На Дальнем Востоке создается транспортная инфраструктура для масштабных проектов
Развитие Дальневосточного региона имеет колоссальное значение для России. «Это перспектива развития нашей страны не на десятилетия, а на столетия вперед», — сказал Президент РФ Владимир Путин, выступая во Владивостоке перед участниками Восточного экономического форума (ВЭФ-2021). Ускоренное развитие Дальнего Востока связано с усилением и расширением экономических связей между регионами и устоявшимися центрами роста.
Достижение этой задачи невозможно без разветвленной транспортной инфраструктуры, которая должна строиться опережающими темпами, чтобы в конечном итоге снизить транспортные издержки в структуре расходов всех хозяйствующих субъектов экономики.
На Дальнем Востоке и в Арктике уже реализуется ряд масштабных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и включающих расширение пропускной способности железных дорог, модернизацию автодорожной сети, строительство тоннелей и мостов. От состояния транспортной инфраструктуры зависит не только экономика, но и комфорт и социальное благополучие людей.
Одна из сессий ВЭФ-2021 была посвящена вопросам снижения транспортных издержек в ДФО. Как сказал модератор сессии — председатель совета директоров корпорации АЕОН Роман Троценко, проведенный опрос участников форума показал, что 63% считают основной проблемой развития Дальнего Востока недостаточное развитие транспортной инфраструктуры либо высокие издержки на транспорт. Таким образом, транспорт — это «узкое горлышко», ограничивающее развитие одного из самых перспективных регионов в мире, прежде всего речь идет о недостаточных провозных способностях Восточного полигона РЖД.
РАСШИВКА УЗКИХ МЕСТ
Действительно, дефицит пропускной способности сухопутной транспортной инфраструктуры, в частности, ключевых магистральных сетей — БАМа и Транссиба, — формирует узкие места для грузовых потоков, следующих в направлении и из портов Дальнего Востока и Арктического бассейна. Также высока потребность в развитии подъездной инфраструктуры к существующим добывающим и промышленным предприятиям, так как вместе с ростом портовых мощностей год от года растет и грузонапряженность сухопутных подходов к ним. Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры планируемое увеличение мощностей дальневосточных портов к 2024 году составит 130,7 млн тонн, их суммарная мощность достигнет 383,3 млн тонн. При этом пропускная способность БАМа и Транссиба будет увеличена только до 182 млн тонн к концу второго этапа в 2024 году.
В настоящее время на территории макрорегиона реализуется порядка 2,6 тыс. новых инвестиционных проектов с государственной поддержкой, создаются десятки тысяч рабочих мест. Для того чтобы эти проекты эффективно работали, развивались бизнес и экономика, необходима надежная, обеспечивающая возрастающие объемы перевозок транспортно-логистическая система.
Поэтому вопрос развития транспортной инфраструктуры является одним из ключевых для Дальнего Востока, убежден первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. По его словам, в прошлом году из-за дефицита пропускной способности макрорегион недополучил 15 млн тонн грузов.
Учитывая положительную динамику роста грузооборота в портах, представитель Минвостокразвития предложил создать в Приморском крае Восточную транспортную хорду, которая соединит все специализированные морские терминалы и не только позволит людям, технике и грузам передвигаться вдоль побережья океана, но и даст толчок к развитию промышленных кластеров, выпускающих современную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Улучшению качества жизни людей будет способствовать и Владивостокская кольцевая автодорога, которая позволит пустить весть грузовой поток от порта Владивосток, минуя центр города.
Еще один приоритетный проект — международный транспортный коридор «Владивосток — Находка — порт Восточный», который обеспечит связь дальневосточных портов и Китая, повысит объемы международных перевозок, даст импульс к развитию транспортной инфраструктуры, снизит издержки для грузоотправителей за счет сокращения пути от государственной границы до портов АТР.
По словам генерального директора — председателя правления ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова, такие высокодоходные грузы, как зерно, мясо, контейнеры, РЖД старается везти в полном объеме. Сервис, который предлагает железная дорога, востребован и удовлетворяется практически полностью. В настоящее время существуют проблемы только с объемами перевозки угля.
Восточное направление является наиболее перспективным для российских угольщиков, отправляющих свою продукцию на экспорт. Стоимость экспортируемого угля из ДФО в 2020 году составила около 2 млрд долл., а объем — более 37 млн тонн, из них в Китай было направлено более 41% стоимостного объема и почти 45% удельного веса экспортированного угля и его производных. Всего Китай в 2020 году импортировал 304 млн тонн угля, в котором доля регионов ДФО и Арктики составила чуть более 12% в удельном весе.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
(при подготовке статьи использовались данные аналитического обзора «РЖД-Инвест» «Инвестиционный потенциал транспортной отрасли, 2021»)
На снимке: работы по модернизации Восточного полигона
Полностью статью «Задел на столетия вперёд» можно прочитать в №44 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.