Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мост примеряет «рубашку»

ОАО «РЖД» нужна программа комплексного обновления искусственных сооружений

Обрушение железнодорожного моста на забайкальском участке Транссиба стало одним из резонансных транспортных ЧП, произошедших летом 2021 года. Тогда из-за сильного размыва паводком опор моста через реку Ареда на несколько суток была парализована погрузка в адрес Дальневосточной железной дороги, встали и пассажирские поезда.

И хотя движение по двухпутному участку на перегоне Куэнга — Укурей Забайкальской дороги было восстановлено в короткий срок, происшествие стало тревожным симптомом, напомнившим о важной проблеме железнодорожной инфраструктуры — высоком износе мостов и искусственных сооружений. Вспоминается и прошлогодний инцидент, связанный с обрушением железнодорожного моста через реку Кола в Мурманской области…

ИСПЫТАНИЯ ВЕСОМ
Размыв опор железнодорожного моста — явление экстраординарное. Всего на сети — 30,5 тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью 993 тыс. пог. м (для сравнения: на российских автодорогах их более 42 тыс.). При этом треть российских железнодорожных мостов и тоннелей построены более ста лет назад и уже давно выработали ресурс. Конец XIX — начало ХХ века — период бурного строительства в России железных дорог, а значит, и мостов. С тех пор многие из них, конечно, модернизировались с использованием технологических возможностей более позднего времени. Но значительная часть осталась в первозданном виде. Поэтому очевидно, что в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа стареющих сооружений.

Таким образом, создалась ситуация, когда владельцу инфраструктуры приходится обеспечивать надежную эксплуатацию искусственных сооружений и земляного полотна за пределами установленного для них срока эксплуатации. Причем отдельная федеральная программа комплексного обновления мостов отсутствует. На это, в частности, указывает генеральный директор информационно-консалтингового агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

КОГДА НАКАПЛИВАЕТСЯ УСТАЛОСТЬ
Реконструкция мостов на БАМе предусматривает ремонт опор, замену пролетных строений, укрепительные работы. В 2021 году такие работы ведутся на нескольких перегонах. Так, на 2063-м км участка Дюгабуль — Мостовой идет подготовка моста к замене пролетного строения, а на 2094-м и 2109-м км перегона Ункур — Чильчи выполнен ремонт устоев и монтаж новых пролетных строений на двух мостах. После реконструкции будут сняты ограничения по скорости и весу поездов — увеличена пропускная способность этих участков железной дороги.

На перегоне Эльдиган — Тудур строятся сразу четыре больших моста длиной от 114 до 428 м. Самый протяженный — на 67-м км, через реку Правый Эльдиган. Его длина составит 428 м, он будет смонтирован из 12 пролетов.

МОСТ-ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ И ДРУГИЕ
Когда в прошлом году специальная комиссия стала расследовать причины обрушения моста на перегоне Выходной — Кола в Мурманской области, оказалось, что к аварии привел не только паводок. Архитекторы, проектировавшие это сооружение сто лет назад, не могли предугадать, что с течением времени изменится само русло реки. В прошлом году новый мост на том же самом месте был построен и введен в эксплуатацию в рекордные 105 дней. В отличие от старого он не имеет опор, установленных непосредственно в русле реки, все опоры являются береговыми. Благодаря этому исключается фактор воздействия на мост паводковых вод. Кроме того, эта схема положительно влияет на экологию — теперь русло реки свободно, и опоры больше не мешают миграции рыб.

Конструкция моста состоит из трех пролетных строений: одного центрального длиной 111,2 м и двух малых длиной по 18,2 м. Пролетные строения установлены на 4 железобетонные береговые опоры на фундаментах из 34 буронабивных свай. Полная длина моста 158,2 м.

На мосту установлена инновационная система мониторинга, в режиме реального времени предупреждающая о возникновении возможных неисправностей в конструкции и принудительно останавливающая движение на подъездах к мосту в случае, если датчики зафиксируют какую-либо угрозу безопасности. Сигнал будет поступать в диспетчерский центр железной дороги и автоматически включать сигнализацию, запрещающую поездам проезд по мосту. Это первая такая система в России, которая будет установлена на железнодорожных мостах.

На снимке: новый железнодорожный мост на перегоне Выходной — Кола

Полностью статью «Мост примеряет «рубашку» можно прочитать в №39 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться