Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

БАС – от стратегии к действию

Практика и перспективы развития беспилотных авиасистем.

С 1 января 2024 года в России начнется реализация национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), который предусматривает создание и внедрение новых технологий в области беспилотной авиации. «Уже сегодня необходимо начать реализацию мер, которые позволят запустить эту работу», – отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов по итогам заседания президиума правкомиссии по вопросам развития беспилотных авиасистем, на которой обсуждался план первоочередных действий для запуска нацпроекта развития отрасли. Реализация этого плана уже началась. Обсуждение перспектив развития новой отрасли состоялось на полях Транспортной недели.

Отрасль очень перспективная

Обсуждение проходило в рамках отраслевой конференции «Беспилотные технологии в гражданской авиации: практика и перспективы развития», организованной Росавиацией. В выступлениях участников рассматривались вопросы развития системы сертификации БАС, перспектив цифровой платформы ЕС ОрВД, совершенствования Федеральных правил использования воздушного пространства РФ и ряд других.

Общую характеристику мирового и отечественного рынков беспилотников представил гендиректор ООО «БАС» Алексей Варятченко. Он указал, что рынок беспилотных авиасистем активно развивается. Его рост прогнозируется с 26 млрд долл. в 2023 году до 55 млрд долл. в 2030–м.

Интенсивно увеличиваются и области использования дронов. В Китае появился дрон–пожарный, который тушит возгорания в высотных зданиях. Израильская компания Tevel вместе с компанией Unifrutti в Чили организовала сбор яблок с помощью роботизированной платформы с искусственным интеллектом. Канадское транспортное агентство выдало компании Volatus Aerospace лицензию на осуществление внутренних грузоперевозок, что позволит фирме построить собственную систему транспортировки грузов с использованием беспилотных воздушных судов. Китай продолжил традицию велорикш и создал максимально простой воздушный транспорт для двух пассажиров. В Республике Татарстан, в Университете Иннополис, разработали дрон для непрерывного контроля дорожного движения.

При этом ежегодный объем рынка РФ к 2030 году при оптимистическом сценарии возрастет до 475 млрд руб., прибавляя год от года порядка 10%. Аналогичный стоимостный объем по пессимистическому сценарию будет куда меньшим – 120 млрд руб. По словам Алексея Варятченко, российский рынок находится в процессе становления, и особенно важно начать с формирования набора услуг, оказываемых с помощью беспилотников, – описать услугу, условия, обстоятельства, рассчитать стоимость эксплуатации беспилотника в различных сценариях и т.д. Для оказания ежегодного объема услуг в 2030 году (только в рамках госсектора) минимально необходимый флот БАС оценивается в 100 тыс. единиц. Около миллиона дронов планируется эксплуатировать к 2035 году. В этом случае число беспилотников, находящихся в воздухе, будет существенно превышать количество пилотируемых воздушных судов, считает гендиректор.

«Пока гражданские производители отечественных БАС совокупно выпускают около 6 тыс. беспилотников. К 2030 году они будут производить порядка 30 тыс. единиц. Это более чем пятикратный рост. Для его обеспечения должна заработать вся цепочка: производитель, эксплуатант, заказчик. По сути, эволюционный путь развития у нас заменен на революционный, – отметил глава компании. – Предстоит за 5–7 лет пройти путь, требующий по нынешним условиям десятки лет».

Именно поэтому предусмотрены беспрецедентные меры господдержки. В части поддержки производства – это льготный лизинг БАС, гранты на НИОКР, стимулирование спроса. В рамках кадровой поддержки предполагаются программы и профстандарты, национальные соревнования, открытие в школах специализированных классов. Не обойдена вниманием и поддержка эксплуатантов. С этой целью разрабатываются меры по субсидированию скидок на БАС и части стоимости летного часа, расширяются экспериментально–правовые регионы применения беспилотников, определяются налоговые и иные льготы, оптимизируются процедуры сертификации и страхования, производители получают массовый доступ к оборудованию и технологиям, проектируется соответствующая инфраструктура для эксплуатантов, происходит цифровая трансформация организации воздушного движения.

«Мы только начали этот процесс, но можно с уверенностью утверждать, что использование дронов позволит дополнить, а кое–где даже заменить традиционные бизнес–процессы и решать производственные задачи с гораздо большей эффективностью. Вывод однозначен – отрасль очень перспективная и динамично развивающаяся», – заявил Алексей Варятченко.

Нацпроект готов стартовать

Начальник Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи ФАВТ Эдуард Войтовский ознакомил аудиторию со структурой национального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем», состоящего из пяти федеральных проектов: «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»; «Стимулирование спроса на отечественные БАС»; «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»; «Кадры для беспилотных авиационных систем» и «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС».

Куратором нацпроекта является первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, руководителем назначен заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик, администратором – глава Росавиации Дмитрий Ядров. Участники проекта – Росавиация, Минтранс России, Росреестр, ФСБ, Минобороны РФ.

Поставщик услуг линии управления и контроля БАС – Госкорпорация по ОрВД. В ее функции входит предоставление владельцам БАС каналов передачи данных в целях расширения зоны действия, а также радиочастот для организации линий С2. Сроки реализации проекта – 2024–2030 годы.

Национальный проект и входящие в его структуру федеральные проекты одобрены правительственной комиссией и в проектном комитете правительства. Проект будет утвержден по принятии Закона о федеральном бюджете РФ на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов.

В числе основных задач самого объемного федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС» – развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем в 89 субъектах Российской Федерации. К 2030 году надлежит устранить административные, технические и иные ограничения, препятствующие развитию беспилотной авиации гражданского назначения, сформировать специализированную систему сертификации БАС, а также обеспечить защиту инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения БВС.

В рамках национального проекта предполагается оснащение 89 субъектов РФ инфраструктурой для эксплуатации БАС. Для этого будут построены или реконструированы 290 посадочных площадок, в 108 районах – внедрена многопозиционная система наблюдения (МПСН). Также будет установлено оборудование по обслуживанию линии управления и контроля БАС, созданы цифровые сервисы и т.д.

Параллельно Минтрансом России изданы методические рекомендации. Одна из них касается эксплуатации и оснащения посадочных площадок, предназначенных для обеспечения полетов беспилотных гражданских воздушных судов. Другая – внедрения в эксплуатацию унифицированной инфраструктуры связи, навигации, наблюдения, линии управления и контроля, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов (районов) полетов БВС. В соответствии с ними установлен состав объектов и оборудования посадочной площадки для БАС и рекомендованный состав унифицированной инфраструктуры.

Так, площадка для посадки и (или) взлета БВС может иметь искусственное либо грунтовое покрытие, рулежную дорожку не менее 50 х 4 м, перрон не менее 12 х 8 м с местами стоянок, оборудованными якорными креплениями, спецпомещения (ангар, бокс) для ТО и хранения до трех БВС, систему электроснабжения и электрической зарядки БВС, а также систему заправки ГСМ объемом не менее 1000 л и устройства для противообледенительной обработки БВС. Инфраструктура должна к тому же содержать средства наблюдения, навигации, связи и комплекс оборудования поставщика услуг линии управления и контроля БАС.

Эдуард Войтовский визуализировал на экране примеры рекомендованных посадочных площадок. Он напомнил, что при Минтрансе создана рабочая группа, которая готова рассмотреть предложения по инфраструктуре предполагаемых объектов БАС.

Сертификация станет клиентоориентированной

В «ТР» неоднократно упоминалось о вопросах производителей БАС к органам сертификации Росавиации. И выступление начальника Управления сертификации авиационной техники ФАВТ Натальи Кирилловой в этой связи представляло живой интерес. Она лаконично обрисовала обновляемую систему сертификации типа БАС, которая в рамках нормативно–правового обеспечения, как и прежде, будет опираться на требования Воздушного кодекса и нормы летной годности БАС.

«Сертификация типовых конструктивов касается беспилотных воздушных судов взлетной массой свыше 30 кг, планируемых к серийному производству. Это принципиальный момент, – отметила она. – Мы ограничиваем категорию компаний–разработчиков, которых эта процедура касается».

По словам Натальи Кирилловой, сформирована и необходимая для сертификации регуляторная среда. Она включает законодательные процедуры, определенные Федеральными авиационными правилами, требованиями к летной годности. Наряду с этим имеется база документов – вспомогательная практика, методические рекомендации, информационные материалы, контрольные карты… Эти документы не являются нормативно–правовыми актами, но позволяют заявителям получить понимание о процессе.

Имеется возможность подачи заявок как на тип, так и на разработчиков и изготовителей БАС через портал госуслуг. По оценкам Росавиации, это повысит удобство и привлекательность данной услуги.

«Задача, которую ставит перед нами руководство страны, – это повышение клиентоориентированности», – заявила Наталья Кириллова.

Из уже реализованных мероприятий она отметила оптимизацию процедур, определенных Федеральными авиационными правилами (часть 21), которые вступили в силу с сентября текущего года. Сокращены сроки на документооборот, исключен ряд операций по согласительным процедурам и рекомендациям. Отныне согласование документов предусмотрено только Авиарегистром. Появился декларативный метод сертификации. Двигатель и винт воздушного судна будут сертифицироваться в составе БАС, а не отдельно каждый, как это было прежде. В целом стало меньше требований для разработчиков БАС.

Из организационных задач Росавиацией утвержден план оптимизации клиентского пути получения сертификатов типа и разработчика. Данная работа проводится совместно с госкорпорацией «Росатом», которая обладает необходимыми методологическими компетенциями по упрощению процессов.

Внедрена процедура «одного окна». Это предусматривает заключение заявителем только одного договора с Авиарегистром на проведение сертификационных работ без необходимости заключения других договоров с сертификационными центрами. В Росавиации полагают, что это позволит снизить стоимость и сроки сертификации и повысит прозрачность и контролируемость процедур.

Важным направлением представитель ФАВТ назвала утверждение с января текущего года норм летной годности для БАС вертолетного и самолетного типов.

Из практических задач она отметила выпуск типовых форм и методик определения соответствия требованиям, проведение конференций с целью повышения осведомленности заявителей о процедурах и требованиях сертификации и цифровизацию процесса сертификации.

«На этом мы не останавливаемся, – подчеркнула Наталья Кириллова, – есть ряд амбициозных задач и целей, которые мы перед собой ставим. Мы видим озабоченность, которую формулируют заявители. Ключевым вопросом, конечно, является совершенствование нормативно–правового регулирования, которое должно идти синхронно с развитием отрасли, а в идеале – опережающими темпами».

Система для обычного пользователя

Будем надеяться, что с производством и сертификацией БАС все сложится. Тогда, как сказал Алексей Варятченко, число беспилотников, находящихся в воздухе, будет существенно превышать количество пилотируемых воздушных судов. То есть согласно Стратегии развития беспилотной авиации к 2035 году объем российского рынка беспилотных авиационных систем (с учетом потребности в рамках услуг) составит 1 039 000 единиц.

Справится ли наш главный распорядитель воздушного пространства – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с задачей организации полетов несметного числа пилотируемых и беспилотных судов? Начальник центрального банка данных предприятия Светлана Хапачева считает, что особых проблем не будет.

Именно для этой цели специалистами госкорпорации разработана перспективная платформа ЕС ОрВД.

«Это глобальный проект, который стартует с 2024 года. Цифровая платформа предназначена для обеспечения полетов пилотируемых беспилотных воздушных судов, информационной поддержки всех пользователей», – пояснила Светлана Хапачева.

По ее словам, платформа будет способствовать решению трех основных задач: обеспечивать полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, оказывать информационную поддержку пользователям воздушного пространства на основе цифровых данных и технологий и, что существенно, снижать планку административных барьеров, тем самым упрощая доступ к воздушному пространству.

Цифровая платформа объединит все комплексы планирования использования воздушного пространства оперативных органов Единой системы (ЕС) ОрВД в Главном центре ЕС ОрВД и 14 региональных центрах в единую среду.

Основой платформы является Система представления планов полетов по сети Интернет, так называемая СППИ. Возможности этого модуля учитывают потребности эксплуатантов и в то же время обеспечивают контроль за беспилотными воздушными судами. Система позволит определять на интерактивной карте места запуска БВС, формировать представления на издание режима полета непосредственно на картографической подложке, составлять план полета БВС с учетом действующих ограничений ИВП и взаимодействовать с оперативными органами ЕС ОрВД в режиме онлайн. Пользователям будут предоставлены аэронавигационная информация и данные, соответствующие карты и сервисы eAIP России.

Фундаментом цифровой платформы в части информационной среды деятельности ЕС ОрВД является централизованная интегрированная база данных. Она будет содержать аэронавигационную, плановую, метеорологическую, справочную информацию, а также полетные данные, запланированные и фактические 4D–данные о местоположении воздушных судов и БПЛА.

«Фактически это будет основной источник информационного обеспечения систем оперативных органов ЕС, в том числе структур ПВО, пользователей воздушного пространства и аэродромов», – уточнила представитель госкорпорации, подчеркнув, что программа позволит стране обеспечить технологический суверенитет за счет перехода на отечественное ПО.

«Основной функционал цифровой платформы направлен на совершенствование взаимодействия пользователей воздушного пространства, как пилотируемой, так и беспилотной авиации, органов обслуживания воздушного движения, федеральных органов и повышение доступности воздушного пространства», – уточнила начальник центрального банка данных ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Кстати, Светлана Хапачева сообщила, что доступ к использованию воздушного пространства планируется предоставлять в том числе через сервис «Госуслуги».

«По данным на 1 ноября 2023 года, в РФ зарегистрирована уже 91 тыс. БПЛА. И эта цифра растет буквально ежедневно, – добавил ее коллега – гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Дмитрий Бобылев. – Этот рост неуклонный, причем взрывной. Система трансформируется максимально под возможности самого обычного пользователя. Не для профессиональной авиации, а именно для простого пользователя. Все работает, все динамично, ничто не зависает».

Не наступать на грабли

«Работа проделана колоссальная, – так оценил по итогам конференции начальный этап проекта развития беспилотной авиации в России заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета РФ Александр Юрчик. – В беспрецедентно короткие сроки разработана колоссальная комплексная программа. Теперь самое главное, о чем мы все с вами должны подумать, – как намеченное реализовать в практических конкретных действиях. Чтобы они не превратились в какое–то реагирование на проблему, а стали результатом понятных, плановых действий».

Он подчеркнул, что очень важно при реализации программ не наступать на те же грабли, на которые наступали раньше наши коллеги из других сегментов транспорта. Реализация этой программы не должна создать тот хаос, в который превратилась реализация прорывных технологий индивидуальных средств мобильности, которые сейчас беспорядочно носятся по городу, сшибают пешеходов, детей. «Мы, как люди, работающие в гражданской авиации, понимаем, что недопустимо запускать эксперимент, а потом в зависимости от количества жертв реагировать», – указал он.

Руководитель предостерег и от другой крайности: «Наш системный чиновничий, годами вырабатывающийся внутренний настрой требует от нас достаточно твердо все выстроить и зарегулировать. Нам это привычно и понятно. Важно, чтобы здесь не пошло в другую сторону: посмотрите, какие мы площадки красивые посадочные предлагаем. Но годятся ли они для беспилотников, которым будет принадлежать 90% выполняемых работ? Не годятся. У нас нет автоматизированных посадочных площадок, так называемых дронопортов. Полмира уже ими оборудовано. А у нас нет. У нас ангары, дорожки… По–прежнему дядя Вася будет в ангар беспилотник закатывать?»

Александр Юрчик также обратил внимание на настораживающую тенденцию. «Экспериментально правовые режимы в разных регионах реализуются по совершенно разным моделям и схемам и разным требованиям, разработкам. Нет единого заданного стандарта, систем связи, подходов. Все полностью вразброд. Значит потом будут работать система, лоббирования, административные ресурсы, продавливание интересов. Уже сейчас нельзя этого допустить. Уже сейчас нужно задавать некие базовые стандарты, подходы, которые потом будут просто совершенствоваться, – отметил он. Предстоит сделать еще больше. Но нам надо подойти к этой работе правильно, системно и понимая, насколько большая работа впереди».

Шамиль БАЙБЕКОВ.


просмотры:

1876

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться