Как все–таки приятно хотя бы на пять минут почувствовать себя властелином неба, когда ты сидишь за диспетчерским пультом, а перед твоим взором с высоты 45 метров открывается огромная панорама летного поля. На него едва ли не каждую минуту опускаются с неба пассажирские лайнеры или, наоборот, устремляются с взлетной полосы в бесконечное воздушное пространство. И экипажи всех находящихся на земле и в небе воздушных судов должны беспрекословно подчиняться и исполнять твои команды. Наверное, это чувство испытывают каждый раз диспетчеры Московского центра АУВД, заступая на очередное дежурство. А может, я слишком романтизирую одну из ведущих профессий в гражданской авиации. И, идя на работу на командно–диспетчерский пункт, они больше озабочены мыслями о том, с какой непростой ситуацией им придется сегодня столкнуться в воздушном пространстве и какие решения потребуется предпринимать, чтобы обеспечить безопасность экипажей самолетов и пассажиров…
Но в тот февральский день, когда в аэропорт Шереметьево пригласили журналистов, пишущих о транспорте, у диспетчеров, как и у всех работников Шереметьевского центра ОВД, было приподнятое, праздничное настроение: исполнилось 5 лет с того дня, как в соответствии с приказом Федеральной аэронавигационной службы он вошел в состав и стал филиалом МЦ АУВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». 5 лет – срок небольшой, но и за это время здесь удалось создать дружный, сплоченный коллектив высококвалифицированных специалистов, который успешно справляется с организацией и управлением воздушным движением в крупнейшем российском международном аэропорту. А в знаменательный день своего первого юбилея диспетчеры Шереметьевского центра ОВД получили отличный подарок: вступил в строй новый современный, отвечающий всем принятым международным стандартам КДП. И вот наступил волнительный, торжественный момент: под дружные аплодисменты хозяев и гостей заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Константин Махов, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко и директор по строительству ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Павел Чернухин по традиции перерезали красную ленточку у входа в здание и объявили, что с этой минуты новый КДП вступил в строй и приступил к работе.
Но прежде чем гости и журналисты смогли совершить ознакомительную экскурсию и побеседовать с диспетчерами, в здании нового КДП состоялась пресс–конференция. На ней журналистам рассказали, что представляет из себя командно–диспетчерский пункт, почему потребовалось его строительство в Шереметьево и какие задачи предстоит решать здесь диспетчерскому аппарату. Игорь Моисеенко, которому первому предоставили слово, подчеркнул, что в 2012 году удалось добиться значительного увеличения пассажиропотока как на внутренних, так и на международных авиалиниях, и в текущем году ожидается новый прирост. Чтобы решить поставленные перед гражданской авиацией задачи, полным ходом ведется модернизация аэропортов, включая строительство новых зданий аэровокзалов, взлетно–посадочных и других производственных объектов. При этом главный акцент в своей деятельности, по словам Игоря Моисеенко, Росавиация делает на модернизацию будущей аэронавигационной системы страны, на обеспечение высокого уровня безопасности воздушного движения.
– Новый КДП в Шереметьево построен в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Государственным заказчиком проекта выступила Росавиация, заказчиком–застройщиком – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», подряд на строительство выиграло ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Сооруженный объект отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к обслуживанию воздушных судов, – сказал Игорь Моисеенко. – Перед его диспетчерским коллективом стоит задача – повысить контроль за движением воздушных судов, обеспечить надежность и четкую, слаженную работу всех служб аэропорта в условиях высокой интенсивности полетов и сложных метеоусловиях. Построен он по индивидуальному проекту. Здание представляет сложное инженерно–техническое сооружение. Новый КДП оснащен самыми передовыми радиотехническими средствами обслуживания воздушного движения и мощным вычислительным центром обработки данных с радиолокационных станций. В здании установлены современные инженерные системы обеспечения жизнедеятельности. Помимо технических и административных помещений в нем есть методический класс, в котором авиадиспетчеры ежедневно проводят разбор полетов. Оборудована также комната отдыха для персонала, работающего в сменном режиме.
Павел Чернухин главное внимание в своем выступлении уделил особенностям конструкции здания. В частности, на сегодня это самый высокий в стране командно–диспетчерский пункт. Его высота составляет 56 метров. На крыше установлены антенны локатора обзора летного поля и УКВ радиостанций. Общая площадь объекта превышает 3 тыс. кв. м. Строительный объем составил почти 17,5 тыс. куб./м. Расположение вышки КДП с учетом видимости торцов обеих взлетно–посадочных полос обеспечивает горизонтальный угол обзора аэродрома. Вертикальный угол обзора позволяет диспетчерам видеть ближний перрон сектора Шереметьево–1.
– Для витражей наблюдательной вышки выбрана оригинальная конструкция стеклопакетов, – заострил интерес участников пресс–конференции Павел Чернухин. – Отвод атмосферных осадков с кровли осуществляется через обогреваемые водосточные воронки. Учитывая специфику и высотность здания, особое внимание было уделено вопросам противопожарной безопасности. Для доступа на этажи вышки в стволе КДП предусмотрены лифт грузоподъемностью 1000 кг в противопожарном исполнении, эвакуационная лестница с первого до верхнего этажа и вертикальные шахты для прокладки коммуникаций, разделенные противопожарными рассечками по горизонтали и вертикали. Кроме того, на открытых балконах здания на высоте 41 и 45 м установлены спасательные пожарные рукава EUROACE S–1, а на высоте 37 м – канатно–спусковое устройство «Спайдер».
С особой гордостью Павел Чернухин подчеркнул, что по утвержденной проектно–сметной документации стоимость объекта была утверждена в сумме 877 млн рублей, а фактические расходы не превысили 744 млн. По его словам, благодаря применению прогрессивной технологии строителям удалось сэкономить из федерального бюджета более 130 млн рублей.
Директор МЦ АУВД Владимир Ужаков в своем выступлении напомнил, что еще 4 года назад диспетчеры выполняли до 450 взлетно–посадочных операций в сутки, и это казалось пределом их возможностей. Сегодня производительность доведена до 700 операций в сутки, или до 50 в час. Интенсивность воздушного движения на аэродроме Шереметьево с 2008 года выросла более чем на 30%.
– И это не предел, – считает директор МЦ АУВД. – За это время построены два новых терминала. Развивался аэропорт, развивалась и базовая компания «Аэрофлот – Российские авиалинии». Росли потребности в пассажирских авиаперевозках, потребовалась и модернизация системы управления воздушным движением. Строители приступили к возведению нового КДП в 2008 году, а в 2011 работы были завершены. На оснащение объекта новым технологическим оборудованием и техническими средствами инвестировано примерно 160 млн рублей. В течение года оборудование проработало в холостом режиме, поддерживалось инженерами в традиционном состоянии. Кстати, за прошедший год не было допущено ни одного сбоя. И лишь после такой тщательной проверки принято решение о том, что можно начать работать в новом здании. Нет сомнения, что эксплуатация этого важнейшего объекта аэропортовой инфраструктуры позволит сократить до минимума задержки воздушных судов перед вылетом. Он позволяет отслеживать работу всех служб аэропорта и просматривать всю территорию воздушной гавани.
Подводя итоги состоявшемуся на пресс–конференции разговору, Константин Махов особо подчеркнул, что удалось реализовать универсальный, оригинальный проект, создан лучший на сегодня КДП в стране, который позволяет применять новейшие технологические процессы при управлении воздушным движением. Электроснабжение здания обеспечивается от двух независимых линий электропередачи. В качестве резервных источников электропитания служат две дизельные подстанции. Здание построено таким образом, что диспетчеры могут отслеживать движение самолетов не только по приборам, перрон и взлетно–посадочные полосы им видны и непосредственно из окон. Отрадно, что новый КДП на 100% оснащен оборудованием отечественного производства. Современное оборудование автоматизации УВД (КСА Топаз) ОАО «ЛЭМС» позволяет повысить уровень безопасности полетов и пропускную способность диспетчерских пунктов на аэродроме Шереметьево.
– Мы переходим на кратчайшие маршруты заходов воздушных судов на посадку, на создание бесконфликтных зон в столичных аэропортах, – сказал Константин Махов. – Ведь авиадиспетчеры МЦ АУВД контролируют более 56% всех полетов на территории воздушного пространства России. В прошлом году он обслужил более 750 тысяч полетов отечественных и иностранных судов. В ближайшей перспективе предстоит довести эту цифру до миллиона.
Что ж, удачи вам, властелины неба!
Владимир ЧИСТОВ
28.02.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.