Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Надеяться надо на себя

Транспортно–логистическая и портовая инфраструктура в условиях санкций

Введение санкций, реальные масштабы которых еще предстоит оценить, отказ портов ЕС от перевалки российских грузов и фактическая заморозка работы с российскими грузами крупнейших контейнерных линий в ближайшее время приведет к перестройке всей логистики России. В условиях постоянно нарастающего санкционного давления и введения новых ограничений надо думать на перспективу и действовать так, чтобы максимально быстро и эффективно адаптироваться под текущую ситуацию.

Об этом шла речь на прошедшей в Москве второй конференции по модернизации портов и терминалов Smart Ports Russia 2022.

В ходе дискуссионной сессии «Порты и портовые технологии в России в эпоху санкций и неопределенности: что дальше?» коммерческий директор компании «СОЛВО» Максим Максимов представил свое видение того, какие шаги нужно предпринять, чтобы обеспечить безопасную, стабильную и эффективную работу логистических компаний в условиях турбулентности. Он сделал акцент на рисках в сфере IT в связи с проведением специальной военной операции на Украине и санкционным давлением.

«Компания «СОЛВО» работает на рынке более 25 лет, сотрудничает со многими крупными портами и терминалами не только в России, но и за рубежом в 12 странах мира, более 50% контейнерооборота РФ обрабатывается через нашу систему управления Solvo.TOS, – сказал Максим Максимов. – Система предназначена для оптимизации внутренней логистики контейнерных грузовых терминалов, порта, за счет чего сокращаются эксплуатационные расходы от 5 до 35%. Эта система покрывает все бизнес–процессы и все потребности объекта логистики, хранения и обработки грузов (генеральных, насыпных и навалочных, контейнеров, грузов на ролл–трейлерах), поддерживает сложные технологические цепочки».

По его словам, система Solvo.TOS имеет две конфигурации. Одна из них – система управления базами данных Oracle Database – используется большинством заказчиков. Компания ORACLE, программное обеспечение которой закупали многие представители крупного бизнеса, в том числе компании с господдержкой, ушла из России, что накладывает определенные риски для тех, кто продолжает использовать систему управления базами данных (СУБД) ORACLE. «Альтернативой продуктам ORACLE могут стать российские аналоги, например, отечественная система управления базами данных PostgresQL – свободно распространяемое ПО с открытым исходным кодом, которое не зависит от санкций», – подчеркнул эксперт.

Что касается ORACLE, то лицензии никто не отзывает, можно продолжать работать, но есть риск блокировки работы СУБД из–за рубежа, отметил Максим Максимов. «В наших проектах базы данных находятся в изолированной среде, в которой запрещено обновление программного обеспечения в автоматическом режиме. Однако в этих условиях ограничивается поддержка, недоступны обновления и покупка новых лицензий, поэтому все же придется задуматься о переходе на полностью российское сертифицированное программное обеспечение», – сказал он.

Порты и терминалы для взаимодействия со своими контрагентами используют «Личные кабинеты», куда заходят заказчики. Для надежной работы сайтов, создания защищенных соединений используются SSL–сертификаты, которые наши западные партнеры начинают отзывать или блокировать. Эта тенденция приобретает лавинообразный рост. Что делать? Переходить на российские TLS–сертификаты, советует Максим Максимов.

По его мнению, риторика по поводу перехода на пиратское программное обеспечение в связи с запретом на работу с иностранным ПО не так безопасна, как может показаться на первый взгляд, поскольку компании, у которых украли софт, могут предъявить пользователям финансовые претензии, даже если это будет в отдаленной перспективе. «Во–первых, это не позволит нам развивать отечественное ПО, во–вторых, пиратское ПО опасно тем, что несет угрозу информационной безопасности. Не нужно забывать о том, что в киберпространстве идет самая настоящая война, и российские порты, грузовые и контейнерные терминалы могут подвергаться атакам извне. Поэтому, если мы хотим, чтобы наша транспортная инфраструктура работала надежно, надо использовать проверенное ПО», – настаивает коммерческий директор компании «СОЛВО».

В условиях, когда из России уходят крупные поставщики программного обеспечения, крупным логистическим и экспедиторским компаниям, перевозчикам придется переходить на российское ПО, что само по себе неплохо, напротив, позволит поднять экономику, считает Максим Максимов.

Проблемы могут возникнуть с серверным оборудованием. Выходом может стать переход на российскую облачную инфраструктуру, чтобы сэкономить на оборудовании, которое раньше приобреталось в собственность. Но и здесь есть свои нюансы: практически все дата–центры подняли цены на свои услуги от 30 до 60%, и есть опасение, что этой облачной инфраструктуры на всех не хватит. «Горизонт планирования на 2–3 года вперед в текущей ситуации не работает, необходимо быстро перестраиваться и принимать решения», – заключил Максим Максимов.

Уровень цифровизации российской транспортной отрасли с каждым годом растет, в том числе благодаря общей тенденции по реализации стратегии цифровой трансформации ключевых секторов экономики. Все это способствует внедрению отечественных программных разработок с использованием технологий искусственного интеллекта в работу транспортно–логистической инфраструктуры.

Актуальным остается вопрос развития морских портов России, прежде всего создание «умных портов» на основе применения различных цифровых технологий (IoT, ИИ, 3D–печать запасных частей, виртуальная и дополненная реальность, цифровые близнецы, дроны и др.), что позволит в будущем построить высокотехнологичную и безопасную портовую инфраструктуру, повысить конкурентоспособность российских портов и интеграцию их в глобальные логистические цепочки.

Директор департамента экспертизы и отраслевых решений цифровой трансформации ООО «САТЕЛ» Антон Бурлаков рассказал о системном подходе к цифровизации порта: от точечных решений к комплексной системе.

С точки зрения IT основной проблемой остается импортозамещение. Антон Бурлаков рассказал о разработке автоматизированной системы контроля процессов портовой инфраструктуры на базе искусственного интеллекта, компьютерного зрения и технологий позиционирования «Смарт.ТИ».

«Актуальность такой разработки связана с ростом потребности в морских перевозках, перевалке грузов и обеспечении транзита, вызвана необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных морских портов, обеспечения безопасного их функционирования, повышения эффективности использования действующих мощностей, инновационного развития портов, отсутствием полноценного системного подхода к управлению процессами работы порта, – пояснил Антон Бурлаков. – Наш профиль – концентрация и сбор разрозненных и разнородных данных из различных источников. Под каждого конкретного заказчика информационная модель выстраивается исходя из его базовых бизнес–процессов. Платформа обладает свойствами гипернастройки и кастомизации под конкретного заказчика. Интеграционная шина решает полностью весь спектр задач по сбору всей информации в одно окно и предоставлению заказчикам всех уровней возможности доступа к полной информационной картине».

В основе автоматизированной системы мониторинга и управления объектом транспортной инфраструктуры лежит система распределенного мониторинга, которая собирает и агрегирует все данные. Кроме того, есть системы планирования и управления, аналитики и отчетности, оптимизации процессов. «В системе аналитики и отчетности мы применяем платформу искусственного интеллекта полностью российской разработки, что в какой–то мере замещает существующие на рынке импортные системы», – подчеркнул Антон Бурлаков.

По словам представителя компании, в разработке находятся пять аппаратно–программных комплексов: интеллектуального видеонаблюдения, мониторинга терминалов, технологического оборудования, позиционирования и мониторинга транспорта. Аппаратно–программные комплексы мониторинга и управления транспортной инфраструктурой способны вести интеллектуальное видеонаблюдение, мониторинг контейнерного терминала, грузовых площадок, технологического оборудования, транспорта.

С их помощью возможны:

– фиксация не менее 95% нарушений техники безопасности и соблюдения технологических процессов;

– распознавание состояния контейнера, трекинг контейнеров с точностью до 99,9%;

– мониторинг ПРР (погрузо–разгрузочных работ) для выявления нарушений с точностью не ниже 98%;

– обеспечение прослеживаемости партий товара с точностью до 100%;

– тепловизуальный контроль состояния оборудования с точностью детектирования отклонений в работе не ниже 95%;

– отслеживание перемещений технологического транспорта с точностью до 5 м.

Доклад коммерческого директора «РД Групп» Сергея Матвеева на тему: «Безопасность современного порта. Электронные системы предупреждения столкновений» был посвящен проблеме сохранения безопасности на больших промышленных площадках и портах, типовым причинам возникновения аварий, методам предупреждения столкновений техники и персонала.

Основным родом деятельности компании «РД Групп» является разработка и производство электронных систем контроля для транспорта. С каждым годом грузооборот в портах растет, увеличиваются транспортные потоки, вместе с этим возрастают опасные ситуации.

Сергей Матвеев разделил опасные ситуации на три группы: столкновения между техникой, техникой и инфраструктурой, техникой и человеком. Чаще всего такие ситуации возникают из–за человеческого фактора, неправильной эксплуатации оборудования и техники, эксплуатации неисправного оборудования. Понятно, что последствия могут привести к травматизму или гибели людей, они связаны с остановкой производственных процессов, ликвидацией последствий, ремонтом оборудования и техники. Для избежания подобных сценариев необходимо продублировать человеческую ответственность, то есть оснастить наиболее ответственные участки и опасное оборудование контрольными системами наблюдения. Сергей Матвеев представил системы контроля серий RDS–A25, BLAXTAIR, RD–AI32, RD–PAS500, предназначенные для портовой специальной техники.

Директор по техническому развитию ООО «УРУС – Умные цифровые сервисы» Олег Киселев рассказал о внедрении отечественных цифровых решений по организации системы экологического мониторинга в портах. По его словам, основной задачей системы экологического мониторинга является предоставление объективной информации о состоянии воздуха. Преимущества этой системы в том, что она полностью автоматизирована, может быть интегрирована с другими системами, устанавливаемое оборудование малогабаритное и потребляет мало электроэнергии.

В завершение хотелось бы привести слова Президента РФ Владимира Путина, которые он сказал 31 марта на совещании по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения: «Западные элиты развязали против России экономическую войну. Она началась не в последний месяц. Нелегитимные санкции вводились против нашей страны постоянно, на протяжении многих лет. Их цель – сдержать развитие России, подорвать наш суверенитет, ослабить потенциал в производстве, в финансах, в технологиях. Все эти санкции были заранее подготовлены, они были бы введены в любом случае. По сути, это санкции за наше право на свободу, за право быть независимыми, за право быть Россией. За то, что мы не хотим плясать под чужую дудку, жертвовать своими национальными интересами и традиционными ценностями.

От политики экономического давления на Россию коллективный Запад отказываться не собирается. Более того, конечно, будет искать все новые поводы для санкций, именно поводы. Поэтому рассчитывать на изменение этих подходов, во всяком случае в ближайшее время, не стоит».

В этих условиях нам остается надеяться только на себя, на собственные силы, необходимо уходить от зависимости от иностранных IT–технологий, в том числе и в портовой инфраструктуре.

Татьяна Ларионова,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться