Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Взят хороший старт

Программа по реконструкции и ремонту предаварийных и аварийных мостов и путепроводов в регионах набирает обороты

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, руководитель рабочей группы по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Ирек Ялалов провел третье заседание, посвященное приведению в нормативное состояние мостов и путепроводов.

Финансирование мероприятий по реконструкции и ремонту предаварийных и аварийных мостов и путепроводов, вошедших в федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги», началось с 2022 года. К 2024 году необходимо привести в порядок 100 тыс. пог. м мостов, к 2030 году – 290 тыс. Финансирование путепроводов предусмотрено с 2023 года. К 2030 году планируется построить 291 путепровод.

Ирек Ялалов напомнил, что по итогам «Открытого диалога» с участием министра транспорта РФ Виталия Савельева и «Правительственного часа» с участием заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина достигнута договоренность о продлении программы «Мосты и путепроводы» до 2030 года.

Ирек Ялалов обратил внимание на ситуацию с нецелевым использованием средств в рамках программы «Мосты и путепроводы» и предложил упорядочить их расходование: «К сожалению, приходится констатировать, что средства, которые выделяются из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию аварийных и предаварийных мостов, не направляются именно на мосты. Действующее законодательство позволяет регионам использовать их и на дорожное строительство».

Также сенатор сделал акцент на дефиците инженеров–мостостроителей. По его словам, российские вузы ежегодно выпускают порядка 170 выпускников по специальности «Строительство, эксплуатация, восстановление, техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей». Есть специалисты широкого профиля, которые специализируются на строительстве дорог, аэродромов и городских коммуникаций. Между тем потребность дорожного хозяйства в квалифицированных кадрах с высшим образованием в среднем составляет порядка 3200 специалистов ежегодно.

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов представил промежуточные итоги реализации нацпроекта БКД в части приведения в нормативное состояние аварийных и предаварийных мостов. По его словам, первый год реализации данной программы можно считать успешным.

На приведение в норматив мостов и дорог в 2022 году из федерального бюджета выделены 68 млрд руб. Плановое значение показателя по мостам в текущем году составляет 16 км, субъектами к концу 2022 года планировалось привести в нормативное состояние почти 29 км мостов и путепроводов. На указанные мероприятия направлено 23,8 млрд руб., из которых 19,7 млрд руб. – средства федерального бюджета.

Андрей Шилов отметил высокую заинтересованность и готовность регионов к продолжению выполнения работ по этому проекту: «Из запланированных в рамках нацпроекта 85 км дорог на 2023–2024 годы законтрактовано около 30%. Минтранс совместно с Росавтодором мониторит ситуацию на предмет использования средств федерального бюджета. Есть решение не направлять запланированные средства исключительно на мосты, что позволит субъектам более гибко подходить к распределению работ. При этом в целом по стране на мостовые сооружения направляется четверть объема господдержки, выделенной по этому направлению».

Анализ показывает, что средняя стоимость работ на искусственных сооружениях составляет 800 тыс. руб за пог. м. В таких регионах, как Астраханская и Магаданская области, Пермский и Хабаровский края, полный объем федеральных средств был направлен на мероприятия по искусственным сооружениям. Вместе с тем в 22 субъектах федеральные средства совсем не направлялись на мосты, поскольку в рамках ремонта и капремонта они не могли организовать строительство или провести реконструкцию. «Мы проработали этот вопрос с Аппаратом Правительства РФ, внесли изменения в правила предоставления субсидий и направили на утверждение в Правительство РФ», – пояснил Андрей Шилов.

Еще один острый вопрос – диагностика, оценка технического состояния дорожного хозяйства в регионах, в том числе мостов. Теперь соглашение о предоставлении субсидии будет предусматривать обязательство субъекта обеспечить проведение инструментальной диагностики автомобильных дорог, а также оценки технического состояния искусственных дорожных сооружений. С 2023 года все регионы, получающие средства из федерального бюджета, будут обязаны инструментально проверить состояние своей дорожной сети и мостов.

С целью активизации ремонтных работ и проведения контроля за проводимыми работами на сооружениях в текущем году добавлен новый мониторинговый показатель, который определяет долю мостов субъекта, расположенных на автомобильных дорогах, входящих в опорную сеть и рассчитанных на нагрузку не менее 11,5 тонны на ось. С начала будущего года регионы будут отчитываться за его достижение.

Еще один важный аспект – качество проводимых работ. С 2019 года ФАУ «РОСДОРНИИ» ведет мониторинг качества дорожных работ в субъектах РФ, проводит выборочный контроль качества применяемых материалов в лабораторных условиях. Как сказал генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, сотрудники 12 филиалов ведомства осуществляли выборочный мониторинг качества работ в 83 субъектах РФ. Были проверены 354 объекта и 395 заказчиков на предмет организации системы качества на 664 объектах.

Выявленные замечания касались в основном несоответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» в части использования материалов, а также отсутствия квалифицированных специалистов дорожного хозяйства прежде всего у муниципальных заказчиков.

С 2020 года специалисты Росдорнии оказывают консультативную и методологическую поддержку регионам при применении новых и наилучших технологий. Такая работа велась с 10 пилотными регионами, в 2021 году консультации велись уже в 20 регионах, в 2022 году – в 35 регионах.

Одна из главных проблем была связана с соответствием рецептов на асфальтобетонные смеси новым стандартам. Специалисты Росдорнии также проводили выборочный анализ проектно–сметной документации с применением новых и наилучших технологий; участвовали в разработке предложений по формированию стратегии развития дорожного хозяйства в 9 субъектах; занимались разработкой сопроводительной документации при внедрении новых и наилучших технологий, оказанием технической помощи по вопросам пригодности исходных материалов, разработкой альбомов типовых конструкций дорожных одежд в 16 субъектах.

В целях повышения квалификации работников дорожного хозяйства разработаны 33 программы по обучению специалистов, проведены 116 ознакомительных информационных мероприятий по актуальным вопросам дорожного хозяйства, в которых приняли участие более 17 тыс. человек. В период с 2019 по 2022 год более 12 тыс. работников прошли повышение квалификации.

Запланировано обучение по двум новым программам по эксплуатации искусственных сооружений в составе автомобильных дорог, диагностике и оценке технического состояния искусственных сооружений: проектирование, строительство и эксплуатация систем водоотвода мостовых сооружений; оценка развития и причин образования дефектов и повреждений железнодорожных мостовых конструкций для прогнозирования их эксплуатации и надежности.

ФАУ «РОСДОРНИИ» приняло участие в разработке программы системы качества и организации работ при планировании и реализации объектов федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта БКД. В сентябре 2022 года данная программа масштабирована до 12 регионов, в следующем году будут участвовать все субъекты РФ.

Генеральный директор ООО «Технологические системы защитных покрытий» (ТСЗП) Лев Балдаев рассказал о методах защиты металлоконструкций от действия коррозии, которые широко применяются в дорожном строительстве за рубежом. Металлизированное покрытие в виде алюминиево–магниевого сплава наносится на поверхность металла, обеспечивая изоляцию и защиту от коррозии на десятки лет. После металлизации не требуется наносить лакокрасочное покрытие. Применение таких покрытий может обеспечить ресурс от 30 до 50 и более лет. Немаловажная деталь: все оборудование и материалы производятся в России. «Интерес к этим технологиям проявило ОАО «РЖД». Девять мобильных комплексов заказала компания ОСК для своих судостроительных заводов, разрабатываем подобный комплекс для дорожников», – сообщил Лев Балдаев.

Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин привлек внимание к проблеме отношения пользователей дорог к эксплуатации искусственных сооружений. Мониторинг движения более одного млн тяжеловесов за 8 месяцев 2022 года показал, что повсеместно ТС идут с превышением нормативных нагрузок: перевес по массе составляет 230%, по осевым нагрузкам – 339%. Потенциальный штраф по зафиксированным нарушениям составил 140 млрд руб., что сопоставимо с объемом помощи регионам.

«При этом для перевозчиков сделано практически все со стороны нормативно–правовой базы, – сказал Игорь Старыгин. – Если раньше велись разговоры о несовершенном оборудовании, погрешностях, то сейчас пороговое значение, при котором возникала обязанность получения спецразрешений, повышено с 2% до 10%. Таким образом, перевес на 10% не учитывается при работе пунктов ВГК».

В рамках нацпроекта БКД субъекты взяли на себя повышенные обязательства по борьбе с нарушителями правил перевозки грузов. До 2024 года должны быть возведены почти 600 пунктов весогабаритного контроля, сегодня их 398, но более половины (58%) не работают. В 46 субъектах РФ пункты весогабаритного контроля функционируют, но объем их работы уменьшается.

С 2019 года ГИБДД практически не участвует в контроле за движением тяжеловесов, сотрудники Ространснадзора ограничены в своих возможностях, в результате перевозчики не останавливаются по требованию сотрудника Ространснадзора, низкая административная ответственность за неподчинение – 500–800 руб. никакой роли не играет. Также повсеместно отмечаются нарушения и непосредственно в зоне пунктов весогабаритного контроля: в 70–80% случаев водители скрывают государственные регистрационные знаки, нередки случаи вывода из строя весогабаритного оборудования перевозчиками.

«Необходимо внести изменения в нормативные документы и в правила дорожного движения, где была бы зафиксирована обязанность водителей предъявлять документы сотрудникам Ространснадзора, все пункты должны работать, административная ответственность должна быть сопоставима с тем ущербом, который наносят тяжеловесы», – считает Игорь Старыгин.

Андрей Шилов напомнил, что с 1 января 2023 года администрирование штрафов, зафиксированных на автоматических весах, переходит в Ространснадзор. Сейчас эти штрафы идут в региональные дорожные фонды, эта норма будет действовать до 2024 года. Минтранс поддержал предложение Минфина, чтобы сделать эту норму постоянной.

Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Михайлов поднял вопрос подготовки мостовиков. Сегодня их днем с огнем не найти. «Мы дошли почти до нулевой точки. Целые федеральные округа, не говоря уже об отдельных регионах, не имеют специалистов соответствующей квалификации», – сказал сенатор.

По его словам, Минобразования и науки выразило готовность восстановить специальность «строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» в новом перечне специальностей и направлений подготовки и скорректировать контрольные цифры приема в пользу регионов, чтобы в приемную кампанию 2023 года можно было набирать абитуриентов по этой специальности.

Заместитель директора по научно–исследовательской работе РУТ (МИИТ) Юрий Рюмин проинформировал о создании отраслевого методического центра, который будет иметь региональные представительства. Также запланировано проведение работ по созданию цифровой платформы, которая будет мониторить ситуацию в субъектах РФ в части потребностей и кадровых возможностей, чтобы более качественно формировать контрольные цифры приема, составить реестр научно–педагогических школ, выявить их сильные и слабые стороны.

Декан дорожно–строительного факультета МАДИ Владимир Надеждин обратил внимание на тот факт, что за последние шесть лет более чем в пять раз упали контрольные цифры приема по мостовому направлению. В настоящее время на факультете учатся около 200 человек по мостостроению. Порядка 10%, согласно статистике, уйдут в смежные отрасли, остальные трудоустроятся по специальности.

Подвижки в этом направлении идут. Для решения проблемы острой нехватки специалистов по строительству и эксплуатации мостов в Уфимском государственном нефтяном техническом университете на архитектурно–строительном факультете открылась новая кафедра «Автомобильные дороги, мосты и транспортные сооружения» для обеспечения федеральной программы профессионалами.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться