Почему железнодорожному машиностроению необходимы меры господдержки.
О создании промышленного кластера инновационного транспортного машиностроения, механизмах государственной поддержки отрасли шла речь на заседании профильного комитета Союза машиностроителей России, которое прошло на базе Тверского вагоностроительного завода при поддержке правительства Тверской области и Минпромторга России. В ходе заседания заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов предложил создать рабочую группу, которая займется выработкой мер на фоне ожидаемого сокращения спроса на грузовые вагоны.
Совместная работа предполагает создание и развитие кластера транспортного машиностроения, в том числе с включением в него промышленных предприятий, научных, образовательных, общественных организаций из ряда регионов России. Планируется также развитие инновационных индустриальных парков и промышленных технопарков транспортного машиностроения, объектов деловой инфраструктуры, в том числе выставочных, офисных, деловых центров на территории Тверской области.
Как отметил губернатор Тверской области Игорь Руденя, регион является передовым центром развития транспортного машиностроения в нашей стране. По итогам 2018 года индекс промышленного производства по отрасли составил более 150%. За прошедшие девять месяцев объем отгруженных товаров по данному направлению деятельности уже составил более 60 млрд руб., или около 96% к уровню всего 2018 года. По словам губернатора, создание в Тверской области промышленного кластера откроет новую эпоху развития транспортного машиностроения в Верхневолжье. Этому будет способствовать комплекс расширенных мер поддержки промышленности в Тверской области, включая налоговые льготы, займы по сниженным ставкам и обеспечение всей необходимой инфраструктурой.
– С 1 января 2020 года мы предоставим инвестиционный налоговый вычет до 50% тем, кто будет развивать производство в нашем инновационном промышленном кластере, – сообщил Игорь Руденя.
Подобное сотрудничество имеет высокую значимость для развития транспортного машиностроения в Тверской области, которое составляет основу промышленного комплекса в регионе, считает первый вице–президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Сегодня здесь успешно работают 20 предприятий, где в производстве заняты около 13 тыс. человек. Взаимовыгодное сотрудничество региональной власти и бизнес–сообщества, безусловно, будет способствовать формированию перспективной транспортной системы в области за счет использования современных экономически эффективных транспортных технологий. Создание промышленного кластера транспортного машиностроения позволит стимулировать инновационные процессы и сформировать уникальные компетенции региона в этой сфере.
Мощным стимулом для этого станет региональный закон о создании индустриальных парков и промышленных кластеров, инициированный губернатором Игорем Руденей. Нелидовский городской округ готов стать одной из пилотных площадок для реализации этой инициативы. Создание индустриального парка на базе местных предприятий позволит эффективно реализовать возможности территории, даст импульс развитию перспективных, конкурентоспособных производств, инфраструктуры, создаст рабочие места, повысит качество жизни населения.
Взаимодействие направлено на поддержку и развитие на территории Тверской области центров коммерциализации и трансферта технологий, центров инжиниринга и промышленного дизайна, научно–исследовательских центров, лабораторий и образовательных учреждений среднего специального и высшего профессионального образования со специализацией в сфере транспортного машиностроения. Предполагается создание особой экономической зоны промышленно–производственного типа.
По словам Александра Морозова, за девять месяцев 2019 года объем реализации продукции отрасли составил 389,8 млрд руб., прирост по отношению к 2018 году составил 42%, а индекс промышленного производства – 122% к соответствующему периоду. Александр Морозов обратил внимание на изменения формата ряда мер поддержки отрасли с 2020 года, в частности, это механизмы льготного лизинга в части производства подвижного состава и модернизации парка общественного транспорта, а также поддержки научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ.
Однако этап роста и насыщения российского рынка по грузовому подвижному составу пройден, считает Александр Морозов. И предвестником этого является начавшееся падение ставок аренды на полувагоны. В перспективе в Минпромторге России прогнозируют сокращение темпов роста производства. По мнению Александра Морозова, для минимизации негативных последствий в отрасли необходимо сформулировать регуляторные решения, которые позволят в период спада спроса сохранить существующие компетенции.
Председатель Комитета по транспортному машиностроению, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа отметил, что комплекс мероприятий, решение о проведении которых было принято на заседании, позволит синхронизировать меры государственной, региональной и корпоративной поддержки такой стратегической отрасли, как транспортное машиностроение.
Он сообщил о том, что представители отрасли в ближайшее время направят Минпромторгу России предложения относительно того, как избежать избытка грузовых вагонов.
– Принятые сегодня решения позволят выйти за пределы РФ и начать активно развивать экспорт. Примером является наше присутствие в Восточной Европе, в Северной Африке. Все это делается во многом благодаря формированию идеологии пассажирского вагоностроения. Здесь Тверской вагоностроительный завод станет, я надеюсь, и инженерным, и производственным лидером, он является флагманом пассажирского вагоностроения не только в России, но и во всем мире, – подчеркнул Кирилл Липа.
Таким образом, фокус постепенно будет смещаться на экспорт, в этом уверен председатель регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, депутат Тверской городской думы Андрей Дмитриев. Нельзя допустить, чтобы новые производственные мощности встали. А значит, нужно уже сегодня искать баланс между спросом и производством, прорабатывать новые пути сбыта, громче заявлять о себе на международном рынке, делать ставку на экспорт. Успешному стратегическому развитию на долгий срок поможет господдержка.
– Создавая и реализуя такие проекты с помощью Минпромторга, Трансмашхолдинга, мы выполняем поручение Президента РФ Владимира Путина относительно развития нашей региональной экономики, производства, импортозамещения. Мы благодарны главе государства, Правительству РФ за поддержку Тверского вагоностроительного завода. Реализация нового проекта – это исторический этап развития предприятия», – подвел итог заседанияИгорь Руденя.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.