Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Сибирь прирастет дорогами

Началось новое крупномасштабное покорение региона

За счет своего транспортно–логистического потенциала именно Сибирь может наиболее оперативно и с меньшими затратами обеспечить разворот всех значимых транспортных потоков на Восток. Этой теме была посвящена пленарная сессия, прошедшая недавно в Новосибирске в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума. В этом ключевом мероприятии под названием «2022 год. Новые возможности для транспортной отрасли и экономики России» приняли участие представители органов власти, руководители работающих в этой сфере компаний и эксперты отрасли.

Нет худа без добра

Открывая заседание, первый заместитель председателя Государственной думы Александр Жуков отметил, что нынешняя экономическая ситуация создает, с одной стороны, большие трудности для экономики страны, но с другой – уникальные условия для внутреннего развития России, одним из главных экономических факторов которого с учетом протяженности является транспортная система.

– Сибири здесь отводится особая роль, – отметил Александр Жуков, – она является основным связующим звеном между Востоком и Западом. Об этом в конце мая текущего года на совещании по развитию отдельных направлений транспортного комплекса говорил Президент РФ Владимир Путин.

Александр Жуков напомнил, что 27 ноября 2021 года была принята Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года, определившая основные направления развития всего транспортного комплекса, механизм реализации этих направлений. В ускоренном режиме пришлось готовить и принимать два больших пакета поправок в транспортное законодательство. Ими предусмотрены первоочередные меры по обеспечению перевозок необходимых для жизнедеятельности страны грузов, устойчивость перевозчиков, снижение финансовой нагрузки на транспортников и многое другое. Фактически еженедельно Госдума обсуждает и принимает важные решения по тем или иным вопросам, которые касаются стабильной работы транспорта и обеспечения транспортной доступности регионов.

В свою очередь заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев отметил, что Президентом России поставлена задача в приоритетном порядке обеспечить увеличение пропускной способности железных дорог, перевалочных мощностей портов, развитие международных транспортных коридоров. Принят ряд законов. Они позволят повысить пропускную способность Восточного полигона. Принят также документ, позволяющий российским транспортным компаниям упрощенное использование контейнеров. Одно из приоритетных направлений работы – развитие региональных авиаперевозок и обеспечение круглогодичной работы аэродромов в удаленных местностях. В 15 регионах это основной вид транспортного сообщения. Вместе с тем остаются вопросы, связанные с обеспечением финансирования проектов по строительству, реконструкции и модернизации аэродромной инфраструктуры.

Немаловажным является содержание внутренних водных путей. Как отметил Николай Журавлев, в целях развития судоходства на внутренних водных артериях необходимо обеспечить их финансирование в полном объеме, оказать поддержку регионам по приобретению пассажирских судов внутреннего водного транспорта, поддержать социально значимые маршруты.

– В канун этого форума многие вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, нашли отражение в постановлении Совета Федерации по концепции нового бюджета на трехлетку, – подчеркнул Николай Журавлев, – и мы, конечно, будем отслеживать их исполнение.

Экономика макрорегиона

Исторически сложилось так, что транспортная инфраструктура Сибири для страны была в большей степени транзитной. Но, как отметил помощник Президента РФ Игорь Левитин, сегодня с учетом новых вызовов перед транспортной отраслью стоят другие задачи.

– Сложилась новая конструкция, которую мы не предвидели, – отметил Игорь Левитин. – Это когда Сибирский федеральный округ с одной стороны зажат Восточным полигоном, а с другой стороны – Югом и Северо–Западом. Округу нужны новые выходы. Это прежде всего Арктика, по которой есть поручения Президента РФ.

По словам Игоря Левитина, нельзя оставить без внимания и направление Китай – Индия. Например, это выходы из Тывы через Монголию на Китай. В сегодняшней ситуации этому проекту нужно уделить очень серьезное внимание. Если удастся договориться с китайскими и монгольскими коллегами, то значительную часть потока, который не может выйти из Сибирского федерального округа, можно будет перенаправить через Монголию в Китай. В результате Сибирский федеральный округ перестанет быть транзитным и производимые здесь товары получат надежные пути вывоза.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Серышева, регион сегодня нуждается в новых стратегиях развития: актуальные геополитические, технологические реалии требуют оперативных решений, которые определят вектор развития страны на десятилетия вперед.

Очевидно, что будущее – за развитием Сибири как макрорегиона, обладающего пространственным, транзитным, ресурсным и человеческим потенциалом. Новая модель развития должна также подразумевать инновационные подходы. Например, сегодня в структуре валового регионального продукта в целом по округу доли добывающих и перерабатывающих производств составляют порядка 18–20%. При этом, по оценкам экспертов, в экономике округа сохраняется высокий удельный вес первичных стадий переработки.

– Качественное изменение экономики Сибири подразумевает создание производств, обеспечивающих внутреннее потребление, импортозамещение, а также возможности импорта на открытые рынки, – отметил Анатолий Серышев. – Стратегически важно обновить инфраструктурный каркас Сибири, продумать новые транспортные коридоры и логистические маршруты, которые позволят раскрыть экспортный потенциал наших регионов и дадут возможность развернуть экономику России на Восток и Юго–Восток.

Анатолий Серышев рассказал и о том, что в Сибирском федеральном округе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году предстоит отремонтировать более 2 тыс. км автомобильных дорог. На эти цели из бюджета выделено более 51 млрд руб. Благодаря поддержке федерального бюджета решаются задачи развития авиамаршрутной сети и реконструкции крупных аэропортов.

«Торговые ворота» Сибири

– Транспорт, логистика и торговля – это значимые части экономики как сибирского региона в целом, так и Новосибирской области, – отметил ее губернатор Андрей Травников. – Хотя среди нашей общественности до сих пор бытует несколько пренебрежительное отношение к этим направлениям. Мол, это не производство, не промышленность. Безусловно, развитие этих направлений нельзя останавливать, поскольку они – залог нашей технологической независимости, от недостатка которой региону приходится нелегко. Тем не менее логистика, торговля тоже чрезвычайно важны. Новосибирская область – крупнейший транспортный узел за Уралом. Регион является крупным распределительным центром. Поэтому мы себя негласно называем «торговыми воротами» Сибири.

Андрей Травников назвал также главные проекты в сфере дорог и транспорта на ближайшую перспективу.

Новосибирск – один из российских городов, где население хоть и не очень интенсивно, но постоянно растет. Поэтому очень важным является расширение транспортного каркаса с точки зрения общественного транспорта внутри и вокруг Новосибирской агломерации. В числе крупных инфраструктурных объектов, строительство которых сегодня идет в Новосибирске, – четвертый мост через реку Обь. Он должен обеспечить транспортную доступность из центра Новосибирска с одного берега на другой в сторону аэропорта Толмачево. Одновременно, с учетом важности Новосибирского транспортного узла для всей Сибири, идет активное развитие и продвижение транзитных проектов.

– Именно поэтому мы очень просим Росавтодор ускорить завершение реализации проекта «Восточный обход Новосибирска», – отметил губернатор. – По сути, это выход Чуйского тракта в четырехполосном, шестиполосном исполнении на трассу «Иртыш». Следующий проект, который мы уже по своей инициативе реализуем, – так называемый Южный транзит. С одной стороны, это внутригородской проект, в рамках которого идет завершение большого проекта третьего, Бугринского моста, дополнение его высокоскоростными магистралями в южную и северо–восточную части города. С другой стороны – это магистраль, которая облегчит выезд транспорта с Алтая, из Казахстана в северные и восточные регионы нашей страны – Томскую область, Кузбасс, Красноярск и т. д.

Еще один способ решения транспортных, логистических проблем, по мнению Андрея Травникова, – это удержание людей в Сибири. К примеру, в благоприятной для проживания Новосибирской области. Несмотря на то, что каждый год здесь наблюдается миграционный прирост плюс 10 тыс. человек, на самом деле не все так радужно. Да, 50 тыс. приезжают, но 40 тыс. уезжают. А ведь это потеря рынка потребления, концентрация производительных сил в европейской части страны, и сегодня в Сибирь доставляется то, что произведено в европейской части, где, как и прежде, идет наращивание объемов производства.

Андрей Травников перечислил также проекты, которые развиваются в Новосибирской области. К примеру, развитие глубокой переработки зерна и сельхозпродуктов. Было подчеркнуто, что если бы с федеральной стороны этому уделялось больше внимания, в Сибирь было бы легче привлекать инвесторов с их проектами.

– Как развивались события, мы тоже помним, – отметил губернатор. – Сначала все проекты были реализованы в европейской части страны, а потом они появились за Уралом. И только в последние 5–7 лет в Сибири стали появляться крупные, подобные европейским проекты. И все равно стратегию развития Сибири все еще воспринимают преимущественно как центр добычи полезных ископаемых. Что же получается? Значит, возможности Сибири исключительно сконцентрированы на увеличении добычи полезных ископаемых, то есть у Сибири больше никакой перспективы нет, кроме как копать руды и плавить металл?

И все же Андрей Травников свое выступление постарался завершить на позитиве. Он сообщил, что сегодня стратегическим приоритетом для Новосибирской области является переработка сельхозпродукции: молока, зерна, масличных культур. Тем более что на Востоке эти продукты пользуются повышенным спросом. Кроме того, в регионе есть производство электродов, оно модернизируется, наращивается. Плюс осваивается производство нового продукта, которого в России пока нет. Правда, название его губернатор не озвучил. Идет также развитие контейнерных терминалов, строительство контейнерных площадок с целью повысить рентабельность доставки зерна в контейнерах. Кроме того, логисты региона изучают перспективы освоения новых рынков: Северо–Западного Китая, Монголии, Пакистана, Афганистана, Индии и Вьетнама.

Проекты автодорог

– На развитие транспортной инфраструктуры Сибирского федерального округа утверждена пятилетняя программа, – отметил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. – Необходимо продолжать работы, связанные с БАМом и Транссибом, чтобы напрямую задействовать Сибирский округ. Одним из ключевых решений, которое было озвучено на последнем совещании с Президентом России, – это продление коридора «Запад – Восток» через Сибирь на Монголию и Китай. Мы уже гарантированно идем до Урала дорогой Москва – Казань – Екатеринбург, дальше – на Челябинск и Тюмень, а следующее решение, которое президент одобрил, – начало частичного расширения до четырех полос дороги Омск – Новосибирск – Иркутск – Чита – Горно–Алтайск и, наконец, выход к границам Китая и Монголии. По мере формирования транспортного потока расширение дороги будет продолжаться.

Марат Хуснуллин особо подчеркнул, что строительство таких транспортных коридоров, по 7 тыс. км, осуществляется впервые. Вице–премьер добавил, что в проект развития транспортного коридора включены в том числе обходы городов Сибири, в частности Новосибирска. Активно идет развитие сибирской и дальневосточной зон. Для Сибири очень важен выход к морю.

Потери и находки

Об экономических потерях России за последние несколько месяцев и перспективах улучшения ситуации рассказала первый вице–президент фонда «Центр стратегических разработок», председатель Общественного совета Минтранса России Татьяна Горовая.

Статистика, озвученная ею, показывает, что по ряду показателей из–за введенных санкций по экспорту российский рынок несколько просел. Если в 2021 году грузовой экспорт всеми видами транспорта, включая трубопроводный, составил более 1 млрд тонн, из которых 55% внешнего торгового оборота России пришлось на долю ныне так называемых недружественных стран, что в денежном выражении составляет 492 млрд американских долларов, то за минувший период 2022 года снижение экспорта составило 10–13% в зависимости от конкретных текущих обстоятельств. Необходимо учитывать, что наш экспорт был очень зависим от импорта. К примеру, 24% отраслей экономики имело большую зависимость от импорта средств для производства электрооборудования и для химпрома, 82% – доля импорта лакокрасочной продукции, что тесно связано с автомобилестроением и строительным сектором.

– Конечно, переориентация производственных мощностей на российский рынок, более интенсивная реализация процесса импортозамещения – дело не одного года, но ускорять эти процессы необходимо, – отметила Татьяна Горовая. – Да, сформировать долгосрочный прогноз было делом сложным всегда, но в нынешней экономической ситуации работа в этом направлении потребует намного больших усилий. Поэтому буквально ежедневно совместно с Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторгом, Минсельхозом России мы ведем кропотливую работу по поиску новых поставщиков, потребителей именно в тех странах, на которые сегодня устремлены наши взгляды.

Вокруг света дешевле…

Любопытную статистику озвучил в своем выступлении директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. В 2021 году всю товарную массу – от товаров для супермаркетов до товаров для производственных целей, запчастей – завезли из–за рубежа. Это 4,8 млн TEU (стандартный контейнер объемом 39 куб. м), из которых 2,8 млн – контейнеры с товарами, произведенными в странах Азиатско–Тихоокеанского региона, главным образом в Китае. И все бы хорошо, если бы не одна тонкость. Из этих 2,8 млн китайских, индонезийских, малайзийских контейнеров 2 млн прибыло в Россию, преодолев очень длинный маршрут – через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море и далее с разгрузкой в Антверпене, Амстердаме, Гамбурге. И только потом эти контейнеры были доставлены в Россию. Даже в Новосибирск некоторые контейнеры доставлялись таким вот маршрутом. Но почему?

– Этот вопрос обсуждался неоднократно и на высоких уровнях, – пояснил Михаил Блинкин, – но зачем «ухо через голову доставать»? Почему азиатские контейнеры прибывают в Россию через Балтику, преодолев маршрут вокруг света? Ответ – дешевле. Гигантские панамаксы берут за перевозку недорого. Зато сегодня все стало ровно наоборот. Поэтому меня очень обрадовало сообщение о том, что логистические центры серьезных масштабов будут поначалу в 7 тыс. км, а затем вскоре в 4 тыс. км от восточных портов. Это, можно считать, недалеко, и это есть наш принципиальный вызов сегодняшним реалиям.

Еще один вопрос, которого коснулся Михаил Блинкин, – это безопасность движения в России. Недавно была опубликована статистика аварийности за 2010–2021 годы. Прослеживается положительная динамика, безопасность автопарка в целом хорошо росла. Были реальные шансы выйти на мировые стандарты безопасности, однако сейчас предвидится ухудшение технического уровня автомобильного парка. И здесь нужно срочно предпринимать превентивные меры.

Третий вопрос, который затронул Михаил Блинкин, касался городского транспорта. Ситуация складывается так, что в недалекой перспективе использование личных автомобилей может сократиться. Соответственно, чтобы сохранить мобильность населения, нужно оперативно решать вопросы наращивания и модернизации парка пассажирского городского транспорта.

Предложение Сбербанка

Вопросам городского общественного транспорта посвятил свое выступление и исполнительный директор департамента по работе с государственным сектором ПАО «Сбербанк» Антон Седаков. Он отметил, что снижение автомобилизации из–за удорожания транспортных средств, вероятно, произойдет в самое ближайшее время. Вместе с тем сейчас идет рост цен на общественный транспорт, на инфраструктуру, объем средств в бюджетах почти не растет, а тарифы на перевозку сильно поднимать невозможно из–за снижения платежеспособности населения. В результате регионы попадают в замкнутый круг.

Конечно, федеральные программы по модернизации общественного транспорта работают, тем не менее инвестиций могло бы быть больше. Антон Седаков отметил, что Сбербанк участвует в программе обновления общественного транспорта, в том числе в Новосибирской области, вкладывая в нее внебюджетные средства. За 2021 год в общем объеме госзакупок в этой сфере доля банка в регионе составила около 70%.

– Для нас общественный транспорт является достаточно приоритетным направлением, – пояснил представитель Сбербанка. – Сегодня, помимо классических инвестиций в инфраструктуру, в подвижной состав, мы занимаемся изменением технологий управления общественным транспортом, предоставляя регионам цифровые решения, позволяющие повысить экономику регионов. Это крайне важно, так как просить деньги из бюджетов можно бесконечно, но надо разобраться в экономике перевозок в регионе, как использовать внутренние резервы. Соответственно, цифровые решения, которые предлагаем мы, позволяют это сделать, а далее с максимальной отдачей на вложенные средства закупаются подвижной состав и инфраструктура.

Что касается Новосибирской области, то ее облик в части общественного транспорта вскоре существенно изменится. Антон Седаков отметил, что банк намерен принять в этом самое активное участие. Однако, как и другие субъекты, в ближайшее время регион столкнется с дефицитом средств на обновление подвижного состава и инфраструктуры. В связи с этим Антон Седаков высказал предложение: может быть, на федеральном уровне стоит подумать о доступе к субсидии на модернизацию банков? На данный момент банки не имеют доступа к этому инструменту. Если предложить конкурентный механизм розыгрыша субсидий, то в конкурентной среде могло бы сформироваться более интересное предложение, что способствовало бы улучшению ситуации с общественным транспортом.

Отметим, что с начала 2022 года в Новосибирске идет реформа общественного транспорта. До 2026 года в городе планируется увеличить количество маршрутов, работающих по регулируемому тарифу, и постепенно перевести перевозчиков на муниципальный контракт.

При покупке общественного транспорта сейчас город должен оплатить 60% от его стоимости, 40% будут перечислены из федерального бюджета в рамках программы «Безопасные качественные дороги». В середине июня город выиграл федеральный конкурс на субсидирование закупки 59 троллейбусов. Ранее сообщалось, что троллейбусный парк города насчитывает 272 единицы техники. Износ в среднем составляет 98,5%, потребность в новой технике – 249 единиц.

В конце 2021 года мэрия Новосибирска заключила контракт на покупку 150 автобусов на 2,5 млрд рублей. Кроме того, в городе продолжается программа по модернизации трамваев на базе совместного предприятия с Белоруссией – «БКМ Сибирь».

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»

Фото предоставлено пресс–службой Сибирского транспортного форума



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться