Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Речных просторов красота – туристов вечная мечта

Какие проблемы и ограничения мешают осуществить ее?

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил государственную программу «Развитие туризма» до 2030 года. Среди целей программы – развитие современной инфраструктуры для туризма и создание безопасной и комфортной среды для путешествий по России. Предприниматели, нацеленные на развитие внутреннего туризма, в ближайшие три года получат особые гранты.

Речной круизный туризм, с одной стороны, обладает высокой привлекательностью для туристов, удовлетворяя рекреационные потребности. С другой стороны, дает импульс развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает дополнительными средствами для поддержания и сохранения памятников природы, истории, культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий. Но все ли благополучно у нас с речным туризмом?

Инфраструктура

В числе ключевых задач по развитию речного круизного туризма в России на первом месте стоит задача по устранению инфраструктурных ограничений внутреннего водного транспорта. Необходимо оборудовать, развивать и модернизировать причалы, речные вокзалы, «зеленые стоянки», строить дополнительные шлюзы. Даже небольшие города и населенные пункты должны быть готовы к приему туристических, экскурсионных, прогулочных, спортивных и маломерных судов. Требуется проработка вопроса по повышению эффективности управления пассажирской причальной инфраструктурой.

Большинство речных причалов введены в эксплуатацию более 35 лет назад, многие требуют проведения либо капитального ремонта, либо демонтажа.

Основным документом в направлении развития инфраструктуры является Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года.

На сегодняшний день проведены меры, которые будут способствовать развитию пассажирских перевозок внутренним водным транспортом. В 2018–2019 годах в Ленинградской области за счет средств инвесторов построены и введены в эксплуатацию пассажирские причалы «Орешек» и «Свирьстрой», а в Ивановской области – причал в Кинешме. В 2019 году за счет средств инвестора введены в эксплуатацию новые причалы в селе Дубровка и Киришах (Ленинградской области), в Елабуге (Республика Татарстан), у моста Александра Невского, в границах Санкт–Петербурга – два причала на противоположных берегах.

За счет средств инвестора планируется построить пассажирские причалы в Великом Новгороде, Сортавале (Республика Карелия). В Ульяновске правительством региона обсуждается строительство нового пассажирского речного вокзала, который планируется построить под Венцом. Его строительство и благоустройство нижней набережной включены в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» в рамках реализации туристско–инвестиционного кластера «Музей СССР».

Отрадно отметить, что в 2020 году на Неве в Санкт–Петербурге начали работу два новых причала для круизных речных судов, которые расположены к востоку от центра города, ниже моста Александра Невского на левом и правом берегу Невы. Причал на левом берегу Невы находится на Синопской набережной, причал на правом берегу – на Малоохтинской набережной. Причалы построены компанией «Конт» в соответствии с программой «Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга на 2015–2020 годы». Строительство причалов осуществлялось летом и осенью 2019 года.

В Перми реконструируют причалы речного вокзала за 405 млн руб. Предусматривается, что цикл работ, начавшихся в конце 2021 года, завершится 20 декабря 2022–го. Комплексная модернизация речного вокзала – один из приоритетных краевых проектов в сфере речного транспорта.

Внутренние водные пути

Первоочередные меры по развитию речного круизного судоходства направлены также на устранение «лимитирующих» участков на внутренних водных путях: прежде всего это касается судоходных магистралей европейской части Российской Федерации, где глубины свыше 4 метров не обеспечиваются на протяжении 1756 км. Критически лимитирующими участками являются Нижегородский участок Волги в районе пос. Городец, участок от Кочетовского гидроузла до пос. Аксай на Дону, Нижне–Свирский шлюз.

Стоит отметить, что из–за многолетнего недофинансирования из средств федерального бюджета ухудшилось техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений. Улучшение технического состояния судоходных гидротехнических сооружений осуществляется очень медленно. В настоящее время только 87 сооружений (это 25,8% общего количества сооружений) имеют нормальный уровень безопасности.

Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон. В рамках инвестиционного проекта планируется построить низконапорный гидроузел на реке Дон в Ростовской области для обеспечения надежного и безопасного судоходства крупнотоннажного флота на Нижнем Дону, обслуживания международных грузовых перевозок, а также в целях повышения транспортной доступности и улучшения водохозяйственного комплекса в регионе.

Для ликвидации лимитирующего участка в период 2009–2012 годов были изучены гидрологические условия Нижнего Дона с целью выработки оптимального варианта мероприятий для обеспечения потребности увеличения пропускной способности на всей протяженности Волго–Донского водного пути.

В результате работы был сделан однозначный вывод, что только строительство низконапорного гидротехнического сооружения в Багаевском районе Ростовской области позволит достичь требуемых габаритов пути, стабилизировать уровни и глубины на участке от Кочетовского гидроузла до устья реки Дон.

Выбран створ расположения гидроузла: 3089 км судового хода реки Дон в районе хутора Арпачин Багаевского района Ростовской области. Разработаны конструктивно–планировочные решения и обоснования основных технико–экономических характеристик и показателей комплексного проекта низконапорного гидроузла.

Цели реализации инвестиционного проекта:

– создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

– повышение эффективности и конкурентоспособности грузовых перевозок внутренним водным транспортом; ликвидация лимитирующего участка на Нижнем Дону, ограничивающего пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;

– обеспечение гарантированной глубины судового хода 4,0 м

для прохода крупнотоннажного флота с полной загрузкой на реке Дон;

– повышение транспортной доступности и провозной способности водного транспорта на внутренних водных путях Волго–Донского водного пути;

– повышение транзитного потенциала внутренних водных путей Российской Федерации; улучшение водопользования в Ростовской области; оптимизация затрат федерального бюджета на содержание внутренних водных путей на реке Дон;

– повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на ЕГС.

Основные ожидаемые результаты:

– повышение транспортной доступности и провозной способности водного транспорта на внутренних водных путях Волго–Донского водного пути;

– повышение транзитного потенциала внутренних водных путей Российской Федерации;

– улучшение водопользования в Ростовской области;

– оптимизация затрат федерального бюджета на содержание внутренних водных путей на реке Дон;

– повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на ЕГС.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета – 22 000,0 млн руб.

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. Проект предусматривает проектирование и строительство комплексного низконапорного гидроузла на реке Волге в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Протяженность реконструируемого участка – 41 км по судовому ходу. Реализация проекта носит комплексный характер по решению транспортных и экологических задач в регионе.

Цели и основные задачи:

– сохранить сквозное судоходство по реке Волге как водной трассе международного значения;

– создать условия для открытия Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации для международного судоходства;

– ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузо–и пассажиропотоков на реке Волге;

– устранить потери провозной способности флота (по осадке и времени).

Основные ожидаемые результаты реализации:

– сокращение доли внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, на 48% (3,1 тыс. км);

– сохранение целостности реки Волги как судоходной, интеграция водной трассы Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в систему международных транспортных коридоров; обеспечение гарантированных параметров внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (глубина не менее 4 м);

– сокращение времени прохождения судами указанного участка.

Объем и источник финансирования:

общий объем финансирования – 43 461,8 млн руб. (федеральный бюджет).

Следует отметить, что Министерством транспорта РФ поставлены задачи по улучшению технического состояния судоходных гидротехнических сооружений к 2024 году. На период с 2021 по 2024 год запланированы: строительство/реконструкция объектов инфраструктуры внутренних водных путей и строительство технического (обслуживающего) флота в целях обеспечения безопасности перевозок внутренним водным транспортом и повышения уровня безопасности судоходства по внутренним водным путям в 2021–2024 годах. Реализация проектов по строительству новых гидротехнических сооружений для ликвидации «узких мест» на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации. Строительство тримодальных логистических центров с использованием механизма государственно–частного партнерства. Строительство (реконструкция) с участием региональных бюджетов и средств частных инвесторов речных пассажирских вокзалов, причалов, развитие инфраструктуры для обслуживания пассажиров.

В 2021 году после реконструкции был введен в эксплуатацию гидроузел «Белоомут» на Оке, что позволило вернуть на реку большое судоходство. Ранее силами Канала имени Москвы был восстановлен дебаркадер в центре Рязани, что позволило возобновить прервавшиеся 20 лет назад речные круизы в этот древний город.

Также Канал имени Москвы намерен завершить реконструкцию Яхромского гидроузла в марте 2022 года.

В Волжском бассейне завершена реконструкция шлюзов №13–16 Городецкого гидроузла. В процессе реконструкции шлюзов выполнена замена основных двустворчатых ворот нижних голов шлюзов и замена закладных частей нижних голов шлюзов. Реконструировано электрооборудование механизма привода нижних голов шлюзов. Проведена модернизация гидросистем верхних рабочих ворот шлюзов.

Флот

Важнейшими задачами в области круизных речных перевозок являются обновление флота, повышение уровня сервиса и ценовая политика. На данном этапе цены на речные круизные перевозки неоправданно завышены, однако качество судов и уровень предоставляемых услуг не всегда отвечают высоким европейским стандартам, ведь и отечественный потребитель становится более требовательным к уровню обеспечения отдыха. Российский рынок круизных услуг является частью общеевропейского туристического бизнеса, поэтому и требования предъявляются к ним соответствующие. Несмотря на наличие судов с недостаточным уровнем комфортабельности, речной круизный флот европейской части России (до пандемийного 2020 года) был загружен на 100%.

По мнению туроператоров, круизный рынок подошел к ситуации, когда дальнейшее его развитие стало невозможным именно по причине отсутствия новых речных круизных пассажирских судов. Средний возраст круизных судов – 40 лет. Для развития этого направления необходимо построить сотни новых судов. Тем временем утилизация «старых» речных круизных судов идет с нарастающими темпами, а строительство новых судов замедлено. Большая часть судов предыдущих поколений строилась на верфях Германии и Чехословакии.

В современной России из–за санкционной политики реализация заказа на строительство судов в прежнем объеме стала невозможна, отечественные верфи не способны выдавать аналогичные объемы. Но, несмотря на подобные трудности, на верфях завода «Красное Сормово» был построен четырехпалубный круизный лайнер «Мустай Карим» проекта PV300, обладающий всеми атрибутами пятизвездочного отеля. Однако строительство одного круизного лайнера не способно решить проблему нехватки комфортабельного круизного флота во всей отрасли.

По этой причине в Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года правительством был разработан комплекс мер по финансированию строительства пассажирского флота при поддержке субъектов Российской Федерации. Разработаны меры государственной поддержки обновления туристического флота, строительства судов для использования на туристских маршрутах. Обозначена необходимость обеспечения соответствия поставляемых новых транспортных средств стандартам в области транспортной безопасности, в том числе международным, а также внесение в технические регламенты изменений в части создания условий для инвалидов и маломобильных групп граждан при строительстве и эксплуатации пассажирских судов.

Большие надежды, связанные с возрождением гражданского судостроения, возлагаются на проект «Метеор 2020» – скоростное судно на подводных крыльях, построенное судостроительной корпорацией «Ак–Барс». Серийное производство этих судов уже начато. Новые суда типа «Метеор 2020» смогут заменить устаревший парк советских «Метеоров» в речном транспорте.

В августе 2020 года спущено на воду первое построенное в России речное пассажирское судно на сжиженном природном газе – газоход «Чайка» Зеленодольского судостроительного завода имени А.М. Горького. В 2022 году планируется запуск «Чайки» по маршруту Казань – Свияжск.

На заводе «Лотос» строятся два круизных мелкосидящих лайнера типа «Золотое кольцо» для группы компаний «Гама».

Кроме того, на Средне–Невском судостроительном заводе началось строительство двух пассажирских комфортабельных судов для перевозок по маршруту Красноярск – Дудинка пассажировместимостью 245 человек каждый. Суда должны быть переданы заказчику в 2024 и 2025 годах.

Маршруты

До 2030 года Росморречфлот планирует улучшить судовые ходы для движения туристских пассажирских судов по новым маршрутам. Реализуется проект на реке Волхов для захода судов в Великий Новгород. Предусматривается создать улучшенные судоходные условия по Приладожским и Онежским каналам, на реке Оке с возобновлением маршрута «Золотое кольцо».

Туристическая компания «Созвездие» планирует организовать круиз по Байкалу.

Новые водные маршруты будут открыты из Таганрога. Как сообщила на заседании генеральный директор компании «Авиа–Сити» Анна Цыганкова, в планах компании – разработка водных маршрутов из Таганрога до станицы Старочеркасской и этнокомплекса «Кумжа» в Ростове.

Также из новых круизных маршрутов стоит выделить маршрут по рекам Лена и Енисей. По сути, это экспедиционные, познавательные туры.

Комплексный подход

Трудности развития речного круизного судоходства неотделимы от речной отрасли в целом, поэтому проблемы нужно решать комплексно. Именно комплексный подход к анализу и решению совокупности инфраструктурных и сервисных проблем, существующих на рынке круизных перевозок, позволит эффективно развивать речной круизный туризм, сделает возможным рост числа туристов из–за рубежа. Чтобы привлечь иностранцев, нужно создать условия для использования электронных виз. Особенно это важно для северо–западной части страны, где есть связи с Финляндией и Норвегией. Предоставление качественного туристического обслуживания на борту, разработка интересных развлекательных и экскурсионных программ, пересмотр требований к судовому и береговому персоналу, знание иностранных языков – все это будет способствовать повышению конкурентоспособности российского рынка речных круизов.

Ольга ОВСЯНКИНА,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться