажется пандемия на развитии инфраструктуры в регионах? Ведь на это влияет множество факторов. В частности, государственная политика в этой области, наполняемость региональных бюджетов, доля инфраструктурных расходов в этих самых бюджетах, развитие строительной отрасли в том или ином регионе. А также другие факторы, которые напрямую вроде и не связаны с развитием инфраструктуры, но опосредованно оказывают очень большое влияние. Например, масштаб ограничений деловой активности из–за пандемии. Так насколько же устойчива оказалась региональная инфраструктура к пандемии? Если она и «переболела», то в какой форме, а самое главное – какие могут быть последствия для ее развития? Ведь оно требует громадных вложений, как бюджетных, так и внебюджетных, окупаются они долго, и риски вложений, соответственно, высокие. Аналитики компании InfraOne провели исследование влияния пандемии и ее последствий на региональную инфраструктуру. Вот наиболее интересные моменты этого исследования.
Для оценки влияния пандемии и экономического кризиса на инфраструктуру регионов рассматривалась динамика показателей, от которых прямо или косвенно зависит ее развитие.
К ним относятся объемы строительных работ, инфраструктурные расходы регио-
нальных бюджетов, наполняемость последних за счет налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, учитывается, сколько заболевших было на конкретной территории относительно живущего там населения, что влияло на строгость и продолжительность ограничений, а также потери инфраструктурных компаний в выручке во время и после режима самоизоляции.
Результат региона в каждой из категорий оценивался по пятибалльной шкале, где высший балл означал фактическую неуязвимость региона к влиянию конкретного негативного фактора. Затем на основе этих данных выводилась итоговая оценка устойчивости инфраструктуры региона к пандемии и кризису (тоже в пятибалльном формате).
Региону, набравшему пять баллов в итоговом расчете, соответствовали минимальная заболеваемость коронавирусом, отсутствие потерь в выручке местных компаний, эксплуатирующих инфраструктурные объекты, существенное увеличение объемов строительных работ и инфраструктурных расходов бюджета и лучшая, чем в прошлые годы, наполняемость последнего. Однако субъектов Федерации, выполнивших одновременно все эти условия, не было.
Общий анализ этих факторов говорит, что ситуация с инфраструктурой в целом далека от критической: сложившиеся «пандемические» условия не вызвали обвального падения объемов строительных работ: в среднем по стране они колеблются на уровне прошлого года, а расходы региональных бюджетов на инфраструктуру заметно обгоняют прошлогодние. Но доходы региональных бюджетов уже начинают снижаться (в среднем более чем на 5%), что может привести к сокращению финансирования различных отраслей.
Но если государство сохранит намерение использовать инфраструктуру как один из драйверов ускоренного роста экономики и не станет радикально пересматривать Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в сторону уменьшения, то кризис в отрасли пройдет без существенных потерь.
Что касается транспортного комплекса, то практически во всех его сегментах национальные проекты в части инфраструктуры выполняются. И в первую очередь это касается нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В среднем по стране итоговая оценка устойчивости инфраструктуры региона к пандемии составила 4,2 балла из 5. Такой результат наблюдался у 21 региона из 83. Еще у 34 регионов оценка оказалась выше среднего уровня. Что интересно, судя по итоговым оценкам Москвы (3,9 балла) и Московской области (4 балла) – двух регионов с наиболее развитой инфраструктурой, – их устойчивость к кризисным явлениям оказалась наиболее низкой. На Московскую агломерацию пришелся основной удар пандемии, и, кроме того, на ее территории инфраструктура настолько хорошо развита и широко используется, что понесла наиболее существенные потери. Но надо понимать, что при улучшении ситуации процесс восстановления в этом регионе пойдет быстрее, чем в остальных.
Как видно из данных таблицы, разброс значений показателей, влияющих на устойчивость инфраструктуры, достаточно большой. Практически у всех регионов, которые показывали высокие результаты по какому–либо одному фактору, были низкие результаты по другим показателям. Равно как у отстающих субъектов были свои сильные позиции. Это как раз свидетельствует об устойчивости инфраструктуры к кризису, так как запас прочности есть и у «трудных» регионов.
Станет ли 2020 год глобально новой точкой отсчета развития, покажет время. Но региональная инфраструктура развивается в рамках принятых программ и проектов, что не может не радовать.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться