Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Облако в штанах

Облако в штанахАвиаотчетность
в завесе пепла вулкана.

Облако в штанахУтверждают, что в Арканзасе есть закон, принятый еще в пору отцов–основателей, который гласит: река Арканзас Ривер не может подниматься выше моста в городе Литтл Рок. Неизвестно, присмирел ли с тех пор объект применения этакого причудливого нормотворчества, и какие карательные меры предпринимались к реке, если она все–таки выходила за дозволенные ей рамки. Правда, сегодня куда интереснее другой ракурс. Вот бы применить такую занимательную практику в отношении вулкана Эйяфьятлайокудль, по существу взявшего в заложники авиатранспорт Европы и части России. И дел всего–то на страничку текста, и расходов всего – ничего…
Современные нормотворцы куда цивильнее своих предшественников. В неравной схватке со своенравным вулканом, не особо доверяя архаичным панацеям, чиновники европейских стран полагаются на здравый смысл. А он диктует исключительно компромиссы. Природный катаклизм, в результате которого были закрыты десятки аэропортов и в общей сложности были отменены около 100 тыс. рейсов, шапками не закидаешь. Хотя предлагался и такой в буквальном смысле проект – накрыть докучливое жерло огромной снежной шапкой – свидетельствующий о том, что и в цивилизованной Европе присутствуют лихие «креативщики», охочие до дармовых бюджетных средств. Предложение это, конечно же, не рассматривалось. Вместо этого Европейское агентство по безопасности воздушного транспорта (EASA) предложило ввести новые процедуры регулирования полетов при распространении вулканической пыли, которые уменьшат необходимость закрытия значительного воздушного пространства. Представители агентства считают, что в Европе будет внедрена американская схема, при которой создается 190–километровая буферная зона, где не допускаются полеты любых самолетов.
То есть авиакомпаниям предстоит делать то же самое – закрывать аэропорты, но не чохом, как это случилось в апреле, а локально, в соответствии с зонами распространения пепельной массы. Другого, увы, не придумаешь. Зловредные облака Эйяфьятлайокудля, парализовавшие огромную авиатраспортную сеть, надежно покоятся в прочных «штанах» непредсказуемости и обстоятельств непреодолимой силы, то есть форс–мажора. Природа еще раз щелкнула человечество по его совокупному носу. Пока легонько…
А как же быть с возмещением убытков? По предварительным подсчетам, общие потери европейской экономики колеблются в пределах 4 млрд евро. Многомиллионный недобор в доходной части обнаружился и у российского воздушного флота. По этому поводу было озвучено заявление вице–премьера Сергея Иванова о неких компенсациях авиакомпаниям финансовых ущербов. Заявление достаточно спорное, ведь речь идет, как уже было сказано, о форс–мажоре, да еще с неопределенной продолжительностью. А растянись он на годы или, как предполагают скептики, на десятилетия? Что, так и возмещать? Казны не хватит.
Может, не торопиться все–таки с компенсациями? На это указывает и неплохая с виду отчетность Росавиации за злополучный апрель. Пассажиро– и грузооборот, по данным агентства, за месяц выросли соответственно на 3,1 и 6,6%. На 4,2% больше насчитано тонно–километров. Мартовские показатели по перевозке пассажиров превышены авиакомпаниями на 5,5%, а по доставке грузов и почты – на 3,5%.
Согласно данным Росавиации, «турнирная таблица» пассажироперевозчиков в основе своей осталась практически без изменений. В престижную компанию пятнадцати лучших вернулся «Атлант–Союз» (14 место), сместив к самой черте выбывания «Дон-авиа», занявшую место «Небесного экспресса» (17 место).
Пятерка лидеров – в том же составе и на прежних местах. Правда, отработали эксплуатанты в апреле по–разному. Компанией «Аэрофлот – российские авиалинии» перевезено более чем на 40 тыс. пассажиров меньше. Тем не менее лидерство ее непререкаемо. Двукратный отрыв от занимающего вторую строчку «Трансаэро» – значительная фора. Тем более что и «серебряный призер» апрельского этапа сработал в минус, недобрав порядка 9,5 тыс. пассажиров до мартовского показателя. Здесь следует отметить, что лидирующий дуэт имеет доминирующие позиции в международных перевозках, и его апрельская пробуксовка, может, является следствием каприза злополучного вулкана, негативное воздействие которого не помогла перекрыть даже стартовавшая программа субсидирования перевозок с Дальнего Востока в центральную часть России и обратно (по состоянию на 7 мая 2010 года 11 российскими авиакомпаниями проданы уже 131 253 билета со скидкой на общую сумму, превышающую 946 млн рублей). Нижеследующая тройка показала положительные результаты. Причем наибольший «привес» в сравнении с предыдущим месяцем (более 18 тыс. дополнительных пассажиров) продемонстрировала замыкающая квинтет компания «Оренбургские авиалинии». Однако следующая за ней ГТК «Россия» (6 место) превысила и этот результат, чем подтвердила серьезность намерений вернуться в пятерку сильнейших.
Из компаний–аутсайдеров можно отметить недавно вклинившегося в отчетный список «Ай Флай», пока по–прежнему удерживающего почетное для новичка 21 место.
Интригой в таблице грузоперевозчиков стал выход на вторую позицию компании «Аэрофлот – российские авиалинии», сумевшей разбить «семейный» дуэт – «ЭйрБриджКарго» и «Волга–Днепр», соответственно дочерней и материнской компаний. Это обстоятельство предрекалось буквально в прошлом нашем отчете. И аэрофлотовцы, словно прислушавшись к прогнозам «ТР», прибавили к своему мартовскому показателю сразу 23%. Это позволило им с легкостью обойти ушедшую за этот же период в глубокий минус «Волга–Днепр» (–15%) и выйти на второе место в конкурентной гонке. Можно предположить, что компания умело перераспределяет свои новые активы, выстраивая достаточно агрессивную модель, нацеленную на абсолютное лидерство как в пассажиро–, так и в грузоперевозках. Правда, занять лидирующую позицию в последнем сегменте будет непросто. «ЭйрБриджКарго» имеет солидное, почти двукратное преимущество и, судя по всему, подпитывается объемами «мамы» – «Волга–Днепра». Если так, то неизвестно, насколько компании хватит «родственного» ресурса. Ясно одно – борьба обострилась, и следить здесь за конкурентными рывками эксплуатантов составит читателю одно удовольствие.
Своя игра и у ближайших соседей призеров. Если «Полет» пока уверенно (даже при 30–процентном апрельском снижении) стоит на четвертой позиции, то положение «Трансаэро» выглядит не таким прочным. На пятки замыкающему пятерку лидеров наступает амбициозный «Авиакон Цитотранс», увеличивший свои мартовские показатели более чем на 20% (против 2,7% «Трансаэро»).
Словом, в «воздушном королевстве» не все так однозначно. Возможно, майский отчет прояснит ситуацию, если только ее окончательно не запутает просыпающийся, по словам экспертов, сосед Эйяфьятлайокудля – вулкан Катла. Но все–таки надеемся, что сон исполина не будет потревожен.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

 

 Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы

График

Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы

График1

Основные показатели работы гражданской авиации России за апрель в 2009 и 2010 годах

Таблица


просмотры:

478

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться