Прошедший недавно в России Международный форум по развитию грузовых авиаперевозок
IV AirCargoForum–2013 показал, что лучшим объектом инвестиций в авиационно–грузовом бизнесе являются технологии и IT–решения. Это особенно актуально в свете значительного влияния на данный сегмент так называемого человеческого фактора, по утверждению экспертов – весьма коррупциоемкого.
Мероприятие проводилось «Инновационным центром гражданской авиации» при поддержке Минтранса России и Комитета торгово–промышленной палаты Российской Федерации по логистике в партнерстве с международным аэропортом Новосибирск. В работе форума приняли участие представители Правительства РФ, Минтранса России, ФТС, Ространснадзора, Россельхознадзора, других федеральных органов исполнительной власти, а также IATA, TIACA, аэропортов, грузовых терминалов, грузовых агентов и операторов, авиаперевозчиков, провайдеров IT–услуг.
Главной темой докладов и дискуссий было привлечение инвестиций в авиационно–грузовой бизнес – именно под этим углом рассматривались и лучшие мировые практики создания крупнейших мультимодальных грузо–почтовых хабов на базе аэропортов, и меры по упрощению ведения бизнеса (внедрение e–Cargo и обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте). Компании – лидеры мировой транспортно–логистической отрасли показали, что инвестирование в технологии и передовые IT–решения является основой дальнейшего развития не только отдельных компаний, но и транспортно–логистического рынка в целом.
Было отмечено, что грузовые авиаперевозки настолько интегрированы в повседневную жизнь каждого человека, привыкшего покупать свежие цветы, заказывать товары по Интернету, пользоваться услугами экспресс–почты, что представить современный мир без такой электронной услуги уже невозможно. Поэтому ответственность и задачи этого бизнеса отвечают общенациональным интересам и повышению конкурентоспособности подобных услуг на мировом рынке. А рост грузовых авиаперевозок в высшей степени способствует развитию внешнеторговых отношений России с зарубежными странами.
Заметим, общение проходило в преддверии введения с 1 января 2014 года обязательного декларирования товаров в электронной форме. По информации ФТС, эта процедура коснется всего 2% россиян – участников внешнеторговой деятельности, поскольку остальные уже работают по данной схеме. При этом, по мнению аналитиков, на коррупционность таможенной службы нововведение повлияло незначительно. Возможно, другие IT–технологии, предложенные участниками форума, послужат задаче устранения мздоимства в этой сфере с лучшей эффективностью.
Но в формате мероприятия обсуждались большей частью инвестиционные перспективы применения передовых технологий. Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов в рамках своего выступления на пленарном заседании подчеркнул, что основа для привлечения инвестиций в отрасль создается «синергией трех слагаемых: усилий государства по упрощению условий для ведения бизнеса, внедрения инновационных технологий, в том числе IT, эффективного менеджмента аэропортов–хабов, через которые движутся грузопотоки». В этой связи, как отметил выступающий, «внедрение технологии электронного груза (e–Cargo) в настоящее время является одной из приоритетных задач Минтранса России».
Для решения этой задачи, по словам докладчика, планируется проведение работ по следующим направлениям. Первое – необходима легализация электронной грузовой авианакладной e–AWB в России на основе Многостороннего соглашения IATA о признании электронной грузовой авианакладной в России и электронной расписки приема–передачи груза в формате IATA FSU/RCS. Второе – требуется разработка и внедрение стандарта и технологии использования домашней грузовой накладной (HAWB) и электронной домашней грузовой накладной (e–HAWB) для осуществления мультимодальных консолидированных перевозок авиа– и автоагентами консолидации, экспедиторами, курьерскими и экспресс–перевозчиками и другими логистическими компаниями. И третье – завершение программы Росавиации по сертификации системы авиационной безопасности (САБ) для возможностей формирования электронной декларации безопасности e–CSD.
Замминистра проинформировал о ходе внедрения международного стандарта e–Freight в России. Он отметил, что сегодня ситуация на рынке грузовых авиаперевозок складывается не лучшим образом. Мировой рост грузовых авиаперевозок в августе текущего года по отношению к августу 2012 года составил 3,6%. Рост был обеспечен преимущественно за счет развития ближневосточного и европейского регионов. За январь–сентябрь 2013 года российскими авиакомпаниями было перевезено 730 тыс. тонн груза и почты, что на 1,6% больше аналогичного показателя прошлого года.
«Сегодня внедрение технологии электронного груза – одна из приоритетных задач Минтранса России, – подчеркнул Валерий Окулов. – Внедрение международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок в России осуществляется уже в течение двух лет. За это время были внедрены этапы транзита, трансфера, выпущены соответствующие технологические схемы взаимодействия и приказы Федеральной таможенной службы по временным порядкам».
Разработки ФТС, по словам замминистра, легли в основу электронного сопровождения грузов. В настоящее время завершается работа по внесению изменений в нормативно–правовую базу для внедрения электронной авианакладной: в статью 105 Воздушного кодекса РФ (введение электронных авианакладных), в статью 165 Налогового кодекса РФ, в ряд приказов и административных регламентов Минтранса России и Росавиации.
По словам замминистра, тестовые полеты, выполняемые российскими авиакомпаниями, помогли выявить «узкие места» несоответствия при оформлении перевозок. Он также прокомментировал инициативу Евразийской экономической комиссии о введении с 1 сентября 2015 года обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых через единую таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом: «В настоящее время Минтрансом России и ведущими российскими авиакомпаниями определяются цели и задачи предварительного информирования: что оно даст авиаперевозчикам с точки зрения упрощения таможенного контроля и оформления».
По вопросам предварительного информирования в Таможенном союзе выступила заместитель директора Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Людмила Кузьмич, сообщив, что введение обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте планируется осуществить с 1 апреля 2015 года (аналогичное правило по автотранспорту было принято 17 июня 2012 года). «В качестве основы для разработки объема и состава предварительной информации предлагается использовать состав документов и сведений, определенных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, – отметила она. – Представление предварительной информации должно быть осуществлено перевозчиком либо уполномоченным им лицом не менее чем за 4 часа до прибытия воздушного судна в место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. В случае выполнения воздушным судном полета, протяженность которого составляет менее 4 часов, предварительная информация представляется до фактического отправления воздушного судна». В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в соглашение «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Работа над соглашением проводится в рамках подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе с целью устранения барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
Более подробно вопрос обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте обсуждался в рамках дискуссионной части мероприятия, модератором которой также выступила Людмила Кузьмич. В работе дискуссии приняли участие руководитель грузового подразделения авиакомпании «Эмирейтс Скай Карго» в России Дмитрий Саличев, заместитель начальника отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий Павел Трухин, заместитель генерального директора «Центра ГА» Александр Гусаковский.
В ходе дискуссии Людмила Кузьмич отметила, что в соответствии с №304–ФЗ такие сведения, как ведомость припасов, коммерческие документы на перемещаемые грузы (инвойсы, упаковочные листы), информация об остатках топлива по прибытии воздушного судна и количестве заправляемого топлива по его убытии, сведения об экипаже, о техаптечке не являются и не будут являться объектом предварительного информирования. Кроме того, в рамках предварительного информирования запрашивается информация заявительного типа, не требующая применения электронно–цифровой подписи заявителя.
Данное заявление оказалось чрезвычайно важным для авиаперевозчиков и грузовых операторов и было встречено аплодисментами.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
12.12.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.