Экспертный совет по развитию транспортного машиностроения рассмотрел вопросы технического регулирования в транспортной отрасли.
В Госдуме состоялось заседание Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете по промышленности и торговле. Мероприятие прошло под председательством руководителя профильного Комитета Госдумы, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, с участием председателя Экспертного совета члена Бюро СоюзМаш, генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Кирилла Липы и руководителя Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Назария Скрыпника, сообщается на сайте Госдумы.
На заседании также присутствовали депутаты-члены Комитета, представители экспертного сообщества, бизнес-структур, финансовых институтов, а также профильных министерств и ведомств, сообщается на сайте Госдумы.
Участники заседания обсудили вопрос возникновения рисков, связанных с возможной отменой ранее выданных сертификатов и деклараций о соответствии на составные части высокотехнологичной продукции в машиностроении, предусмотренных постановлениями Правительства № 934, № 936. Согласно их положениям, сертификат или декларация о соответствии могут быть признаны недействительными при полном соответствии продукции требованиям безопасности из-за несоблюдения или отклонения от процедуры проведения оценки соответствия по формальным признакам.
В своем вступительном слове Владимир Гутенев отметил, что на практике произошло смещение акцента с надзора за безопасностью продукции транспортного машиностроения на надзор за соблюдением обязательных правил и процедур оценки соответствия.
«Применение ряда неоднозначных критериев для сложной машиностроительной продукции, включая железнодорожный подвижной состав, создаёт условия, когда производители такой продукции, не нарушив обязательных требований, подвергаются значительным рискам финансовых и репутационных потерь. Они связаны с формальными решениями, инициирующими процедуры по отзыву продукции, которая безопасна и не содержит угроз причинения вреда. В этой связи требуются специальные процедуры, позволяющие объективно принимать решения по отмене документов соответствия, протоколов испытаний только в случае несоответствия продукции требованиям регламентов», - подчеркнул глава думского Комитета по промышленности и торговле.
Участники совещания отметили, что проблемой также является отсутствие процедуры возобновления эксплуатации такой продукции после признания правильности выдачи протокола испытательной лаборатории, что усложняет работу всей отрасли машиностроения.
«Наша определяющая задача – не допустить остановку производственного процесса в текущих условиях. Чтобы обеспечить безопасность транспортной системы России, мы должны найти баланс для определения факторов, при которых техника или ее компоненты действительно представляют угрозу, и при которых таковых рисков просто нет», – обозначил Кирилл Липа.
Следует отметить, что в рамках ЕАЭС только Российская Федерация ввела дополнительный надзор за соблюдением процедур, что поставило отечественных производителей в неравные конкурентные условия.
Решением Экспертного совета была определена необходимость разработки со стороны Федеральной службы по аккредитации разъяснений о порядке применения рассматриваемых постановлений. Также были сформированы предложения, предусматривающие отмену действий постановлений Правительства № 934, № 936, что будет способствовать ускорению темпов импортозамещения.