Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Обсудили развитие инфраструктуры региональных аэропортов

В Совете Федерации в режиме видеоконференции прошли парламентские слушания на тему: «О развитии инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных пассажирских авиационных маршрутов в Российской Федерации».

В ходе дискуссии были рассмотрены результаты выполнения федерального проекта реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети авиационных перевозок в части ввода объектов, запланированных до 2021 года.

Заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик напомнил, что на все программы субсидирования по льготным перевозкам в 2020 году выделены 15,5 млрд руб., в 2021 году — 21,43 млрд руб., в 2022 году — 26 млрд руб. До 2030 года запланированы к производству порядка 700 воздушных судов (ЛМС-901 «Байкал», Ил-114, МС-21 (плановое окончание сертификации — декабрь 2021 года) и более 430 вертолетов, что соответствует потребностям авиакомпаний, в том числе по замене устаревающего парка. Ежегодно летные учебные заведения выпускают 750-780 человек, то есть летным составом авиапредприятия на ближайшие годы обеспечены.

Заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова рассказала об итогах реализации федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». По итогам 2020 года реконструированы и введены в эксплуатацию шесть объектов, в том числе четыре взлетно-посадочные полосы в аэропортах Челябинск, Хабаровск, Саратов и Норильск. В 2021 году уже введены в эксплуатацию объекты аэропортов Верхневилюйск, Минеральные Воды и Красноярск. До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию ВПП и завершить в полном объеме реконструкцию аэропортов Великий Устюг и Жиганск. Также с опережением сроков в 2021 году планируется ввести ВПП в аэропортах Нерюнгри и Олекминск. В целом до 2024 года предстоит реконструировать 57 аэропортов, из них 32 — в субъектах ДФО. Размер инвестиций составляет 160 млрд руб., из которых порядка 80 млрд руб. будут направлены в аэропорты ДФО.

Вопросы транспортной доступности на региональном уровне приходится решать всем субъектам РФ, расположенным в ДФО и в Арктической зоне. Например, в Якутии износ основных фондов аэропортов составляет 80%, из 32 аэропортов только девять имеют искусственное покрытие, из 136 посадочных площадок только 37 соответствуют требованиям в части взлета и посадки самолетов. До 2024 года предусмотрена реконструкция 16 аэропортовых комплексов.

В РС(Я) по-прежнему остается актуальным вопрос ценовой доступности воздушных перевозок. Наиболее напряженная ситуация складывается при выполнении внутрирегиональных авиаперевозок из районных центров до узловых аэропортов — Якутск, Мирный, Полярный — из-за высокой стоимости авиабилетов.

Министерством транспорта РФ разработан проект правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ, входящим в состав ДФО и расположенным в Арктической зоне, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при обеспечении доступности местных воздушных перевозок для населения и расширении сети местных воздушных перевозок.

аэропорт тобольск

Заместитель председателя госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев попросил Минтранс ускорить утверждение правил предоставления субсидий на обеспечение доступности местных воздушных перевозок для населения и расширение сети местных воздушных перевозок. В настоящее время потребность в субсидиях из федерального бюджета на перевозки пассажиров по местным маршрутам в Якутии оценивается в размере 3,5 млрд руб. Речь идет о пассажиропотоке 315 тыс. человек. Сегодня республика из своих средств может субсидировать только 10% мест на каждом рейсе.

В целях снижения стоимости авиабилетов Виктор Губарев также предложил рассмотреть возможность обнуления ставок на аэропортовое обслуживание для федеральных казенных предприятий «Аэропорты Севера», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Дальнего Востока»; субсидирования транспортных расходов по доставке авиакеросина до аэропортов назначения, находящихся в АЗРФ, для региональных авиакомпаний. В целом принятие мер государственной поддержки по обнулению ставок на аэропортовое обслуживание и субсидированию тарифов из федерального и республиканского бюджетов позволит снизить стоимость пассажирских тарифов по Республике Саха (Якутия) в два раза.

Представитель Якутии также обратил внимание на необходимость увеличения объема финансирования программ субсидирования лизинга вертолетов из федерального бюджета по постановлению Правительства РФ № 1212. В настоящее время в РС(Я) на вертолетах выполняется 70% полетов в арктических и горных районах по 86 маршрутам. Средний возраст вертолетов — 33 года. Полное списание планируется в течение семи-восьми лет. Стоимость вертолета Ми-8МТВ — 470-520 млн руб. В ходе дискуссии было высказано мнение, что необходимо искать механизмы для снижения стоимости как вертолетов, так и летного часа.

По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Светланы Поповой, в регионе пассажиропоток превысил доковидный показатель. Благодаря постановлению Правительства РФ № 84 удалось обеспечить всех дальневосточников сообщением с Москвой. Совершенствование порядка субсидирования авиационных перелетов позволило амурчанам летать в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Новосибирск. По постановлению № 1242 в 2021 году в регионе субсидируются маршруты на Улан-Удэ, Читу, Владивосток, Иркутск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск. Представитель Амурской области обратилась к Минтрансу России и сенаторам с просьбой оказать дальнейшую поддержку и содействие в организации авиасообщения по данным направлениям.

Светлана Попова также обратила внимание на необходимость переноса сроков начала реконструкции аэропорта Тында с 2024 года на первый квартал 2022 года в связи с тем, что в 2024 году будет отмечаться 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Уже готова проектная документация на реконструкцию аэропорта в городе Тынде и есть соответствующее поручение президента о переносе срока начала реконструкции данного аэропортового комплекса.

Одной из проблем, сдерживающих расширение межрегиональной сети, пока остается наличие излишних требований к транспортной безопасности объектов инфраструктуры согласно постановлению Правительства РФ № 1603, считает первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Ленар Сафин. «Сегодня аэропорты вынуждены одновременно выполнять требования транспортной и авиационной безопасности, которые фактически друг друга дублируют. При этом мы имеем одинаковые требования по безопасности к малым региональным аэропортам и к таким хабам, как, например, Шереметьево. Поэтому обслуживание пятиместного самолета в Якутии или Красноярском крае, в других сибирских регионах может быть дороже, чем обслуживание магистрального самолета в московских аэропортах», — отметил он.

Виктор Губарев предложил рассмотреть возможность исключения посадочных площадок и вертодромов из перечня объектов транспортной инфраструктуры, подпадающих под действие новых требований в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1603.

Сенатор Владимир Кожин привел данные Счетной палаты РФ по Камчатскому краю: количество взлетов-посадок на площадке Каменское в 2019 году более чем в три раза превышало аналогичный показатель аэропорта Соболево. При этом расходы на содержание аэропорта Соболево более чем в 60 раз превысили расходы на содержание посадочной площадки Каменское. «Минтрансу необходимо провести ревизию всего комплекса строительства аэропортов для так называемой малой авиации, которой у нас, к сожалению, пока нет, и определить, где оставить аэропорты, а где все это переводить в статус вертолетных площадок», — заявил Владимир Кожин.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Суханов проинформировал, что в Минтрансе создана межведомственная рабочая группа по изменению требований по транспортной безопасности не только в части авиации, а применительно ко всем видам транспорта. На замену правительственному постановлению № 1603 разработан новый документ, в котором требования по транспортной безопасности значительно упрощены в части как привлечения подразделений транспортной безопасности, так и оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и сроков реализации. Был предложен дифференцированный подход к аэропортам и аэродромам, исходя из нахождения в них особо опасных и технически сложных объектов, с привязкой к положениям Воздушного кодекса. «Так, технически сложным будет считаться только терминал аэровокзала, который имеет пропускную способность 100 пассажиров в час и более. Но при этом в новом проекте постановления заложено, что мероприятия по транспортной безопасности будут осуществляться только на период выполнения авиационных работ, то есть на время выполнения рейсов. Речи о постоянном привлечении не идет», — пояснил Александр Суханов. Таким образом, будут установлены минимальные требования, необходимые для обеспечения безопасности, что позволит снизить финансовые затраты предприятий на ОТБ в десятки раз.

Как сказал Александр Суханов, проект постановления прошел процедуру согласования и в ближайшее время будет внесен в Правительство РФ.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»

Фото Росавиации



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться