Росавиация готовит новый класс воздушного пространства
ОБОЗРЕНИЕ
В течение последнего десятилетия российский рынок производителей и эксплуатантов беспилотной авиации, по сути, держался на энтузиазме.
Требования представителей зарождающегося кластера об интеграции БВС в несегрегированное воздушное пространство воспринимались больше как прихоть, хотя уже почти десяток лет беспилотники использовали профессионалы, в том числе для фото– и видеосъемок мероприятий, контроля проведения работ на стройках линейных объектов и др.
«Однако многолетнее фрагментарное изменение нормативных актов не создавало целостного регулятивного поля», – отметил гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев.
Несерьезное отношение к беспилотникам резко изменилось в 2022 году, когда у авиаробототехники расширился круг применения, и не только в рамках СВО.
Движение
по оптимистичному сценарию
Санкции против России требовали решительных действий. Санкции оказали на российских разработчиков отрезвляющее действие, считает Глеб Бабинцев. Так, в 2022 году средний рост объемов оказанных услуг с применением БАС составил 12%, средний рост выручки за счет повышения цен на подобные услуги – 60%. Количество производимой продукции в гражданском сегменте в среднем увеличилось на 20%, в специальном – на 200%. Численность предприятий индустрии БАС в среднем выросла на 27%. И что важно, на начало 2022 года уровень локализации не превышал 10%, но под конец года в среднем по крупным изготовителям количество российских комплектующих составило до 40%.
Рынок рванул вверх, поначалу благодаря единицам неравнодушных руководителей. Самым главным неравнодушным оказался президент страны. Как выяснилось, Владимиру Путину рассказывали об административных барьерах, которые мешают идти вперед в развитии отрасли. И он решил, что крайне важно преодолеть такие трудности.
Уже в конце 2022 года глава государства поручил наладить серийный выпуск БАС в стране. В феврале 2023 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив руководитель государства сообщил о планах разработать нацпроект по беспилотным системам. Цель – обеспечить высокий уровень локализации производства дронов и возможности для их широкой эксплуатации. Сформировать нацпроект президент поручил правительству.
В апреле того же года Владимир Путин заявил о том, что отрасль беспилотных летательных аппаратов – важнейшее направление деятельности России и очень перспективное, в будущем объем инвестиций в эту отрасль составит 1 трлн руб. «В ближайшее время правительство должно сформировать соответствующий национальный проект, смысл которого – обеспечить возможности для широкой эксплуатации дронов. И, что крайне важно, высокий уровень локализации их производства», – сказал президент.
В июле Владимир Путин поручил правительству утвердить нацпроект до 1 сентября 2023 года, а также учесть это приоритетное направление при формировании бюджета на 2024–й и плановый период до 2026 года. Указанные сроки кабмину выдержать не удалось. Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» был утвержден несколько позже –
26 декабря. В соответствии с ним объем финансирования из федерального бюджета до 2030 года составит 696 млрд руб. К концу этого срока ожидается производство 32,5 тыс. гражданских авиабеспилотников в год.
Ранее, 28 июня, правительство по поручению Президента РФ утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Главная цель документа – появление в ближайшее время новой отрасли экономики, связанной с производством и использованием гражданских беспилотников.
Стратегия включает пять основных направлений: стимулирование спроса на отечественные БАС, разработку и серийное производство таких систем, развитие инфраструктуры, подготовку кадров для беспилотной авиации и фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС.
В результате, по информации Росавиации, в 2024 году число сертифицированных эксплуатантов авиабеспилотников возросло в стране на 608% и достигло 85 единиц. В прошлом году беспилотниками осуществлено более 148 тыс. полетов, что на 41% больше, чем в 2023–м. Количество учтенных БАС по состоянию на 4 февраля достигло 119 тыс. (рост 27%).
По оценкам экспертов, общее число компаний отрасли БАС в Российской Федерации превышает две сотни. Они действуют в 64 регионах страны и готовы представить 1145 проектов в области БАС разной степени готовности, при этом 46% зарегистрированных компаний сосредоточены в Москве.
Согласно исследованиям российского гражданского рынка БАС, проведенного экспертами ассоциации «Аэронекст» в 2024 году, среднегодовой темп роста гражданского рынка БАС с 2017 по 2024 год составил 38% и к 2030 году достигнет порядка 280 млрд руб. в оптимистичном сценарии или порядка 70 млрд руб. в консервативном варианте.
Правительство утвердило правила ведения реестра разработчиков и изготовителей БАС, который открывает доступ к различным мерам господдержки. Соответствующее постановление от 5 декабря 2024 года № 1726 было принято Правительством РФ.
Документ устанавливает требования к организациям, которые желают попасть в список предприятий, официально названный «Единый реестр разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем (БАС) и (или) их комплектующих». Формирует и ведет реестр Минпромторг России в государственной информационной системе промышленности (ГИСП).
Основная цель реестра – учет и мониторинг компаний, работающих в сфере БАС, привлечение новых организаций к производству таких систем и оказание государственной поддержки участникам реестра.
Для включенных в реестр разработчиков и производителей БАС предлагаются следующие меры господдержки:
– льготы: лизинг – от 3,5 до 8,5% годовых и займы – до
1 млрд руб.;
– субсидирование скидки – до 2 млн руб.;
– субсидирование летного часа – до 95 тыс. руб. в час;
– грантовая программа: разработка конструкторской документации – до 100 млн руб.;
– субсидирование «сквозных НИОКР»;
– гранты на сертификацию – до 250 млн руб.;
– обучение: программы высшего, среднего и дополнительного образования;
– скидка покупателю БАС до 40% и компенсация затрат продавцу в размере скидки – до 2 млн руб.
Рейтинг
подстегнет субъекты
Не каждый регион пока завязан на рыночный результат, считают эксперты. Чтобы стимулировать субъекты РФ, курирующий это направление заместитель Председателя Правительства России Виталий Савельев предложил проработать внедрение специального индекса вовлеченности регионов в развитие рынка беспилотных авиационных систем. Считается, что анонсированный рейтинг позволит регионам претендовать на дополнительное финансирование из бюджета, которое может вырасти в единую федеральную систему мер поддержки для отрасли.
Для оценки степени дронификации территорий предлагается учитывать ряд факторов, например уровень координации работы по развитию БАС, статус региональной программы развития беспилотников, ход работы по созданию и развитию регионального научно–производственного центра (НПЦ), статус работы региона и уровень взаимодействия с региональными органами исполнительной власти в части создания ситуационного центра по обработке данных от БАС. Участие в формировании рейтинга будут принимать региональные и федеральные органы власти, представители бизнеса и эксперты.
Не исключено, что будет учитываться и ход экспериментально–правовых режимов по тестированию БАС в регионах, включая эффективность действующих ЭПР, внедрение в регионах сценариев применения БАС, а также популяризация в субъекте применения БАС для различных сфер экономической деятельности. «Рейтинг позволяет отсеять тех, кто не заинтересован по тем или иным причинам, или не может, или отсутствуют внутренние компетенции для развития беспилотников. Чтобы эти две группы на равных не претендовали на ограниченное количество финансирования, имеет смысл поддерживать тех, кто наиболее осознанно реализует национальную программу внутри региона», –
отметил эксперт рынка Виталий Муниров.
Инициативу поддержал и Владимир Путин, считая целесо-
образным ежегодно оценивать, какие субъекты Федерации создают лучшие условия для развития и применения беспилотных систем. Он попросил разработать и внедрить соответствующий рейтинг, чтобы коллеги в регионах относились к этому соответствующим образом.
Небо откроется…
пока частично
Мнение эксплуатантов БАС однозначно: нужно развиваться, индустрия созрела до взрослой самостоятельности.
Главным сдерживающим фактором развития БАС является ограничение полетов беспилотников. Оно введено практически во всех субъектах страны. По словам Глеба Бабинцева, отрицательный эффект запретов ощутим уже сегодня – многие контракты сорваны по срокам или отложены на неопределенное время. Затруднено и обучение – молодым инженерам, школьникам, авиамоделистам нельзя выполнить полет без риска попасть под штрафы, а получение разрешения осложнено отсутствием установленных процедур.
«Ни для кого не секрет, что технологии развиваются гораздо быстрее, чем регуляторика. Если идти традиционным путем внесения изменений в федеральное законодательство, мы никогда не успеем за развитием технологий и всегда есть риск того, что обновленные нормы уже не будут удовлетворять технологиям, которые постоянно совершенствуются, – отметила замдиректора департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Анастасия Гюрова.
Она уверена, что одна из проблем, сдерживающих развитие беспилотной авиации, – это режим закрытого неба более чем в 70 субъектах Федерации, где легально эксплуатировать беспилотники невозможно. «Мы разделяем обеспокоенность глав субъектов, вместе с тем режим закрытого неба сам по себе не снимает риска прилетов недружественных дронов, но является существенным сдерживающим фактором для развития отрасли», – подчеркнула представитель Минэкономразвития.
«Время сейчас не оставляет возможности ждать, пока регулятор все сделает для нас, за нас и без нас», – утверждают в ассоциации «Аэронекст». Однако, для того чтобы эта отрасль развивалась, необходимо решить ряд системных вопросов.
Одну из первоочередных системных мер озвучил в январе на совещании по развитию беспилотных авиационных систем в Тольятти Владимир Путин. «Прежде всего необходимо скорее, как говорят специалисты, открыть небо для гражданских беспилотников… Это сложный вопрос, особенно сегодня, очень чувствительный. Но надо идти вперед, надо что–то делать. При всех текущих, объективных трудностях, повышенных требованиях к безопасности это принципиальный вопрос для опережающего развития отрасли, для испытаний и массового производства новой продукции», – заявил он.
И регулятор старается решать этот вопрос. Росавиация изучает частичное открытие неба для гражданских беспилотников в регионах с базовым уровнем реагирования, сообщил руководитель ФАВТ Дмитрий Ядров.
К таким регионам относятся все субъекты, кроме Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, а также тех, которые входят в состав Центрального и Южного федеральных округов.
«Мы, со своей стороны, в первую очередь смотрим на те субъекты, которые находятся на базовом уровне реагирования, в соответствии с указом президента. Таких субъектов 58», – сказал руководитель ФАВТ.
Росавиация совместно с Минтрансом России разработала и разослала всем субъектам методику, которая позволяет регионам частично открыть воздух. В методике указано, каким образом регионы могут обеспечивать уровень национальной безопасности и полеты беспилотников. Также в ней прописаны требования к эксплуатантам беспилотных воздушных судов. «Порядка 20 субъектов их приняли, и даже физические лица получают доступ к воздуху, несмотря на ограничение полетов беспилотников», – сообщил Дмитрий Ядров.
Дело в «трубе»
Открытие неба – мера половинчатая. Регулятор связал эту меру с работой над созданием отдельного класса воздушного пространства для гражданских беспилотников. Он нацелен на серьезный шаг – выделение воздушного пространства (ВП) с высотой до 400 м для приоритетных полетов БВС.
Впервые о такой возможности было заявлено представителями Росавиации в ходе проектно–образовательного интенсива «Архипелаг 2024» в Южно–Сахалинске. Агентство предложило внести изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства в части совершенствования его классификации в целях упрощения порядка использования ВП для беспилотных воздушных судов. Предложениями о внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства предусматривается установление воздушного пространства класса Н (эйч) для полетов воздушных судов, имеющих технологическое отличие по способу управления беспилотниками в слое от 300 до 400 м
истинной высоты в воздушном пространстве, где не установлен класс С. Максимальную скорость полета в данном классе предложено ограничить до 300 км/ч. Предполагается, что получения разрешений на полеты БВС не потребуется, полеты можно будет выполнять в уведомительном порядке. Также не будет требоваться наличие постоянной дву- сторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения. Полеты пилотируемых ВС и БВС ниже 100 м и выше 100 м границ класса Н запрещены, кроме случаев пересечения класса Н при наборе высоты и снижении.
«Ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями при выполнении полетов беспилотного воздушного судна в воздушном пространстве класса H возлагается на командира воздушного судна и внешнего пилота беспилотного воздушного судна», – говорится в письме Росавиации, направленном заинтересованным сторонам 9 января.
«За основу мы берем тот опыт, который на сегодняшний день применяется в Китае, – поясняет глава Росавиации Дмитрий Ядров. – В первую очередь это определенные зоны, в которых полеты осуществляются только для выполнения задач под беспилотную авиацию. Это высоты от нуля до 120 м».
«Будет выделен коридор в виде трубы», – образно пояснил он.
В Росавиации понимают: вопрос связан с безопасностью, – это будут не аэродромные зоны, не зоны взлета и посадки. Второй слой, который на сегодняшний день обсуждается с авиацией общего назначения, – в первую очередь это слой от 300 до 400 м,
предназначенный для полетов более тяжелых машин.
«Президент поручил это сделать очень сбалансированно и особо отметил, что при выполнении полетов на высоте от 300 до 400 м будет слой воздушного пространства, который беспилотники будут пересекать. Поэтому очень важно обратить внимание на вопрос обеспечения безопасности полетов с точки зрения их разведения и наличия необходимого оснащения на борту беспилотного воздушного судна, чтобы пилотируемые воздушные суда и беспилотники не сталкивались», – подчеркнул руководитель Росавиации.
Он напомнил, что очень важно обратить внимание на вопрос обеспечения безопасности полетов с точки зрения разведения пилотируемой и беспилотной авиации и наличия необходимого оснащения на борту беспилотного воздушного судна, чтобы пилотируемые воздушные суда и беспилотники не сталкивались.
«Если в пилотируемой авиации есть система предупреждения о столкновении (TCAS) и при ее срабатывании экипаж получает соответствующие указания о действиях, то на сегодняшний день на беспилотниках такое оборудование не стоит. Но оно должно быть обязательно при выполнении полетов там, где слой воздушного пространства будет пересекаться с пилотируемой авиацией», – заявил глава ФАВТ.
Реформа
не всем по нраву
Руководитель пояснил, что пока вопрос находится в стадии обсуждения. Подчеркнем: обсуждения достаточно острого. В ассоциации «Аэронекст» считают, что вектор «нарезания» новых слоев и фиксированных маршрутов не выглядит перспективным, поскольку в небе отсутствует физическое ограничение (отбойники, разделители и бордюры), препятствующее сходу с маршрута по самым разным техническим причинам.
Активно обсуждается вопрос организации линий управления беспилотными авиасистемами и контроля этих систем (линии С2). В проекте приказа Минпромторга России от 11 февраля 2025 года предлагается утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными экспериментальными воздушными судами». Планируется определить два способа. Первый – по прямому каналу передачи данных непосредственно между станцией внешнего пилота (пунктом дистанционного пилотирования) и беспилотным воздушным судном, в том числе через ретрансляторы, входящие в состав системы. Второй – через инфраструктуру поставщика услуг линии С2.
Различные требования по процедурам и обязательному оснащению в каждом классе создают барьерные требования по переоснащению воздушных судов и дополнительным процедурам разрешений и согласований при пересечении разных классов воздушного пространства, считают эксперты рынка. По мнению эксплуатантов БАС, слой между отметками 300–400 м является далеко не единственным, где БВС ведут регулярную деятельность.
По данным ассоциации «Аэронекст», распределение высот при аэросъемочных работах, к примеру, в целях картографии имеет интервал от 0 до 1000 м. Кроме того, введение класса H фактически делает невозможными ночные полеты пилотируемых воздушных судов, поскольку минимальная высота по нормативам ночного визуального полета составляет 450 м.
Еще жестче противятся нововведению представители малой авиации. «Непростой вопрос интеграции БАС в единое воздушное пространстве просто на бумаге – за счет выделения отдельного класса только для беспилотников – решен быть не может», – утверждает основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков.
Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев охарактеризовал зону Н так: «Это все равно что ночью перебегать многополосное скоростное шоссе, по которому едут машины с выключенными фарами и со слепыми водителями! А еще ведь придется как–то ходить по улицам и уворачиваться от падающих после столкновений друг с другом слепых беспилотников».
В АОПА указывают, что в китайском опыте на всех типах воздушных судов присутствуют бортовые ответчики, которые предотвращают столкновения. «Даже Китай в описании своего нового класса ВП установил требования о наличии у БВС оборудования автоматической идентификации и лицензии у пилотов БВС», – говорится в письме организации.
«Проекты НТИ «Полигон БАС» и RUTM1 должны были решить проблему интеграции БАС с легкой пилотируемой авиацией, но, несмотря на то, что на эту тему из фонда НТИ потрачен почти миллиард бюджетных рублей по направлению «Аэронет», не было получено никаких значимых результатов, которые могут быть сейчас применены на практике. Без решения этого вопроса масштабная реализация аэрологистики на беспилотниках не имеет серьезных перспектив развития. Интересно отметить, что в рамках освоения бюджета по этой теме через НТИ также активное участие принимали МАИ и компании так называемого рынка «Аэронет» из ассоциации «Аэронекст», –
сказал Андрей Патраков.
Однако проблему надо решать и желательно не в отдаленной перспективе. «С завершением СВО на рынок придут тысячи отличных специалистов, умеющих быть на «ты» с техникой, многопрофильных и очень мотивированных на реализацию своих навыков. Если к этому моменту тысячи рабочих мест не будут созданы, мы получим негативную социальную волну и проблемы с недозагруженными гражданскими заказами производствами, расширенными под СВО. Главный фактор, который создаст устойчивый спрос на беспилотники и стабильные рабочие места, – формирование масштабного рынка услуг. Решение этой задачи лежит через создание нормативных и технологических условий для применения БАС в соответствии с различными сценариями их применения», – говорит Глеб Бабинцев.
Отвечая на опасения участников рынка, президент страны заявил: «Наши планы по ускоренному развитию беспилотной авиации требуют серьезного повышения эффективности координации и руководства этой отраслью как на федеральном, так и на региональном уровне». Он поручил правительству организовать жесткий мониторинг показателей национального проекта по развитию беспилотных авиасистем и в целом по всем направлениям, связанным со становлением этой новой отрасли.
«Такая работа должна вестись постоянно, буквально в режиме реального времени, с тем чтобы своевременно реагировать на возникающие проблемы. Их нужно решать максимально быстро, в тесной координации между министерствами, ведомствами, госкомпаниями, частным бизнесом, регионами», – указал Владимир Путин.
И с этим не поспоришь.
Шамиль БАЙБЕКОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.