В Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола», посвященного региональным перевозкам и состоянию российской авиатранспортной инфраструктуры. К обсуждению этой наболевшей темы подключились члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, руководители профильных федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители авиастроительных предприятий, авиакомпаний и авиационных институтов, ведущие специалисты авиационной отрасли.
Очевидно, что в условиях России развитие региональных
авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры способствует расширению экономических связей, выравниванию географического дисбаланса на рынке труда. С социальной точки зрения свободное перемещение населения – неотъемлемый элемент высокого качества жизни, а повышение авиационной мобильности россиян напрямую зависит от развития авиационной промышленности, воздушного транспорта.
Еще в 90–х годах XX века на региональных и местных авиалиниях России ежегодно перевозились порядка 12 млн человек. За последние 10 лет количество региональных авиаперевозок сократилось в 10 раз, в результате около 9 млн человек, проживающих в труднодоступных районах, испытывают острую потребность в региональной авиации. В настоящее время на местных воздушных линиях перевозится менее 3% общего пассажиропотока российских авиакомпаний.
Красноречивые цифры о состоянии рынка местных и региональных авиаперевозок говорят сами за себя:
– количество городов, связанных авиасообщением, сократилось с 2200 до 800, то есть почти в три раза;
– пассажирооборот на малых воздушных судах уменьшился в 50 раз;
– число аэродромов гражданской авиации сократилось за постсоветский период в четыре раза: сейчас в реестре числятся 315 аэродромов, из которых 117 образуют опорную аэродромную сеть, 230 – относятся к категории региональных и местных аэродромов. По сравнению с 2010 годом сеть сократилась на 17 единиц (в 1992 году она составляла 1302 аэропорта);
– число авиакомпаний, работающих на рынке региональных авиаперевозок, сократилось с 31 до 21;
– парк самолетов региональных авиаперевозок составляет 400 машин, из которых более 40% простаивают. К 2016 году практически все они исчерпают летный и физический ресурс.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, в частности, сказала, что реформы, проводимые в авиационной отрасли, были не всегда продуманными, а рынок авиаперевозок за истекшие 15 лет подвергся существенной деформации.
Так, доля аэропортов Московского авиационного узла в общем объеме авиаперевозок на территории России выросла с 25 до 50%, а доля пассажиров, летающих по внутренним линиям без пересадки в Москве или Санкт–Петербурге, сократилась с 30 до 15%. В борьбе за обслуживание воздушных линий, связывающих Москву с крупными региональными и административными центрами, авиакомпании жестко конкурируют между собой, даже готовы работать себе в убыток, например, на маршруте Москва – Санкт–Петербург. В то же время на маршруте Москва – Улан–Удэ работает всего один авиаперевозчик, поэтому тарифы здесь на десятки процентов выше, чем на маршруте Москва – Иркутск, где работают четыре авиакомпании. В целом на отечественном рынке авиаперевозок отмечается низкий уровень конкуренции: более чем на половине маршрутов работают один–два авиаперевозчика. Небольшие региональные авиакомпании практически прекратили свое существование, так как низкие доходы населения не позволяют им устанавливать экономически обоснованные тарифы, вследствие чего авиаперевозки на местных линиях стали убыточными. Средняя себестоимость авиаперевозок на региональных линиях в четыре раза выше, чем на магистральных авиалиниях.
Многие региональные аэропорты и аэродромы местных воздушных линий остались без «хозяина» и пришли в упадок. Закон о передаче региональных аэропортов в ведение местных властей уже много лет находится в разработке. По этой причине подавляющее большинство местных аэродромов находятся на грани закрытия. Убыточность авиакомпаний также стала одной из причин закрытия многих местных аэропортов.
По мнению спикера верхней палаты, решение системных проблем региональных авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры РФ требует активизации и координации действий всех уровней власти, тем более что все возрастающее значение в экономике страны будут иметь северные регионы. «Без нормального функционирования системы региональных авиаперевозок все планы по социально–экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока останутся на бумаге», – подчеркнула Валентина Матвиенко.
По расчетам специалистов, ведомственная программа возрождения региональной авиации в течение 5–6 лет обойдется государству в 400 млрд рублей: из них 100 млрд рублей необходимо направить на обновление авиапарка (к 2015 году потребности авиационного рынка составят 220 самолетов, к 2025 году – 710 машин); 250 млрд рублей – на подъем инфраструктуры; 45 млрд рублей – на новые системы управления воздушным движением; 5 млрд рублей – на информационные системы. В общей сложности эта программа затронет интересы 15 млн человек, проживающих в 28 тыс. населенных пунктов, расположенных на площади, занимающей 60% территории страны.
Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов в качестве эффективной меры государственной поддержки развития авиатранспортной инфраструктуры назвал финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по строительству и реконструкции аэродромов в рамках федеральных целевых программ, а также создание и субсидирование федеральных казенных предприятий (ФКП) на базе аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В бюджете на 2012–2015 годы на развитие наземной инфраструктуры региональных аэропортов предусмотрено 23 млрд 740 млн рублей, что позволит провести реконструкцию в 33 аэропортах, включая реконструкцию ВВП. Кроме этого, по подпрограмме «Гражданская авиация» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010–2015 годы)» предусмотрено 19 млрд 589 млн рублей на реконструкцию 28 аэропортов, включая реконструкцию ВВП. По ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» предусмотрено почти 428 млн рублей на реконструкцию еще четырех аэропортов.
Валерий Окулов констатировал, что при строительстве аэропортов зачастую применяются самые затратные методы, и привел в качестве примера строительство и реконструкцию аэропорта на о. Кунашир на Курилах. Для строительства ВВП из Владивостока завозили железобетонные плиты, хотя использование современного материала геотекстиля способно в разы удешевить строительство. Валерий Окулов предложил проработать механизм строительства плоскостных сооружений в одном пакете с терминалом, как это принято в мировой практике.
Создание федеральных казенных предприятий позволило восстановить соответствие аэропортов сертификационным требованиям, обновить парк аэродромной техники, провести работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов, стабилизировать финансово–экономическое положение аэропортов. В настоящее время на базе 50 региональных и местных аэропортов (16% от общего количества) созданы шесть ФКП, ведется работа по созданию еще четырех ФКП. На эти цели из средств федерального бюджета предусмотрено 2 млрд 466 млн рублей ежегодно. Минтранс России обосновал предложения о дополнительном выделении средств из федерального бюджета на содержание и развитие ФКП: в 2013 году – около 937 млн рублей, в 2014 году – около 970 млн рублей, в 2015 году – почти 1 млрд 177 млн рублей.
Учитывая, что федеральный бюджет компенсирует выпадающие доходы аэропортов, размер ставок сборов за аэропортовое обслуживание авиакомпаний оказывается существенно ниже себестоимости предоставляемых услуг. Например, размер ставок сборов за обеспечение взлета–посадки воздушных судов в аэропортах, входящих в состав ФКП «Аэропорты Севера», ниже в 3,8 раза расчетной себестоимости предоставляемых услуг, по ФКП «Аэропорты Камчатки» – в 2,3 раза, по ФКП «Аэропорты Чукотки» – в 3,4 раза.
В целях обеспечения доступности внутренних региональных авиаперевозок и развития авиатранспортной инфраструктуры реализуется комплекс мер государственной поддержки. Речь идет о субсидировании бюджетов субъектов РФ, расположенных на территории Северо–Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом. В перечень маршрутов включена 81 воздушная линия. На эти цели с 2012 по 2014 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд рублей ежегодно при условии, что 50% финансирования этой программы берет на себя региональный бюджет.
Валерий Окулов назвал программу субсидирования авиаперевозок пассажиров из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока одной из самых эффективных антикризисных мер. Чтобы поощрить регионы–участники, было принято решение продлить действие программы с 31 октября по 31 декабря. К сожалению, из 31 субъекта РФ только 9 оказались готовы принять на себя обязательства по предоставлению субсидий авиаперевозчикам, поэтому в 2012 году освоено только 636,6 млн рублей. Невостребованную часть субсидии при осенней корректировке федерального бюджета предлагается направить на реализацию программ субсидирования воздушных перевозок с Дальнего Востока.
Одним из важнейших направлений развития региональных и местных воздушных перево-
зок является обновление парка российских авиакомпаний современными и экономичными воздушными судами. На эти цели в 2012 году предусмотрено 1,9 млрд рублей. За счет средств федерального бюджета российские авиакомпании смогут возместить часть затрат (до 15%) на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок. Условия предоставления единовременной субсидии: в лизинг берется воздушное судно не старше 10 лет с количеством пассажирских мест не более 55, оснащенное любым типом двигателя, и не более 72 мест, оснащенное турбовинтовым двигателем.
В рамках этой программы поступили заявления от четырех авиакомпаний на сумму 795 млн рублей, которые заключили договоры лизинга по приобретению 26 самолетов. По предварительной оценке спрос на авиатехнику для местных и региональных воздушных линий составляет до 100 самолетов вместимостью 19–30 мест, и до 50 самолетов вместимостью 50–75 мест.
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько подчеркнул, что гражданская авиация не потеряла ни одного учебного заведения и сохранила шесть летных училищ, увеличив при этом набор. «Если в 2008 году в летных училищах обучались 490 человек, то в последние два года мы увеличили число первокурсников до 790 человек. В 2013 году запланировано увеличить набор до 1000, а затем до 1200 человек. Более чем в два раза увеличится программа обучения пилотов: с 60 до 150 часов», – сказал Александр Нерадько, посетовав на то, что авиакомпании неохотно участвуют в программах поддержки учебных заведений, готовящих будущих летчиков.
Александр Нерадько предложил использовать опыт других стран, для которых также характерны проблемы в сфере региональных перевозок, и разработать закон об авиалиниях первой необходимости, определяющий перечень приоритетных для населения маршрутов и аэропортов. Наличие подобного закона не позволяло бы сдвигать сроки исполнения ФЦП по региональным авиаперевозкам, как это происходит сейчас.
Валентина Матвиенко поручила профильному Комитету СФ по экономической политике подробно изучить это предложение, доработать и внести в Государственную думу в качестве законодательной инициативы. «Совет Федерации готов поддержать продвижение такого закона», – заключила глава палаты.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин высказался за расширение списка социально значимых субсидируемых маршрутов за счет включения территорий Приволжского и Центрального федеральных округов. По его словам, необходимо провести инвентаризацию всех аэропортов, вернуть в оборот выведенные аэропорты, сделать анализ дифференциации тарифов на услуги, которые в региональных и местных аэропортах в сравнении с крупными аэропортами отличаются в разы, так как нет узаконенных критериев и требований. Меры административно–правового регулирования позволят кратно увеличить объемы региональных авиаперевозок.
Одним из инициаторов проведения «круглого стола» выступило правительство Ульяновской области. По мнению губернатора Сергея Морозова, ключевыми проблемами региональных перевозок являются: «отсутствие современных воздушных судов, деградация наземной инфраструктуры, нехватка квалифицированного персонала, низкая покупательная способность населения. Все эти факторы приводят к убыточности региональных авиаперевозок и низкой эффективности работы авиапредприятий».
Сергей Морозов рассказал о ситуации, сложившейся вокруг создания в Ульяновске крупного транспортного узла, который свяжет региональные маршруты Поволжья с магистральными маршрутами на Урал, Сибирь, Дальний Восток, Юго–Восточную Азию, Москву, Европу, Средний и Ближний Восток. «Усилий только региональных властей для реализации этих планов недостаточно, необходима федеральная финансовая поддержка проектов развития авиационной и транспортной инфраструктуры, – подчеркнул Сергей Морозов. – Мы осуществляем реконструкцию здания аэропортового комплекса, переведенного из федеральной в региональную собственность. Но финансирование реконструкции взлетно–посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов за счет федерального бюджета не производится, несмотря на то, что объект включен в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010–2015 годы)». Таким образом, у суперсовременного аэровокзала Ульяновска будет «взлетка», которая не реконструировалась с 1970–х годов». Валентина Матвиенко попросила Министерство транспорта РФ выделить обещанные Ульяновску по ФЦП средства.
По мнению председателя Совета Федерации, Ульяновская область давно зарекомендовала себя как центр российской авиации. В портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ), создаваемой на базе международного аэропорта Ульяновск–Восточный, будет создано нескольких производств турбовинтовых воздушных судов. В частности, планируется создание совместно с чешской компанией Evektor производства по выпуску нового 14–местного турбовинтового воздушного судна EV–55 и строительство завода по сборочному производству турбовинтовых 19–местных самолетов DHC–6 TwinOtterSeries 400 канадской компании VikingAir. «Мы готовы к сотрудничеству и с другими производителями. Это позволит в кратчайшие сроки решить проблему нехватки региональных самолетов и обеспечить возрождение местных авиационных перевозок на всей территории Российской Федерации», – сказал Сергей Морозов.
23–25 августа Ульяновск будет принимать Международный авиатранспортный форум «МАТФ–2012», где ожидается до 2500 участников. На этой серьезной экспертной площадке будут обсуждаться проблемы гражданской авиации и пути ее дальнейшего развития, в том числе и проблемы региональных авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры в РФ.
«Ульяновская область выступает с инициативой создания Ассоциации авиационных регионов России, и на предстоящем форуме состоится подписание учредительных документов. Ассоциация будет координировать усилия регионов по выработке мер государственной поддержки региональных и местных авиаперевозок», – заявил глава региона. Эту инициативу уже поддержали восемь субъектов Федерации.
Подводя черту под обсуждением, председатель Совета Федерации высказалась за необходимость разработки осмысленной государственной стратегии в области региональных авиаперевозок, расписанной по годам. «Сегодня деньги, выделяемые из федерального бюджета, только смягчают ситуацию, но не меняют положение дел кардинально, – констатировала Валентина Матвиенко. – Министерство транспорта РФ должно вырабатывать государственную политику и обеспечивать ее реализацию с нацеленностью на результат». По ее мнению, необходимо понять, в каких городах России нужны аэропорты, в каком количестве, а также сколько аэродромов реально восстанавливать ежегодно. На основе данных, полученных от специализированных транспортных институтов, следует провести анализ потребностей регионов в транспортном сообщении, чтобы сформировать адекватную маршрутную сеть страны.
В рекомендациях «круглого стола», адресованных Правительству РФ, в частности, содержатся предложения по формированию перечня социальных транспортных стандартов, определяющих доступность воздушного транспорта применительно к каждому региону (федеральному округу), также предложено включить в Государственную программу «Развитие авиационной промышленности России до 2025 года» отдельную подпрограмму «Развитие производства авиационной техники для региональных и местных воздушных линий» для финансирования новых отечественных разработок авиационной техники вместимостью до 30, 50, 70 мест для осуществления внутренних авиационных перевозок.
И напоследок хорошая новость: 2 июля председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на заседании Государственной комиссии по вопросам социально–экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, прошедшем во Владивостоке, предложил Министерству экономического развития и Министерству промышленности и торговли РФ подумать об отмене на определенный срок таможенных пошлин на гражданские самолеты вместимостью до 72 мест. Премьер–министр подчеркнул необходимость улучшения транспортной связи Дальнего Востока с европейской территорией России и намерен провести большое совещание по региональным перевозкам, пообещав изменить ситуацию, при которой полеты между многими городами страны осуществляются через Москву.
«Одна миля шоссе не ведет никуда, а одна миля взлетной полосы ведет куда угодно», – написал Ричард Бах и попал в самую точку. Но все только начинается, поэтому поставим…
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
12.07.2012
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.