ОАО «РЖД» нужна программа комплексного обновления искусственных сооружений
Обрушение железнодорожного моста на забайкальском участке Транссиба стало одним из резонансных транспортных ЧП, произошедших летом 2021 года. Тогда из-за сильного размыва паводком опор моста через реку Ареда на несколько суток была парализована погрузка в адрес Дальневосточной железной дороги, встали и пассажирские поезда.
И хотя движение по двухпутному участку на перегоне Куэнга — Укурей Забайкальской дороги было восстановлено в короткий срок, происшествие стало тревожным симптомом, напомнившим о важной проблеме железнодорожной инфраструктуры — высоком износе мостов и искусственных сооружений. Вспоминается и прошлогодний инцидент, связанный с обрушением железнодорожного моста через реку Кола в Мурманской области…
ИСПЫТАНИЯ ВЕСОМ
Размыв опор железнодорожного моста — явление экстраординарное. Всего на сети — 30,5 тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью 993 тыс. пог. м (для сравнения: на российских автодорогах их более 42 тыс.). При этом треть российских железнодорожных мостов и тоннелей построены более ста лет назад и уже давно выработали ресурс. Конец XIX — начало ХХ века — период бурного строительства в России железных дорог, а значит, и мостов. С тех пор многие из них, конечно, модернизировались с использованием технологических возможностей более позднего времени. Но значительная часть осталась в первозданном виде. Поэтому очевидно, что в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа стареющих сооружений.
Таким образом, создалась ситуация, когда владельцу инфраструктуры приходится обеспечивать надежную эксплуатацию искусственных сооружений и земляного полотна за пределами установленного для них срока эксплуатации. Причем отдельная федеральная программа комплексного обновления мостов отсутствует. На это, в частности, указывает генеральный директор информационно-консалтингового агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
КОГДА НАКАПЛИВАЕТСЯ УСТАЛОСТЬ
Реконструкция мостов на БАМе предусматривает ремонт опор, замену пролетных строений, укрепительные работы. В 2021 году такие работы ведутся на нескольких перегонах. Так, на 2063-м км участка Дюгабуль — Мостовой идет подготовка моста к замене пролетного строения, а на 2094-м и 2109-м км перегона Ункур — Чильчи выполнен ремонт устоев и монтаж новых пролетных строений на двух мостах. После реконструкции будут сняты ограничения по скорости и весу поездов — увеличена пропускная способность этих участков железной дороги.
На перегоне Эльдиган — Тудур строятся сразу четыре больших моста длиной от 114 до 428 м. Самый протяженный — на 67-м км, через реку Правый Эльдиган. Его длина составит 428 м, он будет смонтирован из 12 пролетов.
МОСТ-ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ И ДРУГИЕ
Когда в прошлом году специальная комиссия стала расследовать причины обрушения моста на перегоне Выходной — Кола в Мурманской области, оказалось, что к аварии привел не только паводок. Архитекторы, проектировавшие это сооружение сто лет назад, не могли предугадать, что с течением времени изменится само русло реки. В прошлом году новый мост на том же самом месте был построен и введен в эксплуатацию в рекордные 105 дней. В отличие от старого он не имеет опор, установленных непосредственно в русле реки, все опоры являются береговыми. Благодаря этому исключается фактор воздействия на мост паводковых вод. Кроме того, эта схема положительно влияет на экологию — теперь русло реки свободно, и опоры больше не мешают миграции рыб.
Конструкция моста состоит из трех пролетных строений: одного центрального длиной 111,2 м и двух малых длиной по 18,2 м. Пролетные строения установлены на 4 железобетонные береговые опоры на фундаментах из 34 буронабивных свай. Полная длина моста 158,2 м.
На мосту установлена инновационная система мониторинга, в режиме реального времени предупреждающая о возникновении возможных неисправностей в конструкции и принудительно останавливающая движение на подъездах к мосту в случае, если датчики зафиксируют какую-либо угрозу безопасности. Сигнал будет поступать в диспетчерский центр железной дороги и автоматически включать сигнализацию, запрещающую поездам проезд по мосту. Это первая такая система в России, которая будет установлена на железнодорожных мостах.
На снимке: новый железнодорожный мост на перегоне Выходной — Кола
Полностью статью «Мост примеряет «рубашку» можно прочитать в №39 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.