О стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области до 2035 года
За последнее десятилетие Московский транспортный узел (ныне Центральный транспортный узел) радикально преобразился. В настоящее время транспортная система Московской агломерации является одной из самых эффективных в мире, это признают многие международные эксперты.
Тем не менее обеспечение потребностей жителей Москвы и Подмосковья в пассажирских и грузовых перевозках требует продолжения реализации широкомасштабных мероприятий по улучшению транспортной системы региона. Для этого и разработана стратегия развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035 года. Ее цель — создание эффективного инструмента управления комплексным развитием ЦТУ в составе транспортных систем мегаполиса и Подмосковья.
Мероприятия по развитию транспортной системы Москвы и МО разработаны в соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития России, установленными Президентом РФ в его указах.
Среди задач, поставленных в стратегии, — увеличение протяженности каркаса транспортной сети и сокращение времени поездок на пассажирском транспорте; повышение ценовой доступности перевозок общественным транспортом; повышение комфортности и безопасности перевозок, в том числе для маломобильных групп пассажиров; снижение транспортных издержек при доставке грузов в Москву и область; внедрение новых технологий в транспортной системе агломерации.
В стратегии предложены три сценария реализации — консервативный, базовый и оптимистический, соответствующие социально-экономическим сценариям развития региона. В каждом из сценариев прогнозируются различные объемы пассажирских и грузовых перевозок и возможности финансирования потенциальных инфраструктурных мероприятий. Сценарии отличаются друг от друга набором мероприятий и сроками их реализации. Ключевым фактором отнесения инфраструктурных проектов к тому или иному сценарию явились результаты транспортного моделирования, позволяющего оценить потоки пассажиров и автомобилей на каждом элементе транспортной системы.
В стратегии предложены приоритетные мероприятия и направления развития транспортной системы исходя из предпосылок социально-экономического развития регионов, трансформации структуры расселения и распределения рабочих мест, изменения структуры занятости и других факторов. Среди ключевых направлений — создание новых скоростных и высокоскоростных железнодорожных коридоров, завершение формирования сети федеральных скоростных автодорог, увеличение пропускной способности аэропортов, развитие диаметрального пригородного и городского железнодорожного сообщения, формирование сети легкого рельсового транспорта, реализация комплексных проектов транспортного развития на стыке периферийных территорий Москвы и ближнего пояса МО, увеличение протяженности сети метрополитена, организация регулярных маршрутов перевозок внутренним водным транспортом и использование его для перевозки грузов, стимулирование использования электромобилей, развитие рынка газомоторного топлива и другие.
В стратегии произведена оценка прогнозных социально-экономических эффектов от реализации предложенных мероприятий, в том числе эффектов инвестиционного спроса, агломерационных эффектов и эффектов от экономии времени в пути (возникающих в результате роста производительности труда), от снижения количества ДТП.
Реализация мероприятий стратегии будет способствовать достижению поставленной в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» цели снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, сокращения доли федеральных и региональных автодорог, работающих в режиме перегрузки, и количества мест концентрации ДТП.
Кроме того, будет оказано влияние на достижение индикаторов «кардинальное повышение комфортности городской среды» и «кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах» нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Экология» соответственно.
Наш корр.