Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Деньги частные — дело общее

Качество жизни людей — главный приоритет при реализации инфраструктурных ГЧП-проектов

В России в течение последних 10–15 лет отмечается стабильное развитие ГЧП в транспортной сфере. Это происходит, несмотря на высокую инфляцию, экономические кризисы, переформатирование институтов развития и негативные регуляторные прецеденты.

Сформировано работающее концессионное законодательство. Заключен ряд крупных концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, многие из которых находятся на стадии реализации.

Однако, несмотря на наличие у инвесторов и кредиторов средств, доступных для вложения в новые инфраструктурные объекты, перечень их ограничен. «Зеленый свет» массовому запуску концессионных проектов позволит привлечь до 1 трлн руб. инвестиций в инфраструктуру и внести значительный вклад в достижение национальных целей, отмечается в аналитическом исследовании «Концессионный «ренессанс» в транспортной отрасли. Вызовы и возможности», подготовленном экспертами «ВТБ Инфраструктурный Холдинг».

ИНВЕСТИЦИИ НЕОБХОДИМЫ
Тема привлечения внебюджетных средств в строительство автомобильных дорог поднималась на совещании у Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ, где обсуждались результаты дорожного строительства в 2020 году и планы на 2021–2023 годы. Вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал о различных механизмах при реализации новых проектов на принципах государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных источников.

По словам Марата Хуснуллина, правительству предстоит доработать эти механизмы и в течение года представить ряд предложений, как дальше развить этот сектор привлечения внебюджетного финансирования. Он привел в пример успешный опыт реализации ГЧП-проекта в ЯНАО, где сдан в эксплуатацию мост через реку Пур, построенный на частные деньги. В планах — более активное использование средств Фонда национального благосостояния, в том числе при строительстве дороги Европа — Западный Китай.

По словам Антона Силуанова, Минфин поддерживает идею активного привлечения внебюджетных средств.

IRIIS — ЗНАК КАЧЕСТВА
Действительно, недостаточно проработанный инфраструктурный проект может создать серьезные проблемы как для частных инвесторов, так и для публичного партнера.

В 2020 году Россия наряду с ведущими странами мира начала активную работу по системному внедрению принципов качественных инфраструктурных инвестиций. Для продвижения такого подхода ВЭБ.РФ, Национальный центр ГЧП и АИКОМ по инициативе Минфина России разработали Национальную систему оценки качества инфраструктурных проектов IRIIS. Начиная с 2021 года она будет протестирована на пилотных проектах, в число которых вошли наиболее инновационные и прогрессивные проекты ГЧП, некоторое время назад запущенные в ряде регионов.

Об этом шла речь на онлайн-сессии, организованной ВЭБ.РФ, Национальным центром ГЧП и «ВТБ Инфраструктурный Холдинг». В мероприятии приняли участие более 300 человек — представители федеральных и региональных органов власти, профильные инвесторы, международные организации и ведущие эксперты.

Экспертам были представлены пилотные проекты, которые в начале 2021 года пройдут сертификацию по Национальной системе оценки качества инфраструктурных проектов. Пилотная апробация системы IRIIS будет осуществляться на трех проектах, два из которых связаны с дорожным строительством: создание нового восточного выезда из Уфы на автомобильную дорогу М-5 «Урал» и реконструкция автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» на участке км 160 — км 203.

«Последние несколько лет мы видим, как в мире меняются подходы к созданию инфраструктуры. При принятии инвестиционных решений уже недостаточно просто посчитать экономику проекта; важно понять, насколько создаваемые объекты будут отвечать международным стандартам, какие эффекты они дадут для населения, с какими экологическими рисками можно столкнуться, — подчеркнул генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Олег Панкратов. — Внедрение системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS нужно не для привлечения финансирования, а для успешности реализации инфраструктурных проектов. Сертификация станет знаком качества проекта».

Ожидается, что официально IRIIS может быть запущена уже к концу следующего года.

ДОРОГА ЖИЗНИ
Республика Башкортостан стала одним из первых регионов, где будет проходить апробация системы IRIIS. Глава республики Радий Хабиров объяснил свой выбор тем, что проект создания нового восточного выезда из Уфы на автомобильную дорогу М-5 «Урал» имеет огромное значение для города, по сути, это дорога жизни, которая придаст импульс развитию огромной территории — Зауфимья, где будет развернуто большое жилищное строительство с развитой социальной инфраструктурой. Выезд позволит разгрузить существующие трассы и обеспечить жителям более удобный и быстрый доступ к федеральной трассе М-5.

УСПЕШНЫЙ ОПЫТ

Успешным инфраструктурным проектом на основе государственно-частного партнерства стало строительство скоростной платной автодороги Москва — Санкт-Петербург. В 2013 году группа «ВТБ» и французская компания Vinci создали ООО «Магистраль двух столиц» (МДС) для реализации проекта строительства и эксплуатации 7-го и 8-го этапов автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург. Концессионное соглашение между Правительством РФ, от имени которого выступила Государственная компания «Российские автомобильные дороги», и МДС было подписано в конце 2014 года. Соглашение заключено на 27 лет, включая период строительства. Запуск участков дороги в эксплуатацию был осуществлен в 2019 году.

Инвестиции в проект составили свыше 80 млрд руб., из них капитальный грант от государства — 57,6 млрд руб., остальное — средства частных инвесторов. Это первый проект в России, профинансированный кредитами и облигациями, размещенными на рынке. Общая протяженность построенных участков составляет более 141 км, на них расположены 17 мостов, 44 путепровода и 1 тоннель под железной дорогой. В строительстве были задействованы до 7 тыс. человек и 500 единиц техники.

М-11 — это абсолютно новая дорога, которая была спроектирована и проложена в обход существующих населенных пунктов. С нуля такой протяженности скоростных трасс в России еще не возводили.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»

Полностью статью «Деньги частные — дело общее» можно прочитать в №7 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться