Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления».
Речь идет о внесении изменений в № 254–ФЗ от 14 июля 2022 года, предусматривающих распространение действия эксперимента о запрете на перемещение физическими лицами в багаже и (или) ручной клади икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления свыше 10 кг на одно физическое лицо за один рейс также на Чукотский автономный округ и Хабаровский край и продление срока его действия до 1 августа 2027 года.
Предыстория вопроса такова: в 2021 году Владимир Путин поручил разработать дополнительные правовые механизмы обеспечения продовольственной безопасности и защиты лососевых ресурсов от браконьерства.
С целью пресечения транспортировки браконьерской лососевой икры в промышленных масштабах с территории Камчатки с 1 ноября 2022 года был установлен запрет на авиаперевозку икры непромышленного изготовления объемом свыше 10 кг на одного пассажира за один рейс. Итоги эксперимента на территории Камчатского края показали, что объем незаконной перевозки браконьерской икры воздушным транспортом был существенно сокращен.
Так, объем перевозимой икры непромышленного изготовления за период с 1 ноября 2022 года (начало эксперимента) по 31 декабря 2022 года составил около 72 тонн (за аналогичный период в 2021 году – более 289 тонн).
В период с 2021 по 2022 год подсчет количества икры, покидающей Камчатский край, осуществлялся только при оценке ее перевозки в транспортной таре, то есть промышленной полимерной упаковке емкостью от 10 до 50 кг.
Учет количества икры, упакованной в потребительскую тару, перевозимой гражданами в чемоданах, сумках и иной поклаже, до 1 ноября 2022 года не представлялся возможным и был реализован лишь с введением в действие эксперимента.
Согласно информации Управления Россельхознадзора, общий объем вывезенной икры непромышленного изготовления составил: в 2022 году – более 556 тонн; в 2023 году – порядка 185 тонн; в I квартале 2024 года – более 40 тонн (объем икры, имеющей маркировку изготовителя, – порядка 2 тонн); в II квартале 2024 года – около 37 тонн (объем икры, имеющей маркировку изготовителя, – порядка 1 тонны). То есть за два года объем вывезенной икры непромышленного изготовления сократился в 15 раз.
Всего с начала эксперимента и по состоянию на 26 июля 2024 года проконтролирована перевозка порядка 334 тонн икры непромышленного изготовления, а также выявлено 33 нарушения при перевозках икры общим весом 583 кг.
Также для оценки эффективности эксперимента отслеживалась динамика показателя удельной массы багажа на одного пассажира. После начала эксперимента данный показатель резко сократился. В 2023 году масса отправленного багажа снизилась на 1,13% по отношению к аналогичному периоду 2022 года при увеличении количества отправленных пассажиров на 8%.
Принятые меры привели к кратному сокращению авиаперевозок браконьерской лососевой икры как основного канала ее транспортировки в промышленных масштабах.
Продление срока эксперимента и подключение к нему Чукотского автономного округа и Хабаровского края позволят более четко определить эффективность вводимых мер по перекрытию канала доставки незаконно добытой лососевой икры к рынкам сбыта, снизит объемы незаконной добычи (вылова) лососевых видов рыб, а также сократит риски потребления населением небезопасной для жизни и здоровья рыбной продукции.
Осталось дело за малым: распространить действие эксперимента на все рыбодобывающие регионы Дальнего Востока, включая Магаданскую и Сахалинскую области.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
№ 17 (1396) 21 – 27 апреля 2025 года