Качество инфраструктурных объектов (а это любые промышленно–гражданские сооружения, дороги и все искусственные сооружения на них), чистота и благоустройство городов во многом зависят от того, какая и в каком количестве задействована техника на их строительстве и обслуживании. Вопрос не праздный: номенклатура машин и механизмов в этом сегменте очень широкая, часть ее не производят у нас, да и стоят эти машины немало. Источник финансирования, ритмичность и своевременность перечисления средств имеют очень большое значение для дорожного строительства. А от того, насколько состоятельны муниципальные и региональные бюджеты, зависят возможности по обновлению и содержанию парка коммунальной техники.
Какие же факторы должны быть учтены при прогнозировании спроса в категории дорожной и специальной техники.
При определении спроса на дорожную и спецтехнику следует четко разделять новые и существующие рынки.
Для определения нового спроса важно учитывать совокупный целевой бюджет на строительство и ремонт дорог, порядок распределения бюджетов по регионам, а также основания распределений субсидий по регионам. И, пожалуй, самый важный фактор для обоснования нового спроса на технику – это актуализированный перечень инфраструктурных проектов, привязанных к конкретному региону.
Что касается существующих рынков, то основные факторы, влияющие на их состояние, это выбытие существующего парка и прогноз его выбытия. Дело в том, что существующий парк машин в целом по стране устарел (средний процент износа спецтехники составляет 50% и более).
Для нового рынка коммунальной техники при определении спроса необходимо прежде всего ранжировать города по населению; учитывать протяженность дорог согласно стратегии развития до 2020 года по группам городов; скорректировать нормативы потребности в коммунальной технике (есть такой отраслевой дорожный норматив потребности для содержания дорог – ОДН 218–014–99). И уже с учетом всех факторов следует рассчитывать объем нового рынка коммунальной техники в городах с различным населением.
Расчет спроса на коммунальную технику производился на основании экспертно-скорректированного норматива (действующий до сих пор норматив 1998 года является устаревшим и требует корректировки). Далее учитывается необходимое количество единиц техники на 100 км дорог. Расчет был подтвержден на основании анализа парка коммунальной техники по состоянию на 2015 год по более чем 50 городам России.
Отличительная черта существующего рынка коммунальной техники – это так же, как и в случае с дорожной, очень высокий процент износа основной номенклатуры (до 70%). В соответствии с планом выбытия устаревшего парка и планируется спрос для покрытия нужд существующего рынка.
Рынок новой строительной техники за последние три года обрушился – другого определения не подберешь: с 2,28 тыс. шт. в 2013 году до 0,63 тыс. в 2015 году. Даже по оптимистическому сценарию к 2021 году его объем увеличится до 1,54 тыс. ед., то есть не достигнет уровня 2014 года (1,87 тыс.) (диаграмма 1). Самосвалы «обрушились» еще в большей степени: с 21,32 тыс. в 2013 году до 8,62 тыс. в 2015 году. На перспективу до 2021 года рост рынка планируется, но опять–таки не дотянет до базового 2013 года – по оптимистическому сценарию рынок дорастет до 17,28 тыс. ед. (диаграмма 2).
Рынок коммунальной техники за последние три года уменьшился на 2,4 тыс. – с 5 тыс. до 2,6 тыс. И опять–таки выправиться рынок не сможет даже к 2021 году – его объем будет ниже на 1 тыс. ед., то есть 4 тыс. (диаграмма 3).
Рынок дорожной, специальной и коммунальной техники, как и любой другой рынок, работает в системе определенных ограничений, которые касаются прежде всего отечественных игроков.
Из–за того, что нет отечественных аналогов иностранной техники, зарубежные производители достаточно уверенно чувствуют себя у нас. Спрос на продукцию китайских производителей и дистрибьюторов достаточно высок. Из 8 тыс. ввезенных в Россию за 2015 год погрузчиков почти 7 тыс. являются продукцией из Китая. В случае с бульдозерами, грейдерами, виброкатками и башенными кранами доля китайской продукции превышает 50%.
В данный момент рынок сильно фрагментирован, что создает высокий уровень конкуренции по всем основным направлениям продукции.
Нужна и важна
О том, насколько нужна и важна спецтехника для реального сектора экономики, к которым относится строительство, в том числе и дорожное, а также сфера услуг, в состав которой входит коммунальное хозяйство, свидетельствует ее доля в общем парке грузовых автомобилей. На спецтехнику приходится 38,3% общего парка грузовиков. В парке спецтехники на долю строительной техники приходится 69,2% (диаграмма 4).
Парк строительной техники в основном представлен самосвалами (97,4%). А в коммунальной 38,2% приходится на дорожную комбинированную и 32% – на мусоровозы.
И в парке строительной, и в парке коммунальной техники преобладают машины небольшой массы – до 12 т в первом и во втором случаях. Причем доля новой строительной тяжелой техники сокращалась с 43,7% в 2013 году до 36,2% в 2015 году. Но уже в I квартале 2016 года доля тяжелых машин возросла до 45,9%, что вполне объяснимо с учетом возобновления крупных инфраструктурных проектов.
Что касается распределения техники по брендам, то на долю КАМАЗа приходится 31,4%, ГАЗа – 22,8% и ЗИЛа – 21,2%. Так что отечественная техника лидирует по всем позициям.
Для новой спецтехники ведущими производителями надстроек для шасси в России являются Камский автомобильный завод (21% от общего количества), Нефтекамский автобусный завод (6,6%) и Саранский завод автосамосвалов (6%). Таким образом, на этих производителей приходится более трети выпускаемых надстроек различного типа. Еще 12 заводов выпускают около 30% общего количества данной продукции. А около 37% производят почти в гаражных условиях, на мелких производствах, что отрицательно сказывается на качестве.
Что касается востребованности спецтехники по регионам, то лидерами в строительной технике являются Ханты–Мансийский округ (9,61%), Москва (6,29%), Татарстан (4,83%), Московская область (4,58%), что вполне согласуется с уровнем деловой активности в этих регионах.
Регионы, имеющие финансовые возможности на региональном и муниципальном уровнях, а это Москва и область, Санкт–Петербург, Башкортостан, предъявляют самый большой спрос на новую коммунальную технику – в целом 20% от общего количества.
Итак, дорожно–строительная, равно как и коммунальная техника важна и нужна. При этом рынок спецтехники находится сегодня не в лучшем состоянии и прогноз на пять лет тоже не радует.
Может быть, даст свои плоды программа инноваций и импортозамещения, на которую возлагают такие большие надежды?
Импортозамещение
В настоящее время, по мнению специалистов–практиков, большая часть отечественного производства, по сути, переживает период стагнации. Более того, в стране практически нет разработанной и четко выраженной государственной промышленной политики, отсутствие которой не позволяет в полной мере задействовать основные инструменты и механизмы инновационного развития.
Реалии автомобилестроительной отрасли таковы: мы скатились к «отверточному производству». Можно выделить две основные причины такого положения: проблема зависимости от импорта не только основных комплектующих элементов, но и изделий в целом, а также проблема контрафакции используемых в реальном производстве комплектующих. Два последних года решается проблема импорта. При этом используются различные вариации прочтения термина импортозамещение. Но говоря об импортозамещении, необходимо четко подразделять его на типы: лицензионное производство; создание отечественного продукта, аналогичного мировым; копирование без лицензии или покупка западной компании с последующим трансфертом технологии.
Сама по себе стратегия импортозамещения должна опираться на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций.
Резюмируя проблемы в дорожно–строительном и коммунальном машиностроении с позиции импортозамещения, можно сказать, что ключевыми препятствиями для их решения являются:
– неопределенность горизонта заказов. Отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно;
– неоднозначный, а даже скорее противоречивый характер кредитования реального сектора экономики. Отрасли как никогда нужна поддержка – налоговые каникулы, взаимодействие с банковским сектором – пересмотр показателей для получения целевого кредита (иначе не избежать удорожания продукции, ведь в цене должны быть учтены риски производителя);
– слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к ее получению (в т. ч. забюрократизированность);
– отсутствие программы целевых заказов в коммунальном машиностроении;
– несбалансированный подход при проведении тендеров: необходима предварительная квалификация для предприятий. Продукты машиностроения должны оцениваться не только по показателям цены, но и качеству, сроку службы, стоимости содержания, репутации поставщика, опыту, сервисной сети;
– недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав;
– отсутствие соответствия российских технических стандартов в отношении продукции с международными стандартами (ISO, API и др.), непризнание наших стандартов мировым сообществом.
Обозначив проблемы, а, напомним, это мнение практиков, именно реальный сектор, не ожидая указаний от властей, производит отечественную спецтехнику с высоким уровнем локализации. Но это уже тема другого разговора.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»
КСТАТИ
Аренда техники – лучший вариант в кризис
Кризис серьезно ударил по строительному рынку. Остановились или приостановились стройки, поскольку многие строительные компании работали за счет кредитных средств. В нынешних экономических реалиях большие кредиты на далекую перспективу стали непозволительно дорогими. Именно по этой причине рынок аренды строительной техники в кризис пострадал не очень сильно. Сказались его специфика и желание застройщиков продолжать работу.
В чем же состоят преимущества именно аренды строительной техники, например, аренда подъемника, перед их покупкой?
Во–первых, те застройщики, которые не захотели заморозить свои объекты, а решили просто снизить темпы проведения работ, не могут себе позволить покупать новую технику из–за финансовых затруднений. Они выбирают аренду. Тем более что в основном часть техники нужна нерегулярно. Ее используют на определенном этапе работы, а потом она простаивает. Или используют отдельные модели крайне редко. А затем она может быть не нужна в течение очень долгого периода. Но всю технику и в этом случае нужно поддерживать в рабочем состоянии, платить оператору. Это очень большие издержки.
Во–вторых, покупка техники, тем более очень большого набора, в один момент может оказаться просто неподъемной даже для крупной компании. Неизвестно, сколько будет работать бизнес в текущих условиях и когда окупится приобретение.
В–третьих, на рынке аренды строительной техники очень высокая конкуренция. Сегодня здесь работают десятки компаний, которые успели закупить новую технику еще до обвала рубля и экономических потрясений. Число заказов в кризис из–за проблем с финансированием упало, и теперь компании готовы предлагать конкурентные цены. Можно найти предложения с существенной экономией.
Аренда строительной техники в России – сегодня рынок насыщенный. На нем работают крупные компании, которые предлагают очень гибкие условия предоставления услуг. В их парке – малая механизация и инструмент, генераторы и оборудование для обогрева, электрические установки, подъемники, опалубочные системы, леса, модульные помещения и другая техника. Они комплексно подходят к нуждам заказчиков и предоставляют целый ряд сопутствующих услуг,: в частности, горячую аренду, доставку, монтаж, индивидуальные проекты, гарантийное и сервисное обслуживание в круглосуточном режиме. Компании работают в десятках российских городов, имеют множество региональных представительств и готовы оказывать услуги в разных регионах страны.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.