Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новая реальность,

или Как сказалась пандемия на состоянии транспортной инфраструктуры

Новая реальность — такое определение нашли аналитики и экономисты состоянию экономики страны после целого года, который прошел в условиях распространения коронавирусной инфекции. Пришло время сверить часы и прикинуть, как эта новая реальность отразилась на транспортной инфраструктуре. Именно этим и занялись специалисты аналитического подразделения инвестиционной компании InfraOne, которые проанализировали основные показатели отрасли за отчетный период.

ЛИДЕР АНТИРЕЙТИНГА
Общий объем потерь в выручке инфраструктурных компаний по итогам 2020 года достиг 1,93 трлн руб., из которых 66% (1,27 трлн руб.) пришлось на транспортную инфраструктуру. Компании, эксплуатирующие такие объекты, в среднем потеряли 18,4% дохода, сообщается в исследовании. Авторы поясняют, что объемы годовой выручки в отрасли оценивались на основе данных о финансовых показателях профильных компаний за 2019 год в системе СПАРК. Выводы были сделаны с учетом информации от отраслевых министерств, ассоциаций и самих компаний. Источниками данных о падении или росте спроса служили официальные публикации федеральных и региональных властей, Росстата, сообщения профильных компаний и ассоциаций. При этом оценка потерь из-за ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса на территории России, приведена на 31 декабря 2020 года.

В транспортной сфере основной удар пришелся на компании, работающие с инфраструктурой воздушных перевозок. Так что авиаотрасль стала лидером своеобразного антирейтинга.

Из-за закрытых для прямых перелетов границ и низких пассажиропотоков на внутренних авиалиниях отрасль недополучила порядка 713 млрд руб., или около 42,5% годовой выручки. Из этих средств 113 млрд руб. пришлись на аэропорты, 600 млрд руб. — на авиакомпании. В среднем отрасль теряла 40-45 млрд руб. в месяц от недополучения выручки. Да, под конец прошлого года регулярное авиасообщение было возобновлено, однако лишь с несколькими странами. Без пересадок можно было попасть лишь в 12 государств, причем открытое еще в августе 2020 года сообщение с Великобританией из-за обнаружения новой мутации коронавируса приостановили в декабре и продлили это ограничение до февраля 2021 года. Сейчас россиянам разрешен въезд в более чем 30 стран мира, но не со всеми из них сейчас восстановлено регулярное авиасообщение.

Восстановление авиаотрасли будет тесно связано с возобновлением активных международных перелетов, но это будет зависеть от темпов вакцинации не только в России, но и за рубежом. В лучшем случае постепенный возврат к прежним значениям может начаться во втором квартале 2021 года.

КОМУ ЕЩЕ НЕ ПОВЕЗЛО
Упущенная выручка различных видов городского транспорта составила в 2020 году свыше 265 млрд руб. На доходы общественного транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро) и востребованность услуг такси и каршеринга влияла активность различных социальных групп. Например, в ноябре-декабре 2020 года в Москве и других крупных регионах эту активность ограничили для пенсионеров, старшеклассников, студентов, которые учатся дистанционно, и сотрудников, которые работают удаленно. В результате в эти месяцы загрузка общественного транспорта была примерно на 20-25% ниже, чем год назад. В целом эти подсферы потеряли с начала пандемии порядка 30% своей годовой выручки. Исключением стал сегмент такси, которому после весенних ограничений почти наполовину удалось компенсировать выпавшие доходы.

новая реальность 1

Потери от пандемии на железнодорожном транспорте, по оценке InfraOne, к концу прошлого года составили 143 млрд руб. Их сгладило улучшение ситуации с грузоперевозками, так как к концу года они стали расти и приближаться к прошлогодним показателям. Но пассажиропоток по меньшей мере в октябре и ноябре был ниже по сравнению с аналогичными месяцами 2019-го на 22% и 28% соответственно. То есть он падал значительнее, чем, например, на внутренних авиалиниях.

Показатели в сфере автомобильных грузоперевозок заметно снизились. Их осенне-зимнее падение (по данным Росстата, на 10,5-11%) было сравнимо с тем, что наблюдалось из-за пандемии весной — в начале лета (12-14,5%). Объем потерь соответствующих компаний по итогам года составил около 130 млрд руб., или почти 6,6% от годовой выручки, что, впрочем, является одним из самых низких значений для всех транспортных подсфер.

Перевозки на внутренних водных путях снизились в меньшей степени, чем прогнозировали до этого в отрасли (там, в частности, обещали почти 75-процентное падение пассажиропотока). По оценке аналитиков компании, в 2020 году перевезли примерно на 32-33% меньше пассажиров, чем годом ранее, и приблизительно на 8,5% меньше грузов. Это привело к недополученному доходу в отрасли в размере почти 16 млрд руб.

Полностью статью «Новая реальность» можно прочитать в №9 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться