Праздники не бывают очередными. Каждый эксклюзивен и имеет свое лицо. Вот и День воздушного флота России – торжественный как для военных, так и для гражданских авиаторов – имеет свои узнаваемые отличия. Но прежде хотелось бы от лица коллектива «ТР» поздравить с этой датой всех, кто связал свою судьбу с авиацией и, конечно же, никогда уже с ней не расстанется.
Отличительной и даже исторической особенностью, не во всем, к сожалению, сопутствующей нынешнему торжеству, явилась вакханалия санкций, принимаемых по отношению к России. В том числе и по отношению к нашей авиации. Яркая иллюстрация, связавшая события, – ситуация с низкобюджетным перевозчиком «Добролет», ключевым направлением полетов для которого должен был стать Симферополь. В бессильной злобе вассальная Европа, желая хоть чем–то угодить своему заокеанскому сеньору, включила новорожденного эксплуатанта в свой черный во всех отношениях список. Рейсы в Крым «Добролету» пришлось отложить.
Политиканы Запада потирали руки. Однако дальнейшее развитие событий пошло не совсем по западному сценарию. Весьма категорично в отношении действий забугорных политиканов высказалась Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. «Предвзятый подход ЕС из политических соображений к отдельной авиакомпании противоречит духу и букве Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации и не способствует созданию и сохранению условий дружбы и взаимопонимания между государствами и народами мира. Напротив, подобная практика подрывает устои обеспечения всеобщей безопасности. Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обращается к Правительству Российской Федерации, органам государственного управления гражданской авиацией с просьбой принять неотложные меры, направленные на исключение фактов дискриминационного отношения зарубежных структур к деятельности отечественной гражданской авиации, обеспечение неуклонного выполнения принятых обязательств, предусмотренных международными соглашениями в области воздушного транспорта», – говорится в заявлении АЭВТ.
Руководство страны услышало просьбу эксплуатантов. Но стоило Кремлю лишь намекнуть о незначительной ответной мере – вероятном запрете транзитных полетов для иностранных авиакомпаний над территорией Российской Федерации – как торжество Евросоюза сменилось негодованием. Там всполошились, дескать, ответ несправедлив, он одномоментно обрушил котировки европейских авиакомпаний. Действительно, буквально в тот же день, как информация о возможности встречного ограничения просочилась в СМИ, акции иностранных авиакомпаний буквально обвалились на европейских биржах. Так, компания Finnair упала в цене на 30 млн долл., а уровень капитализации авиакомпании Air France снизился на целых 11%. Лихорадочные опасения не обошли стороной и инвесторов немецкой Lufthansa, акции которой упали в цене на 2,9%, а капитализация снизилась на 570 млн евро.
О подобных экономических перспективах, спровоцированных недальновидностью так называемых наших западных партнеров, Россия предупреждала неоднократно. Но слышали ее разве что представители бизнеса, которым есть что терять. Занимательно здесь другое. Как только ирландская лизинговая компания BBAM Aircraft Leasing and Management прекратила действие договора сублизинга между Аэрофлотом и «Добролетом», в результате чего последний должен вернуть материнской компании два Boeing 737–800NG, а ее соотечественница SMBC Aviation Capital аннулировала контракт на поставку третьего самолета, случилось «невероятное». На «Добролет» вышел Boeing, который немедленно договорился с лоукостером о прямой поставке сразу 16 самолетов. Правда, первые партии самолетов «Добролет» получит только в 2017 году. А пока предполагается, что наш эксплуатант поищет временного лизингодателя в Азии. Рассматриваются лизинговые компании Китая и Сингапура. Тем самым США еще раз лицемерно продемонстрировали, насколько «высоко» ценит экономический суверенитет своего «побратима» – Европы. Как говорится, ничего личного – только бизнес.
Ответ Керзону
Нам, конечно, придется не- просто. Но вот что интересно – индекс обрабатывающих производств PMI в России впервые за девять месяцев указал на оживление деловой активности, превысив отметку 50 пунктов. По мнению составителей индекса, на это повлияли снижение инфляции и рост новых заказов внутри страны. Заметим, значение данного индекса выше 50 пунктов означает тенденцию к расширению производственной активности, ниже – о ее сокращении.
Но это в целом по стране. А как обстоят дела в сегменте гражданской авиации? Выяснилось, что работа отрасли не идет вразрез со «средней температурой по больнице». И даже по многим параметрам лидирует. Так, сравнительные ее показатели за январь – июнь 2013 и 2014 годов выросли: по пассажирообороту на 7,4%, тонно–километрам – на 5%, перевозкам пассажиров – на 10,8%. Отметим, что цифры роста отнюдь не результат досанкционного задела. В последние месяцы, то есть в самый разгар санкционного маразма, производительность отечественных эксплуатантов возросла еще больше. Причем по всем статьям! Те же показатели по пассажирообороту, тонно–километрам и пассажироперевозкам увеличились в июне соответственно на 11,1, 9,1 и 13,8%. Чем не ответ Керзону?
Всего на начало 2014 года действующий коммерческий парк воздушного транспорта России насчитывал 2805 воздушных судов, в числе которых 688 магистральных и 298 региональных пассажирских самолетов, 134 грузовых самолета, 1124 вертолета. За последние 10 лет состав коммерческого парка кардинально изменился в части расширения типоразмерного ряда воздушных судов и обновления парка. Только за последние 5 лет в парк поступили свыше 600 пассажирских самолетов, в том числе 113 самолетов в 2013 году. В основном обновление парка происходит на основе относительно современной конкурентоспособной авиатехники зарубежного и российского производства, доля которой в действующем парке пассажирских самолетов сегодня составляет уже около 75%, а в объеме выполняемых пассажирских перевозок – около 98%.
Обновление парка отразилось на улучшении экологических параметров. Одним из важных результатов инновационного развития является снижение топливопотребления воздушного транспорта России в расчете на единицу выполненной авиатранспортной работы. Сегодня удельный расход топлива вдвое меньше, чем был в 2000 году, в том числе в 2013 году он снизился на 7% относительно уровня 2012 года.
Столь значимое повышение топливной эффективности отрасли благоприятно сказалось на снижении уровня вредного воздействия воздушного транспорта на окружающую среду. Хотя для российской гражданской авиации, как и для мировой, характерен опережающий рост объемов авиаперевозок, что обусловливает увеличение абсолютных значений годовых объемов расходуемого топлива и выбросов парниковых газов. Так, в сравнении с 2000 годом суммарный расход топлива увеличился на 60%, но в то же время перевозки за этот период выросли в 2,5 раза.
Сравнивая с 1990 годом, характерным для оценки экологических достижений, следует отметить, что выбросы парниковых газов гражданской авиацией России сегодня остаются на треть меньше, хотя объем авиатранспортной работы сегодня примерно на столько же больше.
Современные самолеты не оказывают столь вредного воздействия на окружающую среду, а также благотворно влияют на производственную деятельность авиакомпаний. В пятерке лучших эксплуатантов Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, «Сибирь» и Уральские авиалинии. Удельный вес лидеров (от общего производственного объема эксплуатантов по пассажирообороту) в сравнении с прошлым годом еще более упрочился – с 67,5 до 68,7%. Лучший показатель роста у ЮТэйр – 3,6% и Уральских авиалиний – 1,1%.
Чуть хуже прошлогодних обстоят дела у грузоперевозчиков. Но и здесь намечается позитивная тенденция. В основном за счет усилий неоспоримого лидера – ЭйрБриджКарго. Пока эксплуатант – единственный в первенствующей пятерке, имеющий положительный тренд (1,2%). Напомним, что авиакомпания в 2013 году обеспечила 42,5% рынка грузовых перевозок среди российских авиапредприятий, а ее доля в грузообороте составила 54,8%. Помимо ЭйрБриджКарго основной объем перевозок грузов по–прежнему выполняется авиакомпаниями «Аэрофлот», «Трансаэро», «Волга–Днепр» и «Сибирь».
Достижение данных производственных показателей по перевозкам пассажиров и грузов обусловлено также проведением мероприятий в аэропортах, предотвращающих сбой в их работе.
В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включены 297 аэродромов, из них 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть. Увы, гаваней не становится больше. Но действующие реконструируются. И с этим никто не спорит. Только в 2013 году осуществлен ввод в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно–посадочных полос (в аэропортах Казани, Пензы, Внуково, Магадана, Абакана, Бугуруслана). В 2013 году проведена детальная работа по оценке состояния аэродромной инфраструктуры аэропортов городов, проводящих Чемпионат мира по футболу 2018 года, определены потребные объемы реконструкции (строительства), защищены необходимые объемы финансирования.
Поддерживается и развивается сеть федеральных казенных авиапредприятий. В соответствии с решениями Правительства РФ на базе 56 аэропортов созданы 8 федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Росавиации: ФКП «Аэропорты Севера», ФКП «Аэропорты Камчатки», ФКП «Аэропорты Чукотки», ФКП «Аэропорт Сахалина», ФКП «Аэропорты Красноярья», ФКП «Аэропорт Амдерма», ФКП «Аэропорты Приамурья», ФКП «Аэропорт Кызыл».
Программа субсидирования ФКП, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется Росавиацией в соответствии с правительственным постановлением «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Основной целью их создания является сохранение и развитие наземной инфраструктуры аэропортов и аэродромов, которые в силу особенностей районов их расположения (территориальная удаленность, малонаселенность, суровые климатические условия, низкая интенсивность полетов) не могут осуществлять безубыточную деятельность в соответствии с требованиями авиационных властей страны. Принятые государством меры поддержки с использованием средств федерального бюджета обеспечивают права граждан на передвижение при отсутствии альтернативных видов транспорта.
Росавиацией в рамках проведенных мероприятий, направленных на оптимизацию текущих расходов ФКП, в 2012 году осуществлено рациональное распределение средств по направлениям расходов, позволившее в 2013 году отказаться от повышения ставок сборов на аэропортовое обслуживание для формирования дополнительного источника финансирования содержания ФКП.
Сохранен уровень ставок по ФКП, который в среднем составляет по сбору за взлет–посадку 1400 руб./тонну и по авиационной безопасности – 600 руб./тонну.
В настоящее время планируется создание филиалов ФКП «Аэропорты Севера» на базе аэропорта Тикси и аэропортов Мирнинского авиапредприятия ОАО «АЛРОСА» (аэропорты Полярный, Айхал, Витим, Ленск, Саскылах и Оленек), создание филиалов функционирующего ФКП «Аэропорты Приамурья» на базе аэропорта Экимчан в Амурской области и аэропортов Хабаровского края Херпучи, Аян, Чумикан и Охотск (с последующим переименованием в ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»). Необходимое финансирование на указанные цели учтено в объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Также Росавиация в установленном порядке подавала предложения по увеличению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014–2016 годы на создание филиалов «Аэропорт Енисейск», «Аэропорт Хатанга», «Аэропорт Диксон» ФКП «Аэропорты Красноярья». Одновременно рассматривался вопрос создания филиалов «Аэропорт Байкит», «Аэропорт Ванавара», «Аэропорт Тура (Горный)» ФКП «Аэропорты Красноярья».
По обращениям заинтересованных глав субъектов Российской Федерации Росавиация рассматривает вопросы целесообразности создания новых федеральных казенных предприятий на базе аэропортов республик Коми, Бурятия, Карелия, Сибирского и Северо–Западного федеральных округов, Забайкальского края, Мурманской, Иркутской и Вологодской областей.
По предварительному анализу, это потребует выделения дополнительных бюджетных средств в объеме более 5 млрд руб. ежегодно. Экономические условия функционирования аэропортов с малой интенсивностью полетов таковы, что без существенной государственной финансовой поддержки сохранить и поддержать имеющуюся сеть северных аэропортов местных воздушных линий в состоянии эксплуатационной годности практически невозможно. Таким образом, задачу сохранения имеющейся сети аэропортов, обеспечивающих местные и региональные перевозки, предлагается продолжить решать через программы субсидирования как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации.
России крылья не подрезать!
Развитие отрасли будет продолжено соответствующими темпами. В рамках реализации мероприятий государственных программ, в которых предусматривается осуществить бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности, Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) в 2014 году и на среднесрочную перспективу (2015–2017 годы) определены множество задач.
По подпрограмме «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2014 году планируется финансирование из средств федерального бюджета в размере
40 122,7 млн руб., в 2015 году –
51 630,6 млн руб., в 2016 году –
42 552,6 млн руб., в 2017 году – 44 774,7 млн руб.
Определены приоритетные направления деятельности Росавиации:
– развитие Московского авиационного узла. На модернизацию МАУ планируется выделить в 2014 году 8541,2 млн руб., в 2015 году – 13 998,9 млн руб., в 2016 году – 10 963,5 млн руб., в 2017 году – 8395,6 млн руб.;
– подготовка аэропортов (за исключением МАУ) к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Программой предполагается освоение в 2014 году
10 925,6 млн руб. (в том числе дополнительно выделяемые 5547,5 млн руб.), в 2015 году – 14 126,1 млн руб. (в том числе дополнительно выделяемые 8987,1 млн руб.), в 2016 году – 11 762,5 млн руб. (в том числе дополнительно выделяемые 5476,6 млн руб.), в 2017 году – 6248,5 млн руб.;
– подготовка к проведению заседания Совета глав государств – членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС в 2015 году в г. Уфе. На эти цели будут направлены в 2014 году – 1 млрд руб., в 2015 году – 3508,6 млн руб., в 2016 году – 1722,9 млн руб., в 2017 году – 1142,4 млн руб.;
– реконструкция аэропортов Дальнего Востока и Байкальского региона. Сюда будет инвестировано в 2014 году 2113,8 млн руб., в 2015 году – 4170,5 млн руб., в 2016 году – 4604,2 млн руб., в 2017 году – 11 829,9 млн руб.
На мероприятия по модернизации объектов управления воздушным движением, предусмотренные Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 годы)», в 2014 году планируется финансирование из средств федерального бюджета в размере 894,6 млн руб. В следующем году объем инвестиций возрастет до 1 310,4 млн руб., а далее, в 2016–2017 годах пойдет на снижение и составит соответственно 964,2 и 964,2 млн руб.
Одной из наиболее значимых задач на ближайшую перспективу, стоящих перед Росавиацией, остается развитие региональных и местных авиаперевозок. Реализация данной задачи в 2014 году и среднесрочной перспективе 2015 и 2016 годов предусматривает:
– сохранение и развитие инфраструктуры аэропортов регионального и местного значения, в первую очередь в труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Сибири, Дальнего Востока;
– повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности);
– совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения и обеспечение развития региональных перевозок.
В 2014 году намечена реализация ряда программ субсидирования перевозок пассажиров по территории страны. Среди них:
– программа субсидирования организаций воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации. На реализацию данной программы предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3580 млн руб.;
– программа субсидирования организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе. Осуществление ее обойдется бюджету в 620 млн руб.;
– программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. В рамках ее реализации в 2014 году планируется расширение перечня субсидируемых маршрутов следующими направлениями: Иркутск – Санкт–Петербург – Иркутск и Иркутск – Сочи – Иркутск. Госрасходы на год здесь составят 3372,5 млн руб.;
– программа субсидирования перевозок пассажиров из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении реализуется с 2011 года. Государство запланировало выделить на ее реализацию в 2014 году 466,97 млн руб.
Конечно же, это не все из того позитивного, о чем можно сказать. Вероятно, кому–то покажется, что статья переполнена радужными цифрами. Но за каждой из них конкретные труженики – пилоты, диспетчеры, техники, менеджеры… Именно им предстоит двигать отрасль дальше. Именно они более других сознают, что страна, имеющая богатейшие исторические традиции в авиастроении, деятельности военной и гражданской авиации, несомненно, продолжит их. России крылья не подрезать!
14.08.14
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.