Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На чем стоит мост?

Об эффективных технических решениях в мостостроении

Тема применения новых материалов и технологий в автодорожной отрасли по–новому зазвучала именно сейчас, когда экономика России вступила в период структурной трансформации. В предельно сжатые сроки мы должны перенастроить инструмент внедрения инновационных решений так, чтобы технические новшества без проволочек, как можно быстрее находили свое применение на практике. В дорожном хозяйстве страны этот процесс начался еще несколько лет назад, когда в субъектах РФ стартовала реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги». Ведь одной из его задач является применение передовых технологий и материалов. Таким образом, интенсификации инновационной деятельности способствовало то, что работы по нормативно–техническому обеспечению дорожной отрасли, в том числе по стандартизации, были предусмотрены нацпроектом.

Сопоставить и обсудить

Применение передовых практик при строительстве и ремонте мостовых сооружений, совершенствование нормативной базы, проведение в этой сфере испытаний и научно–исследовательских работ, предшествующих утверждению стандартов, – эти и другие темы были рассмотрены на состоявшейся в Москве конференции «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения». В мероприятии, организованном при поддержке Федерального дорожного агентства и Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, экспертного сообщества, проектных, строительных и подрядных организаций.

Являясь чрезвычайно материалоемким, технически сложным и технологически насыщенным направлением строительной индустрии, мостостроение находится на стыке множества смежных отраслей промышленности, отметил, обращаясь к участникам конференции, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников. Сейчас в России проектируется и строится немало сложных, внеклассных мостовых сооружений. Важно сопоставить и обсудить различные мнения и предложения, чтобы на их основе консолидированно выработать наиболее эффективные технические и экономические решения в области мостостроения.

По словам генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александра Бедусенко, развитие отечественного мостостроения является одной из стратегически важных задач на пути к масштабной модернизации российской дорожной сети. Это четко прослеживается в планах национального проекта «Безопасные качественные дороги»: до конца текущего года планируется отремонтировать 37 км мостов и путепроводов. В рамках нацпроекта только до 2024 года регионам России направят более 200 млрд руб. из федерального бюджета на ремонт, реконструкцию, строительство мостов и путепроводов.

Экспертное обсуждение и разработка концепции реализации этих задач позволят наиболее эффективно освоить выделенные средства с учетом их дальнейшего увеличения в связи с продлением нацпроекта до 2030 года, подчеркнул Александр Бедусенко. Он отметил, что для достижения целей нацпроекта БКД, улучшения качества транспортной сети и логистики между регионами необходима модернизация объектов дорожной инфраструктуры. Также важна актуализация отраслевых нормативных документов и стандартов.

Мостовые сооружения – неотъемлемая часть автодорог. О перспективных направлениях развития в области мостостроения рассказал начальник Управления научно–технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец. Масштабная модернизация нормативной базы проводится по всем этапам работ. Так, с целью предотвращения аварийных ситуаций во время строительства мостовых сооружений был разработан ГОСТ Р 59626–2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования». Документ позволил восполнить существенный пробел в нормативной базе, касающийся проектирования вспомогательных и специальных сооружений и устройств.

Стандарты обновляются

Специалисты Росавтодора занимаются и обновлением важных для отрасли стандартов. Так, взамен ранее применяемого ОДМ был разработан ГОСТ Р 59618–2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний», который позволил значительно развить сложившиеся практики обследования автодорожных мостовых сооружений. В процессе работы над ним были устранены несоответствия и разночтения существовавшей нормативно–методической базы. Теперь проводящие обследование мостов экспертные организации впервые в своей работе могут опираться на национальный стандарт, а не на отраслевые и методические документы, имеющие рекомендательный характер.

Сергей Гошовец также напомнил об исследовательской работе, предшествующей утверждению стандартов. По его словам, в последние 10 лет возросло количество построенных большепролетных и внеклассных мостов. Активно проектируются вантовые, арочные и балочные системы с пролетами более 150 м. Для подобных конструкций сложной в решении задачей является аэродинамическая устойчивость пролетного строения. До последнего времени нормативных документов в этой сфере не было создано из–за необходимости проведения масштабной научной работы, в том числе с проведением множества натурных испытаний.

Эти задачи были решены посредством утверждения ГОСТ Р 59625–2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила расчета и подтверждения аэроупругой устойчивости». Впервые в мире был разработан уникальный нормативный документ, четко определяющий методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов. Документ разрабатывался в кооперации с двумя проектными и двумя научно–исследовательскими институтами, а доказательной базой стандарта послужили выполненные экспериментальные продувки в аэродинамических трубах и собранные практически со всех крупных отечественных объектов результаты комплексных аэродинамических исследований. Данный стандарт является результатом труда большого коллектива и показательным примером кооперации научных и проектных институтов из разных городов.

Стандартизация в области мостостроения – одно из важных направлений работы ФАУ «РОСДОРНИИ». Нормативно–техническому регулированию для обеспечения безопасного и качественного строительства дорожных искусственных сооружений было посвящено выступление заместителя начальника проектного офиса по науке ФАУ «РОСДОРНИИ» Павла Сычева.

РосдорНИИ разрабатывает стандарты организаций (СТО) на новые технологии и материалы, а также проводит их экспертизу, актуализирует базовый перечень нормативно–технических документов для формирования техзаданий на выполнение дорожных работ с учетом требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и участвует в информационном обеспечении дорожного хозяйства в части популяризации результатов проведенных научных исследований, сообщил Павел Сычев.

Системное развитие нормативно–технической базы является основой управления состоянием искусственных дорожных сооружений. Федеральным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта БКД предусмотрено утверждение к 2030 году не менее 350 разработанных и актуализированных национальных стандартов в области дорожного хозяйства. Утвержден график обновления стандартов и технических требований в области дорожного хозяйства, которым предусмотрены разработка и утверждение не менее 239 стандартов к 2024 году, из них по мостовой тематике – не менее 40 документов. Основным направлением совершенствования системы стандартизации является разработка стандартов в сфере изысканий, проектирования, а также в отношении дорожно–строительных материалов и изделий.

В части дорожной деятельности на основании федерального законодательства и требований технического регламента Таможенного союза выделены следующие объекты стандартизации первого уровня: автомобильные дороги общего пользования, мостовые сооружения, тоннели, водопропускные трубы и элементы обустройства. В частности, для мостовых сооружений на основании положений межгосударственных стандартов ГОСТ 33178, ГОСТ 33384 выделены наиболее характерные конструктивные элементы, такие как основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, мостовое полотно и другие, сказал Павел Сычев.

Специалисты РосдорНИИ провели анализ нормативно–технических документов в сфере дорожного хозяйства по объектам и аспектам стандартизации в части мостостроения. Он показал, что действующие межгосударственные стандарты в целом обеспечивают требования техрегламента Таможенного союза. Однако содержащиеся в них бланкетные нормы не полностью обеспечены национальными стандартами. Также требования многих действующих сводов правил не гармонизированы с положениями ГОСТ и ГОСТ Р в области дорожного хозяйства.

Эксперты РосдорНИИ совместно с Минстроем России и Минтрансом России ведут работу по внесению изменений в следующие своды правил: СП 34 «Автомобильные дороги»; СП 35, 46, 78 «Мосты и трубы»; СП 259 «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования».

Также по результатам анализа системы стандартизации дорожного хозяйства для устранения нормативных пробелов в график обновления стандартов и технических требований в области дорожного хозяйства включена разработка ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Деформационные швы. Технические требования».

Масштабные задачи

В ближайшие годы дорожникам предстоит решить масштабные задачи, в том числе по вводу искусственных сооружений, отметил Сергей Гошовец. Так, в 2022 году намечено сдать в эксплуатацию 117 подобных объектов, а до 2027–го – 775 сооружений длиной более 85 тыс. пог. м. Пятилетним планом предусмотрен ввод таких уникальных искусственных сооружений, как пойменный мост протяженностью 769 пог. м при реконструкции участка федеральной трассы А–135 «Подъездная автодорога к Ростову–на–Дону от М–4 «Дон»; мостовой переход через р. Каму длиной 1100 пог. м в рамках строительства обхода Нижнекамска и Набережных Челнов; мост через реку Обь в створе ул. Ипподромской в Новосибирске; мост через р. Зею в Благовещенске Амурской области, а также долгожданный мостовой переход через р. Лену вблизи Якутска. И масштабная модернизация нормативной базы, научно–исследовательская работа, предшествующая утверждению стандартов, безусловно, будут способствовать реализации этих амбициозных задач.

Директор компании NFLG Алексей Соломатов ознакомил участников конференции с передовыми технологиями, реализованными в бетоносмесительных установках NFLG, а также с применением бетона различных марок при строительстве мостовых сооружений в КНР. Новые перспективы развития мостостроения, а также повышенные требования к прочности и долговечности объектов неизбежно ведут к использованию в России современного смесительного оборудования. Приготовление качественных смесей, необходимых для реализации масштабных проектов национального уровня, требует тщательного соблюдения технологий и возможно только в связке с высокотехнологичным смесительным оборудованием. Обладая многолетним опытом в области проектирования, производства и применения эффективных технологий выпуска строительных смесей, компания предлагает универсальные серии бетонных заводов и установок рециклинга, позволяющих производить бетонные смеси всех марок, подчеркнул Алексей Соломатов.

Об особенностях работы сверхвысокопрочного фибробетона (СВФ), перспективах его применения рассказал руководитель сегмента транспортной инфраструктуры компании Holcim Russia Роман Чурилов. Увеличение нагрузок на мостовые сооружения, рост интенсивности движения, использование противогололедных реагентов на дорогах ведут к снижению несущей способности мостов, построенных 20–30 лет назад. Являясь ведущим мировым производителем строительных материалов, компания предлагает одно из решений этой задачи – применение сверхвысокопрочного фибробетона для усиления плиты проезжей части мостов.

Инновационное решение обеспечивает высокую прочность и эффективность гидроизоляционного слоя, долговечность которого определяется на весь срок жизненного цикла сооружения. В случае ремонта или реконструкции плиты проезжей части использование сверхвысокопрочного фибробетона позволяет полностью восстановить или увеличить несущую способность конструкции, а не выполнять ее полную замену. Использование СВФ в качестве слоя износа дорожного покрытия мостовой конструкции дает возможность исключить применение асфальтобетона, а также предотвращает растрескивание и образование колейности даже при высокой временной нагрузке и воздействии реагентов. Области применения СВФ не ограничены усилением плит проезжей части. Инженеры и проектировщики во всем мире широко используют сверхвысокопрочный фибробетон для усиления опор искусственных сооружений, изготовления балок/плит пролетных строений и сейсмоусиления конструкций.

Ключевые вопросы применения технологий информационного моделирования в мостостроении были рассмотрены в выступлении заместителя генерального директора АО «Институт «Стройпроект» Михаила Царева. О новых требованиях ГОСТа и опыте производства горячекатаного проката для мостостроения рассказал специалист технической дирекции ООО УК «Уральская Сталь» Дмитрий Нижельский. Вопросам испытаний сталей было посвящено выступление заместителя генерального директора АО «ЦНИИТС» Юрия Новака. Особенностям термомеханической обработки листового проката стали для эксплуатации в суровых климатических условиях уделил внимание главный специалист АО «Объединенная металлургическая компания» Артем Кравченко. О перспективах применения сверхпрочного сталефибробетона при усилении мостовых сооружений рассказала начальник управления строительного контроля ООО «Автодор–Инжиниринг» Наталья Коваленко.

Участники дискуссии рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с использованием инновационных материалов и технологий при строительстве, ремонте и эксплуатации искусственных сооружений. В профессиональной среде много споров в пользу выбора того или иного материала, обладающего как явными преимуществами, так и недостатками. Организаторы мероприятия стремились выяснить, какие факторы тормозят внедрение инноваций и что нужно предпринять для их широкого применения.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться