Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Голоса ложатся в архив

Как каналы экстренной связи используются на объектах транспортной инфраструктуры

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Несколько лет назад на станциях Московского метрополитена установили красно–синие колонны экстренного вызова. Но, как показывает практика, многие пассажиры до сих пор не знают, для чего они и как ими пользоваться. Сегодня этот пробел поможет ликвидировать представитель фирмы – производителя подобной продукции АО «АМТ–ГРУП», директор этой компании по работе с предприятиями транспортной инфраструктуры Геннадий Медведев.

– Это рассказ о нашем опыте по созданию систем экстренной связи (СЭС), которые используются на объектах транспортной инфраструктуры и в принципе могут быть использованы на любых объектах с большим количеством посетителей.

Понятно, что чем раньше будет получена информация о какой–либо чрезвычайной ситуации, тем быстрее можно приступить к ликвидации ее последствий. Как раз для этого предназначены системы экстренного вызова, которые наша компания создает с 2004 года. Именно тогда появилась на свет первая такая система для Московского метрополитена: ситуационный центр и колонна экстренного вызова. С тех пор экстренная связь заняла свое место не только в столичной подземке, но и в петербургском метро, а также используется в различных общественных местах.

Что же подтолкнуло нас к таким решениям? Казалось бы, почти у каждого из нас есть телефон в кармане, другие средства связи: мессенджер, коммуникатор и пр. Тем не менее наши сервисы востребованы, потому что каждый день (месяц, год) достаточно большое количество вызовов поступает в ситуационные центры и непосредственно на СЭС.

Эта система позволяет одним нажатием кнопки донести информацию для тех людей, кому она необходима для принятия решений. И это здорово, что пассажиры знают, что колонны есть на станции, всегда есть связь (в отличие от мобильной, которой может и не быть), знают, где эти колонны находятся – это вестибюли, средние залы, и пассажиры их легко идентифицируют. Каждому из них предельно понятен их функционал. Все достаточно просто: подошел, нажал кнопку «SOS», получил соединение с оператором, проговорил всю необходимую для него информацию. И не надо звонить 102, 103, 112, или набирать другие номера.

Далее оператор, получив эту информацию, может задать какие–то вопросы. И это, собственно, все. Теперь дело за оператором: он передает полученные данные в коммунальные или экстренные службы, вызывает дежурного по станции или скорую помощь.

Сам собой возникает вопрос: какие непосредственно для транспортной инфраструктуры, объекта, на котором колонна находится, преимущества появляются?

Во–первых, это максимально оперативная информация. Во–вторых, оператор четко понимает, откуда пришел вызов. И сразу получает не только голосовую информацию, но и видео. Причем он может смотреть не только в видеокамеру, направленную на пассажира, но и обратиться к другим мониторам на станции и получить дополнительную информацию. Соответственно все действия, которые происходят, обязательно записываются, в момент поступления вызова создается карточка события, где все это записывается в журнал.

При поступлении вызова есть определенный алгоритм действий: поступающее сообщение обязательно обрабатывается, проводятся контроль и подтверждение сотрудниками метрополитена, железной дороги, дежурного по станции. Далее в дело вступают сотрудники ситуационного центра, имеющие большой опыт, что позволяет им предпринимать четкие действия.

Если говорить о СЭС в целом, то они на сегодняшний день получили большое развитие по сравнению с тем, что было ранее. Тогда для небольших объектов использовалась система электронной связи и напоминала домофон – 2–3 трубки: здесь нажал кнопку, там поступил вызов и на него ответили. Но с ростом количества транспортных объектов, на которых необходимо установить колонны, с увеличением потока пассажиров, которые потенциально находятся на объектах и могут стать источниками информации, старая технология уже не срабатывает. Либо на каждую колонну нужно сажать своего оператора, либо какой–то вызов можно упустить. И в системах появились центры обработки вызовов. Эти центры помогают не упустить и распределить поступающие сообщения, задействовать то количество операторов, которое помогает распределить нагрузки в зависимости от пассажиропотока или каких–то мероприятий, происходящих на этом объекте.

Со временем становится понятным, что оператору необходима помощь. Очевидно, что, чем лучше мы подготовимся заранее к какому–нибудь происшествию, тем меньше времени потребуется на принятие мер. Поэтому мы прописываем регламенты, что нашему человеку на связи делать, какие вопросы задавать, какую и куда информацию передавать, с какими службами связываться. Это существенно облегчает его работу.

Вполне понятно, что мы работаем с системами видеонаблюдения. Ситуационные центры подключаются в одну систему. Это помогает оператору или дежурному по объекту получать максимально подробную информацию. Причем последняя фиксируется вместе с поступающими сообщениями и может быть в дальнейшем использована при проведении доследования, при оценке действий персонала. Вся информация архивируется, и со временем начинают появляться дополнительные сервисы, которые продиктованы центральными решениями ситуационного центра.

Хочу пояснить, что СЭС – это не просто колонны, стоящие на станциях. Есть ядро системы – это ситуационный центр, как правило, аппаратно–программный комплекс, и те люди, которые с ним работают. Есть терминальное оборудование – и напольное, и настенное совершенно разного вида, у которого основная функция – передача голоса и видео. А также имеется инфраструктура для передачи данных, регламенты и рабочие процессы, определяющие действие всего персонала, участвующего в процессе обработки. Система может быть интегрирована с другими. Компанией прорабатываются вопросы такой интеграции с Системой–112, «Безопасный город», ведомственной системой безопасности и экстренной связи в зависимости от необходимости.

Отдельно хочется сказать о терминальном оборудовании. Привычного вида колонна «Стена вызова» представлена в московском и санкт–петербургском метро, волгоградском метротраме, на станциях железной дороги. Они могут снабжаться экранами, как информационными, так и дополнительными сверху. На последних может выводиться дополнительная информация для обзора всеми пассажирами. Сама колонна высотой 2,5 м, а верхний экран располагается на высоте почти 3 м.

При этом могут быть использованы самые разнообразные системы. В частности, демонстрация роликов по транспортной безопасности для помощи пассажирам.

Могут быть использованы и для информирования в случае экстренной ситуации. Сообщения идут на верхнем, интерактивном экране. Например, в случае эвакуации или перерыва в движении, либо это инструкция, которой необходимо следовать. Такая информация достаточно четкая, она может быть заранее введена в систему и выводиться оператором по требованию.

Многие наши заказчики ориентируются на развитие государственной программы «Доступная среда». В ее рамках колонны экстренного вызова могут быть оборудованы специальными функциями для маломобильных групп населения. Это система передачи на слуховые аппараты, дополнительные микрофоны и видеокамеры для тех, кто пользуется инвалидными колясками. Для людей с ослабленным зрением на экраны выводится информация с минимизированной графикой.

Хочется сказать и о принципиально новых вещах. В прошлом году были приняты новые требования Московского метрополитена. Нарастает информационная составляющая. Мы в нее интегрируемся. У нас уже есть интерактивный информационный экран, позволяющий снимать большое количество вопросов, ранее адресованных в ситуационный центр. В частности, вопросы как и куда проехать, что делать в случае, если вы нашли какие–то вещи и т.д. Снятие таких нагрузок позволяет более оперативно отрабатывать экстремальные ситуации.

Записал Виктор ДМИТРИЕВ.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться