В Москве состоялась 10–я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia–2017.
Это – крупнейшая европейская и единственная российская выставка, которая представляет мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной индустрии – от проектирования и производства до эксплуатации. Организатор выставки – Министерство промышленности и торговли. Место проведения – традиционно МВЦ «Крокус Экспо».
Событие международного масштаба
С приветствием к организаторам, участникам и посетителям юбилейной выставки обратился Президент России Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что она «по праву считается признанной площадкой для демонстрации новейших достижений инженерной мысли, инновационных разработок и услуг как российских, так и зарубежных компаний». Он отметил, что Россия, обладающая уникальным производственным, интеллектуальным, кадровым потенциалом, заинтересована в том, чтобы международная выставка вертолетной индустрии и впредь расширяла географию участников, служила укреплению сотрудничества и партнерства в сфере высоких технологий.
Приветствия в адрес выставки направили также заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, руководитель Росавиации Александр Нерадько и другие.
Дмитрий Рогозин, в частности, подчеркнул, что за 10 лет Международная выставка вертолетной индустрии «стала не просто событием всероссийского масштаба, но и укрепила за Россией звание одного из главных центров мирового вертолетостроения».
О том, что выставка вызвала немалый интерес, свидетельствовал наплыв как профессионалов вертолетной индустрии, так и посетителей, среди которых было немало студентов отраслевых вузов, любителей авиации, энтузиастов высоких технологий. Посетители с интересом изучали винтокрылые машины, фотографировались на их фоне. Одними из самых заинтересованных посетителей оказались дети, которым было не только позволено посмотреть на технику, но и побывать в кабинах машин. Как говорят их родители, на выставку привело любопытство, но не исключено, что эта экскурсия повлияет на выбор профессии в будущем.
Работа выставки постоянно сопровождалась гулом вертолетов, которые садились на площадку возле «Крокус Экспо».
Мероприятие освещали более 300 российских и зарубежных СМИ.
Часто слышалась иностранная речь, и этот факт директор выставки HeliRussia 2017 Жанна Киктенко прокомментировала так:
– Невзирая на санкции против нашей страны, свои достижения в области вертолетной индустрии в столице России показали 237 компаний, в том числе 50 зарубежных из 21 страны мира: Великобритания, Германия, Китай, Италия, США… Присутствовали на выставке даже Австралия и ЮАР. Самая крупная зарубежная экспозиция была у Франции. Всего были представлены 22 вертолета, два гироплана, 15 беспилотных летательных аппаратов отечественных и зарубежных производителей, а деловая программа включала в себя свыше 60 мероприятий, в которых приняли участие более 1300 представителей зарубежных и российских компаний. Прошли десятки конференций, «круглых столов», мастер–классов и презентаций. Эти показатели установили абсолютный рекорд за всю историю проведения выставки с 2008 года.
Россию на HeliRussia–2017 представили 23 предприятия, входящие в состав ГК «Ростех», в том числе холдинг «Вертолеты России» – титульный спонсор выставки, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «РТ–Химкомпозит», «Технодинамика», Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Рособоронэкспорт», Раменское приборостроительное КБ, «Аэроприбор–Восход» и т. д.
Как отметила Жанна Киктенко, все годы существования выставка – в постоянном движении вперед: «Мы стараемся улавливать все новые тренды развития вертолетной индустрии. Юбилейная не стала исключением, более того, оказалась богатой на различные новинки гражданского и двойного назначения, ранее не демонстрировавшиеся «вживую».
От Ми–8 до Ми–38
Глядя на винтокрылые машины, размещенные в выставочном комплексе и перед ним, вспомнил вот о чем. Работая над книгой о военных вертолетчиках в Афганистане, удивился тому, что многие из моих собеседников, даже Герои Советского Союза, до командировки на войну окончили не высшие, а средние специальные заведения. Это красноречивое свидетельство того, что многие годы отношение к вертолетам в нашей армии было, мягко говоря, прохладным. Средним было даже Сызранское военное авиационное училище летчиков, которое готовило пилотов винтокрылых машин. А ведь к тому времени большинство военных вузов уже были высшими. Естественно, ни о какой вертолетной индустрии в Советском Союзе говорить не приходилось…
На взгляды советского руководства кардинально повлияла война в Корее 1950–1953 годов, в ходе которой американцы массово применяли вертолеты для перевозки грузов в труднодоступную местность, высадки десантов, эвакуации раненых и попавших в окружение. Именно там впервые проявилось главное преимущество вертолета – возможность летать в труднодоступной местности, взлетать и садиться на любые клочки поверхности. Были сделаны выводы. В частности, поддержку государства получило ОКБ Михаила Леонтьевича Миля, в котором была создана линейка крылатых машин, в том числе Ми–8.
– Этот вертолет справедливо называли легендой Афганистана, – считает Герой России Игорь Тарелкин. – По большому счету, на этой машине, без всякого преувеличения, держался весь наш контингент. И это не просто красивые слова, а реальность. Спросите любого ветерана той войны, с чем ассоциируется его служба, и он обязательно назовет ключевое слово «вертушки»! Именно «восьмерка» могла приземлиться практически на любой пятачок, что было очень важно в горных условиях.
Примечательная деталь: 15 мая 2008 года именно Ми–8 пронес над МКАД самый большой флаг России в честь открытия первой выставки HeliRussia. Это стало символическим стартом для нового этапа в славной, легендарной, но такой непростой истории отечественной вертолетной отрасли.
О легендарной «восьмерке» вспомнилось потому, что ныне ей на смену пришли новые мощные машины. Одна из них – Ми–38–2 – была размещена на открытой площадке и привлекала всеобщее внимание. Как считают в пресс–службе холдинга «Вертолеты России», эта машина производства Казанского вертолетного завода в ближайшее время станет основным поисково–спасательным и транспортно–десантным вертолетом. Благодаря использованным техническим решениям, машина, оснащенная новыми высокоэкономичными двигателями российского производства и интегрированным цифровым пилотажно–навигационным комплексом, превосходит другие вертолеты своего класса по основным летно–техническим характеристикам и грузоподъемности. Она может эксплуатироваться в любых климатических условиях, включая морской, тропический и холодный климат. Именно поэтому специальную модификацию машины получит арктическая группировка наших войск.
От Арктики до Антарктики
Развитие гражданского вертолетостроения – приоритетная задача Правительства России, ведь крылатая машина нужна нефтяникам и газовикам, оленеводам и спасателям. Так что необходимость страны в вертолетах очевидна, однако по их количеству на душу населения мы отстаем от ведущих стран. Если в Канаде на миллион жителей приходятся 56 вертолетов, то в России – 14. Отечественный парк гражданских вертолетов насчитывает 1710 машин различных модификаций, из которых эксплуатируется лишь тысяча. Еще меньше иностранных вертолетов, которые занимают в основном нишу легких машин.
Как отметил исполнительный директор компании «Авиа Порт» Олег Пантелеев, общая численность винтовых машин в России в последнее время растет медленно, однако происходит постоянная замена устаревших вертолетов на современные, такие как «Ансат» – легкий многоцелевой вертолет с гидромеханической системой управления.
На выставке были представлены три «Ансата» в различном оснащении. Вертолет может использоваться для перевозки пассажиров и грузов, медико–эвакуационных и спасательных работ, а также решения задач по охране общественного порядка и других специальных работ. Согласно сертификату, конструкция вертолета позволяет в течение одного часа трансформировать его как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью перевозки 7–10 человек.
В мае 2015 года сертификацию прошла модификация вертолета с медицинским модулем, которая соответствует всем международным стандартам санитарной авиации и позволяет спасти жизнь человека на период транспортировки. Посетителям выставки был продемонстрирован мастер–класс по работе медицинских бригад с вертолетом «Ансат», в частности, эвакуация пострадавших с высокой эффективностью и в сжатые сроки.
«Традиционно мы принимаем самое активное участие в работе HeliRussia, и этот год не стал исключением. В рамках выставки прошли несколько знаменательных мероприятий с участием холдинга, особый акцент был сделан на санитарной авиации. Мы торжественно передали заказчику вертолет «Ансат» в медицинском оснащении», – заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
Всего холдинг в ближайшее время планирует передать Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) шесть медицинских вертолетов «Ансат». Стороны также заключили соглашение, предусматривающее поставку ГТЛК в общей сложности около 60 медицинских вертолетов.
Велик интерес со стороны российских и зарубежных транспортных компаний к обновленному бестселлеру для гражданского рынка – Ми–171А2. Он был представлен на открытой площадке. Вертолет разработан на основе прославленного семейства Ми–8/17 и создается с учетом самых эффективных решений и технологий. Как подчеркнули в пресс–службе «Вертолетов России», эта машина обладает высокими летно–техническими характеристиками, а также наличием современного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования.
По мнению председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии России Михаила Казачкова, спрос на российские вертолеты велик как внутри страны, так и за рубежом. Российские вертолеты эксплуатируется сегодня в 70 стран мира. За 30 лет наша страна продала только «милевских» машин более 4 тыс. В этом году планирует поставить отечественным и зарубежным заказчикам 220 вертолетов. Кроме линейки винтокрылых машин ОКБ Миля, спросом у покупателей пользуются вертолеты компании «Камов», в частности Ка–62, предназначенные для перевозки пассажиров, экстренной медицинской помощи, выполнения операций по поиску и спасению, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка Ка–62 может осуществлять поисково–спасательные и эвакуационные работы в горных районах.
Согласно стратегии авиационного кластера ГК «Ростех» к 2025 году доля гражданской продукции кластера должна вырасти с 10% до 30–40%. В частности, перед холдингом «Вертолеты России» поставлена задача удержать и нарастить присутствие в мировом вертолетостроении за счет вывода на международный рынок гражданских вертолетов «Ансат», Ка–226Т, Ка–62, Ми–38, а также за счет создания новых моделей и модификаций вертолетов и модернизации уже имеющихся.
Судя по цифрам, прозвучавшим на HeliRussia–2017, ориентиры вполне реальны. Как сообщил Андрей Богинский, холдинг «Вертолеты России» заключил контракты на значительные суммы: «В ходе выставки мы подписали ряд соглашений, которые позволят нам и дальше работать по нашим проектам. Всего подписано соглашений на сумму порядка 20 млрд руб.».
Речь идет не только о спросе внутри страны. Например, Мексика решила приобрести значительную партию вертолетов Ми–17. «Мексиканские военные высоко оценивают российские вертолеты, успевшие прекрасно зарекомендовать себя в решении самых разных задач, в том числе при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Россия готова в полной мере удовлетворить потребности Мексики в закупке значительной партии современной вертолетной техники», – сообщил в ходе выставки заместитель директора Федеральной службы по военно–техническому сотрудничеству России Анатолий Пунчук. Он также сообщил, что «Аргентина в ходе недавних переговоров подтвердила свою заинтересованность закупить в России еще партию вертолетов Ми–171Е для работы в Антарктике». Он отметил, что эта страна убедилась в высоких эксплуатационных возможностях российских вертолетов при работе в условиях антарктических широт. Проявили интерес к российским вертолетам Бразилия, Эквадор, Боливия, Парагвай, которые направили официальные запросы на поставку им нашей техники.
Нам сверху видно все…
Большое внимание на выставке было уделено беспилотным летательным аппаратам, которые были показаны не только на стендах, но и в действии. Их представили российские компании, в частности, «Авиационные роботы» и «Геоскан 201», а также специалисты из Латвии и Франции.
Интерес специалистов и посетителей выставки вызвал квадрокоптер «БАС ЮРИК». Свое имя он получил не в честь своего создателя, как может показаться. Полностью название дрона расшифровывается как «Беспилотная автоматическая система юстировки работы исследуемой конструкции». По заверениям разработчиков, это самый крупный квадрокоптер в мире. Его габариты внушают уважение: более четырех метров в длину, более трех в ширину и почти полтора метра в высоту. «ЮРИК» может летать на скоростях до 250 км в час, преодолевать дистанции свыше 200 км и, самое главное, – поднимать в воздух до 120 кг груза при собственном весе 110.
– Этот аппарат – результат работы консорциума, созданного в рамках Национальной технологической инициативы группы «АэроНет». Его разработчики – участники группы НПО «Авиационно–космические технологии» и АО «Электроавтоматика». В настоящее время идут испытания демонстратора, начало серийного производства изделия намечено на 2018 год, – рассказал главный конструктор дрона, авиатор и путешественник Александр Бегак.
По его словам, аппарат может не только приземляться в любом месте, но и срочно эвакуировать раненого на несколько километров от места происшествия, а также доставлять посылки и грузы. Выполнять автономные миссии он способен даже в отсутствие сигнала GPS и ГЛОНАСС.
Беспилотник в разобранном состоянии помещается в пассажирский микроавтобус, а его подготовка к полету занимает не более 15 минут. На Helirussia–2017 показан демонстратор дрона. Действующий прототип будет представлен в июле этого года на МАКС–2017.
На «круглом столе», посвященном проблемам беспилотной авиации, обсуждалось их использование для поиска и спасания людей, перевозок грузов, в сельском хозяйстве, а также для выполнения задач в частных целях: фото–, видеосъемка, соревнования, обеспечение безопасности, телекоммуникация, передача информации…
Как считают специалисты, в последнее десятилетие разработка и производство беспилотных авиационных систем (БАС) являются наиболее динамичным сегментом мировой авиационной отрасли и стабильно обеспечивают совокупный среднегодовой темп роста не менее 10%. Даже в периоды общего спада отрасли сегмент БАС демонстрирует положительную динамику. В настоящее время основные объемы этого рынка обеспечиваются потребителями из силового сектора, решающими задачи военных и специальных применений, охраны границ, охраны общественного порядка и т. п.
Как отметил директор Ассоциации ЭРБАС Глеб Бабинцев, именно беспилотники могут открыть абсолютно новые возможности в исследовании труднодоступных районов Крайнего Севера. Там, где человек потратит месяцы, только чтобы добраться, дрон в считанные часы соберет необходимую информацию с видео– и фото подтверждением. В проверке нефтегазовых трубопроводов один аппарат заменяет бригаду инспекторов. Раньше поиск трещин во льдах Арктики проводился вручную или с вертолета. Применение беспилотных летательных аппаратов позволит делать это быстрее и эффективнее.
Динамично развиваться отрасли, по мнению специалистов, мешает несовершенство законов, и в этом плане большие надежды возлагаются на работу Минтранса, который взял на себя подготовку нормативных документов и сопровождение проектов с применением беспилотных транспортных систем. Блок нормативных документов призван дополнить обновленную редакцию Воздушного кодекса, который легализовал использование беспилотников в России.
* * *
…Три дня в рамках HeliRussia–2017 ведущие разработчики и производители винтокрылых машин всех типов из России и многих стран мира обменивались информацией, находили новых партнеров, обменивались мнениями о путях развития на различных площадках.
«Визитными карточками» деловой программы выставки стали регулярные мероприятия, которые неизменно привлекают внимание специалистов. В частности, международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» прошла уже 9–й раз. Она приобрела успех в профессиональных кругах за счет уникальной информации о вертолетном рынке и ее анализа, который предлагается участникам.
Еще одно знаковое мероприятие – 6–я межведомственная научно–практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация – 2017».
Новым мероприятием в программе выставки стала конференция «Авиация и экология», которая проводится в поддержку «Года экологии», объявленного Президентом России. На ней были рассмотрены негативные факторы воздействия на экологию со стороны вертолетной техники и авиапредприятий, а также перспективы повышения их экологичности.
Среди тожественных мероприятий стоит отметить подведение итогов конкурсов «Вертолеты XXI века–2017» и «Лучший аэродром АОН России – 2017», награждение победителей фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», организованного Ассоциацией вертолетной индустрии. Экспозиция из лучших 40 фоторабот была открыта все дни выставки.
Главный вывод, сделанный специалистами: российская вертолетостроительная отрасль находится в постоянном поступательном развитии и на следующей выставке можно ожидать целый спектр новых перспективных разработок.
Владимир ГОНДУСОВ
Фото автора
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.