Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новое окно возможностей,

или Ключевые направления государственной политики в сфере развития производства и использования электрических автомобильных транспортных средств

В 2020 году продажи электромобилей в мире составили 4,2% общего объема глобального рынка легкового транспорта, что составляет 3,1 млн штук. По экспертным оценкам, объем продаж мирового рынка электромобилей приблизился к точке перелома. В странах Западной Европы и Китае этот перелом рынка уже начался.

Рассматриваются три основных сценария развития мирового рынка электромобилей:

– инерционный – 10,2 млн электромобилей в 2025 году и 19,5 млн электромобилей – в 2030 году (соответственно 7,3 и 12,5% общего объема рынка автомобилей);

– сбалансированный – 14 млн ед. в 2025 году и 25 млн ед. – в 2030 году (соответственно 10 и 16% общего объема рынка);

– сценарий ускоренного развития – 45 млн ед. в 2030 году (30% общего объема рынка).

Российский рынок демонстрирует существенное отставание: по состоянию на 2020 год парк электромобилей в Российской Федерации насчитывал не более 11 тыс. электромобилей.

С учетом реализации Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года предполагается, что прогноз потребления электротранспортных средств в Российской Федерации в общей структуре автотранспорта должен составить 15%, из которых существенную часть будут составлять легковые и легкие коммерческие электромобили.

Исходя из планов автопроизводителей и расчетного плана развития рынка, можно сделать вывод, что объем потребления новых электромобилей в 2030 году превысит 250 тыс. штук, а общее количество электротранспортных средств – 1,4 млн штук.

Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году потребует наличия 144 тыс. зарядных станций (портов) для 1,4 млн электромобилей, 10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию, 60% из которых – медленные электрозарядные станции.

Все условия созданы

О ключевых направлениях государственной политики в сфере развития производства и использования электрических автомобильных транспортных средств на территории Российской Федерации шла речь на «круглом столе» в Совете Федерации, который провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов.

Сенатор напомнил, что распоряжением от 24 декабря 2021 года № 3835–р Правительство РФ утвердило перечень территорий и дорог для проведения пилота по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Пилотный эксперимент планируется реализовать до 2024 года.

Так, на первом этапе (в 2022 году) проекты по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта планируется реализовать в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, в Ленинградской, Московской, Нижегородской, Сахалинской областях, в Татарстане. Также для проведения пилота выбрана федеральная трасса М–4 «Дон».

На втором этапе (2023 год) зарядные станции для электротранспорта планируется построить во Владимирской, Воронежской, Калининградской, Липецкой, Ростовской, Тульской областях, в Приморском и Ставропольском краях, Чувашской Республике, в Москве и Санкт–Петербурге.

При отборе территорий также учитывалось их месторасположение вдоль наиболее загруженной автомагистрали М–4 «Дон» и строящейся трассы Москва – Казань.

В марте 2022 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение № 439–р о субсидировании строительства сети зарядных станций. Правительство в течение трех лет будет субсидировать расходы на закупку и установку быстрых зарядных станций для электротранспорта на федеральных трассах. В 2022 году на эти цели выделяется 1,37 млрд руб. Субсидирование позволит построить свыше 500 мощных зарядных станций. Сначала средства получат 12 пилотных регионов, а также все территории, через которые проходит одна из наиболее загруженных автомагистралей – М–4 «Дон».

Согласно концепции к 2030 году на территории страны необходимо развернуть сеть из 29 тыс. быстрых электрозарядных станций. Они должны заряжать аккумулятор до 80% не более чем за 20–30 минут.

Как сказал и. о. директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, создан федеральный механизм для внедрения и развития электротранспорта и в целом экологически чистого транспорта на региональном уровне.

Кроме того, Минтранс в целях стимулирования использования электромобилей и гибридных электромобилей подготовил для субъектов РФ методические рекомендации, которыми региональные власти руководствуются при разработке транспортного планирования, размещения инфраструктуры для зарядки электромобилей. «Также мы подготовили проект поправок в № 443–ФЗ, предусматривающих выделение на территории муниципальных образований парковок общего пользования, в том числе оборудованных зарядными колонками для электромобилей и гибридных автомобилей. Это позволит субъектам в рамках разработанных проектов организации дорожного движения, комплексных схем организации дорожного движения предусматривать такую инфраструктуру для электромобилей», – сказал представитель Минтранса.

Производителям и органам власти субъектов Федерации оказывается финансовая поддержка при организации пассажирских перевозок электротранспортом, в частности, предусматривается закупка электробусов, троллейбусов, трамваев. Готовится отдельный проект с финансированием до 100 млрд руб., в котором предусмотрены создание в 10 агломерациях субъектов РФ инфраструктуры для трамваев и поставка вагонов.

В регионах утверждаются собственные планы стимулирования и использования электрического транспорта, развития зарядной инфраструктуры, а также правила субсидирования выполненных работ по монтажу быстрых зарядных станций.

На зарядку становись!

«Ситуация в автомобилестроении в целом сложная, мы сталкиваемся с остановкой деятельности ряда иностранных автоконцернов, – отметил Константин Долгов. – Но вместе с тем это окно возможностей, тем более на фоне усиливающейся поддержки государства».

В условиях слабого развития электротранспорта чрезвычайное значение приобретает опережающее развитие зарядной инфраструктуры. За это отвечает Минэнерго России. Как сказал заместитель директора Департамента сводной государственной политики и цифровой трансформации Министерства энергетики РФ Сергей Романов, государством предусмотрены меры стимулирования в виде субсидий для инвесторов на закупку оборудования и оплату техприсоединения. Получателям субсидии компенсируется до 60% от фактически понесенных затрат на приобретение оборудования, но не более 1 млн 860 тыс. руб. и до 30% фактически понесенных затрат на технологическое присоединение, но не более 900 тыс. руб.

Определены регионы, которые будут устанавливать быстрые электрозарядки с использованием механизма субсидирования в 2022 году, – Республика Крым, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Сахалинская области и город Севастополь. Также субсидии получат Тульская, Воронежская, Липецкая и Ростовская области, по территории которых проходит трасса М–4 «Дон».

По словам Сергея Романова, Минэнерго ежеквартально ведет мониторинг развития сети электрозарядных станций с декабря 2021 года; количество электрозарядных станций увеличивается и без субсидирования, однако это не сопровождается значительным ростом количества электромобилей (менее 1% от общего количества автомобилей). В свете последних событий поставки из–за границы под большим вопросом по причине недружественных действий ряда государств, вся надежда – на отечественный автопром.

«На сегодняшний день мы фиксируем низкую окупаемость зарядной инфраструктуры. Учитывая малое количество электротранспорта в России, возникает потребность в дополнительной поддержке операторов электрозарядных станций как минимум в первые пять лет, например, в форме субсидирования затрат на покупку электроэнергии операторами», – предложил Константин Долгов.

«Субсидирование затрат на покупку электроэнергии нужно смотреть по регионам. Мы готовы рассмотреть соответствующие предложения от инвесторов и региональных властей, – пояснил Сергей Романов. – Кроме того, у субъектов Федерации уже есть возможность при установлении региональных тарифов определять льготы для отдельных категорий потребителей с указанием источников покрытия выпадающих доходов».

В дальнейших планах – создание единой платформы для мониторинга работы ЭЗС, что позволит оценивать их загруженность и корректировать места расположения зарядных устройств.

Господдержка необходима

Сегодня разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. руб. Подсчитано, что эксплуатация электротранспортного средства может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. км ежегодно в течение пяти лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания делает выгодным использование электромобиля как минимум в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города.

Ожидается, что в ближайшие 6–8 лет цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии.

«Электротранспорт уже сегодня формирует городскую среду, при этом серьезным препятствием является высокая стоимость автомобиля и неразвитость зарядной инфраструктуры. Важно добиться коммерческой доступности электротранспорта, чтобы увеличить спрос. Компании должны создавать производство полного цикла, минимизировать зависимость от поставки автокомпонентов», – подчеркнул Константин Долгов.

Государственная поддержка направлена на то, чтобы цена приобретения электротранспортного средства стала выгодной уже сейчас, что позволит насытить рынок за счет массовых продаж. О мерах по льготному кредитованию и льготному лизингу электромобилей проинформировал заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Тигран Парсаданян.

В 2022 году в рамках программ льготного автокредитования и лизинга при приобретении электромобиля для увеличения спроса предполагалась 25–процентная скидка от стоимости, но не более 625 тыс. руб., но в связи с падением доходов эти меры были обнулены, и теперь скидка увеличена до 35% от стоимости автомобиля, но не более 925 тыс. руб.

Дополнительно в этом году запущена программа выдачи льготных займов по ставке 1% годовых российским производителям узлов и агрегатов для создания серийных производств на территории Российской Федерации. «На программу автокомпонентов в 2022 году выделены 30 млрд руб., ставим вопрос об увеличении финансирования», – сказал Тигран Парсаданян.

Чтобы помочь производителям осуществить быстрый переход от западноевропейских поставщиков к китайским, принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353, которое позволяет завозить на территорию РФ компоненты на основании декларации, а не на основании сертификатов. Эта временная вынужденная мера принята для того, чтобы хоть немного упростить жизнь импортерам.

Также премьер–министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия», позволяющее автозаводам выпускать упрощенные машины до первого февраля 2023 года. Это позволит автопроизводителям – компаниям «АВТОВАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ», «ГАЗ» – не останавливать производство.

«В сегменте электротранспорта производители зависят от импорта компонентов даже больше, чем в сегменте традиционных автомобилей на ДВС. Мы выступаем за комплексную отраслевую программу импортозамещения, в которую отдельным разделом должны быть включены специфические компоненты для электрических платформ, – подключился к дискуссии руководитель проектной дирекции по корпоративной политике и связям с госорганами «Группы ГАЗ» Дмитрий Паленов. – Стратегическая задача такой программы – обеспечение производства российских автомобилей нового поколения на горизонте 2026–2028 годов на отечественных платформах и на локализованных совместными отраслевыми усилиями компонентах. Для реализации этой амбициозной цели 30 млрд руб., выделяемых ФРП, по нашим оценкам, недостаточно, необходимо порядка 300 млрд руб., что станет надежной защитой от риска усиления санкций. Мы просим рекомендовать правительству сформировать и реализовать такую комплексную программу технологического суверенитета и в ее рамках создать базовые технологические переделы как по традиционным, так и по перспективным компонентным направлениям (рулевые, тормозные системы, пассивная безопасность, тяговое электрооборудование с силовой электроникой, лакокрасочные материалы)».

Эксперт обратил внимание на тот факт, что программа льготного лизинга эффективна только для легкового электротранспорта. Для стимулирования эффективного спроса легкого коммерческого транспорта этой скидки недостаточно. «По опыту общения с нашими клиентами, эффективным стимулом была бы прямая субсидия в размере до 50% разницы между стоимостью электрической машины и с ДВС. Просим рекомендовать Правительству РФ и Минпромторгу разработать дополнительно программу прямого субсидирования коммерческого электротранспорта и заложить денежные средства. В случае механизма льготного лизинга для сегмента электрического коммерческого транспорта размер скидки должен быть в два раза выше, чем для легкового транспорта, не менее 2 млн руб.», – заключил Дмитрий Паленов.

В целях формирования благоприятных условий для привлечения инвесторов в марте текущего года было возобновлено действие механизма специальных инвестиционных контрактов для создания или модернизации производства промышленной продукции (СПИК).

Известно, что наибольший результат для экономики дают проекты с так называемым вытягивающим эффектом для технологий, которые помогают развивать смежные отрасли, обеспечивают дополнительные рабочие места. Это в полной мере относится к сфере производства электрических автомобилей и тяговых аккумуляторных батарей.

В Российской Федерации имеются достаточные компетенции для конструирования тяговых батарей для электротранспортных средств, но в то же время отсутствует производство ячеек литий–ионных аккумуляторов с необходимой удельной энергией и в достаточном объеме.

Аккумуляторная батарея является критическим компонентом электромобиля, и устойчивое производство электротранспортных средств невозможно без наличия собственной технологической цепочки производства – от сырья до конечного изделия. Именно таким путем идут ведущие мировые автопроизводители – BMW, Volkswagen и Tesla. Поэтому приоритетная государственная поддержка ориентирована на развитие этого сегмента ввиду того, что на аккумуляторные системы приходится до 50% стоимости электромобиля.

Министерство промышленности и торговли РФ провело конкурс на заключение специального инвестиционного контракта, в рамках которого реализуется инвестиционный контракт по внедрению или разработке и внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей. Победителями стали липецкий «Моторинвест» и петербургская компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус».

Планируемые инвестиции компании «Моторинвест» превышают 13 млрд руб. за 11 лет. Ожидается, что к моменту окончания срока действия СПИКа уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов. Будут произведены более 242 тыс. электромобилей пяти моделей.

Эффективные решения

Специалисты ЦРИЭТ, созданного в 2022 году для разработки и внедрения технологий мирового уровня для нужд электротранспорта с целью запуска эффективных решений в серийное производство, в настоящее время работают над созданием и разработкой проекта автоматизации производства первого российского электрогрузомобиля EVM PRO компании «Электромобили Мануфэкчуринг Рус».

«Это легкое транспортное средство категории М–1, с полезной нагрузкой до 1 тонны для внутригородской логистики. Мы строим завод в ОЭЗ «Технополис Москва», реализуем полный цикл производства, причем все узлы и агрегаты – электродвигатель, силовая и бортовая электроника, батарейная сборка – российского производства. Такой путь позволил нам добиться конкурентной стоимости, учитывая, что логистический рынок очень прагматичный. Даже если не брать в расчет субсидии, стоимость владения нашим транспортом на 1 км пробега на 30–40% эффективнее, чем автомобилем с ДВС», – заявил Илья Рашкин.

В планах компании выпуск 1 тыс. грузовиков в год. В настоящее время ведутся переговоры с несколькими субъектами РФ, которые готовы выделить площади для строительства таких же заводов на своей территории с предоставлением соответствующих региональных субсидий.

Разработка электромобилей – одно из приоритетных направлений деятельности Группы ГАЗ. Предприятие поставило 200 электробусов на маршруты Москвы. В Нижнем Новгороде работают электрические «газели» нового поколения GAZelle–e NN – первый российский легкий коммерческий электромобиль. Электрическая «газель» сочетает в себе унифицированные компоненты модельного ряда легких коммерческих автомобилей ГАЗ и оригинальные электрические узлы: тяговые батареи, электродвигатель, преобразователь напряжения, зарядное устройство и другие компоненты. Пассажировместимость автобуса – 17 человек, полная масса электромобиля – 4,6 тонны.

Компания занимается улучшением характеристик пробега, расширением модельного ряда, разрабатывает более крупную «газель», работает над электробусами среднего и большого класса, занимается водородной тематикой.

Электромобильный курорт

Республика Крым вошла в перечень пилотных регионов для размещения на своей территории до 2024 года 125 быстрых зарядных станций мощностью свыше 150 кВт.

По словам заместителя министра экономического развития Республики Крым Наталии Коваленко, создана рабочая группа по вопросам развития электротранспорта в регионе, определен перечень адресов для размещения в 2022 году 50 ед. быстрой зарядной инфраструктуры в таких городах, как Симферополь, Евпатория, Саки, Ялта, Алушта, Судак, Феодосия и Бахчисарай, и на региональных автодорогах. В настоящее время установлены восемь быстрых зарядных станций.

Для продвижения разработки и производства электромобилей и зарядных станций создана ассоциация развития электротранспорта «Рустрансэлектро», объединившая профильные предприятия этой инновационной отрасли, которая будет способствовать максимальной локализации продукции с целью полного импортозамещения.

В городах Ялте и Алуште решено приобретать электротранспорт и развивать сеть зарядных станций для нужд жилищно–коммунального хозяйства, для чего разработаны региональные комплексные городские программы по внедрению электромобилей и зарядной инфраструктуры. В апреле 2022 года в Алуште была открыта первая специализированная станция техобслуживания электромобилей.

Также утвержден план мероприятий по популяризации и стимулированию спроса на электромобили и развитию зарядной инфраструктуры в Крыму.

Константин Долгов обратил внимание на то, что зарядная инфраструктура полуострова должна быть рассчитана не только на местный электротранспорт, но и на туристов, приезжающих на электромобилях, то есть работать на перспективу.

По итогам совещания будут подготовлены соответствующие рекомендации профильного Комитета СФ.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

3149

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться