Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

БРИКС: конкурентное сотрудничество

как модель сближающего взаимодействия.

Политические элиты стран БРИКС и ШОС обозначили контуры нового многополярного мира, основанного на принципах подлинного равноправия всех участников. Сегодня необходимо всем самостоятельно, в сфере своих компетенций начинать наполнять экономическим содержанием задекларированные намерения наших политических лидеров. Причем конкретно и системно. О том, как к выполнению этой задачи начали подступаться в фонде «Сколково», рассказывает руководитель направления БПЛА фонда «Сколково» Леонид Артемов.

На основе соперничества технологий

Ввиду того, что ключевым принципом БРИКС является «отсутствие гегемона, который решает за всех», в «Сколково» сосредоточились на решении технологических вопросов на основе суверенитета стран БРИКС в сочетании с рентабельностью экономических субъектов членов организации.

Справка «ТР». БРИКС – межгосударственное объединение, союз государств. Организация была основана в июне 2006 года (как БРИК, BRIC) в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. В феврале 2011 года к БРИК официально присоединилась ЮАР. С этого момента группа стала носить название БРИКС.
В 2022 году Китай предложил расширить БРИКС. Глава МИД КНР Ван И отметил, что это позволит увеличить влияние объединения и внести весомый вклад в экономическое развитие всего мира.
24 августа 2023 года по итогам саммита в ЮАР было объявлено, что лидеры стран БРИКС приняли решение пригласить Аргентину, Египет, Иран, Эфиопию, ОАЭ и Саудовскую Аравию стать полноправными членами альянса.
Эксперты все чаще проводят сравнение экономических потенциалов группы БРИКС (БРИКС+) и группы G–7 («Большой семерки»), состоящей из США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии. По оценкам известной немецкой фирмы Statista, занимающейся сбором статистических данных и расчетом экономических показателей по странам и миру в целом, в 2020 году доля группы БРИКС в мировом ВВП составила 31,02%, а доля «Большой семерки» – 30,49%. В 2021 и 2022 годах опережение группой БРИКС «Большой семерки» по величине ВВП сохранялось и увеличивалось. Недавно Statista опубликовала оценки по итогам 2023 года. Доля БРИКС в мировом ВВП составила 32,14%; доля «Большой семерки» – 29,92%.
В 2022 году на «десятку» пришлось более 45% мировой добычи черного золота и без малого 40% его экспорта. Кроме того, на нее приходится почти 46% доказанных запасов нефти в мире. В 2022 году на страны БРИКС+ пришлось около 79% мировой добычи алюминия. А у «Большой семерки» доля в его добыче составила лишь 1,3%. В 2022 году на группу пришлось 77,4% добычи палладия (подавляющая часть добычи сосредоточена в России и ЮАР). Доля «Большой семерки» в добыче палладия – 6,9%. Опережает БРИКС+ «Большую семерку» и по добыче золота.
Вместе с тем практически все страны БРИКС, с некоторыми особенностями Китая, имеют схожие проблемы, такие как недостаток ключевых, науко– и ресурсоемких технологий, ограниченность спроса на внутреннем рынке, зависимость от импортных комплектующих, трудности с выходом на внешние рынки, что приводит к мелкосерийному, и следовательно, относительно дорогому локальному производству высокотехнологичной продукции либо вообще отсутствию такого производства.

По оценкам экспертов, в настоящее время международный рынок продукции сектора гражданской авиапромышленности представлен 80 компаниями из 20 стран. При этом доминантное положение на рынке занимают компании из США, Канады и стран Европы. За исключением Бразилии, остальные страны БРИКС в большей части поставляют комплектующие для основных мировых производителей – Airbus и Boeing.
При всей неоднородности структуры промышленного производства государств БРИКС общая тенденция реализации их промышленной политики – это интернационализация, включающая расширение экспорта, привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), технологическое переоснащение производственных мощностей. Эти направления работы создают платформу для повышения конкуренции национальных производителей на международных рынках, в том числе в сфере авиапромышленности.

Аналитики Европейской комиссии считают, что дополнительные эффекты для национальной экономики, связанные с ростом объемов и налоговой базы в результате развития высокотехнологичного производства в авиапромышленности, превышают объемы производства в самом авиапроме в четыре раза. При этом производство продукции вне авиационного сектора больше производства в самом авиационном секторе в 2,8 раза, а в обеспечивающих авиапром отраслях – в 1,2 раза. Таким образом, развитие авиационной промышленности служит не только неотъемлемым условием для роста национальной экономики в странах БРИКС, но и индикатором их технологического развития.

Исходя из того, что объем рынка сбыта – ключевой показатель, влияющий на цену, качество продукта и сервисного обслуживания, был сделан первый вывод о том, что создаваемые по сближающей модели взаимодействия предприятия должны работать на объединенном (общем) рынке всех стран БРИКС. Опыт нашего советского прошлого позволил сразу отбросить идеи создания крупных совместных предприятий – монополистов и централизованного планирования. Таким образом, был сделан второй вывод о том, что в новой, сближающей модели взаимодействия обязательно должна присутствовать конкуренция.

Далее на выручку пришел уже наш, современный опыт построения капитализма и так называемой рыночной экономики в современной России, который ярко свидетельствует о том, что свободная конкуренция всех против всех и особенно в высокотехнологичных отраслях – это путь, ведущий к распылению и растрате времени, сил и ресурсов. При этом наши бывшие «партнеры», дававшие нам советы о том, что свободный рынок – залог успеха, сами почему–то так не поступали и не поступают. В любой высокотехнологичной сфере вместо свободной конкуренции можно наблюдать схватку двух–трех лидеров – будь то Boeing – Airbus или Intel – AMD.

Третий вывод – решать те или иные производственные или иные задачи в новой модели необходимо посредством различных конкурирующих между собой технологий, причем конкуренция в новой, сближающей модели взаимодействия должна быть ограниченная и предсказуемая. При этом защиту технологий от несанкционированного копирования и использования, возможно, удастся создать путем смены текущей парадигмы «конкуренции народов» и ее замены на новую парадигму «конкуренции технологий», при которой новые технологии создаются и применяются сводными международными командами, соревнующимися между собой за победу той или иной технологии, а не нации.

Согласно русской традиции

Собрав все вышеперечисленное в единую схему, получили модель «БРИКС» – конкурентное сотрудничество двух стран», которая по аналогии с химией может быть представлена как молекула, состоящая из двух атомов (стран). Далее было сделано допущение, что дальнейшие соединения таких «молекул» могут породить множество других, более сложных сущностей.
Данная модель предполагает три варианта организации взаимодействия двух стран – членов БРИКС в зависимости от наличия у них тех или иных технологий для решения своих производственных или иных задач. Для иллюстрации приведем три примера.
Первый вариант. Одна страна (назовем ее «А») имеет хотя бы одну технологию, вторая страна (назовем ее «Б») не имеет ни одной технологии.
Решению задачи технологического и кадрового суверенитета будет способствовать создание двух совместных предприятий СП–1 (одно в стране А и второе в стране Б). При этом уставный капитал формируется приблизительно следующим образом:
СП–1 в стране А. Миноритарий – сторона Б – выкупает небольшую долю у мажоритария – стороны А – владельца технологии. Это позволит стороне А вернуть часть ранее вложенных в создание технологии инвестиций, а стороне Б получать прибыль от применения технологии на рынке страны А, то есть авансом решив задачу расширения рынка сбыта.
СП–1 в стране Б. Миноритарий – сторона А (владелец технологии) – вносит в уставный капитал технологию по согласованной со стороной Б стоимости.
Мажоритарий – сторона Б – вносит денежные средства и иные активы, необходимые для развертывания технологии на территории страны Б.
Размеры долей мажоритария/миноритария в обеих странах желательно иметь сопоставимыми, а сами стоимости долей и технологии заранее согласуются сторонами. Далее сторона А направляет на работу в страну Б своих представителей для развертывания и последующей эксплуатации технологии, а сторона Б направляет в страну А своих представителей для изучения и эксплуатации технологии.

Второй вариант. Одна страна имеет технологию–1, вторая страна имеет технологию–2.
Решением задачи технологического и кадрового суверенитета будет создание четырех совместных предприятий: двух СП–1 и двух СП–2. Схема создания каждого СП аналогична варианту № 1, при этом дополнительным эффектом является внутренняя конкуренция международных технологических команд.
Третий вариант. Обе страны имеют две (и более) технологии.
Выстраивание технологического и кадрового суверенитета будет идти по аналогии с вариантом № 2 путем создания соответствующих пар совместных предприятий.
В целом схемы создания конкретных предприятий могут быть и иными, но вот на что необходимо обратить особое внимание, так это на способы принятия решений акционерами. Дело в том, что классический метод – у кого мажоритарная доля в компании, тот и принимает решения, в корне не годится для построения многополярного мира. При этом и равенства долей участников в уставном капитале в каждом частном случае добиться вряд ли получится, да, наверное, этого и не нужно. Нами сделано предположение, что одним из вариантов решения может быть закрепление в уставе компаний положения о том, что все ключевые решения принимаются согласно русской традиции только единогласно, а распределение прибыли происходит по–прежнему в соответствии с долями участников в капитале. Наверное, это непривычно, зато возможно будет способствовать более внимательному выбору деловых партнеров.
Предложенная выше модель «БРИКС – конкурентное сотрудничество» дает, на наш взгляд, следующие преимущества:
– технологический и кадровый суверенитет странам БРИКС. Каждая страна имеет развернутые на ее территории технологии;
– снижение политических рисков. Обе стороны имеют возможность взаимозачета имеющихся долей в своих совместных предприятиях в случае существенного изменения или ухудшения политической обстановки;
– снижение производственных рисков. Каждая из сторон имеет резервное предприятие на случай аварий, форс–мажоров и сильных изменений конъюнктуры рынка ввиду сезонности, баланса спроса–предложения и пр.;
– улучшение ключевых показателей бизнеса: увеличение рыночной доли, снижение капитальных и операционных затрат, рост капитализации, снижение себестоимости продукции, увеличение ROI, наличие кадрового резерва и улучшение других показателей;
– снижение риска копирования технологии и перехвата управления.

Коммуникационный караван

После построения и описания модели встал вопрос о том, как применять ее на практике и главное – с чего начать. Рассмотрим на примере нашей отрасли и области компетенций – беспилотные системы и технологии на их основе.
Лидером в нашей отрасли среди стран БРИКС является Китай, который идет с большим отрывом в разработке и особенно в серийном производстве летательных аппаратов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования и полезных нагрузок – оптики, камер, лидаров, датчиков и т.п. Безоговорочно КНР лидирует в производстве элементов электронной компонентной базы, и в первую очередь чипов (микросхем), а также элементов накопления и хранения электрической энергии (ячеек аккумуляторов), а главное – малых авиадвигателей, как электрических, так и внутреннего сгорания.
Следом за КНР идут Индия и Иран. Другие страны БРИКС (и страны, желающие присоединиться к БРИКС) по части беспилотных технологий существенно отстают.
Для выстраивания новой модели сближающего взаимодействия были выбраны Индия, ОАЭ, Египет, Эфиопия, Индонезия, Танзания, Филиппины и Бангладеш. Таким образом, появилась возможность проверить работоспособность выстроенной модели во всех трех вариантах.
Итак, что необходимо для создания первых фрагментов (молекулы) предложенной модели?
Первое, с чего мы начали, – это сбор участников с российской стороны – разработчиков и производителей беспилотных систем и технологий. Данный вопрос не вызвал для нас больших затруднений, поскольку резидентами «Сколково» являются свыше 90 компаний, так или иначе связанных с разработкой беспилотников, и еще свыше 500 российских компаний находятся в поле нашего внимания. Здесь, конечно, следует отметить, что подготовка была начата еще в августе 2023 года и для того, чтобы получить столь необходимые нам для построения модели данные, был создан центр промышленной кооперации беспилотных систем SkyTech, на площадках которого было проведено свыше 12 «круглых столов» и семинаров только на территории «Сколково» и еще большая серия встреч и выступлений – на сторонних площадках.
В рамках данного направления работы собран пул из более чем 70 компаний – разработчиков беспилотных систем и технологий, желающих выйти на рынки стран БРИКС.
Второе предпринятое действие – выстраивание каналов коммуникаций с потенциальными международными партнерами в интересующих нас странах. Существенным подспорьем здесь является то, что фонд «Сколково» имеет собственные филиалы в КНР и Индии, а также обладает широкой сетью международных партнеров во всех интересующих нас странах. Стоит отметить и общий политический фон, который особенно заметно усилился после визитов Президента России в Китай, визита премьер–министра Индии в Россию, а также африканского турне главы российского МИДа. Так, например, делегации из КНР стали приезжать в «Сколково» практически на регулярной основе, причем основной их посыл – выстраивание сотрудничества на принципах БРИКС и ШОС.
На данный момент установлены рабочие контакты с представителями технопарков и корпораций Индии, Китая, Индонезии, Филиппин, ОАЭ.
Третье действие, предпринимаемое нами сейчас, – это запуск первого организационно–технологического каравана «Сделано в БРИКС», цель которого – проложить маршрут между странами, который позволит соединять контрагентов между собой и собрать таким образом первые «молекулы» модели.
Ввиду трудоемкости данной задачи была сделана фокусировка на областях применения беспилотных систем в сельском хозяйстве и горно–металлургической отрасли. Это позволило, с одной стороны, существенно сократить бюджет каравана ввиду возможности сбора большой части потенциальных контрагентов в определенных локациях – на тематических выставках, а с другой стороны – повысить компетенции команды каравана ввиду меньшего распыления их внимания и сосредоточения на конкретных технологиях и продуктах. Организаторы тематических выставок также являются потенциальными источниками необходимых контактов с контрагентами на уровне лиц, принимающих решения.

Разорвать порочный круг

Что представляет собой организационно–технологический караван «Сделано в БРИКС»?
Для малой технологической компании выход на международный рынок является своего рода «заколдованным кругом». С одной стороны, этот выход жизненно необходим для увеличения выручки, снижения себестоимости продукции и роста компании, а с другой стороны, пока нет этих факторов (роста выручки и снижения себестоимости) – нет и средств, чтобы осуществить этот выход. Разорвать этот порочный круг, как мы полагаем, поможет применение хорошо забытого опыта наших великих предков, которые, вместо того чтобы каждому производителю самостоятельно пускаться в заморские страны, снаряжали суда (караваны) с опытной командой, товаром и наказом купцам: что почем продать и что почем купить. То есть вместо представителей от каждой компании (а это 20–30 человек и не только соответствующие расходы средств, но и распыление внимания будущих контрагентов при переговорах) в путь отправляются всего 2–3 специально подготовленных человека: организатор бизнеса, инженер и (при необходимости) специалист по GR.
Караван «Сделано в БРИКС» – это команда по развитию технологических бизнесов, которой поручено подобрать кандидатов в партнеры из числа местных (локальных) компаний и организаций с целью «приземления» (локализации и продвижения) тех или иных технологий и продуктов заказчиков на территории целевых стран. Заказчиками каравана выступают несколько технологических компаний – разработчиков и производителей беспилотных систем и технологий.

Цели организационно–технологических караванов «Сделано в БРИКС»:
– налаживание каналов постоянных коммуникаций между институтами развития стран БРИКС;
– создание деловой среды, в которой будут выстраиваться сопряжение и кооперация заказчиков, разработчиков и инвесторов стран БРИКС, а также обмен опытом применения беспилотных технологий, разработки и регулирования в странах БРИКС;
– создание международных ассоциаций предприятий БРИКС по беспилотным системам;
– выстраивание кооперационных связей между высокотехнологичными предприятиями стран БРИКС и запуск механизмов конкурентного сотрудничества технологических команд.
Основными рисками караванов являются неверный выбор пары технология – страна (малое число пользователей технологии), ошибка выбора представителя контрагента (ведение переговоров не с ЛПР), а также трудности с доказательствами успешности применения предлагаемых технологий.
Риск выбора пар страна – технология может быть минимизирован посредством установления плотного сотрудничества и информационного обмена между институтами развития (технопарками) стран. Доказательством успешности могут служить видеоролики, официальные отчеты компаний и публикации в отраслевой прессе, а также взаимные визиты потенциальных партнеров друг к другу. В части купирования рисков ведения переговоров не с теми сотрудниками хотелось бы получить содействие структур Торгово–промышленной палаты России и Министерства иностранных дел РФ.
Пусть караваны «Сделано в БРИКС» способствуют совместному развитию передовых технологий на принципах равноправного партнерства стран БРИКС и ШОС на пути построения многополярного мира.

Записал Шамиль БАЙБЕКОВ


просмотры:

259

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться