Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Направление – Дальний Восток

Многократно возрастает роль транспортных коммуникаций ДФО

Разворот российской экономики на восток в связи с санкционным давлением Запада – одна из самых значимых реалий нашего времени. С учетом жестких санкционных ограничений России приходится искать новых торговых партнеров и наращивать товарооборот со странами Юго–Восточной Азии, в первую очередь с Китаем. В этой связи многократно возрастает роль транспортных коммуникаций Дальнего Востока, которые обеспечивают торгово–экономические связи России с сопредельными странами и могут значительно активизировать такие контакты в ближайшей перспективе.

Поскольку в Дальневосточном регионе значительный объем грузовых перевозок приходится на автомобильные дороги, вопрос совершенствования дорожной сети, магистральной инфраструктуры, развития придорожного сервиса выдвигается на первый план. Его актуальность возрастает и в связи с ростом потоков наших сограждан и туристов из КНР, желающих посетить живописные места и достопримечательности Приморья и Хабаровского края.

Где лучше строить ОДС

Именно поэтому вопрос о том, как вывести инфраструктуру сервиса на хабаровских дорогах на современный уровень, стал темой недавней встречи представителей министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и предпринимательского сообщества. Ее участники обсудили, какие трассы являются наиболее перспективными для развития дорожного сервиса, какие земельные участки могут предложить бизнесу краевые власти в этих целях. Были рассмотрены и существующие в регионе возможности для строительства многофункциональных комплексов, в составе которых могут быть торговые павильоны, кафе, стоянки автотранспорта и гостиницы.

Как сообщил заместитель начальника КГКУ «Хабаровскуправтодор» по ремонту и содержанию автодорог Николай Вайтишенюк, в настоящее время обеспеченность автодорог края объектами дорожного сервиса (ОДС) не в полной мере отвечает существующим потребностям участников дорожного движения. Так, протяженность региональных трасс на территории субъекта РФ превышает 3,3 тыс. км. И на них расположено всего 16 ОДС – преимущественно кафе и АЗС.

Для обустройства объектов дорсервиса (подключение к инженерным коммуникациям, строительство подъездов, примыканий и съездов с дорог, переходно–скоростных полос) необходимы значительные первичные затраты, отмечают специалисты. В этой связи наиболее актуальным направлением является строительство именно многофункциональных комплексов.

Самыми перспективными для строительства таких объектов среди краевых дорог являются подъезды к селу Покровка, а также к причалу «Покровка – Уссурийская». По этим дорогам проходит маршрут международных автомобильных перевозок с Китаем. Кроме того, с вводом в эксплуатацию автодороги «Обход Хабаровска» появятся новые площадки для обустройства ОДС.

Что касается федеральных трасс, то, по информации ФКУ ДСД «Дальний Восток», на них на территории края расположено 132 объекта дорожного сервиса и площадок отдыха. При этом на автодорогах «Уссури», «Восток», «Амур» в целом размещение новых объектов не требуется. А на трассе Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск–на–Амуре необходимо строительство шести многофункциональных зон. Суммарная протяженность дороги составляет более 678 км, и действующих 35 ОДС недостаточно.

Звено единой цепи – порт

В связи с внешним санкционным давлением и закрытием привычных рынков сбыта в западном направлении, по прогнозам транспортных компаний, в ближайшие несколько месяцев поток грузов, проходящих через Хабаровский край, увеличится как минимум в два раза, сообщается на сайте правительства региона. Следовательно, значительно увеличится нагрузка на Хабаровский речной торговый порт, который пока использует около 20% своей пропускной способности. Планируется выделение дополнительных площадей для расширения номенклатуры товаров и увеличения перевалки грузов, а также приобретение специальной техники, которая позволит транспортировать крупнотоннажные контейнеры весом до 40 тонн.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирины Горбачевой, министерство готово оказать всю необходимую поддержку, в том числе проработать вопросы совместно с таможенными органами по увеличению скорости оформления грузов.

В инфраструктуру речного торгового порта входят шесть механизированных причалов протяженностью 646 погонных метров, объединенных в три грузовых района. Здесь выполняются перегрузочные работы, есть крытые склады и открытые складские площади, собственный флот, в том числе морской, развитая материально–техническая и ремонтная база. Исходящую логистику гавани составляют строительные материалы и спецтехника, входящую – товары массового потребления. Порт также работает в рамках «северного завоза» по обеспечению труднодоступных районов края топливом и продовольствием.

Значительный рост грузопотоков ожидается и на всех четырех автомобильных пунктах пропуска через российско–китайскую границу в Приморье. Прогнозируемое увеличение объемов грузоперевозок обсуждалось на совещании, которое провел губернатор Приморского края Олег Кожемяко с руководителями территориальных управлений контролирующих органов. Представители Дальневосточного таможенного управления, погрануправления, Роспотребнадзора и Россельхознадзора подтвердили готовность работать в усиленном режиме, сообщил глава Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.

После двухлетней паузы, связанной с пандемией коронавируса, открывается пункт пропуска Покровка – Жаохэ, расположенный в Бикинском районе Хабаровского края. Пограничный пункт находится в селе Покровка, которое стоит на правом берегу реки Уссури, на российско–китайской границе. Пункт пропуска готовится к масштабным изменениям, он станет ключевым элементом логистических цепочек в рамках переориентации грузов с западных направлений. Есть некоторые недоработки, однако текущее состояние блокпоста позволяет запустить работу в обычном режиме, отмечает руководитель регионального минтранса Ирина Горбачева.

Нынешняя пропускная способность погранперехода в сутки позволяет проводить через госграницу 25 грузовых автомобилей, 12 автобусов, 8 паромов и около 550 пассажиров. Возможно увеличение нагрузки на пропускной пункт в 2,5–3 раза. При этом в ближайшее время пункт пропуска будет работать исключительно по грузовому направлению.

В текущем году запланирован капитальный ремонт сооружений для досмотра грузовых автомобилей (досмотровых ям) и сетей наружного освещения, поставка кондиционеров и насосного оборудования. Будут проведены проектно–изыскательские работы по модернизации комплексных систем безопасности – пожарной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения. Планируется установка дорожных знаков и знаков направления движения, средств принудительной остановки транспорта, благоустройство территории, нанесение дорожной разметки, наращивание высоты досмотровых эстакад.

Часть финансирования уже получена из федерального бюджета, другая часть поступит в течение года. Планируется также увеличение штатной численности персонала. В случае необходимости пункт пропуска сможет выйти на круглосуточный режим работы. В настоящее время эксплуатационная организация АО «Хабаровскводтранс» проводит ремонт причальных сооружений и траление акватории причала для безопасного подхода паромов с китайской стороны.

Специалисты отмечают необходимость реконструкции пункта пропуска Покровка – Жаохэ. Погранпереход должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к такого рода объектам, быть удобным как для грузоотправителей и грузополучателей, так и для туристов, считают в краевом минтрансе.

Приморский маршрут

Важнейшей дорожной стройкой на Дальнем Востоке остается трасса Владивосток – Находка – порт Восточный. Цель масштабного проекта – пустить трассу в объезд населенных пунктов, что позволит преодолевать 200 км гораздо быстрее, чем в настоящее время. Изначально новая автодорога задумывалась как часть международного транспортного коридора «Приморье–1», призванного обеспечить скоростной поток грузов между Приморьем и соседним Китаем.

Строительство разделили на несколько этапов. Новая дорога должна иметь по две полосы движения в каждую сторону, множество эстакад и развязок. Часть трассы, в том числе в объезд города Артема, уже построена. Однако в силу изменившихся обстоятельств эксперты пришли к выводу о нецелесообразности реализации последующих этапов строительства скоростной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный. По словам губернатора Приморского края Олега Кожемяко, прежде всего это связано с теми огромными затратами, которые предусматривает строительство участка от Большого Камня до Находки, и отсутствием проекта, решений, которые позволили бы быстро и в установленные сроки выполнить эти работы.

Глава региона подчеркнул, что данная дорога «нужна и важна Приморью», поэтому было принято и согласовано с Минтрансом России наиболее оптимальное в нынешних условиях решение – на оставшейся части маршрута провести реконструкцию действующей дороги. Появятся дополнительные разгонные полосы, увеличится количество полос на отдельных ее участках.

Как пояснили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, рассматриваемый вариант предполагает реконструкцию существующей трассы от Фокино до села Новолитовск, далее через ТОР «Находка» до Находки к перекрестку объездной бетонной дороги.

До этого участка движение будет осуществляться по уже построенной 40–километровой дороге с цементобетонным покрытием до деревни Царевка. Возможности современной трассы позволят увеличить скорость движения автотранспорта до 110 км в час, за счет чего заметно сократится время в пути, отметили в минтрансе края. Также возрастут допустимые нагрузки на дорожное полотно, что позволит перевозчикам перевозить дополнительные грузы. Срок эксплуатации участка дороги до капитального ремонта составляет 25 лет. Ввод новой трассы позволит приморским автомобилистам не стоять в пробках в летний сезон, отправляясь к пляжам Находки и возвращаясь обратно. Доехать от Владивостока до Большого Камня можно будет всего за один час.

Дать импульс к развитию торгово–экономических связей с дружественным Китаем обещает и завершающаяся реализация масштабного проекта строительства дороги в обход Хабаровска. Автомагистраль соединит между собой три федеральные трассы: «Уссури», «Амур» и «Восток», а также площадки ТОСЭР «Хабаровск» – и обеспечит перспективный выход на дорожную сеть КНР. Протяженность трассы – 27 км. Ширина проезжей части – 15 м, она состоит из четырех полос движения, разрешенная скорость – до 120 км/час. Пропускная способность обхода Хабаровска – до 96 тыс. автомобилей в сутки. На трассе построено 5 транспортных развязок, на которых устанавливаются терминалы для взимания платы.

Важным событием Восточного экономического форума 2018 года стало подписание соглашения об участии в строительстве придорожной инфраструктуры на трассе «Обход Хабаровска» государственной корпорации Китая Shandong Hi–Speed Group. Интересно, что SDHS на основе концессионных соглашений является оператором платных шоссе в провинции Шаньдун, в том числе придорожных сервисов в Циндао, Вэйхае и Янтае. Участие SDHS в проекте создания обхода Хабаровска позволит обеспечить магистраль комплексом необходимых услуг, в том числе отелями, точками автосервиса и общественного питания, АЗС и стоянками для автомобилей.

Напомню: основные строительные работы по концессионному проекту создания автодороги «Обход Хабаровска» были завершены в октябре 2021 года, получены разрешения на ввод в эксплуатацию по основному ходу трассы. Сейчас первая на Дальнем Востоке скоростная автотрасса, построенная на условиях концессии с привлечением внебюджетных инвестиций, готовится к открытию движения. Полностью готова к эксплуатации интеллектуальная система управления дорожным движением, укомплектован штат компании, которая обеспечит обслуживание дороги в период ее эксплуатации концессионером. Это первый проект на Дальнем Востоке, который реализуется на основе государственно–частного партнерства с участием средств частного инвестора, что доказывает высокий уровень инвестиционной привлекательности региона.

С упором на опорную сеть

В рамках этой статьи вполне уместно напомнить, какие работы, в том числе на региональной опорной сети автодорог, предусмотрены программами дорожной деятельности на 2022–2024 годы в ряде субъектов РФ ДФО.

В Бурятии до конца 2024 года запланированы работы на 128 км дорог. Программой предусмотрено обеспечить оптимизацию маршрутов и снижение загруженности автотрасс, улучшить доступность ключевых точек входа международных транспортных коридоров и проезд к новым территориям для жилищного строительства. Среди объектов, где планируют развернуть масштабные дорожные работы, трассы Улан–Удэ – Романовка – Чита, Улан–Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, Турунтаево – Острог – Покровка – Шергино и другие.

Центром экономического роста в Забайкальском крае является столица региона Чита, где расположен аэропорт. Опорные точки – город Краснокаменск с численностью населения более 100 тыс. человек, поселок Карымское, где находится железнодорожная станция, город Сретенск с речным портом. Также в регионе расположены четыре автомобильных пункта пропуска. До конца 2024 года в Забайкалье намечено выполнение строительно–монтажных работ на 1760 км дорог. В частности, в нормативное состояние планируют привести подъезд к Чите, трассы Новая Кука – Могзон – Хилок, Бырка – Досатуй, Ивановка – Александровский Завод – Борзя, Могойтуй – Сретенск – Олочи и другие.

В Амурской области, где протяженность федеральных автодорог составляет 1494 км, региональных и межмуниципальных – 5727 км, в течение трех лет планируется выполнить объем работ на 388 км сети. Это участки региональных трасс Благовещенск – Гомелевка, Благовещенск – Бибиково, Екатеринославка – Тамбовка – Константиновка, Завитинск – Поярково, Зея – Тыгда, Введеновка – Февральск и другие.

В Сахалинской области уделят особое внимание городу Южно–Сахалинску, подъездам к морским портам Шахтерску, Поронайску, Хомску и Невельску, а также аэропортам Менделеево, Буревестник, Итуруп. Среди ключевых объектов, запланированных к ремонту, трассы Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, Курильск – аэропорт Буревестник, юго–западный объезд Южно–Сахалинска, Лиственничное – Охотское, Аэропорт Шахтерск – Бошняково и другие.

В рамках трехлетней программы дорожной деятельности в Чукотском автономном округе (ЧАО) намечено выполнение работ на 231 км. Запланировано строительство автотрассы Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь на территории ЧАО. Работы пройдут на участках Омолон – Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. В нормативное состояние приведут трассы Певек – Апапельгино – Янранай, Билибино – Кепервеем, Билибино – Встречный – Анюйск.

Сергей Озун, обозреватель «ТР»

На снимке: строительство обхода Хабаровска



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться