Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Продлить поддержку

Закупки и ценообразование в период перемен

Сфера государственных закупок в строительстве вот уже несколько лет находится в центре внимания профессионального сообщества – как бизнеса, так и регулятора. Рост цен в прошлом году усугубился трудностями, вызванными санкционным давлением в 2022 году. Одной из мер поддержки отрасли стал механизм изменения твердой цены контракта в рамках постановления Правительства РФ № 1315. Напомним: согласно ему заказчики могут изменить цену контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, заключенных в соответствии с федеральным законом № 44–ФЗ.

Нынешняя конъюнктура требует продлить действие постановления Правительства РФ № 1315, уверен президент ассоциации «НОСТРОЙ» Антон Глушков. Во–первых, рост цен не только не остановился, но и ускорился. Так, если в 2020–2021 годах больше всего дорожал металлопрокат, то в текущем периоде – все материалы, причем сильно. Во–вторых, импортозамещения, на которое так надеялся регулятор, не произошло в полном объеме. Доля иностранных комплектующих по–прежнему высока. Да, в России работает ряд локализованных производств, однако их владельцы – иностранные компании, и они будут выполнять требования своих стран по ограничительным мерам. Замена тех или иных материалов на отечественные аналоги и отражение этой замены в проектно–сметной документации – крайне важный процесс, который сейчас в рамках федерального закона № 44 слабо урегулирован.

В целом эксперты говорят о действенности ПП РФ № 1315, однако в целом всего несколько десятков компаний смогли получить денежные средства, и в первую очередь речь идет об объектах прямого федерального финансирования. Так, в 2021 году в Москве в связи с ростом стоимости строительных материалов увеличена цена по 32 контрактам на сумму около 10 млрд руб. Однако в общей доле такие контракты составляют всего 1,1% от общей цены контрактов. Среднее увеличение цены контрактов составило 12%. Так, строительство многоуровневых транспортных развязок через Казанское и Горьковское направления Московской железной дороги подорожало на 775 млн руб. (13,9%). Реконструкция транспортной развязки на пересечении МКАД с ул. Липецкой подорожала на 1,6 млрд руб. (увеличение цены контракта на 12,4%).

Одновременно растет процент расторгаемых контрактов. Так, в Москве, например, эта цифра в 2019 году составляла 11,46%, в 2020–м – 14,17%, в 2021–м – 15,23%. В регионах этот процент гораздо выше. «Это объясняется подорожанием ресурсов и нехваткой рабочей силы, – объясняет Антон Глушков. – Компании понимают, что не могут выполнить взятые на себя обязательства». При этом есть важный нюанс: нормы постановления Правительства РФ № 1315 не распространяются на дорожное строительство в части ремонта и содержания автомобильных дорог. А это очень болезненно для участников рынка: контракт на содержание автодорог заключается на несколько лет, и за это время цены на рынке могут измениться радикально. При этом расторгнуть контракт, заключенный по № 44–ФЗ, очень сложно. По обоюдному согласию разойтись практически невозможно, потому что силовые и надзорные ведомства склонны трактовать такую формулировку как коррупционную составляющую. Поэтому заказчики предлагают использовать судебные решения для расторжения контрактов, чтобы обезопасить себя.

Кроме предложения продлить действие ПП РФ № 1315, сейчас в руководстве отрасли обсуждаются и другие меры, позволяющие смягчить работу в условиях санкционного давления. В частности, предлагается увеличить объем авансирования платежей в адрес подрядчиков по госстройкам до 90% (в прошлом году заказчики авансировали 50% при наличии бюджета). Это дает возможность строительным компаниям закупить необходимый объем строительных материалов и оборудования. Это не самый рациональный подход с точки зрения экономики строительства, однако может поддержать предприятия. Тем более что краткосрочные кредитные средства стали практически недоступны: банки кредитуют под ставку 25–28% годовых. В связи с этим НОСТРОЙ обратился в Минстрой России с предложением использовать средства подушки безопасности СРО, которая оценивается в 40 млрд руб. «Их можно направить на краткосрочные разрывы тем подрядным организациям, которые выполняют взятые на себя обязательства по конкурсным процедурам, – говорит Антон Глушков. – Это тоже возвратные средства, но процент гораздо меньше».

Камнем преткновения для важнейших процессов, связанных с финансированием строительства, по–прежнему является реформа ценообразования, а точнее – переход на ресурсно–индексный метод. Этот вектор не меняется даже в условиях санкционного давления, подчеркивает директор департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Ирина Тютьмина. И главное, на что сейчас делает упор регулятор, – это наполнение Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Ее полноценное применение позволит формировать стоимость не по базовой цене, а по ресурсной на основе информации от производителей. Применение индексов приводит к недофинансированию стройки: пока индекс выходит, проходит квартал, а каждый квартал – это фактически 2–3% удорожания.

Проблема в том, что производители неохотно отправляют данные по ценам во ФГИС ЦС: в ряде регионов наполняемость составляет всего 5–7%. Для наполнения ФГИС ЦС профильное министерство предлагает принять ряд мер. Первая – внести изменения в КоАП, предусматривающие штрафные санкции для тех производителей, которые согласно постановлению Правительства РФ № 1452 обязаны ежеквартально размещать свои цены во ФГИС ЦС, но этого не делают. В настоящее время все органы исполнительной власти согласовали эту новеллу, дело осталось только за Минэкономразвития России. Вторая – предлагается внести изменения в федеральные законы № 44,

№ 223 и постановление Правительства РФ № 615, которые будут обязывать всю цепочку, начиная от генподрядчика и заканчивая последним субподрядчиком, закупать строительные ресурсы только у производителей, которые размещают цены на строительные ресурсы во ФГИС ЦС. «Это публично, прозрачно и ориентир для других производителей строительных ресурсов, – комментирует Ирина Тютьмина. – Это послужит сдерживающей мерой, чтобы не было соблазна увеличить свои цены необоснованно. Некоторые производители грешат тем, что хотят заработать на происходящей ситуации».

В целом, напомним, согласно дорожной карте переход на ресурсно–индексный метод расчета должен произойти во II квартале. «1 июля – это дата старта, – напоминает Антон Глушков. – При этом каждый регион должен самостоятельно определить дату перехода. Полагаю, что сначала количество субъектов, перешедших на ресурсно–индексный метод, будет крайне мало, в первую очередь из–за наполнения ФГИС ЦС. Стоит задача не просто перехода на ресурсно–индексный метод, а максимально объективного отражения затрат строительных компаний. Поэтому до тех пор, пока не наполнена ФГИС ЦС, стремиться любой ценой перейти на ресурсно–индексный метод точно не нужно. Есть переходный этап, принуждения не будет. Никто не говорит, что с 1 июля все должны работать по–новому. Но тянуть до последнего и работать в старой системе координат будет достаточно сложно. Уровень инфляции и ключевой ставки будет приводить к постоянному изменению цены стройматериалов».

В числе других мер, направленных на поддержку строительной отрасли в условиях санкционного давления, Минстрой России предлагает упростить порядок принятия решений с единственным поставщиком, сделать ПП РФ № 1315 действующим на постоянной основе, чтобы иметь возможность оперативно принимать решения, если начнется резкий рост цен по независящим и объективным причинам.

Есть специалисты, которые предлагают более радикальные подходы. «Чтобы улучшить ситуацию на рынке, надо уйти от торгов, которые сейчас являются основой конкурентных процедур в строительстве», – полагает председатель комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе ассоциации «НОСТРОИ?» Эдуард Дадов. По его мнению, минимальная цена контракта не должна быть основополагающим критерием, поскольку проектирование и строительство длятся несколько лет, и индексы никогда не будут успевать за рыночной ценой. При этом строитель не станет вкладывать собственные средства в производство работ. Решение эксперт видит в предквалификации, при которой более высокую значимость приобретают опыт работы компании на рынке, высокая квалификация специалистов, наличие основных материальных средств. Сейчас эта предквалификация учитывается лишь формально.

Людмила ИЗЪЮРОВА,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться