Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Вектор задан. И он не изменится

Транспортный аспект экономического форума

Завершивший недавно работу VII Восточный экономический форум ВЭФ–2022 – знаковое событие для экономики не только Дальнего Востока и всей страны, но и для международного сотрудничества России в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

Форум – многоплановое мероприятие, на площадках которого были представлены новые инструменты развития, презентовались прорывные технологии, заключались знаковые инвестиционные контракты. Всего были заключены 296 контрактов и соглашений на общую сумму 3,272 трлн руб., 33 соглашения были заключены в сфере транспорта и логистики.

В дни работы форума был дан старт трем новым производствам на Дальнем Востоке. Два из них относятся к транспортно–логистической сфере – это грузо–пассажирский автомобильно–железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев» в Комсомольске–на–Амуре для паромной линии Холмск (Сахалин) – Ванино (Хабаровский край) и зерновой железнодорожный терминал Забайкальск – Маньчжурия в Забайкальском крае.

Возросшие экспортные потоки в восточном направлении создают и новые вызовы, и новые возможности. Новые вызовы связаны с необходимостью усиленного развития транспортной инфраструктуры, оптимизации логистики. О том, какие новые возможности появятся в транспортном комплексе благодаря проектам, соглашения по которым были подписаны на ВЭФ–2022, и пойдет речь.

Первый в мире

Наибольшее отставание транспортный комплекс Дальнего Востока имеет в логистической сфере. И открытие Забайкальского зернового терминала (ЗЗТ), которое состоялось в рамках форума, – серьезный шаг вперед.

Это первый в мире и самый мощный на сегодняшний день в России специализированный зерновой железнодорожный терминал. Его пропускная способность достигает 8 млн тонн зерна в год. Проект должен решить проблему разноколейности железнодорожных путей между Россией и Китаем.

Запуск терминала снимет инфраструктурные ограничения по доступу отечественных (в первую очередь дальневосточных и сибирских) производителей и экспортеров на крупнейший в мире рынок Китая, а также простимулирует рост производства в данных регионах.

Терминал Забайкальск – Маньчжурия обладает серьезными преимуществами: доставка продовольствия до любой точки в Китае составит около двух–трех недель, в то время как доставка морем занимает три месяца. Согласитесь, что это логистика нового уровня.

ЗЗТ входит в группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор», которая осуществляет реализацию одноименной программы, поддержанной Президентом России, Правительством РФ и Евразийской экономической комиссией, что укрепляет авторитет России на международной арене.

Номенклатура допустимых к перевалке грузов – пшеница, ячмень, овес, рожь, кукуруза, соя, горох, а также семена подсолнечника, рапса и льна. Терминал может принимать «полные ж/д составы» (до 71 условного вагона) колеи 1520 мм и отправлять до 82 вагонов составов колеи 1435 мм.

Инвестиционный проект

Логистическая инфраструктура будет развиваться на всей территории ДФО. Так, компания «Фининвест», РЖД, Минтранс России и правительство Хабаровского края подписали соглашение о создании в ТОР «Хабаровск» транспортно–логистического центра (ТЛЦ) мощностью до 300 тыс. двадцатитонных контейнеров в год. Он станет базой для формирования новых логистических маршрутов, а также будет интегрирован в систему международных транспортных коридоров. Подобные центры, расположенные вдоль Транссибирской и Байкало–Амурской магистралей, в непосредственной близости от дальневосточных морских портов призваны обеспечить оптимальное перераспределение контейнерного грузопотока.

Объем инвестиций в проект – 6 млрд руб. И деньги эти придут не из бюджета. Первую очередь с годовым оборотом в 150 тыс. контейнеров инвестор намерен запустить уже в 2024 году, а 2025–м вывести центр на полную мощность.

Сам факт, что такой крупный логистический центр решено открыть именно в Хабаровске, подчеркивает значение краевой столицы как транспортного центра Дальнего Востока. С реализацией проекта международной ТОР на острове Большой Уссурийский роль Хабаровска как важнейшего дальневосточного хаба станет еще более значимой.

Построят «сухой порт»

Подписано четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, правительством Приморского края, ОАО «РЖД» и ООО «ФинИнвест» о взаимодействии в создании транспортно–логистического центра «Артем» («сухой порт») в районе железнодорожной станции Артем–Приморский–2 в рамках ведомственного проекта «Формирование сети транспортно–логистических центров» на территории Приморского края.

Создание современного «сухого порта» в городе Артем будет способствовать ускорению экспортных и импортных контейнерных перевозок в условиях инфраструктурных ограничений Восточного полигона за счет применения технологии сдвоенных контейнерных поездов и повышения ритмичности грузовой работы контейнерных терминалов в портах.

Переориентация контейнерного грузопотока на дальневосточное направление со значительным ростом импорта из стран Азиатско–Тихоокеанского региона существенно увеличила нагрузку на порты Дальнего Востока. Строительство тылового терминала в городе Артем повысит эффективность работы дальневосточных портов и будет способствовать обеспечению северного завоза за счет вывода с территории портов операций, не связанных с перевалкой с морского транспорта.

Создадут ТЛЦ

Минтранс России, ПАО «ТрансКонтейнер», ОАО «РЖД», и правительство Приморья также договорились о сотрудничестве при создании транспортно–логистического центра на станции Угловая в Приморском крае.

ТЛЦ будет создан на базе железнодорожной станции Угловая в рамках ведомственного проекта «Формирование сети транспортно–логистических центров». Проект создания транспортно–логистического центра направлен на снижение логистических издержек, повышение скорости и надежности доставки грузов, а также повышение качества транспортных услуг в регионе. Предварительный грузооборот ТЛЦ к 2026 году составит до 100 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год.

Реализация проекта по строительству ТЛЦ «Угловая» позволит полнее использовать экспортный и транзитный потенциал Приморского края и обеспечить благоприятный инвестиционный климат на территории региона. Опираясь на существующие мощности терминала ТрансКонтейнера на станции Первая Речка во Владивостоке, предлагается развитие новых сервисов и услуг для клиентов.

В рамках соглашения стороны проведут предварительную оценку инвестиций, проработают оптимальную схему управления проектом, а также подготовят «дорожную карту» для реализации проекта.

Логистика Приморского края прирастет еще одним объектом. Соглашение о взаимодействии при реализации проекта транспортно–логистического центра «Контейнерный терминал Гродеково» подписали ОАО «РЖД», Минтранс России, компания «РЖД Бизнес Актив» и правительство Приморского края. Создание ТЛЦ также осуществляется в рамках ведомственного проекта «Формирование сети транспортно–логистических центров» на территории Приморского края.

Стороны разработают «дорожную карту» проекта, определят оптимальную схему управления и предполагаемые источники финансирования. Целью создания нового ТЛЦ является снижение логистических издержек, повышение скорости и надежности доставки грузов, обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Приморского края.

Реализация дальневосточных логистических проектов в рамках формирования сети ТЛЦ на территории страны поддерживается бюджетным финансированием и усиливает мультипликативный эффект всей логистической системы страны.

Несмотря на санкции

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока интересна не только отечественным инвесторам, но и иностранным. И это несмотря на санкции.

Так, Дальневосточное морское пароходство (головная компания транспортной группы FESCO) и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития перевалочных мощностей ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП), в рамках которого пароходство намерено разработать и реализовать проект по расширению ВМТП, инвестировав с этой целью около 24 млрд руб.

Транспортная группа FESCO также договорилась о стратегическом сотрудничестве с DP WORLD Russia при реализации совместных проектов, направленных на развитие ВМТП.

Приоритетами сотрудничества станут реализация транзитного потенциала ВМТП и создание партнерств, в том числе с участием третьих лиц. На первом этапе стороны создадут рабочую группу для подготовки предложений по эффективному развитию и загрузке мощностей ВМТП.

«DP World – один из крупнейших портовых операторов мира, сотрудничество с ним позволит интегрировать в ВМТП лучшие практики управления стивидорными активами, что особенно актуально на фоне растущего грузопотока и роли порта при перевозках через Дальний Восток России.

Об инвестициях в портовый комплекс региона заявили АО «Юматекс» и ГК «Дело», ставшая мажоритарным акционером Сахалинского морского пароходства.

Речь идет об инвестициях в строительство верфи в Корсакове – более 6,5 млрд руб. В региональном правительстве уточнили, что площадкой для строительства станет бывший рыбоконсервный завод. Уже к 2026 году верфь планирует выпустить до 100 морских судов малой категории из композитных материалов.

Производство малых судов из композитных материалов – перспективный бизнес. Такая современная высокотехнологичная продукция нужна дальневосточным рыбакам для прибрежного промысла, туристическим компаниям для перевозок гостей. И, что особенно важно, ее будут производить на Сахалине. Результат – рост поступлений в бюджет и создание 800 новых рабочих мест.

ГК «Дело» и власти Сахалина подписали соглашение, которое предусматривает развитие Сахалинского морского порта. В частности, стороны обсудили развитие транспортно–логистической инфраструктуры в морских портах Холмск и Корсаков, договорились развивать грузоперевозки на паромной переправе Ванино – Холмск, каботажные перевозки.

Основной трафик проходит через порты Корсаков и Холмск. Модернизация и углубление Корсаковского порта обеспечат приемку крупнотоннажных судов и позволят ему стать одним из пунктов Северного морского пути. Тогда Сахалин сможет войти в проект СМП, что даст новые рабочие места и новые налоговые поступления.

Еще один интересный проект получил поддержку в результате трехстороннего соглашения между краевым правительством, Газпромбанком и портом Эльга в Тугуро–Чумиканском районе Хабаровского края. Речь идет о дополнительных инвестициях в строительство и эксплуатацию Тихоокеанской железной дороги и угольного морского терминала в районе мыса Манорский, расположенного севернее райцентра Чумикана.

Проект уже запущен – в районе идет прокладка частной железной дороги и современного порта для перевалки угля. Хабаровский край – экспортные ворота для якутского угля. А появление нового порта позволит увеличить показатели на 30 млн тонн в год. Проект не только станет импульсом развития инфраструктуры, но и создаст новые рабочие места для 2000 специалистов, подготовка которых уже ведется в Хабаровске и Комсомольске–на–Амуре. Еще 1500 специалистов будут трудоустроены на будущей железной дороге, а бюджет получит 2,5 млрд руб. налоговых поступлений.

Что касается сферы грузоперевозок, то компания АО «АвтоВАЗ» и транспортная группа FESCO договорились о развитии интермодальных перевозок из стран Азиатско–Тихоокеанского региона (АТР) в Тольятти, где расположен завод производителя легковых автомобилей.

В рамках сотрудничества стороны намерены задействовать логистические возможности FESCO – развитую сеть морских и железнодорожных сервисов, контейнерный флот, а также портовую и терминальную инфраструктуру.

Что касается возможностей АвтоВАЗа, то модельный ряд в перспективе предполагается расширить в соответствии с новыми тенденциями, а именно выпускать до 10 тыс. электрических E–Largus в год, если на этот автомобиль будет активный спрос на рынке, в т.ч. и международном. Также стало известно о планах выпуска на мощностях Ижевского автозавода (входит в группу «АвтоВАЗ») электрофургона на базе Largus.

Очень важное соглашение с точки зрения развития международных грузоперевозок подписали компании FESCO, «ВМТП» и «СИБУР».

Стороны планируют наладить сотрудничество в сфере транспортировки готовой продукции Амурского газохимического комплекса в крупнотоннажных контейнерах и перевалки через терминалы ВМТП в страны АТР и в других направлениях.

Амурский ГХК строится в районе г. Свободный Амурской области, поблизости от технологически связанного с ним Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) Газпрома.

Сырьем для Амурского ГХК станет этановая фракция и сжиженные углеводородные газы (СУГ), которые будут поступать с Амурского ГПЗ.

Мощность производства полиэтилена на Амурском ГХК составит 2,3 млн т/год, полипропилена – 400 тыс. т/год.

Строительство Амурского ГХК началось в августе 2020 года, его завершение синхронизировано с объектами Амурского ГПЗ и намечено на 2024–2025 годы.

В 2022 году активно велось строительство обеспечивающей инфраструктуры – объектов водо– и энергоснабжения будущего комплекса.

В завершающую стадию вошли пусконаладочные работы на артезианском водозаборе, одновременно Россети начали обустройство сетевой инфраструктуры для подключения Амурского ГХК к магистральным сетям.

Высокий прогресс достигнут в части проектирования основных технологических установок. Прогресс по установке пиролиза составляет 84%, по полимерным установкам – 86%.

Проводится логистическая операция по доставке крупнотоннажного негабаритного оборудования для Амурского ГХК.

Разработаны маршруты и сроки доставки, выполнена отгрузка нескольких судовых партий с негабаритами – в первую очередь сложного оборудования для установки пиролиза, а также ряда вспомогательных агрегатов.

Продолжается работа по подбору российских аналогов оборудования. В этом плане имеются значительные перспективы для многих российских поставщиков, которым текущая ситуация открывает новые возможности. Основным рынком сбыта продукции Амурского ГХК станут Китай, где спрос растет на 6% в год, и другие страны Азии, которые также являются крупнейшими и наиболее быстрорастущими импортерами полипропилена и полиэтилена.

Сделано в ТОР

Интересное соглашение подписано между ПАО «Аэрофлот» и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Стороны договорились о сотрудничестве в реализации мероприятий, направленных на повышение инвестиционной, туристической привлекательности и продовольственной безопасности Дальневосточного федерального округа.

Сотрудничество Аэрофлота и КРДВ будет способствовать продвижению продукции, произведенной резидентами территорий опережающего развития и Свободного порта и отмеченной особым знаком дальневосточного качества «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток», а также повышению инвестиционного и туристического потенциала региона.

В рамках первого совместного проекта Аэрофлот включил продукцию дальневосточных предприятий – резидентов ТОР и СПВ – в бортовое меню на рейсах из Москвы и Санкт–Петербурга во Владивосток, выполняемых в дни подготовки и проведения Восточного экономического форума. Продукция с маркировкой локального бренда и «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток» предлагалась пассажирам Аэрофлота до 10 сентября.

Присутствие на борту самолетов Аэрофлота продукции с маркировкой «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток» – это достойный знак качества, который привлечет дополнительное внимание пассажиров, живущих за пределами Дальнего Востока. В 2019 году Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики зарегистрировала товарный знак «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток». Сегодня 150 компаний, созданных при помощи преференциальных режимов на Дальнем Востоке, отметили свою продукцию этим знаком. Товарный знак привлекает внимание потребителей и гарантирует особое, дальневосточное качество товаров и услуг.

На чем полетим?

Хотелось бы также остановиться на подписанных контрактах по поставкам транспортных средств, прежде всего воздушных судов. Именно в гражданской авиации, а следовательно и в авиапроме, сложилась наиболее сложная ситуация, поэтому и активизация деятельности в этой сфере очень важна.

Так, Аэрофлот и Объединенная авиастроительная корпорация подписали соглашение на семь лет о поставке 339 самолетов: 210 самолетов типа МС–21, 89 SSJ–NEW и 40 Ту–214. Общая сумма контракта превышает 1 трлн руб.

Корпорация «Иркут», авиакомпания «Аврора» и ГТЛК подписали соглашение о поставках восьми самолетов SSJ–NEW в течение трех лет. Первые четыре машины будут переданы заказчику уже в 2024 году, остальные – в 2025 году.

Государственная транспортная лизинговая компания намерена закупить вертолеты на 100 млрд руб. с помощью двух заказов. Первый – на покупку 11 Ми–171А2 до 2026 года, второй – на приобретение 86 Ми–8 до 2025 года. Производить вертолеты по заказам «ГТЛК» будет государственный холдинг «Вертолеты России». Все контракты по поставкам отечественной техники имеют господдержку, носят долгосрочный характер и укрепят независимость как национального авиапрома, так и гражданской авиации.

*   *   *

И в завершение: газетный формат не позволяет рассказать о всех заключенных контрактах и подписанных соглашениях в сфере транспорта и логистики. Но определенные выводы можно сделать: очевидна нацеленность на всестороннее развитие транспортного комплекса на всей территории Дальнего Востока, в реализации заявленных проектов заинтересованы и власти, федеральные и региональные, и бизнес–структуры. Таким образом, будет обеспечен административный и финансовый ресурс. Надо быть реалистами и понимать, что корректировки параметров проектов в рамках подписанных соглашений неизбежны. Но вектор развития дальневосточной экономики и ее транспортной составляющей задан, и он уже не изменится.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук

 



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться