В 2013 году количество перевезенных пассажиров выросло на 14% – до 84,4 млн человек, а пассажирооборот увеличился на 15,5% – до 226 млрд п–км. До 78,3% выросла занятость пассажирских кресел. Увеличилась и коммерческая загрузка, составив по итогам года 66,9%. В целом гражданскую авиацию можно отнести к быстрорастущим секторам экономики, а это работает на рост инвестиций в отрасль.
Совершенствуется аэро-портовая сеть. В частности, проведена реконструкция международного аэропорта Сочи. Сегодня регулярные и чартерные рейсы из Сочи выполняют 40 авиакомпаний. Маршрутная сеть включает 60 внутренних и зарубежных направлений. При строительстве инфраструктуры аэропорта учтены самые современные технологические и экологические стандарты.
Обработка багажа производится при помощи высокоинтеллектуального оборудования. Для досмотра пассажиров и багажа применены системы, которые обеспечивают четырехуровневый досмотр при пропускной способности до 7000 единиц в час.
Аэропорт Сочи удобен для пассажиров с ограниченными возможностями: здесь имеются эскалаторы, подъемники, лифты с автоматическим звуковым оповещением и символами Брайля на панелях управления.
В аэропорту используются энергосберегающие технологии: солнечные батареи, установленные на крыше аэровокзала, позволяют обеспечивать 85% горячей воды летом и 25% – зимой.
С 2013 года аэропорт способен обслуживать до 2500 пассажиров в час, а во время Олимпиады этот показатель – 3800 пассажиров в час, что полностью соответствует требованиям МОК.
Существенно обновился в рамках подготовки к Универсиаде–2013 международный аэропорт Казань. В настоящее время он обслуживает ежегодно почти 2 млн пассажиров. Позитивная динамика наблюдается в обслуживании как международных, так и внутренних рейсов.
В течение года проводилась постоянная работа как с авиаперевозчиками, уже выполняющими полеты в аэропорт, так и по расширению географии полетов, увеличению спектра услуг и сервисов для пассажиров – все это способствовало увеличению общего пассажиропотока. В 2013 году маршрутная сеть аэропорта насчитывала 70 направлений, полеты по которым совершали 30 российских и зарубежных авиакомпаний.
Правда, в 2013 году темпы роста пассажиропотока в целом по стране несколько замедлились по сравнению с 2012 годом, но тем не менее гражданские пассажирские авиаперевозки по–прежнему одна из самых динамичных сфер экономики, несмотря на замедление роста ВВП в 2013 году, по предварительным данным, до 1,3%. Следует учитывать, что по мере насыщения рынка авиаперевозок темпы роста пассажиропотока начинают замедляться. По оценкам ряда экспертов, в 2014 году они составят до 9–10%, и эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет.
Ускорителями развития, за счет которых могут сохраниться текущие темпы роста, станут два основных направления – создание рынка лоукост–перевозок и развитие региональных авиаперевозок.
Первым начал создавать своего бюджетного перевозчика Аэрофлот. Основанная им авиакомпания «Добролет» начнет совершать рейсы на внутренних маршрутах уже с апреля. Другие крупные авиа-
перевозчики, вероятно, также постараются выйти на этот рынок, чтобы увеличить свою долю бюджетных перевозок. Это должно способствовать росту пассажиропотока в гражданской авиации за счет конкуренции с железнодорожными пассажирскими перевозками.
Другим стимулом роста отрасли призвано стать развитие региональных авиакомпаний, в частности, на Дальнем Востоке и в Сибири. Государство приняло ряд мер для поддержки авиакомпаний из регионов, например, будет увеличен объем субсидирования. Это позволит перевозчикам повысить рентабельность создаваемых рейсов, так как согласно новой схеме субсидируется не каждый билет, а рейс в целом, что минимизирует негативный эффект от низкой загрузки кресел на таких рейсах. В итоге произойдет расширение региональных маршрутных сетей, что привлечет новых пассажиров и вызовет рост пассажиропотока. Данная схема господдержки наиболее выгодна Аэрофлоту, владеющему большим количеством региональных авиаперевозчиков, в частности, данная мера ускорит развитие созданной в конце прошлого года дальневосточной авиакомпании «Аврора».
Один из пилотных проектов – развитие региональных авиа-
перевозок в Приволжском федеральном округе. На совещании, посвященном первым итогам проекта, министр транспорта РФ Максим Соколов отметил динамичный рост российского рынка авиационных перевозок, демонстрирующий показатели выше мировых. При этом впервые темпы роста региональных перевозок сравнялись с темпами роста авиационного рынка в целом. Этому способствовала реализация программ субсидирования региональных
авиаперевозок, которые действовали и продолжают действовать в нашей стране.
В прошлом году реализованы пять программ поддержки региональной авиации. Всего в 2013 году объем финансирования программ, за исключением Дальнего Востока, составил более 3 млрд рублей, что позволило не только перевезти более полумиллиона пассажиров, но и открыть 80 рейсов. Успешно реализуется программа перевозки пассажиров с Дальнего Востока, в ней приняли участие более полумиллиона человек по 42 маршрутам.
Для стимулирования развития региональной авиации со стороны государства применяется комплексный подход. Существенную поддержку получила наземная инфраструктура аэропортов, оказана помощь авиакомпаниям, обновляющим парк региональных воздушных судов. Только за два года с гос-
поддержкой приобретено 66 региональных самолетов, что позволило перевозчикам сформировать стратегии развития собственного парка воздушных судов и программ обучения пилотов на долгосрочную перспективу.
Если говорить о ПФО, то с момента запуска программы региональных авиаперевозок внутри округа пассажиропоток составил 92 тыс. человек. Таких показателей округ не демонстрировал уже очень давно. Кроме того, в рамках программы дополнительно закуплены 25 новых самолетов. Во всех регионах ПФО проделана большая работа, начиная с софинансирования авиаперевозок и заканчивая проведением различных акций, благодаря которым ряд топливных компаний предоставили скидки на приобретение аэропортами ГСМ.
В 2014 году на реализацию программ развития региональных перевозок предусмотрено 4,2 млрд рублей. Программы сформированы на трехлетний период 2014–2016 гг. и предусматривают охват всей территории Российской Федерации.
В общероссийской программе изменены параметры субсидируемых маршрутов по протяженности – 2400 км, если узловой аэропорт расположен на территории Дальневосточного федерального округа, для остальных по–прежнему 1200 км. При этом дополнительно введен механизм софинансирования с субъектами Российской Федерации, в рамках которого маршрут может иметь любую протяженность. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в пилотном проекте ПФО.
Сохранен приоритет авиаперевозчиков, планирующих использовать для осуществления региональной воздушной перевозки современные воздушные суда российского производства (Ан–148, Ан–140, SSJ–100). С 8 до 18 расширен перечень узловых аэропортов, из которых 4 расположены на территории ПФО – Уфа, Самара, Казань, Пермь.
Маршрутная сеть сформирована из 85 маршрутов. Из них 13 маршрутов обеспечивают авиасвязь с городами ПФО, в том числе: Уфа – Челябинск, Уфа – Курган, Самара – Белгород, Самара – Ярославль, Казань – Астрахань, Казань – Сыктывкар, Казань –– Белгород, Пермь – Ханты–Мансийск, Пермь – Сыктывкар, Екатеринбург – Ульяновск, Екатеринбург – Ижевск, Санкт–Петербург – Киров, Ростов–на–Дону – Нижний Новгород.
Ожидается, что по новым маршрутам будут перевезены более 30 тыс. пассажиров.
Что касается пилотного проекта ПФО, его главным результатом стало двукратное по сравнению с 2012 годом увеличение количества перевезенных в округе пассажиров. В связи с этим принято решение о продолжении программы субсидирования региональных авиаперевозок в ПФО в качестве выделенного пилотного проекта на период 2014–2016 годов.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
6.02.14
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.