Его столицей стал центр авиации общего назначения
на аэродроме Первушино, что в пригороде Уфы
СЛЕТ
Творцами авиации с самого ее зарождения были энтузиасты. И такая традиция продолжается и по сей день.
Таким энтузиастом является Сергей Миннигулов, юрист по профессии, а наряду с этим – летчик–спортсмен. Он полтора года назад возглавил региональный отдел ДОСААФ по Республике Башкортостан. Сергей Миннигулов является членом комиссии по вопросам развития авиации общего назначения при Президенте РФ. При его активном и непосредственном участии с 2006 года проводятся всероссийские слеты любителей авиации «Открытое небо», которые сопровождают специализированные выставки малой авиации и производителей авиационной техники.
Основными организаторами XII слета стали Всероссийская организация пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (АОПА), Уфимский учебно–методический центр малой авиации, Федерация спорта сверхлегкой авиации Республики Башкортостан, Башкирская выставочная компания, а также региональное отделение ДОСААФ России в Республике Башкортостан. Поддержку мероприятию оказали правительство Башкортостана и министерство молодежной политики и спорта республики, городская администрация Уфы и администрации Кушнаренковского района, на территории которого находится аэродром Первушино.
Нынешний год для мероприятия стал знаковым – он является юбилейным для ДОСААФ, которое было основано в 1927 году и первоначально называлось Осоавиахим. На протяжении всей истории основой общества являлась авиация. Оценивая значение Осоавиахима, следует отметить его роль в подготовке будущих военных летчиков. Этому обществу мы обязаны в первую очередь тем, что советская авиация смогла достойно встретить и отразить нападение гитлеровской Германии. Каждый третий летчик, награжденный звездой героя Советского Союза, был выпускником аэроклуба. Немалую роль Осоавиахим, а в дальнейшем ДОСААФ, сыграл и в развитии гражданской авиации. Выпускниками аэроклубов являлись многие пилоты, чья летная биография пришлась на «золотой век» отечественной гражданской авиации.
В приветственном обращении пилота–инструктора аэродрома Первушино Александра Лынника было отмечено, что ДОСААФ и авиация общего назначения должны развиваться в содружестве и решать общие задачи, из которых одна из главнейших состоит в укреплении позиций отечественной авиации в целом и в подготовке пилотов.
Церемония торжественного открытия слета продолжилась в небе. С самолета Ан–2, который пилотировал начальник Парашютного центра при аэродроме Первушино Автандил Самушия, совершили прыжки парашютисты, которые несли в небе флаги с изображением герба Уфы, символа ДОСААФ, логотипов аэродрома Первушино.
В программу открытия слета вошло выступление уникальной пары, состоящей из двух абсолютно непохожих друг на друга самолетов – американского биплана Pizz и российского моноплана Як–55. Уникальный дуэт составили братья Илья и Николай Голубцовы (Илья на Як–55, Николай на Pizz). В прошлом они выступали исключительно как соперники, но на первушинском авиационном празднике они составили дуэт. В паре они выполняли многие фигуры высшего пилотажа, включая и «мертвую петлю». Як–55 по праву может считаться ретросамолетом – ОКБ А.С. Яковлева создало его в 1979 году. Самолет предназначался для выполнения фигур высшего пилотажа с малыми радиусами разворотов. Чтобы это было возможно, самолет был снабжен усиленным крылом. Но такие фигуры высшего пилотажа со временем потеряли то распространение, которое имели раньше, что сказалось на судьбе программы Як–55. Всего были изготовлены немногим более сотни воздушных судов данного типа. В настоящее время «на крыле» остались только три, один из которых принял участие в авиационном балете на первушинской сцене. Чтобы понять значимость этого самолета для истории отечественной авиации, достаточно вспомнить, что на нем осваивала летное мастерство Светлана Савицкая, ставшая не только летчицей, но и второй после Валентины Терешковой женщиной–космонавтом.
Ретросамолетом является также подкосно–расчалочный биплан Pizz, внешне напоминающий истребитель И–15 конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова, но, в отличие от последнего, имеющий закрытую кабину.
Репертуар первушинского авиационного балетного театра был дополнен и выступлением крылатого дуэта «Серебряные крылья», выступающего на самолетах «Сетус» (это одномоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, построенный по традиционной схеме). Дуэт составили пилоты–спорт-
смены Айрат Максатов и Олег Бугряшов. Эта пилотажная группа была основана всего год назад и уже успела приобрести популярность не только в башкирском небе, но и на многих других авиационных праздниках.
Одним из значительных событий нынешнего слета стало прибытие из Самары ретросамолета У–2 (По–2), отреставрированного самарскими энтузиастами. Легендарный биплан представлял пилот Евгений Смирнов. Этот самолет является ровесником Великой Победы – он был построен в 1945 году. Несомненно, он вошел в число главных участников прошедшего праздника. Созданный в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова самолет У–2 является ровесником Осоавиахима – опытный образец совершил первый полет в 1927 году. Именно на нем осваивали летное мастерство воспитанники всех созданных в СССР аэроклубов. Собственно говоря, именно для авиационных учебных заведений он и был создан. Важной отличительной чертой У–2 является высокая степень безопасности эксплуатации – он прощает курсанту многие ошибки, неизбежные при первых шагах в небо. В первушинском небе были продемонстрированы высочайшие характеристики легендарного воздушного судна – У–2 может совершать полет даже со скоростью 12 километров в час. Примечательно и то, что, хотя его мотор М–11 отличался громогласностью, он мог летать и бесшумно. Во многом благодаря этому он и использовался как легкий ночной бомбардировщик, на котором громили врага женщины–летчицы, прозванные фашистами «ночными ведьмами».
