Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Опережающими темпами

идет развитие транспортно–дорожного комплекса столичного региона

Стратегия развития – документ, в рамках которого определяются направления развития отрасли на долгосрочную перспективу, разрабатывается несколько сценариев, как правило, консервативный, базовый и оптимистический. Ими устанавливаются показатели, по которым оценивается выполнение отдельных этапов. Естественно, в этот документ вносятся коррективы с учетом изменения внутренних и внешних факторов, общей экономической ситуации в стране. Всем этим требованиям отвечает разработанная и одобренная Стратегия развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года.

Состояние Московского региона, занимающего ведущую роль в экономике страны, во многом зависит от уровня его транспортной достаточности. Транспортный комплекс столицы и области передовой во всех отношениях – и с точки зрения инфраструктуры и подвижного состава, и по количеству и качеству предлагаемых сервисов. Московский транспорт во многих случаях выступает полигоном при внедрении новых технологий, особенно в ИТ–сфере. Вот почему очень важно определиться с направлениями его развития на перспективу.

Стратегией определены ключевые задачи развития транспортной системы Московской агломерации на период до 2035 года:

– увеличение протяженности каркаса транспортной сети и сокращение времени поездки на пассажирском транспорте;

– повышение ценовой доступности перевозок общественным транспортом;

– повышение комфортности и безопасности перевозок;

– снижение транспортных издержек при доставке грузов в Москву и Московскую область в условиях жестких экологических, градостроительных и транспортных ограничений для грузового транспорта и логистики;

– внедрение новых технологий в транспортной системе Москвы и Московской области.

Чтобы понимать, насколько реально решить те задачи по развитию транспортной системы столичного региона, которые поставлены на перспективу до 2035 года, оценим с этих позиций итоги работы дорожно–транспортного комплекса Москвы и области в 2021 году.

Увеличение протяженности каркаса транспортной сети и сокращение времени поездки на пассажирском транспорте

В 2021 году протяженность введенных в эксплуатацию автодорог увеличилась на 224,3 км (101,66 км федеральных автодорог, 94,73 км автодорог в Москве и 27,9 км в Московской области).

Построены, отремонтированы и введены в работу такие федеральные дорожно–мостовые объекты, как мост через р. Вейна в Рузском районе; участки на М–5 «Урал» и М–1 «Беларусь», участки ЦКАД (ПК № 1), обход п. Октябрьский с мостом через реку Москва.

На территории Москвы это участки Северо–Восточной хорды, транспортная развязка на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе, транспортные развязки от станции МЦК Ботаническиий сад до ул. Сельскохозяйственная, мост через р. Сходня по проекту реконструкции Волоколамского шоссе, магистральная улица районного значения от пос. Московский до ст. м. «Филатов Луг».

Основные дорожно–мостовые объекты на территории Московской области:

– автомобильная дорога от М–3 «Украина» – дер. Середнево – дер. Марьино – дер. Десна;

– автомобильная дорога Воскресенское – Каракашево – Щербинка; путепровод на пересечении улицы 1–я Советская с путями Белорусского направления МЖД вблизи платформы Жаворонки; транспортные развязки на пересечении М–10 «Россия» и ул. Репина в г. Химки и М–10 «Россия» – Ложки – Поварово – Пятница в Солнечногорске; участок автодороги Каширское шоссе – Киселиха в Домодедово.

Железнодорожная инфраструктура и метрополитен

Эти направления развиваются быстрее всего. Так, в эксплуатацию в 2021 году введены:

– 7 железнодорожных станций и остановочных пунктов МЦД: Баковка (D1), Внуково (D4), Щукинская (D2), Апрелевка (D4), Кокошкино (D4), Аминьевская (D4), Матвеевская (D4);

– железнодорожная станция – Восточный вокзал (ТПУ «Черкизово», станция МЦК Локомотив)» для приема и отправления пассажирских поездов дальнего следования;

– 11 новых станций метро: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», «Проспект Вернадского» (БКЛ), «Народное Ополчение», «Мневники»;

– станция «Каховская» после реконструкции.

Также в 2021 году были продолжены работы на объектах железнодорожной инфраструктуры на Ярославском и Горьковском направлениях МЖД, а также работы по строительству соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями, II главного пути на участке Реутово – Балашиха, III и IV главных путей на участках Москва–Каланчевская – Москва–Курская и Москва–Курская – Карачарово, ветви в СТК аэропорта Шереметьево, участки Наугольный – Желтиково, Желтиково – Костино и Костино – Иванцево Большого кольца Московской железной дороги.

Индекс загруженности автомобильных дорог в Московском регионе в 2021 году составил 61%. Данный показатель приблизился к допандемийному уровню 2019 года в связи со снятием ограничительных мер и увеличением деловой активности в Москве и Московской области.

Повышение ценовой доступности перевозок общественным транспортом

Среднемесячные затраты пассажира на проезд на 44 поездки (по две поездки каждый рабочий день) в Москве в 2021 году составили 1848 руб., а в Московской области – 1421,10 руб.

Отношение среднемесячных затрат на общественный транспорт к среднедушевым доходам населения Москвы и Московской области в 2021 году снизилось до 2,3%, а доля безналичной оплаты проезда увеличилась до 99,36%. Данные показатели уже достигли целевых значений 2024 года по оптимистическому сценарию развития.

Повышение комфортности и безопасности перевозок

В 2021 году правительство Москвы продолжило закупки нового подвижного состава: приобретены 400 электробусов (на маршрут вышел 1000–й электробус) и более 800 новых автобусов стандарта Евро–5 по госконтрактам с коммерческими перевозчиками, для улучшения качества транспортных услуг обновлен парк трамваев на 109 единиц и поставлены 337 новых вагонов метро.

Коммерческими транспортными организациями Московской области приобретены (в том числе в лизинг) 340 автобусов (295 – малого класса, 40 – среднего класса, 5 – большого класса) для обслуживания маршрутов регулярных перевозок.

Доля подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для маломобильных граждан, увеличилась по сравнению с прошлым годом и планомерно приближается к плановым целевым показателям 2024 года.

Повысился уровень безопасности и экологичности транспортной системы в Московском транспортном узле: количество погибших в ДТП в 2021 году снизилось до 5,6 чел. на 100 тыс. населения Москвы и Московской области (по Москве – 2,8 чел. на 100 тыс., по Московской области – 10,1 чел. на 100 тыс. населения). Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта снизился по сравнению с 2020 годом на 120,86 тыс. тонн и составил в 2021 году 422 тыс. тонн (214 тыс. тонн по Москве и 208 тыс. тонн по Московской области).

Улучшению экологии способствует развитие вело– и самокатного движения. В 2021 году в системе общественного проката Московского региона количество поездок на велосипедах составило почти 5 млн и значительно увеличилось количество поездок на самокатах (совершены рекордные 8,6 млн поездок в Москве и 2 млн поездок в Московской области);

Оснащение четырехполосных автомобильных дорог федерального значения вне МКАД системами разделения встречных направлений движения достигло 96%.

Увеличилось количество выделенных полос для движения маршрутного транспорта в Москве на 11,94 км (общая протяженность составила 392,44 км). В Московской области появились 2 выделенные полосы на ул. Чистяковой (Трехгорка) и Расторгуевском шоссе. у ЖК «Бутово Парк». В Москве созданы дополнительно 6,3 тыс. парковочных мест и 12 перехватывающих парковок.

Снижение транспортных издержек при доставке грузов в Москву и Московскую область в условиях жестких экологических, градостроительных и транспортных ограничений для грузового транспорта и логистики

Объем грузовых перевозок на железнодорожном и водном транспорте в Москве и Московской области увеличился в сравнении с 2020 годом и составил 67,4 и 7,7 млн тонн соответственно. Доля грузовых автомобилей в транспортном потоке на улично–дорожной сети Москвы в дневное время (с 6:00 до 22:00) снизилось до 8%.

В 2021 году в Московском регионе введено 2,8 млн кв. м складской инфраструктуры класса А и Б. Площадь качественных складских комплексов составила 18,8 млн кв. м, объем предложения качественной складской инфраструктуры в пределах МКАД вырос до 1518 тыс. кв. м.

В настоящее время в активной фазе реализуются 3 мультимодальных транспортно–логистических центра, предусмотренных ведомственным проектом Минтранса России «Формирование сети транспортно–логистических центров»: в Москве – ТЛЦ «Ховрино», в Московской области – ТЛЦ «Белый Раст» и «Электроугли».

Повышение экологичности транспортных процессов

Доля транспортных средств, включая личный, грузовой и общественный транспорт с электрическими двигателями в общей численности парка автомобильных транспортных средств, и доля электромобилей в общей численности парка индивидуальных транспортных средств выросла до 0,02%.

В 2021 году в Москве поставлены на учет порядка 1000 транспортных средств с электрическими двигателями, включая электробусы, в Московской области – 685. В Москве установлены 55 электрозарядных станций нового формата для электромобилей (всего 139 электрозарядных станций).

Для стимулирования совместных поездок при использовании автомобильного транспорта в Московском регионе правительством Москвы развиваются пассажирские сервисы. Общее количество зарегистрированных в сервисах краткосрочной аренды автомобилей (каршеринга) в 2021 году составило 1 млн, в среднем в сутки совершались 134 тыс. поездок. Общий парк машин такси с разрешениями Москвы и Московской области на конец 2021 года составил более 140 тыс., средний возраст такси – 2,7 года. В 2021 году на такси осуществлены 551 млн поездок. Также в Москве заработали новые сервисы перевозок «По пути» и «Рули».

Перспективы развития в рамках трех сценариев

Положительная динамика в развитии транспортной системы столичного региона, несмотря на действовавшие ограничения, такова, что по некоторым индикаторам целевых значений в 2021 году система уже соответствует оптимистическому сценарию развития на 2024 год.

Для каждого направления стратегии определены локальные задачи и разработаны целевые индикаторы, с помощью которых оценивается каждый этап – до 2024 года, 2030 года и 2035 года соответственно. Всего предложены 72 индикатора, которые характеризуют состояние или развитие транспортной системы на период до 2035 года.

В стратегии предложены, как мы уже говорили, три сценария реализации – консервативный, базовый и оптимистический, – соответствующие социально–экономическим сценариям развития Москвы и Московской области.

В каждом из сценариев прогнозируются различные объемы пассажирских и грузовых перевозок и возможности финансирования потенциальных инфраструктурных мероприятий. Сценарии отличаются друг от друга набором мероприятий и сроками их реализации.

Перечень мероприятий корреспондируется с основополагающими документами – Генеральным планом г. Москвы, Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, Территориальной схемой развития Новомосковского административного округа г. Москвы и Территориальной схемой развития Троицкого административного округа г. Москвы.

Ключевым фактором отнесения инфраструктурных проектов к тому или иному сценарию являлись результаты транспортного моделирования, позволяющего оценить грузо– и пассажиропотоки на каждом элементе транспортной системы.

Наиболее реалистичным, по мнению специалистов, является базовый сценарий проведения транспортного моделирования. Согласно этому сценарию сохранится текущее распределение прироста миграционного потока в Московской области – к 2035 году на 35%.

На территории ближнего и среднего пояса столичного региона появятся новые рабочие места, что потребует создания сбалансированной транспортной системы

При реализации базового сценария к 2035 году сохранятся существующие темпы грузоперевозок. Объем входящих и исходящих грузов возрастет до 180 млн тонн (160 млн тонн в настоящее время). Железнодорожные перевозки вырастут до 85 млн тонн.

В приоритете железнодорожного и внутреннего водного транспорта по–прежнему останутся строительные грузы, нефтепродукты и черные металлы.

К 2035 году площадь складов класса А и Б в Москве и области возрастет до 30 млн кв. м. Предполагается, что обрабатываться будут грузы для своих потребностей, а транзитные – уйдут в регионы.

Что касается пассажиропотока, то прогнозируется его рост на 20% – до 45,9 млн поездок в сутки против 39 млн в настоящее время. Планируется децентрализация транспортных потоков, но большая часть межрайонных поездок сохранит центростремительный характер. Что касается инфраструктурных проектов, то помимо завершения строительства ЦКАД и трассы М–12» Москва – Казань, будет реконструирован каркас радиальных автодорог.

Продолжится развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и завершится формирование сервисов МЦД. В семи секторах на стыке Москвы и Московской области будут реализованы комплексные проекты транспортного развития, включающие рельсовый и автотранспорт. В Москве продолжится расширение сети метрополитена, а также строительство линий легкорельсового транспорта в Новой Москве, по хордовым направлениям в пределах МКАД. Повысится связность столичной автодорожной сети с завершением формирования распределительного контура. К Северо–Восточной и Юго–Восточной хордам добавится Южная рокада, а также Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта.

На территории Московского региона сформировались два типа сервиса пассажирских перевозок: МЦД и ускоренное пригородное сообщение, для каждого из них продолжится оптимизация режима работы, билетного меню и компоновки подвижного состава. В пределах полигона МЦД планируется сокращение попутного следования до 4 мин., а далее до 2,5 мин. Расширение сферы использования электромобильного транспорта потребует адаптации налогового законодательства для его поддержки и реализации программы по развитию зарядных станций на территории Московского региона.

Для повышения безопасности работы транспортной системы предполагается внедрение норм международной программы Vision Zero (нулевой смертности). В частности, предлагается разделение потоков участников движения, передвигающихся с разной скоростью, за счет создания искусственных неровностей и ограждений. Снижать скорость или успокаивать режим движения возможно также за счет сужения и искривления проезжей части, частичного мощения.

Дороги необходимо типологизировать и в зависимости от их функций и в соответствии с их типом обустраивать велодорожками, переходами, тротуарами. Средства индивидуальной мобильности (СИМ) получают все большее распространение. Их можно рассматривать в качестве транспорта «последней мили». Введение этого вида транспорта в правовое поле позволит расширить его присутствие в транспортной системе Москвы и области.

Увеличатся сеть велодорожек и их плотность, количество пунктов проката, система шеринга станет единой для столичного региона.

Что касается источников финансирования мероприятий, заложенных в стратегии, то на период с 2020 по 2025 год на 40% их обеспечивает бюджет Москвы.

Доля федерального бюджета с 2020 по 2030 год составит 20%. Эти средства предназначены в основном на завершение строительства каркаса автодорог и модернизации гидротехнических сооружений.

Ожидается постепенное повышение доли внебюджетных источников – с 34% в 2020 году до 60% к 2035 году. Значительную долю составляют средства ОАО «РЖД», а также частные инвестиции на строительство мультимодальных ТЛЦ.

На реализацию всех заложенных в стратегии мероприятий требуется 10 трлн руб. в текущих ценах при базовом сценарии. Из федерального бюджета планируется направить 1,4 трлн руб. (14%), из региональных – 3,9 трлн руб. (39%). Основная доля (56%) отводится на автодорожные проекты, на втором месте (16%) – строительство метро.

Предполагаемый эффект от мероприятий стратегии может быть достигнут за счет увеличения инвестиционного спроса на строительно–монтажные работы, прямого эффекта в деятельности коммерческих перевозчиков, эффекта от снижения количества ДТП и снижения вредных выбросов. Большая часть (65% совокупного эффекта) будет получена за счет проектов внутри Московской агломерации.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на объективные трудности, развитие транспортно–дорожного комплекса столичного региона идет опережающими темпами: итоги работы за 2021 год – убедительное тому доказательсто. Есть все основания предполагать, что и в 2022 году результаты будут не хуже. И вполне возможно, что корректировка показателей, заложенных в стратегию, произойдет, но произойдет в сторону увеличения.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,

кандидат экономических наук



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться