Во всем мире наблюдается взрывной рост рынка беспилотных авиационных систем (БАС).
По результатам исследования российского гражданского рынка БАС в 2024 году, проведенного экспертами ассоциации «Аэронекст», среднегодовой темп роста гражданского рынка БАС с 2017 по 2024 год составил 38%, и к 2030 году достигнет порядка 280 млрд руб. в оптимистичном сценарии или порядка 70 млрд руб. в консервативном варианте.
Развитие мировой экономики идет по пути цифровизации. Отмечается постепенный переход к получению в цифровом формате всех видов геопространственной информации о состоянии имущественного комплекса субъектов хозяйственной деятельности, что способствует повышению качества контроля, оперативности и точности принятия управленческих решений. Роботизация всех видов транспорта влечет за собой сокращение участия человека в рутинных процессах управления с целью минимизации влияния человеческого фактора.
Очевидно, что процессы цифровизации и роботизации требуют новых инструментов оперативного получения цифровых геопространственных данных, новых мобильных, неприхотливых, высокоавтоматизированных транспортных средств.
Профильные эксперты отмечают, что внедрение цифровых и роботизированных технологий способно вдвое увеличить рост российского ВВП даже в консервативном сценарии в первую очередь за счет повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей – потребителей цифровых технологий.
Господдержка необходима
По оценкам экспертов, общее число компаний отрасли БАС в Российской Федерации превышает две сотни. Они действуют в 64 регионах страны и готовы представить 1145 проектов в области БАС разной степени готовности, при этом 46% зарегистрированных компаний сосредоточены в Москве.
Если рассматривать направления деятельности компаний отрасли БАС, то:
– 43% компаний занимаются разработкой и изготовлением БАС;
– 21% компаний оказывают услуги с применением БАС;
– 10% компаний выполняют разработку компонентов для БАС;
– 7% ведут образовательную деятельность в области БАС.
Большая часть организаций совмещают сразу несколько видов деятельности.
Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 года № 1630, предусматривает несколько областей применения БАС, в том числе:
– сбор и передача данных, дистанционный мониторинг (СПДМ);
– проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов (АРЗ);
– внесение веществ (ВВ);
– аэрологистика (АЭРЛОГ);
– радиосвязные работы (РСВ);
– образовательная и спортивная деятельность (ОБРС);
– аэротакси (АЭРТАКС).
Как показал анализ, сейчас наиболее востребованы БАС, предназначенные для выполнения работ в области дистанционного мониторинга, сбора и передачи данных (54%) и для перевозки грузов (23%). В целом ключевыми и наиболее перспективными с точки зрения разработчиков областями применения беспилотной авиации станут сбор и передача данных, дистанционный мониторинг, аэрологистика и внесение веществ.
Заседание секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации было посвящено нормативному регулированию в области использования БАС в целях достижения поставленных показателей развития беспилотной авиации к 2030 году.
В дискуссии приняли участие представители Министерства цифрового развития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства обороны РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, бизнес–сообщества и эксперты.
Заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин обозначил круг проблем, решение которых позволит достичь поставленных целей. Среди них – развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности полетов БАС, применение риск–ориентированного подхода в вопросах классификации и сертификации БАС. По мнению сенатора, важно выстроить стратегию взаимодействия государства, бизнеса и научного сообщества в регулировании беспилотной авиации, а также оценить эффективность мер поддержки разработчиков, производителей и потребителей БАС.
Правительство утвердило правила ведения реестра разработчиков и изготовителей БАС, который открывает доступ к различным мерам господдержки. Соответствующее постановление от 5 декабря 2024 года № 1726 было принято Правительством РФ.
Документ устанавливает требования к организациям, которые желают попасть в список предприятий, официально названный «Единый реестр разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем (БАС) и (или) их комплектующих».
Формирует и ведет реестр Минпромторг России в государственной информационной системе промышленности (ГИСП).
Основная цель реестра – учет и мониторинг компаний, работающих в сфере БАС, привлечение новых организаций к производству таких систем и оказание государственной поддержки участникам реестра.
Для включенных в реестр разработчиков и производителей БАС предлагаются следующие меры господдержки:
– льготы: лизинг – от 3,5 до 8,5% годовых и займы – до
1 млрд руб.;
– субсидирование скидки – до 2 млн руб.;
– субсидирование летного часа – до 95 тыс. руб. в час;
– грантовая программа: разработка конструкторской документации – до 100 млн руб.; субсидирование «сквозных
НИОКР»; гранты на сертификацию – до 250 млн руб.;
– обучение: программы высшего, среднего и дополнительного образования;
– скидка покупателю БАС до 40% и компенсация затрат продавцу в размере скидки – до
2 млн руб.
Важно отметить, что включение предприятия в реестр не гарантирует получения какой–либо меры поддержки, но лишь дает право на нее претендовать.
Как считают эксперты, отрасль ожидает получения от государства не только финансовой поддержки, информационно–консультационной помощи, но и поддержки своей научно–технической, инновационной и внешнеэкономической деятельности.
ЭПР показал свою эффективность
По мнению Артема Шейкина, эффективным инструментом преодоления нормативных барьеров в сфере беспилотной авиации может стать применение экспериментальных правовых режимов (ЭПР). «Ни для кого не секрет, что технологии развиваются гораздо быстрее, чем регуляторика. Если идти традиционным путем внесения изменений в федеральное законодательство, мы никогда не успеем за развитием технологий, и всегда есть риск того, что обновленные нормы уже не будут удовлетворять технологиям, которые постоянно совершенствуются, – отметила заместитель директора департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Анастасия Гюрова. – Именно по этой причине с целью преодоления правовых
барьеров для развития БАС было принято решение о запуске ЭПР как инструмента для тестирования новых технологий в реальных условиях».
На практике регуляторные барьеры снимаются на определенных территориях, на определенный период времени и для определенных организаций. Это дает возможность протестировать ту или иную инновацию
в контролируемых условиях.
По словам Анастасии Гюровой, преимущества ЭПР в том, что он позволяет проводить тестирование в 6 раз быстрее: если изменение общего регулирования может занимать порядка 18 месяцев, то в режиме ЭПР это можно сделать за 3 месяца. Итоговый результат ЭПР – изменение общего регулирования на основании подтвердивших эффективность технологий и правовых механизмов. В дальнейшем эту технологию уже можно масштабировать за пределами эксперимента.
В период 2022–2024 годов в РФ ЭПР применен 17 раз, изменены или устранены более 150 административных барьеров, предусмотренных 30 нормативными актами. В экспериментах по применению БАС в различных сферах народного хозяйства принимали участие 24 региона – от Чукотки до Ставрополья, совершены более 17 тыс. полетов. В экспериментах принимали участие 133 компании и ИП, более 100 тыс. человек получили услуги в рамках ЭПР (роботакси, телемедицинские услуги, персональные медицинские помощники).
«Все эти ЭПР относятся к различным сферам деятельности – от выдачи охотничьих разрешений в Новосибирской области до беспилотной доставки грузов на трассе М–11. Безусловно, самое востребованное направление – авиационные беспилотники, с развитием этих технологий связаны 10 ЭПР. В рамках ЭПР больше всего БАС применяются в сельском хозяйстве и при перевозке грузов», – проинформировала представитель Минэкономразвития.
Одна из проблем, сдерживающих развитие беспилотной авиации, – режим закрытого неба более чем в 70 субъектах Федерации, где легально эксплуатировать беспилотники невозможно. «Мы разделяем обес-
покоенность глав субъектов, вместе с тем режим закрытого неба сам по себе не снимает риска прилетов недружественных дронов, но является существенным сдерживающим фактором для развития отрасли, – подчеркнула Анастасия Гюрова. – Возможно использовать типовые решения, которые позволят идентифицировать в летном пространстве свои и чужие дроны. Мы предлагаем дополнить нацпроект «Беспилотные авиационные системы» мероприятиями, направленными на безопасное применение беспилотников, и использовать наработанный опыт по применению инструмента ЭПР для тестирования нормативного регулирования. Подготовлен новый ЭПР для проведения на территории Новгородской области тестирования средств защиты от противоправного применения беспилотников».
Опрос среди субъектов ЭПР выявил и другие проблемы, такие как отсутствие устойчивой мобильной связи, оборудованных посадочных площадок, серийных трекеров.
По мнению Анастасии Гюровой, на данном этапе необходимо разработать сценарий применения БАС, порядок и цели их применения, ожидаемые экономические эффекты, что позволит простимулировать спрос и возможности применения дронов на коммерческом рынке.
Руководитель дирекции управления транспортом АО «Почта России» Георгий Баутин выступил за продление ЭПР, поскольку в законодательстве отсутствует возможность дальнейшей эксплуатации в коммерческих целях тяжелых аппаратов взлетной массой более 30 кг. По его словам, впервые в истории беспилотья ведомство реализует почтовые ЭПР в 4 арктических регионах России на основе комплексного подхода. Грузы доставляются с помощью тяжелых беспилотных аппаратов в тестовом режиме, но пока этот способ доставки существенно дороже доставки авиарейсами.
Одна система
на всех
Сегодня уже никого не удивляет широкое применение авиационных беспилотников в сельском хозяйстве. Дроны, выполняющие функцию внесения средств защиты растений (СЗР), давно стали рутинной промышленной технологией. В нашей стране беспилотники также используются для мониторинга протяженных линейных объектов инфраструктуры, для доставки грузов.
Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич дал экспертную оценку того, как можно обеспечить прозрачность в отрасли и способствовать снятию запретов или смягчению ограничений на эксплуатацию беспилотников, которые уже присутствуют во всех регионах страны. «Амбициозные планы, заявленные в стратегии развития БАС, подвержены рискам, если не будут сняты запреты на рост численности и отдельные сферы применения беспилотных летательных аппаратов, в том числе к запретам можно отнести и нормативное регулирование», – заявил Алексей Райкевич.
Госкомпания «ГЛОНАСС» провела ряд пилотных проектов по мониторингу БЛА в регионах. Например, на Сахалине к ГАИС «Эра–Глонасс» были подключены все функционирующие беспилотники, за счет чего была обеспечена их прозрачность в небе, в режиме реального времени осуществлялся трекинг всех воздушных объектов. За счет осведомленности о местонахождении беспилотников возможно ослабить ограничения и поэтапно открыть небо для использования беспилотных летательных аппаратов. О результатах эксперимента на Сахалине было доложено заместителю Председателя Правительства РФ Виталию Савельеву, который дал поручение проработать дальнейшее масштабирование в регионах.
«Сегодня Госинформсистема «ЭРА–ГЛОНАСС» осуществляет мониторинг пассажирского транспорта и перевозки опасных грузов по всей стране. Кроме того, система охватывает кареты скорой помощи, малую авиацию. С 1 января 2025 года вся техника лесного хозяйства должна быть подключена к платформе мониторинга на основе «ЭРА–ГЛОНАСС», далее в планах подключение коммунальной техники, изучается возможность подключения электросамокатов. Логично, если в дальнейшем эта платформа будет использоваться для повышения прозрачности функционирования отрасли беспилотья, – сказал Алексей Райкевич. – Таким образом, нет необходимости создавать отдельные IT–системы для мониторинга БЛА. Мы предлагаем рассмотреть возможность создания соответствующей нормативной базы в этой области. При поддержке Минпромторга и Минтранса России готовим доклад на Правкомиссию по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС)».
Сколько нужно площадок?
Руководитель консорциума «Центр стратегических разработок на транспорте» (ЦСРТ) Антон Корень озвучил ряд задач, которые необходимо решить в части системного развития инфраструктуры посадочных площадок и беспилотных авиационных систем.
Прежде всего для развития инфраструктуры в регионах требуется создание методик планирования. На федеральном уровне необходимо создание эффективной нормативной и методической базы по проектированию посадочных площадок для обслуживания полетов БАС.
В связи с плотной городской застройкой наличие свободных земельных участков не позволяет развивать сегмент беспилотной авиации даже на окраинах крупных городов. «Поэтому целесо-
образно при генеральном планировании городских агломераций заранее включать зоны для создания научных, производственных центров с возможностью выполнения испытательных полетов, а также для стационарных дронопортов (региональных посадочных площадок) с возможностью выполнения полетов не над жилыми застройками. Для развития полетов в городских агломерациях на уровне федерального регулирования должны быть созданы отдельные коридоры для обеспечения приемлемого уровня безопасности», – подчеркнул эксперт.
К 2030 году должны быть созданы 295 посадочных площадок для БАС. Например, в Самарской области запланированы 12 посадочных площадок, но после детального изучения стало ясно, что потребность в них значительно меньше. «Поэтому целесообразно не требовать от регионов решений по посадочным площадкам в определенном количестве, а давать возможность выбора, в том числе с федеральной поддержкой создавать научно–производственные центры с базовыми площадками для проведения испытаний, совмещенными, по возможности, с посадочными площадками для БАС. Вопросы совмещения нескольких видов инфраструктуры были нами
изучены еще при разработке концепции развития аэродромной сети в РФ. За счет совмещения экономятся сотни миллиардов рублей, а в случае с БАС –
десятки миллиардов рублей», – отметил Антон Корень.
В некоторых регионах целесообразно субсидировать за счет средств федерального бюджета мобильные передвижные площадки на базе транспорта повышенной проходимости, включая разборные площадки для обеспечения взлета/посадки, а также быстровозводимые модули для обслуживания БВС, необходимые для длительной работы специалистов в полевых условиях, заключил эксперт.
По мнению генерального директора ассоциации «Аэронекст» Глеба Бабинцева, три сотни стартовых площадок не решат проблемы развития рынка. «Самая главная ценность беспилотника – его неприхотливость. Мы можем работать с грунта, с любой поверхности; площадки у системных логистов уже есть, поэтому не факт, что унифицированная инфраструктура будет востребована», – заявил он.
Также он призвал изучить опыт КНР и не идти по пути создания коридоров в черте города для полетов БАС.
«Количество производителей растет, это перспективная отрасль как для гражданских, так и для военных нужд. Наша задача – создать такое законодательство, которое бы помогало развитию беспилотной авиации», – резюмировал Артем Шейкин.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.