прошла путь система управления безопасностью полетов аэропорта Пулково
Управление безопасностью — ключевая функция системы, такая же, как управление финансами и людскими ресурсами. Система управления безопасностью представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности авиационной деятельности и включает необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры.
Опираясь на международную практику и позицию ИКАО в вопросе управления безопасностью полетов, задолго до опубликования государственных требований к разработке и применению системы управления безопасностью полетов (далее — СУБП), поставщиками услуг в аэропорту Пулково было принято решение о внедрении собственной СУБП. Это демонстрировало приверженность руководства вопросам безопасности, позволило занять одну из лидирующих позиций по уровню безопасности среди передовых отраслевых предприятий авиационно-транспортной системы Российской Федерации и стать образцом для других российских аэропортов.
При внедрении СУБП мы не ограничивались стандартным перечнем, в числе которых Руководство по управлению безопасностью полетов и Политика по безопасности полетов, а подошли к проблеме шире. Так, неотъемлемой частью СУБП мы считаем разработанные и внедренные у нас программы по предотвращению повреждений ВС от посторонних предметов и контроля дикой природы, а также Положение о системе добровольных сообщений и Руководство по обеспечению безопасности при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры в контролируемой зоне аэродрома.
И еще документы, регламентирующие деятельность многопрофильных групп, в числе которых комиссия по безопасности на ВПП аэродрома, как один из инструментов создания всеобъемлющих процедур для поддержания высокого уровня обеспечения безопасности и эффективного уменьшения количества связанных с ВПП авиационных событий.
Стоит отметить, что достижение целевых и пороговых показателей обеспечения безопасности полетов и в целом поддержание приемлемого уровня безопасности напрямую зависит от состояния культуры безопасности в организации, в том числе формируемой и поддерживаемой с помощью качественного обучения и подготовки персонала, обеспечения формирования компетентности работников на всем протяжении их активной профессиональной деятельности. По-настоящему эффективными инструментами для решения задач по подготовке и обучению персонала являются создание и развитие на базе аэропорта собственного лицензированного авиационного учебного центра, подготавливающего квалифицированные кадры и по направлениям, тесно связанным с обеспечением безопасности полетов.
Сегодня аэропорт Пулково имеет такой центр. Более того, по СУБП разработаны программы повышения квалификации для руководителей и сотрудников, а также для государственных служащих, обеспечивающих функционирование СУБП, пользующиеся популярностью в Российской Федерации и за рубежом. Руководящий состав аэропорта в обязательном порядке проходит такое обучение. Для вновь принятых работников мы организовали проведение вводного инструктажа по СУБП, выстроенного в соответствии с концептуальными рамками функционирования СУБП. Это позволяет сформировать у кандидатов набор характеристик и установок, утверждающих в качестве абсолютного приоритета вопросы безопасности. В настоящее время сложно представить эффективно функционирующую СУБП организации без регулярной информационной поддержки со стороны международных, региональных и отраслевых организаций, советов и комитетов. Необходимо поддерживать достаточный уровень осведомленности о состоянии отрасли и актуальных методах противостояния современным вызовам, стоящим перед авиационно-транспортной системой в целом. Необходимая поддержка в этом направлении обеспечивается посредством прямого участия в работе организаций, советов и комитетов. Аэропорт Пулково работает в региональной группе ИКАО по безопасности на ВПП и Совете по безопасности Росавиации.
Помимо этого, мы используем практику участия в вебинарах на платформах ИКАО, Международного совета аэропортов, Евроконтроля и других ресурсов, доступ к которым значительно расширился и которые в последнее время стали весьма популярны.
Роман КОРНЕЕВ,
инженер-инспектор
организационно-аналитической группы
инспекции по безопасности полетов
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»