Выдающимся событием прошедшего в первушинском небе слета стало участие в нем легкого вертолета «Орлан», созданного в стенах конструкторского бюро при Пермском машиностроительном заводе. На «Орлане» выступал пилот Виктор Томилин. Этот вертолет создан год назад – в 2016 году. Его выступление на нынешнем слете являлось премьерой – он в России еще нигде не демонстрировался. На первушинской «балетной сцене» он показал многие фигуры пилотажа для вертолетов, в том числе непременную «воронку». А как ловко и с каким изяществом он двигался то боком, то задом наперед! Одним словом, настоящий винтокрылый балет! При этом трудно сосчитать, сколько раз на различных конференциях по вертолетной тематике было сказано, что в России легких вертолетов нет.
В программу представления авиационного театра вошло и выступление уникальной группы, состоящей из разных самолетов – «Аэропракта», двух «Саванн» (серийный выпуск которых планируется организовать в Уфе) и одного «Роланда», который пилотировал Сергей Миннигулов.
Все названные пилотажные группы радовали гостей праздника не только в первый, но и на третий день. В программу вошли также выступления пилотов, построивших свои самолеты собственными руками. Из всего крылатого сообщества выделялся самолет, построенный энтузиастом–изобретателем Талгатом Иргалеевым. Внешне он напоминает аэропланы, которые строились на заре развития авиации. Когда он находится в воздухе, создается впечатление, что фюзеляжа у него вовсе нет и летят только крыло и оперение. Создатель самолета выполнил на нем многие фигуры пилотажа.
Наследником пионеров отечественной авиации стал изобретатель из Ижевска Юрий Ермаков, построивший в своем гараже самолет, получивший название Ер–2 (не путать с одноименным бомбардировщиком времен Великой Отечественной войны, созданным конструктором Ермолаевым). Юрий Александрович является профессиональным пилотом. Он окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации и летал в качестве командира воздушного судна на Ан–2 и Ту–134 в Ижевском авиапредприятии, реорганизованном в авиакомпанию «Ижавиа». В 1999 году он по состоянию здоровья был списан, но, как известно, летчики бывшими не бывают. Кто приходит в авиацию, тот расстаться с ней не может. И, будучи на пенсии, Юрий Ермаков решил построить самолет собственной конструкции. В первушинском небе самолет продемонстрировал высочайшие летно–технические данные, взлетая почти с места. Организаторы слета называли Юрия Александровича «наш Кулибин».
Составной частью слета стала и специализированная выставка по тематике авиации общего назначения. В состав участников вошла самарская компания «Авиаспектр–плюс», специализирующаяся, в частности, на создании винтов изменяемого шага. Специалисты компании при создании винтов применяют решения, способствующие уменьшению износа трущихся деталей. Основным преимуществом является минимизация люфтов за счет повсеместного использования подшипников качения. В число новых решений вошла и идея заделки лопасти в стакан. Надежность такой лопасти была испытана на оборудовании Самарского Аэрокосмического университета. Спроектированная компанией «Аэроспектр–плюс» ступица ничем не уступает заграничным образцам и изготавливается на станке с ЧПУ. Управляющая винтовая пара изготовлена из нержавеющей стали и бронзы. Представленный на выставке образец винта изменяемого шага изготовлен в трехлопастном варианте. Лопасти изготовлены из углепластика, благодаря чему снижен их вес. Нагрузка на исполнительный механизм уменьшена в два раза, что увеличивает срок службы каждой лопасти.
Значительный интерес гостей и участников слета вызвал стенд казанской фирмы «МВЕН», специализирующейся как на самолетах авиации общего назначения, так и на средствах спасения – быстродействующих парашютных системах (БПС). Назначение данной системы состоит в спасении воздушного судна вместе с пассажирами и экипажем. В настоящее время фирма «МВЕН» является единственным в России и СНГ производителем систем спасения. Ими оборудовали свои воздушные суда около полутора тысяч пилотов. Согласно различным данным, эта система уже спасла около 50 жизней. В июле 2016 года Межгосударственный авиационный комитет выдал фирме свидетельство о годности на БПС.
В выставке приняла участие и компания, специализирующаяся на создании светосигнального оборудования для аэродромов авиации общего назначения и вертодромов. Компания производит фонари со светодиодными лампами, яркость которых может регулироваться. В продуктовый ряд компании входит и мобильное светосигнальное оборудование, которое может быть развернуто на местах временного базирования различных воздушных судов, как самолетов, так и вертолетов. Руководитель компании Дмитрий Шаповалов провел презентацию своей компании и продемонстрировал различные образцы светосигнального оборудования.
Следует отметить, что в рамках слета была проведена большая деловая программа, представлявшая собой серию семинаров. А завершился слет церемонией награждения участников конкурса на лучшее воздушное судно. В число победителей вошел Юрий Ермаков. Ведущий церемонии Сергей Миннигулов заверил всех собравшихся, что слеты любителей авиации в Первушине будут проводиться и в дальнейшем.
Петр КРАПОШИН
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.