В Совете Федерации обсудили ход модернизации действующих и создание новых аэропортов гражданской авиации в России.
Необходимо модернизировать аэропортовую инфраструктуру, в том числе муниципальные посадочные площадки и малые аэропорты, обновлять авиапарк, усовершенствовать действующие программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров, увеличивать объем их финансирования из федерального бюджета. Об этом заявил председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, открывая заседание Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ с участием представителей Министерства транспорта РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федерального агентства воздушного транспорта, руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ, руководителей организаций, реализующих проекты по развитию сети аэропортов гражданской авиации, экспертов.
Участники заседания обсудили ход модернизации действующих и строительства новых аэропортов гражданской авиации в России.
Сенатор обратил внимание на необходимость развития внутрирегиональных воздушных перевозок: «Мы готовы инициировать рассмотрение вопроса об увеличении объема финансирования по программам субсидирования на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектам на очередной финансовый год и плановый период».
Кроме того, сенаторы по поручению председателя СФ Валентины Матвиенко ведут на постоянной основе мониторинг реализации комплексной программы развития авиационной отрасли. «Комитет СФ по экономической политике подключился к работе по совершенствованию правового регулирования сертификации авиационной техники. Для ускорения производства отечественных самолетов необходимо оптимизировать все сертификационные процедуры, планируем подготовить конкретные поправки в нормативные акты», – проинформировал Андрей Кутепов.
Президентом России поставлена задача увеличения авиационной подвижности населения на 50% к уровню 2023 года и на ближайшие 6 лет. Одним из механизмов достижения этого уровня является реконструкция и капитальный ремонт взлетно–посадочных полос в субъектах Федерации.
В РФ эксплуатируются 228 аэродромов, к 2030 году эта цифра увеличится до 242 аэродромов. Статс–секретарь – заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Зверев сообщил, что по причине неудовлетворительного технического состояния аэродромной инфраструктуры необходимо провести реконструкцию, новое строительство и капитальный ремонт 116 аэродромов. Из них 65 новых проектов связаны со строительством и реконструкцией, 51 аэродром ожидает капитальный ремонт, кроме того, будут продолжены работы на 10 переходящих объектах. Общий объем финансирования – 403 млрд руб., из которых средства федерального бюджета – 267 млрд руб., средства бюджетов субъектов – 36 млрд руб., внебюджетные источники – 99 млрд руб.
Основными критериями для включения мероприятий по строительству и реконструкции аэродромов в федеральный проект стали:
– ограничения по режиму эксплуатации воздушных судов, интенсивности и максимальной взлетной массе расчетного типа воздушного судна (35 аэродромов);
– техническое состояние аэродромных покрытий аэропортов, реконструкция которых не производилась более 20 лет (30 аэродромов);
– строительство новых аэродромов (10 аэродромов).
Реализация мероприятий, предлагаемых в рамках федерального проекта, позволит повысить пассажирооборот и экономическую эффективность, будет способствовать росту туризма и развитию экономики регионов.
Строительство и реконструкция аэродромов осуществляется за счет средств федерального бюджета и инвесторов. И если на реконструкцию 75 аэродромов заложены значительные средства в федеральном бюджете, то источника средств на проведение именно капитального ремонта аэродромов в РФ до настоящего времени не было.
В феврале 2024 года Президент России Владимир Путин поручил представить предложения по созданию фонда для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов инфраструктуры аэродромов (перечень поручений президента от 18.02.2024 № 293).
Созданный Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта будет наполняться за счет увеличения сборов за аэронавигационное обслуживание (АНО) российских пользователей воздушного пространства. Полученные дополнительные средства пойдут на капитальный ремонт действующих аэродромов. «На средства фонда будет проведен капитальный ремонт 51 аэродрома за счет повышения ставки сборов за аэронавигационное обслуживание. Предполагается, что в среднем сбор за аэронавигацию для российских авиакомпаний вырастет на 150 руб. Так называемые пролетные средства – порядка 10–12 млрд руб. в год – будут собираться в «единый котел» и направляться на проведение капитального ремонта этих аэродромов», – сообщил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров.
Ожидается, что Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта, предусматривающий осуществление дополнительных объемов капиталовложений в инфраструктуру воздушного транспорта, обеспечит поддержание эксплуатационной готовности аэродромов для полетов воздушных судов, рост уровня безопасности полетов, сохранение транспортной доступности отдаленных регионов; окажет положительное влияние на развитие авиатранспортной отрасли России в целом.
Важно, что расходование средств фонда будет отражаться в доходной и расходной части федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период и контролироваться Счетной палатой РФ.
Руководитель Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень предложил обеспечить раздельный учет средств, поступающих в фонд, что позволит исключить изменение налоговой нагрузки авиакомпаний и обеспечит прозрачность перечисления средств без дополнительных издержек для авиакомпаний и пассажиров.
Антон Корень подчеркнул, что создание в РФ Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта соответствует международной практике. Эксперт призвал в дальнейшем разработать условия для расширения величины сбора с целью софинансирования концессионных проектов, реализуя последовательную политику финансирования приоритетных коммерческих проектов: «Другими словами, если собирать средства с прибыльных международных аэропортов и направлять их на приоритетные проекты в рамках ранжирования, то новые аэропорты будут окупаться быстрее, небольшие инвесторы будут реализовывать в рамках ГЧП больше проектов, а пассажиры не будут тратить значительные суммы на развитие отдельно взятых аэродромов».
Из 75 аэродромов, где планируется провести реконструкцию, 28 аэродромов – это проекты, реализуемые по механизму ГЧП. «Мы изучаем модели софинансирования из федерального бюджета, исходя из пассажиропотока. Экономику концессий мы видим только в тех аэропортах, где пассажиропоток будет стабильно расти к 2030 году. На ближайший период – 2025–2027 годы – есть полноценные концессионные соглашения. Основной критерий – пассажиропоток свыше 300 тыс. пасс./год. Реализуя концессию, мы должны понимать, как этот отразится на пассажире. Там, где пассажиропоток меньше, не вырисовывается финансовая модель концессии, тогда придется ставку сборов поднимать на такой уровень, что пассажир ее не потянет. Если мы повышаем запредельно ставку сборов за аэронавигацию или аэропортовый сбор, в конечном итоге за это платит пассажир. Повышение стоимости билетов даже на 200–300 рублей сразу же ведет к снижению загрузки воздушного судна, – пояснил Дмитрий Ядров. – От пассажиропотока зависит и объем частных инвестиций. Если это аэродромы до 500 тыс. пассажиров в год, то доля инвестора – 10%, свыше 5 млн пассажиров – доля инвестора составляет уже 80%, соответственно федерального бюджета – 20%».
По словам руководителя Росавиации, достигнута договоренность об увеличении ставки сборов – не более 150 руб. с пассажира с холдингом «Новапорт», группой компаний «Аэродинамика» (включает аэропорты в Сочи, Краснодаре и Анапе). Есть договоренность по Хибинам и Горно–Алтайску. Идут переговоры с аэропортами Красноярска, Новокузнецка, Ярославля, Нарьян–Мара, Иркутска, Ижевска.
О первом в России опыте реализации комплексных проектов развития аэропортов в соответствии с концессионным соглашением в Новом Уренгое и Салехарде рассказал генеральный директор агентства инфраструктурного развития Ямало–Ненецкого автономного округа Василий Дудниченко.
Расчетная транспортная нагрузка аэропорта города Новый Уренгой, построенного в 1980 году, составляла 150–200 пасс./час, по факту аэропорт обслуживал до 600 пасс./час, то есть произошел троекратный рост. В 2010 году пассажиропоток составлял 439 тыс. пасс./год, в 2023 году – 1055 тыс. пасс./год, к 2030 году ожидается до 1239 тыс. пасс./год.
В феврале 2012 года аэропорт был передан из федеральной в региональную собственность. По словам Василия Дудниченко, основные проблемы аэропорта Новый Уренгой связаны со значительным превышением пассажиропотока расчетных возможностей аэровокзала (среднегодовой рост пассажиропотока с 2010 по 2017 год составил 12%); высокой степенью износа сооружений аэродрома и аэровокзала; ограничениями по приему среднемагистральных самолетов в летний период; невозможностью обслуживать растущий пассажиропоток в рамках имеющейся технической базы.
В марте 2018 года в Салехарде подписано концессионное соглашение на проектирование, строительство, реконструкцию и использование аэропортового комплекса города Новый Уренгой. ВПП была введена в эксплуатацию в 2019 году, в 2022 году начал обслуживание пассажиров новый пассажирский терминал.
В первой половине 2024 года пассажиропоток аэропорта Новый Уренгой (управляется УК «Аэропорты Регионов») составил 525,4 тыс. человек, что на 6% больше аналогичного показателя прошлого года.
Маршрутная сеть крупнейшего ямальского аэропорта в первом полугодии 2024 года состояла из 19 регулярных направлений, полеты по ним выполняли 10 авиаперевозчиков. Самыми популярными среди ямальцев маршрутами в этот период стали Москва, Уфа, Тюмень и Новосибирск. Наибольшее количество пассажиров в первом полугодии перевезли авиакомпании «Ямал», Utair, «Сибирь» (S7) и «Аэрофлот».
Всего в январе – июне 2024 года авиакомпании выполнили 3,5 тыс. самолето–вылетов, что на 6,5% превышает этот же показатель за аналогичный период прошлого года.
В 2023 году подписано концессионное соглашение по реконструкции аэропорта федерального значения г. Салехард.
Аэропорт Салехард – главная воздушная гавань Ямало–Ненецкого автономного округа. Общий пассажиропоток за 2023 год составил 456 тыс. пассажиров, при том, что проектные мощности аэропорта рассчитаны до 200 тыс. пасс./год. Ожидаемый пассажиропоток к 2030 году – 519 тыс. пасс./год.
С целью поддержания в эксплуатационном состоянии искусственного покрытия ИВПП в 2006 году была проведена реконструкция ВПП, в 2018 году – мероприятия по обновлению покрытия ВПП.
В декабре 2023 года подписано концессионное соглашение сроком на 30 лет с общим объемом инвестиций – 19,1 млрд руб.
I этап (2024–2028 годы) предполагает реконструкцию/строительство АВК (срок ввода в 2027 году); реконструкцию участков ИВПП, реконструкцию перрона и РД–1.
II этап (2037–2039 годы) – реконструкцию РД–2 и РД–М, капитальный ремонт ИВПП, РД–1, перрона и вертолетной площадки.
«Ввиду невысокого пассажиропотока на реализацию этого проекта заложены 4,3 млрд руб. из федерального бюджета», – сказал представитель ЯНАО.
В настоящее время в аэропорту Салехард завершены работы по перепланировке первого этажа аэровокзального комплекса, организованные правительством Ямало–Ненецкого автономного округа, что позволило значительно расширить зону оформления пассажиров, сократить время прохождения досмотровых процедур и создать более комфортные условия для пассажиров.
«Это уникальные проекты, мы должны транслировать полученный опыт на другие регионы и привлекать частные инвестиции», – констатировал Андрей Кутепов.
Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты–Мансийского автономного округа – Югры Александр Новьюхов указал на необходимость проведения реконструкции аэродромной инфраструктуры международных аэропортов городов Ханты–Мансийск и Нижневартовск, предусматривающих в приоритетном порядке доведение параметров технического состояния искусственных взлетно–посадочных полос до нормативных требований, а также замену светосигнального оборудования.
О проблемах транспортной доступности в Республике Коми рассказал заместитель председателя правительства – министр экономического развития, промышленности и транспорта Евгений Мазур. По его словам, аэропорт Воркуты не сертифицирован и может принимать только воздушные суда вместимостью до 50 пассажиров.
В 2021 году было принято решение о передаче аэропорта Воркута в федеральную собственность. «Вопрос передачи аэропорта был исчерпывающим образом проработан, определена принимающая сторона – ФКП «Аэропорты Красноярья». Практически решен вопрос о включении аэропорта Воркуты в перечень аэропортов, подлежащих реконструкции в рамках федерального проекта, – пояснил Евгений Мазур. – Вместе с тем, Минфином России предложено привести аэропорт в нормативное состояние с привлечением средств регионального бюджета в размере более 2 млрд руб. со сроком реконструкции до 2030 года».
Дмитрий Ядров проинформировал, что ФКП «Аэропорты Красноярья» готово работать с аэропортом Воркуты: «Лимит финансирования определен в объеме 7,7 млрд руб. Позиция Минфина России такова: 2,1 млрд руб. – средства субъекта, 5,5 млрд руб. – федеральные средства, которые заложены в бюджете, начиная с 2026 года».
Губернатор Владимирской области Александр Авдеев рассказал о региональной программе развития авиационного транспорта: «Принято решение о реконструкции аэропорта Семязино, который не подвергался ремонту более 20 лет. Мы попали в программу развития аэропортов, но пока за счет регионального бюджета. В ближайшие два года будет реконструирована ВПП, перрон, заменено светосигнальное оборудование на общую сумму более 6 млрд руб.»
Александр Авдеев предложил оказать помощь со стороны федерального бюджета тем субъектам Федерации, которые приняли решение о реконструкции и строительстве аэродромов за счет средств региональных бюджетов.
В заключение Дмитрий Ядров акцентировал внимание на вопросе подготовки кадров для авиации: «Я практически объездил все учебные заведения, ситуация везде непростая, курсанты живут в спартанских условиях. В рамках национального проекта «Транспорт» формируется новый федеральный проект. Мы собрали все потребности учебных заведений – по парку воздушных судов, зданиям, сооружениям, материально–технической базе, тренажерам – и будем добиваться выделения средств для того, чтобы поднять учебные заведения гражданской авиации на должный уровень подготовки».
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
На снимке: так будет выглядеть новый аэропорт в Салехарде
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.