Готовится нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем.
Х юбилейная евразийская конференция «Беспилотная авиация – 2023», организованная Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), состоялась накануне поистине важного события. В индустриальном парке «Руднево» Президент России Владимир Путин провел совещание по развитию беспилотных авиасистем. «Предстоит широко задействовать беспилотную авиасистему для освоения развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных услуг. В ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль промышленных объектов», – сказал глава государства.
Факторы перемен
Десять лет кряду участники рынка БАС обсуждали проблемы, тормозящие развитие отечественной авиабеспилотной индустрии. Все начиналось с энтузиастов, не просто увлеченных экзотическим в ту пору авиатранспортным средством, а уверенных, что за ним будущее. На них посматривали свысока, по принципу «чем бы дитя ни тешилось…».
Далее чиновники взглянули на рынок. На зарубежный. И, разумеется, не ахнули. Но решили продемонстрировать активность. Публиковались правительственные постановления, создавались рабочие группы, включая законодательную и межведомственную, предлагался самый высокий уровень рассмотрения проблемных тем. Словом, недостатка в заседаниях и протоколах не было.
В апреле 2018 года российское правительство утвердило разработанную правительственной комиссией (в рамках НТИ «Аэронет») дорожную карту. В числе прочего там были перечислены имеющиеся проблемы развития в нашей стране рынка БАС:
– недостаточное регулирование в рамках воздушного законодательства Российской Федерации деятельности гражданских беспилотных авиационных систем;
– отсутствие необходимых регулятивных условий для применения беспилотных авиационных систем в отдельных сферах экономической деятельности, в частности в геодезии, картографии, кадастровой деятельности;
– избыточный режим секретности для использования материалов воздушной съемки при очевидных механизмах упрощения этих процедур без ущерба для сохранения государственной тайны и др.
Российский рынок БАС, по прогнозам НТИ «Аэронет», рассчитывал к 2035 году занять долю рынка от 15 до 40% в зависимости от сегмента. Оборот отрасли (тогда не существовавшей) к 2025 году планировался в пределах 10 млрд долл. в год, а к 2035–му – порядка 37 млрд долл.
«Результаты оказались куда более скромными, что иллюстрирует программа финансирования, – подытожил в 2019 году соруководитель рабочей группы НТИ «Аэронет» Сергей Жуков. – Планировалось привлечь немногим меньше 12 млрд бюджетных средств и порядка 7,5 млрд частных инвестиций. Всего привлечено было около 3,5 млрд. Были профинансированы порядка 90 проектов, из которых 80 по линии Фонда содействия инновациям (ФСИ) и 10 проектов поддержаны Российской венчурной компанией (РВК)».
В 2018 году объем мирового рынка БАС составлял 14,1 млрд долл. Аналогичный рынок США равнялся 4,5 млрд долл. Стоимость российского рынка оценивалась в 3,74 млрд руб., или 62,3 млн долл., что составляло 1,36% рынка США…
Анализируя положение России на мировом рынке БАС, гендиректор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев отметил, что оценки различных агентств разнятся, то показывая текущее отставание в 75 раз от лидеров рынка БАС, то прогнозируя сокращение отставания до 4,5 раза к 2021 году.
Запад совершил рывок благодаря высокой инвестиционной активности. Но даже там не предполагали, что беспилотники будут внедряться быстрее, чем ожидалось. Причем речь шла именно о коммерческом использовании этих устройств. Например, Федеральное авиационное управление США (FAA) признало, что недооценивало скорость распространения беспилотников: по его прогнозам, число коммерческих БВС в США должно было вырасти до 450 тыс. к 2022 году, но этот показатель был превышен уже в 2019 году. По оценке FAA, сейчас коммерческие БВС (благодаря совершенствованию ПО и постоянному улучшению камер и сенсоров) подошли к переломному моменту, демонстрируя мощные этапы роста, который продолжит ускоряться в ближайшие несколько лет.
Объем рынка логистики и перевозки грузов с помощью беспилотных воздушных судов в 2020 году оценивался в 2,4 млрд долл., а к 2035 году прогнозировалось, что этот рынок достигнет 25,2 млрд долл. с ежегодным средним темпом роста 16,8%.
В 2021 году руководитель ЦСР ГА Антон Корень отмечал: «38% мирового рынка в денежном выражении занимает Северная Америка, Азия – 36%, Европа – 14%. Доля российского рынка традиционно колеблется в пределах 2%, или около полумиллиарда долларов. Эта емкость выражена как в стоимости производимых беспилотных систем, так и в услугах, оказываемых с использованием последних. При этом, по оценкам ЦСР ГА, доля услуг составляет порядка 76% емкости рынка».
Ныне многое изменилось. Причинами тому послужили два основных фактора. Для мира в целом – пандемия, которая сформировала запрос на дистанционное взаимодействие, запустила лавинообразный рост интернет–торговли. Для России – специальная военная операция, где нами поначалу были недооценены возможности беспилотных летательных аппаратов.
Указание от президента
В рамках конференции руководитель ЦСР ГА Антон Корень спрогнозировал основные тренды развития БАС. По его мнению, смещается центр технологических компетенций из стран Европы и Северной Америки в Азиатский регион. Соответственно, в том же направлении в ближайшие два десятилетия разместится основная доля рынка и объемов производства беспилотных авиасистем. Понятно, это Китай и, кстати, Ближний Восток. Касаясь доли России, он указал, что в настоящее время она оценивается уже в пределах 4% мирового рынка и, по оценкам ЦСР ГА, может возрасти минимум до 8%. Но для этого надо провести серьезную системную работу, подчеркнул эксперт.
Ранее аналитики ЦСР ГА полагали, что темпы роста увеличатся с 2026–2027 годов, что связано с созданием нормативно–правовой базы и внедрением обеспечительного технологического инструментария. При этом вряд ли предполагалось, что изменения в этом сегменте начнутся значительно раньше.
Началом нового этапа развития сегмента БАС можно назвать конкретную дату – 31 декабря прошлого года, когда Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ создать комиссию по вопросам развития беспилотных авиационных систем для подготовки согласованных предложений по реализации государственной политики в этой сфере и решения задач, связанных в том числе с разработкой, производством, сертификацией и эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств защиты от их противоправного применения, развитием инфраструктуры, необходимой для эксплуатации таких систем, подготовкой кадров, интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство России. При этом были указаны конкретные сроки важнейшего проекта. В частности, правительству было поручено к 1 сентября утвердить нацпроект по развитию беспилотных авиасистем на период до 2030 года. В него должны войти мероприятия по разработке и серийному производству беспилотных авиасистем и их комплектующих, развитию необходимой инфраструктуры, стимулированию спроса и др. Председателем этой комиссии был назначен первый зампредседателя Правительства РФ Андрей Белоусов.
И, как у нас принято, все завертелось. Об этом можно было судить по масштабам освещения российскими СМИ совещания по развитию беспилотной авиации, которое провел президент в конце апреля. Оно наглядно показало, что Владимир Путин находится глубоко в материале. Не случайно он указал на устаревшие регуляторные правила, отсутствие необходимой инфраструктуры, управленческие шаблоны и стереотипы, когда мы действуем по старым лекалам и считаем, что, работая таким образом, обеспечиваем необходимую безопасность, но сдерживаем при этом развитие.
Отметим простую российскую закономерность развития. Если до 31 декабря 2022 года сегмент авиабеспилотья руководствовался пожеланиями развития, финансировался нерегулярными грантами и имел фактически внесистемный статус, то с нового года пожелания сменились жестким поручением, обнаружились миллиарды инвестиционных рублей и игнорируемый прежде сегмент практически обозначили новой, перспективнейшей отраслью.
Была поставлена четкая задача нового национального проекта: использовать весь технологический потенциал перспективной индустрии для укрепления безопасности страны, роста эффективности отечественной экономики, повышения качества жизни людей.
Президент подчеркнул, что авиабеспилотники должны открывать принципиально иные, недоступные на прежнем технологическом уровне возможности в самых разных областях. Их предстоит широко задействовать для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг.
В ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередачи, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов – правда, это и так делается уже отчасти, но все это в небольшом и слишком скромном размере, а возможности здесь колоссальные по контролю над всеми другими экосистемами.
Попутно президент назвал нынешнюю и желаемую стоимость отечественного рынка гражданских беспилотников. «Она оценивается теми, кто эту информацию предоставлял, в 500 млрд руб. Но на мое замечание о том, что это будет минимум триллион, никто возражать не стал. Так, скорее всего, оно и будет», – сказал он.
Насколько соответствует действительности стартовая позиция грандиозного по замыслу проекта – 500 млрд руб., – не нам судить. Но сомнения есть даже у президента, который ссылается на тех, кто эту информацию предоставлял.
Весьма кстати в этом аспекте оказалось выступление на конференции ЦСР ГА Сергея Жукова. «Картина меняется, – говорит он. – Соответственно, на другой уровень должна выходить и статистика. Пока отраслевая статистическая и научно–техническая информация рассредоточена по слабо связанным источникам агрегированных данных: инфраструктурным центрам, Фонду НТИ, ФСИ, Платформе НТИ. Задача создания отраслевой системы статистики требует научного сопровождения и выработки необходимых потребителям форматов. Система научно–технической информации необходима для технологического развития отрасли, в частности для интенсификации научно–технического обмена. Необходимо рассматривать формирование системы экономической статистики и патентно–информационной системы как составную часть стратегии развития отрасли БАС. Опорными узлами системы статистики должны стать государственные статистические центры, в отличие от краткосрочных ИЦ».
Следовательно, пока нет полноценной и достоверной статистики по освещаемому предмету, будем пользоваться информацией, предоставленной президенту.
Задачи поставлены
Андрей Белоусов на апрельском совещании начал свое выступление именно с оценки текущей ситуации, то есть со статистики. Он сообщил, что в текущем году объем рынка беспилотников в РФ составляет примерно 32 тыс. аппаратов. Из них порядка 20 тыс. – это импортируемые БПЛА из других стран, а остальные – отечественной сборки, производимые в основном из зарубежных комплектующих.
Он подчеркнул, что как система отрасль пока не сложилась.
Первый вице–премьер выделил четыре основные проблемы, которые системно препятствуют развитию отрасли. Первая – не определены правила использования беспилотников в тех областях, где в других странах они наиболее широко используются. Это блокирует создание рынков услуг с использованием беспилотных авиационных систем. В результате нет инвестиций, компании не могут наладить серийное производство. Как следствие – высокая, по сути блокирующая, стоимость изготовления одного аппарата и соответствующих услуг.
В качестве примера он привел проект–«маяк», в рамках которого тестируются возможности беспилотной аэродоставки грузов с участием «Почты России». «Выяснилось, – указал Андрей Белоусов, – что стоимость доставки груза беспилотниками вертолетного типа не дешевле, а дороже примерно в 10 раз, чем стоимость аналогичной доставки пилотируемой авиацией, что, естественно, убивает экономику и использование беспилотных систем».
С этим согласен руководитель дирекции управления транспортом «Почты России» Георгий Баутин. Но, по его мнению, себестоимость доставки усугубляется еще и наличием на обоих ее концах немалого числа обслуживающего беспилотники персонала. А это зарплата, командировочные и т.д.
Вторая озвученная первым вице–премьером проблема – отсутствие системы производственной и технологической кооперации по ключевым узлам и комплектующим. Производство готовых беспилотников отличается низким уровнем локализации – порядка 10–30%. Импортируются почти 100% силовых установок электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания. Из других стран ввозятся примерно 90% систем электроснабжения, почти 95% пилотажно–навигационного оборудования.
Третья проблема связана с неурегулированностью правил безопасной эксплуатации беспилотников, отсутствием необходимой наземной инфраструктуры.
И четвертая – отсутствие национальной системы подготовки кадров для отрасли.
Отсюда и задачи. Первая из них – формирование гарантированного долгосрочного спроса на БАС. Правительством сформирован и утвержден государственный гражданский заказ на период до 2030 года, который включает в себя закупки беспилотников и услуг на их основе со стороны органов власти, госкорпораций и компаний с госучастием. В текущем году объем такого заказа составит 4,4 млрд руб., из которых 2,6 млрд – это средства федерального бюджета.
В период с 2024 по 2026 год, то есть в новом бюджетном цикле, потенциальный государственный заказ суммарно составит порядка 92 млрд руб., до 2030 года – это порядка 200 млрд руб.
Ожидается, что за период с 2024 по 2026 год сверх государственного гражданского заказа рыночный спрос составит еще порядка 200 млрд руб., а до 2030 года – до 770 млрд руб. Это обоснованные расчеты, выполненные на моделях с участием экспертов и бизнес–сообщества. В итоге за счет всех источников за семь лет, до 2030 года, будет сформирован общий спрос объемом порядка 970 млрд руб., что эквивалентно более чем 1 млн беспилотников, включая 83 тыс. средних и тяжелых.
То есть оценка спроса до 2030 года, как подчеркнул первый вице–премьер, близка к той, которую спрогнозировал Владимир Путин, – почти 1 трлн руб.
За три года это эквивалентно производству 240 тыс. беспилотников всех типов, в том числе 5 тыс. средних и тяжелых, а до 2030 года – это порядка 670 тыс. беспилотников, включая 16 тыс. средних и тяжелых.
При этом предусмотренное бюджетное финансирование с 2023 по 2025 год составляет лишь 21% от заявленной ведомственной потребности. «Если мы хотим сформировать госзаказ в требуемых объемах, потребуется увеличить финансирование примерно в пять раз», – уточнил Андрей Белоусов.
Вторая задача – формирование рынков использования беспилотников. До конца июня текущего года будет разработана и утверждена дорожная карта снятия регуляторных барьеров для использования беспилотников в отмеченных выше сферах: сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, аэрофотосъемке, обследовании объектов, перевозке грузов, – разумеется, с учетом всех требований по обеспечению национальной безопасности со стороны Министерства обороны РФ, ФСБ и других силовых ведомств. Одновременно необходимо сформировать типовые бизнес–модели применения беспилотников на различных рынках, сгруппировать операторов – эксплуатантов беспилотников, решить проблему страхования БАС.
Третья задача – развитие производства на основе собственных линий разработки конечных изделий, узлов и комплектующих. Для ее решения первым шагом необходимо развернуть систему производства, прежде всего средних и тяжелых беспилотников, поддержать конечных производителей,
Крайне важно обеспечить унификацию беспилотников и их основных узлов и комплектующих. До конца июля текущего года будет сформирован и нормативно закреплен классификатор основных узлов и комплектующих. К концу текущего года будет сформирован профильный технический комитет по стандартизации беспилотных авиационных систем, а уже в следующем, 2024 году планируется разработать и реализовать программу по стандартизации беспилотников.
Четвертая задача – создание благоприятных и безопасных условий эксплуатации беспилотников. В настоящее время регулирование в данной области не систематизировано. В части обеспечения безопасной эксплуатации беспилотников предлагается внедрить до конца следующего года требования транспортной безопасности, а также унифицированные требования к наземной инфраструктуре и бортовой аппаратуре.
До 1 ноября текущего года планируется создание единого государственного оператора, обеспечивающего условия эксплуатации беспилотников для частных компаний. Он будет решать две основные задачи: предоставление радиочастот операторам беспилотников и внедрение требований к наземной инфраструктуре. Предлагается наделить этими функциями Госкорпорацию по организации воздушного движения.
Наконец, пятая задача – создание многоуровневой системы подготовки кадров для новой отрасли от школьной скамьи до профессионального образования. Одновременно планируется в текущем году разработать и уже со следующего года внедрить профильные образовательные программы в средних и высших учебных заведениях, а также программы дополнительного образования для детей.
Андрей Белоусов напомнил, что Правительством РФ разрабатывается национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Указанные выше ключевые системные задачи для развития отрасли сведены в пять федеральных проектов.
Он подчеркнул, что будет создана полноценная отрасль беспилотников, система их производства и кооперации, будут сформированы рынки их применения в вышеупомянутых секторах экономики, где они сегодня наиболее востребованы. Объем производства беспилотников – без учета сверхлегких – увеличится с 6 тыс. в 2023 году до порядка 18 тыс. в 2026 году и более 32 тыс. – в 2030 году, что позволит обеспечить покрытие внутреннего спроса на уровне до 70%.
По расчетам Правительства РФ, предварительная общая оценка финансирования национального проекта по развитию БАС до 2030 года составляет порядка 660 млрд руб., включая государственный гражданский заказ, меры поддержки производителей, оснащение аэропортов и сетей связи, создание научно–производственных центров, в том числе на период с 2024 по 2026 год – порядка 240 млрд руб.
Шамиль БАЙБЕКОВ.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.