HeliRussia 2023 – вопросов больше, чем ответов.
В московском выставочном центре «Крокус Экспо» прошла шестнадцатая по счету Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia – 2023. За три дня в мероприятии приняли участие около 160 компаний из 13 стран, в том числе России, Франции, США и Италии. По словам организаторов, HeliRussia остается единственной выставкой в России, где демонстрируются мировые достижения в области вертолетной промышленности.
Переживаем непростые времена
С приветственным словом и поздравлениями к гостям и участникам выставки обратились первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин, руководитель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Добряков, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, заместитель председателя Союза машиностроителей России Борис Алешин и другие.
Почетные гости ознакомились с экспозицией выставки. Свои разработки продемонстрировали не только крупные отечественные производители и эксплуатанты, но и российские молодые компании, готовые выходить на рынок с актуальными предложениями и импортозамещением.
Объединенная двигателестроительная корпорация, КРЭТ, холдинг «Вертолеты России», Обнинское научно–производственное предприятие «Технология» представили вертолеты, беспилотную технику, перспективные вертолетные двигатели ВК–650В и ВК–1600, новые материалы и бортовые системы. В экспозиции предприятий были продемонстрированы более 100 разработок. Среди экспонатов завсегдатаи выставки – вертолеты Ми–8АМТ и «Ансат», предназначенные для выполнения грузопассажирских, санитарных и туристических перевозок в системе местного и регионального транспорта. При этом следует сказать, что вертолеты марки «Ми» составляют 98% от всего национального производства винтокрылых машин. Свыше семи тысяч из них поставлены на экспорт почти во все регионы мира, и в настоящее время трудно найти страну, где бы не знали «милевских рабочих лошадок». Как указывают эксперты, отечественная промышленность остается мировым лидером в области тяжелых вертолетов (Ми–26Т2, проект перспективного Advanced Heavy Lift) и вертолетов среднего класса (Ми–8/17, Ми–172А2/3, Ми–38). Компания «Вертолеты России» удерживает прочные позиции по вертолетам с максимальной взлетной массой 13–16 тонн и вместимостью 24–30 пассажиров. Популярное семейство Ми–8/17 и новые разработки в данной размерности – эволюционный Ми–172А2 и инновационный Ми–38 также привлекают к себе как иностранных, так и отечественных заказчиков.
Рособоронэкспорт в духе времени представил макеты боевого разведывательно–ударного вертолета Ка–52, модернизированного боевого вертолета Ми–28НЭ, военно–транспортных машин Ми–17В–5 и Ми–171Ш, транспортно–боевого Ми–35М.
Но если для семейства «Ми» и военной летательной техники (беспилотники в расчет не берем) проблема импортозамещения практически не стоит, то для легких вертолетов «Ансат» и Ка–226 она остра как никогда.
Как указывают эксперты, упомянутые модели используют газотурбинные двигатели западного производства. «Ансат» летает на канадских моторах Pratt&Whitney PW–207K. Камовские машины используют европейские двигатели Safran: Arrius 2G на Ка–226 и Ardiden 3G на Ка–62. Но иностранные производители прекратили поставку этих двигателей и их техническую поддержку в России в конце февраля прошлого года.
Год назад на этой же площадке первый замгендиректора холдинга «Вертолеты России» Равиль Хакимов сообщил о намерении приступить к замене иностранных двигателей на своих вертолетах. Он пояснил, что в 2023 году российские моторы будут установлены на опытные двухдвигательные вертолеты «Ансат», Ка–226 и Ка–62. «Работы по импортозамещению получили наивысший приоритет», – отметил он. Как объяснил замгендиректора, новый двигатель изначально проектировался только под Ка–226, но в 2022 году вертолетостроители попросили сделать его универсальным, чтобы он подходил и для «Ансата» без переделки фюзеляжа. Для этого пришлось изменить конфигурацию внешних приводов и агрегатов двигателя. В результате унифицированный ВК–650В можно также использовать для ремоторизации существующего парка «Ансата».
В прошлом году должны были завершиться и стендовые испытания двигателя–демонстратора ВК–1600В мощностью 1400 л. с. на взлетном режиме. В «ОДК–Климов» отмечают, что его технические характеристики близки к Ardiden. Но российский мотор на 5% превосходит французского конкурента по удельному расходу топлива и поставочной массе двигателя. В ОДК утверждают, что летные испытания ВК–1600В и ВК–650В должны начаться в 2023 году, а завершение их сертификации намечено на 2024–й. Разработка обоих двигателей стартовала в 2019 году.
Где взять деньги?
Ключевым мероприятием деловой программы стала пленарная сессия с темой – «Вертолетная индустрия – устойчивость отрасли в новых реалиях и перспективы развития». Вопросы для обсуждения все те же – дальнейшая эксплуатация отечественных воздушных судов с зарубежными комплектующими и иностранного производства, отечественный вертолетный парк и перспективы развития модельного ряда российских авиапроизводителей, единое воздушное пространство для пилотируемых воздушных судов и БАС и подготовка авиационного персонала для вертолетной отрасли.
Компания «Вертолеты России» поставила перед собой грандиозные задачи, в частности, выпустить за ближайшие восемь лет 764 вертолета. Это будут «Ансаты», Ми–8МТВ–1 и Ми–8АМТ. Но как это сделать в условиях хронического недофинансирования вертолетной отрасли?
Поэтому практически за всеми темами пленарной сессии легко угадывался главный вопрос – где взять деньги? Так, директор по маркетингу и развитию бизнеса АО «Вертолеты России» Олег Ландин рассказал о состоянии отечественного вертолетного парка, потребностях рынка и новых вызовах. «Международная кооперация пошатнулась – имеем последствия. Вопрос не в том, сколько стоят комплектующие, а в том, есть ли они вообще. Одновременно решаем задачи по импортозамещению и пока справляемся. Также появился приоритет по созданию легкого вертолета, который будет и для обучения в том числе. Без издержек вырулить из сложившихся обстоятельств – сложно», – подчеркнул выступающий.
Представители АО «Вертолеты России» по–прежнему настаивают «прекратить поддерживать летную годность вертолетов по состоянию, когда ресурс машины продляется, пока она способна безопасно летать». Речь идет прежде всего о самом возрастном типе – Ми–8Т. Между тем это самый массовый в РФ вертолет – 500 из 800 отечественных машин. По мнению экспертов, в случае принятия такого решения гражданские вертолетчики могут за несколько лет потерять почти половину парка и, соответственно, будут вынуждены покупать новые Ми–8 за баснословные деньги.
Стоит ли спасать бизнес производителей техники за счет эксплуатантов? – вопрос риторический.
Кто позаботится об эксплуатантах?
При этом эксплуатанты отнюдь не жиреют. Глава крупнейшего в России оператора вертолетов компании «Ютэйр» Андрей Мартиросов сообщил о высоких рисках остановки трети парка в течение года из–за нехватки агрегатов и комплектующих, а также серьезных сложностей с их доставкой (в ряде случаев она занимает около 300 дней – почти год). Основная проблема, по словам руководителя, заключается в отсутствии двигателей и запчастей к ним. Ранее их большая часть поставлялась украинским предприятием «Мотор Сич». «Мы делаем прогноз по своему парку. Если не удастся решить основные проблемы с поставками двигателей и других комплектующих, будет остановка его трети. Я думаю, у других операторов ситуация не лучше», – заявил Андрей Мартиросов.
«Дочка» группы – авиакомпания «Ютэйр – вертолетные услуги» – крупнейший вертолетный оператор в России и один из мировых лидеров отрасли. Парк перевозчика, по данным Росавиации на начало мая, насчитывал 191 вертолет: Ми–26, Ми–8, Ка–32, AS 350, AS 355. Флот всей группы «Ютэйр» превышает 320 машин.
Напомним, что после начала военной спецоперации России на Украине в феврале 2022 года США и другие западные страны ввели беспрецедентные санкции против российской авиационной отрасли. В частности, министерство торговли США отменило экспортные привилегии для нескольких российских авиакомпаний, включая Ютэйр. В апреле прошлого года министр торговли Джина Раймондо поясняла, что Вашингтон лишил этих перевозчиков не только доступа к продукции из США, но и реэкспорта американских товаров из–за рубежа.
Андрей Мартиросов пояснил, что из–за запретов себестоимость нового Ми–26 в итоге увеличится в 2–2,5 раза, и вертолетные компании будут вынуждены повысить стоимость своих услуг.
Получите, распишитесь…
В середине февраля текущего года, после критики со стороны Президента России, Правительство РФ отчиталось о завершении работ по формированию паспортов инвестиционных проектов для обновления парка воздушного транспорта. «Все соответствующие контракты с предприятиями авиационной промышленности уже заключены», – заявил премьер–министр Михаил Мишустин.
Таким образом, на реализацию проектов в сфере авиа-
строения в 2023 году выделяется более 237 млрд руб., а в следующие два года – свыше 32 млрд. Средства будут предоставлены на возвратной основе посредством приобретения облигаций российских лизинговых компаний. Льготный лизинг и производство самолетов и вертолетов будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) по ставке не выше 1,5% годовых.
В рамках второго инвестиционного проекта Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует закупить в 2023–2025 годах у компании «Вертолеты России» 86 машин семейства Ми–8. Примерно треть из них будут поставлены уже до конца текущего года. Вертолеты будут переданы в лизинг на 15 лет каждый авиакомпаниям в республиках Саха и Коми, в Красноярском, Краснодарском, Камчатском и Хабаровском краях, в Вологодской, Тверской, Новосибирской и Воронежской областях, в Москве и Санкт–Петербурге, а также в Ханты–Мансийском и Ямало–Ненецком автономных округах. Из средств ФНБ на реализацию проекта будет направлено 44,5 млрд руб. Эта сумма полностью покроет необходимый объем финансирования проекта.
Третий инвестпроект предполагает приобретение в 2023–2026 годах 39 самолетов и вертолетов. Закупленные у производителей (ПАО «Иркут», АО «Уральский завод гражданской авиации» и АО «Улан–Удэнский авиационный завод») воздушные суда ГТЛК передаст в лизинг на срок от 10 до 18 лет единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» – она специализируется на региональных перевозках в Дальневосточном федеральном округе. В числе воздушных судов 8 SSJ–New, 10 легких самолетов для местных воздушных линий ЛМС–901 «Байкал», 10 вертолетов Ми–171А2 и 11 вертолетов Ми–171А3. На реализацию проекта из средств ФНБ будет направлено около 49,6 млрд руб., или 90% от общего объема финансирования (55 млрд руб).
Шамиль БАЙБЕКОВ.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.