Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Партнерство и взаимопонимание

Партнерство и взаимопониманиеТолько на этой основе можно выстраивать долгосрочные перспективы развития авиатранспортной отрасли.

Партнерство и взаимопониманиеВ Пекине состоялись 68–я ежегодная Генеральная ассамблея ИАТА и Всемирный саммит воздушного транспорта. Объединенный форум собрал более 750 руководителей авиакомпаний различных стран, представляющих 242 авиакомпании – члена ИАТА, более 350 журналистов из ведущих мировых СМИ, а также представителей многочисленных поставщиков авиауслуг и авиационной техники. О его итогах и представленных на нем отраслевых прогнозах рассказал региональный директор ИАТА в России и СНГ Дмитрий Шамраев.

Формат партнерства

Уже сам по себе факт приглашения журналистов на пресс–завтрак в российское региональное представительство ИАТА явился неожиданностью. Ранее любую информацию можно было получить исключительно в женевском офисе ассоциации. «Наконец–то ИАТА предоставила возможность говорить на местном уровне. Это не потому, что у нас, представителей на местах, не было соответствующих комментариев. Такой был порядок», – прокомментировал ситуацию Дмитрий Шамраев. Вступивший в июле прошлого года на пост генерального директора авторитетнейшей не только в авиационных кругах организации Тони Тайлер (Tony Tyler) ввел новый формат встреч с представителями СМИ. «Всем региональным представителям ИАТА теперь разрешено общаться с прессой напрямую», – заявил гостеприимный хозяин московского офиса. Российское представительство одним из первых воспользовалось такой возможностью.
На новом этапе отношений с представителями российских СМИ Дмитрий Шамраев представил полную информацию о главном событии мировой гражданской авиации, а следовательно, и о глобальных тенденциях, в русле которых следует отрасль.
Коротко остановившись на организационных вопросах, он сообщил о назначении председателем совета директоров ИАТА Алана Джойса (Alan Joyce), занимающего должность генерального директора авиакомпании Qantas Airways. Господин Джойс сменит на этом посту генерального директора авиакомпании KLM Питера Хартмана (Peter Hartman), чей однолетний срок истек с завершением 68–й ежегодной Генеральной ассамблеи ИАТА и Всемирного саммита воздушного транспорта в Пекине.
Далее Дмитрий Шамраев подробно ознакомил собравшихся с выступлением Тони Тайлера. В числе приоритетов – безопасность. В ассоциации рассчитывают на действенность инструмента бизнес–аналитики для Глобального центра информации по безопасности полетов (GSIC). Кроме того, планируется завершить формулирование концепции «Пункта досмотра нового поколения» и протестировать его компоненты в двух аэропортах.
Особое внимание Тони Тайлер уделил вкладу ИАТА в развитие авиатранспортной отрасли посредством установления прочных партнерских отношений и понимания долгосрочных перспектив. Было объявлено о дальнейшем развитии ключевых программ ассоциации. В частности, упомянута аналитическая программа DDS (The Direct Data Service – DDS), представляющая собой развитие уже существующего продукта PaxIS как более развернутого приложения для аналитической обработки данных. DDS содержит 76% от общего объема данных о проданных через посреднические сети перевозках. Авиакомпании подтвердили свою готовность способствовать ее ускоренному развитию. В ИАТА выразили надежду, что к концу 2012 года охват информации о продажах через посреднические сети достигнет 85%, а в начале 2013 – 90%.
В этом же ряду базовый стандарт для системы продажи перевозок нового поколения (New distribution capability – NDC). Система будет представлена в октябре этого года на Международном пассажирском симпозиуме в Абу–Даби. NDC будет учитывать требования авиакомпаний по использованию инновационных решений в глобальной системе продажи перевозок. Это включает в себя повышение уровня дифференциации продукта. Разработка NDC является одной из приоритетных задач, поставленных советом директоров ИАТА в декабре 2011 года. «Многомиллионные инвестиции в продукт авиакомпаний никак не могут освободиться от параметров существующего стандарта, ограниченных классами бронирования F, C или Y или их производными. А персонализированные предложения, основанные на наличии мест, потребностях и предпочтениях клиентов или на информации о предыдущих бронированиях пассажира, практически нереальны», – отметил господин Тайлер. Он также выразил уверенность, что новая платформа будет стимулировать инновации и привлечет новых участников рынка, которые полностью изменят отношение авиакомпаний к своим клиентам.
По мнению руководителя ИАТА, «авиация представляет из себя сложную цепочку создания ценности продукта. Каждый участник играет важную роль в обеспечении успеха, который является общим для всех. Мы сфокусированы на всестороннем развитии сотрудничества с целью максимального увеличения потенциала отрасли. Для этого мы должны широко использовать лучшие из тех инноваций, которые предлагают наши партнеры».

Цена процента

Комментарии Тони Тайлера были обращены не только к представителям бизнеса. Им было озвучено обращение ИАТА к правительствам стран. Задача – инициировать оказание более существенной поддержки авиационной отрасли для максимизации выгод, которые приносит авиация в экономической и социальной сферах. «Рост в нашей отрасли достигается за счет постоянной работы с государственными органами по обеспечению авиационной безопасности, безопасности полетов и более устойчивого развития. Сейчас нам необходим план действий, чтобы прийти к таким системам налогообложения, которые бы не препятствовали развитию отрасли, к такому нормативному регулированию, которое бы способствовало ее развитию, и к такой инфраструктуре, которая могла бы эффективно обеспечивать развитие отрасли. Именно благодаря этому можно рассчитывать на существенные экономические выгоды, такие как рабочие места и рост экономики, которые обеспечиваются благодаря воздушному сообщению по всему миру»,– подчеркнул он.
В подтверждение этих слов генсек ИАТА представил фактические данные, иллюстрирующие, что авиация является ключевым фактором экономического роста, обеспечения рабочих мест и процветания.
Так, в 2011 году по воздуху были благополучно перевезены 2,8 млрд пассажиров и 48 млн тонн грузов. Стоимость перевезенных таким образом товаров оценивается в 5,3 трлн долларов, что в стоимостном выражении равно 35% оборота международной торговли. Согласно последнему исследованию Oxford Economics авиационная отрасль обеспечивает 57 млн рабочих мест и стимулирует экономическую деятельность в размере 2,2 трлн долларов. Тот же источник сообщает, что авиационная отрасль будет расти на 5% ежегодно до 2030 года. Таким образом, число перевезенных пассажиров вырастет до 5,9 трлн человек, а объем грузовых перевозок утроится и составит практически 150 млн тонн. Авиационная отрасль обеспечит рабочими местами 82 млн человек и принесет 6,9 трлн долларов.
При этом аналитики утверждают, что если рост отрасли сократится хотя бы на один процент, мировая экономика потеряет 14 млн рабочих мест и более 1 трлн долларов от вклада авиации в мировой ВПП. «Современные экономики не могут процветать и создавать рабочие места, если они не связаны с остальным миром посредством авиации. Государствам следует позволить авиационной отрасли стать фактором экономического развития и создания рабочих мест. Авиакомпаниям необходимо вести успешный бизнес (где доходы превышают расходы, а акционеры получают прибыль), чтобы это приносило экономические выгоды странам», – отметил руководитель ИАТА.

«Единое небо» под угрозой

Тони Тайлер подробно остановился на планах прибыльного развития отрасли, затронув вопросы налогообложения, нормативно–правового регулирования и инфраструктуры.
Как он считает, чрезмерное налогообложение авиационной отрасли бессмысленно. Налоги сдерживают развитие, что, соответственно, сказывается на рабочих местах и на экономической ситуации в целом. Повышение стоимости воздушной перевозки сокращает рабочие места и замедляет темпы экономического развития. К примеру, Великобритании пришлось признать тот факт, что недавнее повышение авиационного пассажирского сбора (APD) в размере 2,6 млрд фунтов стерлингов поставило под угрозу воздушное сообщение с Северной Ирландией. Понимая, что это имеет негативные последствия для рабочих мест и объемов иностранных капиталовложений, правительство снизило международный авиационный пассажирский сбор для Северной Ирландии. К сожалению, правительство увеличило этот сбор, негативно влияющий на количество рабочих мест, на остальной территории Великобритании вместо его повсеместной отмены.
Вместе с тем главой ИАТА были также приведены примеры положительного влияния низкого налогообложения: «Правительства Гонконга, Сингапура и Объединенных Арабских Эмиратов развивают экономику своих стран с учетом использования авиации. Результат получается самым наилучшим. Это прекрасные страны для авиакомпаний. Бизнес выигрывает от возможностей авиации. А правительства пожинают плоды повышенного уровня трудоустройства и более существенной налоговой базы. Авиационная отрасль должна рассматриваться государствами как источник доходов, но ни в коем случае как дойная корова. Авиационная отрасль – сильная «рабочая лошадка». Если ее разумно использовать, это принесет хорошие плоды для всей экономики страны».
В отношении вопросов отраслевого госрегулирования было отмечено, что оно повышает безопасность полетов и увеличивает конкурентоспособность. Но слишком часто даже новые регламенты, предложенные с самыми благими намерениями, имеют непредусмотренные и разрушительные последствия. В качестве примера неправильного регулирования были приведены штрафные санкции, принятые в США и в Европе в рамках законов о правах авиапассажиров, которые вынудили авиакомпании выплачивать пассажирам компенсации за поспешно принятое решение государств закрыть воздушное пространство над Европой в 2010 году во время извержения вулкана в Исландии. В США введение высоких штрафов за задержку самолетов с пассажирами на борту привело к участившимся случаям отмены рейсов.
«Последствия плохо продуманных штрафных санкций по закону о правах пассажиров по обе стороны Атлантики выражаются в том, что авиакомпаниям приходится платить за ошибки правительства или отменять рейсы», – прокомментировал ситуацию Тони Тайлер. Он считает, что правительства должны советоваться с представителями отрасли, чтобы оценить возможные расходы и выгоды, а также сосредоточить внимание на том, чтобы дать авиационной отрасли шанс создавать рабочие места и стимулировать экономический рост.
Серьезная проблема – инфраструктура. «Невозможно использовать потенциал отрасли в полном объеме, если у нее нет возможности развития», – сказал по этому поводу Тони Тайлер. Он возложил ответственность на правительства европейских стран за провал программы «Единого европейского неба» (SES). «К 2020 году «Единое европейское небо» должно было наполовину сократить аэронавигационные расходы и увеличить провозные емкости на 70%. Это важные задачи для европейской экономики. Но государства сдались, столкнувшись с первым же препятствием. Они сократили намеченный результат от внедрения первой очереди программы со скромных 4,5% до предложенных Еврокомиссией 3,5%. А последняя оценка аттестационной комиссии еще более удручает. Многим странам не удастся достичь даже тех незначительных целей, на которые они согласились. Таким образом, расходы авиакомпаний в 2014 году увеличатся на 189 млн евро.
«Проект «Единого европейского неба» имеет поддержку со стороны Европейской комиссии, Европейского парламента и вице–президента Европейской комиссии и Еврокомиссара по транспорту Сиима Калласа. Отрасль полностью поддерживает идею, чтобы данная инициатива была спущена сверху вниз. Этот процесс должен включать серьезные последствия для государств и поставщиков аэронавигационных услуг, которые не достигнут поставленных перед ними целей», – отметил докладчик.
Он также подчеркнул, что странам необходимо удовлетворять спрос на воздушные перевозки в соответствии с пропускной способностью аэропортов. А также наращивать возможности наземных инфраструктур. По этому поводу было заявлено следующее: «Несколько километров взлетно–посадочной полосы и эффективная инфраструктура терминала могут привлечь внимание мировой экономики к каждой конкретной стране. Некоторые правительства это понимают и извлекают выгоду из того, что отдают приоритет инвестированию в развитие аэропортов. Но есть большой список стран, которые не используют в полном объеме экономический потенциал авиационной отрасли. Великобритания не увеличивает пропускную способность взлетно–посадочной полосы аэропорта Хитроу. Германия запрещает ночные полеты во Франкфурте. Австралии необходима долгосрочная программа для обеспечения потребностей в пропускной способности Сиднея. Индии не хватило политической воли, чтобы построить новый аэропорт для обеспечения нужд финансовой столицы страны – Мумбаи. И это только начало длинного списка».

Парниковая интрига

ИАТА вновь призвала к принятию всеобъемлющего глобального решения в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), касающегося авиационных выбросов.
По этому поводу Тони Тайлер заявил: «Для достижения наших амбициозных целей нам необходим глобально утвержденный подход, охватывающий области технологий, эксплуатации воздушных судов и инфраструктуры, а также поощрительные меры экономического характера. Все, включая Европу, согласны, что решение должно быть принято на основании глобального международного соглашения в рамках Ассамблеи ИКАО в 2013 году. Но одностороннее и экстерриториальное решение Европы по включению международной авиации в свою схему торговли выбросами, начиная с 2012 года, создает диссонанс в то время, когда нам нужна гармония».
Международная авиатранспортная отрасль полна решимости добиться трех последовательных целей в отношении выбросов углерода техногенного характера, авиационная доля которых составляет 2%. Это:
– повышение топливной эффективности на 1,5% ежегодно до 2020 года;
– замораживание уровня выбросов, начиная с 2020 года, независимо от роста объема перевозок;
– сокращение уровня выбросов вдвое к 2050 году по сравнению с уровнем 2005 года.
Для решения этих задач отрасль разработала так называемую стратегию четырех столпов, основанную на увеличении инвестиций в технологии, эффективной инфраструктуре, повышении качества эксплуатации авиационной техники и глобальных поощрительных мерах экономического воздействия, которые обеспечивают в идеале единый международный механизм, способный компенсировать часть выбросов.
«Для достижения наших амбициозных целей нам, по крайней мере на начальном этапе, потребуются принятые в мировом масштабе поощрительные меры экономического воздействия. Экстерриториальная схема торговли выбросами Европейского союза не является шагом в этом направлении. Это крайне противоречивая мера, препятствие на пути реального прогресса. Концепция социальной экологической ответственности должна объединять мир общей целью, а не разделять его, ущемляя чужой суверенитет, что может привести к торговой войне – к войне, которую никто не хочет и из которой нельзя выйти победителем. Принимающая нас страна, Китай, находится на переднем крае оппозиции в отношении к схеме торговли выбросами ЕС – ее перевозчикам запрещено в ней участвовать», – прокомментировал отраслевую экологическую интригу господин Тайлер. При этом он не исключает позитивного сценария развития событий в этой области.
По мнению первого лица ИАТА, существуют и точки соприкосновения. Все, включая Европу, согласны, что единственный реальный выход из сложившейся ситуации – международное соглашение, которое должно быть заключено на Ассамблее ИКАО в 2013 году. Однако такое соглашение невозможно в существующих условиях. Похоже, что Европа более привержена исполнению своей схемы торговли выбросами в одностороннем порядке, чем к переговорам о достижении международного соглашения. Для международных партнеров Европы это равносильно ведению переговоров с пистолетом у виска. Нельзя не отдать должное Европе за продвижение концепции социальной экологической ответственности на международном уровне. Государства, как никогда, сконцентрированы на данном вопросе. Ответственность сейчас лежит на Европе, чтобы воспользоваться моментом для принятия вызывающих доверие действий, чтобы разрядить сложившуюся ситуацию и продолжить поиск глобального решения, на которое все надеются.
В настоящее время ИКАО разрабатывает четыре варианта единых глобальных мер экономического характера для международной авиации. А именно:
– обязательные международные схемы компенсации;
– обязательные международные схемы компенсации, повышающие доходы;
– международная схема торговли выбросами;
– международная схема «Baseline & Credit», основанная на эффективности.
Эти варианты разрабатываются для рассмотрения Советом ИКАО с целью согласования одного из них на следующей Ассамблее государств – членов ИКАО осенью 2013 года.
«Мы очень воодушевлены тем, как продвигается эта работа в ИКАО, – отметил Тони Тайлер. – Впервые на рассмотрение государствам будут представлены конкретные предложения. Крайне важно, чтобы соглашение было принято на следующей Ассамблее ИКАО. Тогда представители отрасли и правительств смогут вместе противостоять вызовам в области изменения климата, добиться поставленных нами амбициозных целей».

Прогнозы не радуют

ИАТА обновила прогноз на 2012 год. Ожидаемая прибыль в целом по отрасли составит 3 млрд долларов (данный прогноз остался неизменным с момента внесения последних изменений, сделанных в марте). Снижение цен на нефть, более высокий, чем ожидалось, объем пассажирских перевозок, а также вступление сферы грузовых перевозок в фазу роста внесли некоторое улучшение в размер прогнозируемой рентабельности. Однако их влияние ослаблено продолжающимся и все больше углубляющимся кризисом суверенного долга в Европе, из–за которого ожидалось дальнейшее ухудшение ситуации и негативное влияние на экономический рост. Неблагоприятное влияние этих факторов учитывалось при подготовке данного прогноза.
После того как прибыль авиакомпаний достигла своего максимума в 2010 году и составила 15,8 млрд долларов с доходностью в 2,9%, выручка продолжает снижаться второй год подряд. В 2011 году прибыль отрасли сократилась до 7,9 млрд долларов, а чистый доход упал до 1,3%. В этом году согласно прогнозу прибыль отрасли составит 3 млрд долларов, а доходность – 0,5%.
По сравнению с предыдущим прогнозом ожидают увидеть улучшение своих перспектив перевозчики Северной Америки и Латинской Америки. Предсказания, сделанные для африканских перевозчиков, остались без изменений. Однако прогноз по результатам работы перевозчиков Европейского, Ближневосточного и Азиатско–Тихоокеанского регионов был снижен. Убытки европейских перевозчиков, как ожидается, составят 1,1 млрд долларов (что почти в два раза больше прогнозироравшихся в прошлый раз убытков на уровне 600 млн долларов).
«Прогноз по прибыли отрасли в размере 3 млрд долларов остался без изменений. Однако практически все остальные составляющие факторы изменились. В этом году спрос превысил ожидания. А цены на топливо сейчас ниже, чем прогнозировалось ранее, но это на волне ожидания грядущего экономического спада. Кризис еврозоны мешает росту прибыли, и перед нами остается перспектива доходности всего в 0,5%», – считает Тони Тайлер.
Несмотря на то, что авиакомпании сталкиваются с общими проблемами высоких цен на топливо и нестабильностью экономики, ситуации в разных регионах отличаются. Американским перевозчикам предрекается улучшение прогноза на 2012 год. В остальных странах доходность отрасли уменьшается. В Европе стремительно ухудшаются экономические условия для ведения бизнеса, что выражается в значительных потерях. 
Рост мирового ВВП, ключевого фактора прибыльности авиакомпаний, ожидается на уровне 2,1% в 2012 году. Это немного выше, чем 2%, которые прогнозировались в марте. Но по сравнению с прошлым годом экономика растет незначительно, и в этих условиях авиакомпании будут пытаться возместить рост издержек. Опыт показывает, что авиакомпании несут убытки (на мировом уровне), когда рост мирового ВВП падает ниже 2%.
Значительное влияние на отрасль оказывают цены на нефть. Совсем недавно они превышали 120 долларов за баррель, а сейчас опустились ниже 100 долларов за баррель (Brent), поскольку кризис в еврозоне вызывает опасения рецессии. В прогнозе используются последние оценки равновесной цены нефти (Brent), которые были пересмотрены до 110 долларов за баррель (в мартовском прогнозе равновесная цена была 115 долларов за баррель).
Несмотря на снижение цены, по мнению специалистов, 33% операционных расходов авиакомпаний будет приходиться на топливо. Столько же приходилось и в 2008 году, когда цены на нефть подскочили до максимума.
Была представлена аналитика и в отношении объемов перевозок. До апреля текущего года спрос на пассажирские перевозки, измеряемый в доходе на пассажиро–километр, продолжал расти на уровне прогнозировавшихся 6%. Самые высокие результаты были зафиксированы на рынках Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, где экономическая ситуация была более устойчивой. Однако во второй половине года ожидаются более слабые результаты, поскольку проблемы в Европе, которые становятся все сложнее, негативно влияют на индекс потребительской уверенности. Тем не менее высокий спрос на путешествия в первой половине года заставил изменить прогноз, и ожидается, что рост воздушных перевозок составит 4,8%, а не 4,2%, как в предыдущем прогнозе. Количество перевезенных пассажиров составит в этом году 2,966 млрд человек против 2,835 млрд в 2011 году.
Спрос на грузовые перевозки начал расти после резкого спада в 2011 году одновременно с незначительными улучшениями индекса уверенности в деловых кругах ряда экономик за пределами Европы. Но едва наметившийся подъем слаб. Только перевозчики Ближнего Востока наблюдают значительное увеличение объемов перевозок. Европейский экономический спад, как ожидается, будет сдерживать дальнейший рост данной сферы воздушных перевозок. В целом согласно прогнозу 47,8 млн т грузов будет перевезено на воздушном транспорте в 2012 году, что практически равно 47,7 млн т грузов в 2011 году.
Среди особенностей текущего экономического цикла стоит отметить политику авиакомпаний, которые сдерживали увеличение провозных емкостей, что позволило им добиться успеха в эффективном использовании самолетов. Это ключевой фактор, обусловливающий доходность в любом капиталоемком бизнесе. В сфере пассажирских перевозок коэффициент загрузки достиг рекордного уровня во втором квартале текущего года.
По мнению аналитиков ИАТА, ограничиваемый рост провозных емкостей, высокая эффективность использования самолетов и снижение цен на нефть помогут сдержать увеличение расходов в 2012 году на уровне 7,3% по сравнению с ростом на 10,6% в 2011 году. Тем не менее рост выручки сократится еще существеннее: с 9,3% в прошлом году до 5,7% в нынешнем.
Поддержание размера доходов выше уровня затрат – задача, постоянно стоящая перед авиационной отраслью. В 2012 году операционные доходы по прогнозу достигнут 631 млрд долларов, а операционные расходы вырастут до 623 млрд долларов. Итоговая операционная прибыль, или прибыль до уплаты процентов и налогов, в размере 8,6 млрд долларов свидетельствует о незначительной разнице между доходами и расходами. Много не надо для того, чтобы уничтожить 1,4% операционной прибыли. Более того, этих доходов хватит только на то, чтобы заплатить проценты по задолженности, налоги и провести оплату других финансовых операций. Таким образом, по прогнозу ИАТА акционеры авиакомпаний останутся в 2012 году с чистой прибылью в размере 3 млрд долларов.

До встречи в Южной Африке

На пекинском форуме было объявлено, что очередная 69–я Генеральная ассамблея ИАТА (AGM) и Всемирный саммит воздушного транспорта (WATS) состоятся в Международном конгресс–центре Кейптауна 2–4 июня 2013 года. Принимающей стороной станет авиакомпания South African Airways. «Мы будем рады принять представителей сообщества мирового воздушного транспорта в Южной Африке. Благодаря проведению AGM и WATS на африканской земле мировая авиационная отрасль обратит внимание на колоссальные возможности нашей страны, поскольку туристические и торговые связи становятся все крепче как внутри континента, так и за его пределами, что справедливо в отношении как новых, так и уже существующих рынков», – сказал по этому поводу генеральный директор авиакомпании Сиза Мзимела (Siza Mzimela).
Наряду с освещением возможностей Африканского континента AGM и WATS также предоставят площадку для обсуждения существующих здесь проблем. «Экономическому росту в Африке мешают бремя регулирования и низкий уровень безопасности полетов, что усугубляется высокими ценами на топливо во многих частях континента. ИАТА сотрудничает с правительствами, авиационными властями и авиакомпаниями Африканского континента, чтобы повысить безопасность полетов и конкурентоспособность, а также добиться более устойчивого развития отрасли. Проведение AGM и WATS в Кейптауне станет отличной площадкой для привлечения внимания к этим вопросам и проблемам», – отметил Тони Тайлер.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

2.08.2012


просмотры:

370

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться