Евразийский форум по развитию авиамаршрутов прошел в столице Республики Татарстан.
Мероприятие, идеологом и организатором которого является Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), охватило пространство не только ЕАЭС. География оказалась для многих неожиданно шире. В нем приняли участие представители авиакомпаний, аэропортов, туристических операторов Европы, Азии, Африки и других регионов мира, федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, курирующие вопросы развития авиатранспортного комплекса, внешнего и внутреннего туризма. Аудитория форума составила более 350 человек.
Прогнозы указывают на рост
Масштабность форума определилась не только географией участников, числом выступающих и слушателей, но и продуманным содержанием, а также четко спланированной организацией.
Честь стать пионером проекта выпала как принимающей стороне международному аэропорту Казань. И руководство воздушной гавани выше всяких похвал справилось с этой задачей. По единодушному мнению участников, организация мероприятия была на высшем уровне. В день, предшествовавший деловой программе, для участников форума была организована экскурсионная программа по Казани – одному из крупнейших экономических, политических, религиозных и научных центров Российской Федерации с посещением знаменитого Казанского Кремля, а также этнографическая экскурсия в один из древних булгарских городов – Болгар. Также прошел приветственный вечер с панорамным видом на вечернюю Казань с высоты птичьего полета, где специалисты по развитию маршрутов авиакомпаний и аэропортов и другие делегаты форума могли пообщаться в неформальной обстановке.
Все три рабочих дня были насыщены деловыми мероприятиями, среди которых Стратегический форум гражданской авиации, международные конференции и практические семинары по вопросам развития маркетинга и коммерции авиакомпаний и аэропортов, «круглый стол» по развитию авиаперевозок на туристических маршрутах, презентационные сессии, выставка, церемония награждения победителей Евразийской премии в области авиационного маркетинга и другие события. Специалисты заслушали свыше 70 докладов и презентаций, касающихся реализации локальных и глобальных проектов авиатранспортной отрасли. Отметим не только познавательный, но и практический характер выступлений.
В частности, была представлена обобщенная информация о мировом и российском рынках авиаперевозок. К 2030 году регулярные пассажирские авиаперевозки во всем мире удвоятся и вырастут до 6 млрд пассажиров в год, отметил в своем выступлении в рамках пленарной сессии Стратегического форума гражданской авиации, который проходил в рамках деловой программы NETWORK, гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень со ссылкой на прогноз Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При этом в ИКАО считают, что в ближайшие 20 лет количество рейсов должно увеличиться с 30 до 60 млн.
Также Антон Корень сообщил, что в связи с улучшением экономической ситуации в мире ИКАО прогнозирует рост грузовых перевозок. Позитивно оценивает данный сегмент и Международный совет аэропортов. По его оценкам, грузовой рынок удваивается за 20 лет. В соответствии с прогнозами ACI ожидается емкость рынка 225 млн тонн к 2031 году, средний темп роста – 4,5% в год.
Были также озвучены краткосрочные прогнозы, согласно которым количество перевезенных авиакомпаниями мира пассажиров в 2018 году вырастет до 4,3 млрд человек. Показатель RPKs вырастет на 6% (это ниже роста на 7,5% в 2017 году, но все равно выше средних темпов за последние 20 лет – на 5,5%), также рост пассажирских перевозок превысит рост расширения провозных емкостей (по показателю ASKs) на 5,7%.
Грузовой бизнес продолжает получать преимущество от сильного циклического подъема в объемах перевозок с некоторым улучшением в доходных ставках. Прогнозируется, что объемы перевозок вырастут на 4,5% в 2018 году (снижение темпа роста с 9,3% по сравнению 2017 годом). Сильный рост перевозок грузов в 2017–м явился результатом потребности многих компаний оперативно перевести запасы продукции в другие регионы для удовлетворения быстро растущего спроса. Это привело к тому, что перевозки авиационных грузов росли с превышением в 2 раза выше темпа роста мировой торговли (4,3%). Ожидается, что доходные ставки от грузовых перевозок вырастут на 4% в 2018 году (ниже по сравнению с 5%–ным ростом в 2017 году). Доходы от пассажирских авиаперевозок в текущем году вырастут до 581 млрд долл.
(+ 9,2% к 532 млрд долл. в 2017 году). Это поддерживается ожидаемым ростом мирового ВВП в 3,1% (самый высокий рост с 2010 года). Доходы мировой отрасли грузовых авиаперевозок в 2018 году также вырастут и достигнут 59,2 млрд долл. (рост на 8,6% с уровня доходов 2017 года в 54,5 млрд долл).
Касаясь российского рынка авиаперевозок, Антон Корень подчеркнул его беспрецедентный рост. Среди причин такого всплеска названы макроэкономическая стабилизация: восстановление экономического роста при стабильном курсе рубля и ценах на нефть, эффект «низкой базы» 2015–2016 гг., возобновление чартерных перевозок в Турцию, реализация «отложенного спроса» в сегменте международных туристических перевозок на фоне роста располагаемых доходов часто летающей части населения.
В целом в мире в ближайшие годы и десятилетия ожидается положительный тренд развития авиационной отрасли, что делает перспективными разработки новых крупных авиационных проектов, отметил Антон Корень.
Такие прогнозы вполне согласуются с перспективами единого рынка авиационных услуг в рамках ЕАЭС, который обрисовал замдиректора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Максим Асаул. Для авиатранспортной отрасли характерно использование четко структурированной нормативной базы, определяемой стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, подчеркнул он. В ЕАЭС считают, что соблюдение требований ИКАО является одним из основополагающих принципов, обеспечивающих деятельность государств при выполнении международных полетов. Едино-
образное применение норм, правил и процедур ИКАО в глобальном масштабе направлено на обеспечение эффективности, экономичности и безопасности, являющихся наиболее важными эксплуатационными показателями отрасли.
Данные принципы были учтены при формировании основных направлений скоординированной транспортной политики (ОНСТП) государств – членов ЕАЭС и утверждены в декабре 2016 года Высшим евразийским экономическим советом. В июне 2017 года была закончена разработка проекта Плана мероприятий дорожной карты по реализации ОНСТП в части воздушного транспорта. Сняты все разногласия между государствами – членами ЕАЭС.
Ключевые направления дорожной карты включают:
– гармонизацию законодательства государств – членов ЕАЭС в соответствии с нормами и принципами международного права в области гражданской авиации;
– обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции;
– создание условий для обновления парка воздушных судов, модернизации и развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов в соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО;
– обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности;
– расширение воздушного сообщения между государствами – членами ЕАЭС.
В мероприятиях дорожной карты предусмотрено снятие ограничений на частоту, емкость, географию полетов, количество назначенных перевозчиков. Реализация усилий государств – членов ЕАЭС по исключению до 2025 года всех препятствий (барьеров, изъятий, ограничений) на пути к общему рынку услуг воздушного транспорта будет способствовать повышению транспортной активности населения и степени доступности предоставляемых услуг, сообщил Максим Асаул.
Основа туризма – транспорт
Актуальных вопросов развития туризма в Российской Федерации в рамках «круглого стола» на форуме NETWORK коснулась замначальника Управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Наталья Беленко.
Туризм обладает мощным синергитическим эффектом, подчернула она. Внутренний турпоток в 2017 году достиг отметки в 56,5 млн поездок. Прирост по отношению к 2000 году составил 125%. Число турпоездок в Россию иностранных граждан с 2001 года выросло на 123%.
Такая динамика обусловлена многими факторами. Среди них – вхождение Республики Крым в состав РФ, проведение зимней Олимпиады в Сочи, рост туристической привлекательности страны, в том числе благодаря мероприятиям по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу – 2018. Было также отмечено значение ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ».
Представитель Ростуризма отметила существенное влияние на развитие туристической отрасли сегмента транспортных услуг. Очень важным для развития внутреннего и въездного туризма является совершенствование сети авиамаршрутов на востребованных туристами направлениях. Характерный пример – авиалиния Симферополь – Сочи. Для туроператоров это направление, охватывающее два популярных региона, стало еще одной хорошей возможностью формировать предложения по комбинированным турам.
Перспективным направлением для расширения сотрудничества между туристическим и авиатранспортным сегментами является развитие чартерных авиасообщений. Было подчеркнуто, что чартерные рейсы – это ключевая составляющая пакетных туров.
Также отмечена важная роль в развитии внутреннего туризма программ госсубсидирования воздушных перевозок пассажиров. В частности, на таких традиционно туристических направлениях, как Крым, Сочи, Минеральные Воды и других. Позитивным примером был назван факт увеличения в 2018 году числа субсидированных авиамаршрутов в Крым до 63. Это способствовало росту турпотока в регион.
Мощный импульс развитию туризма придало проведение в стране Чемпионата мира по футболу. Была проведена реконструкция аэропортовых сооружений, повышены авиадоступность и комфорт для туристов, расширена сетка регулярных авиарейсов между городами – организаторами мундиаля. В результате суммарное количество туристов и болельщиков, посетивших в период проведения матчей города – организаторы футбольного первенства, составило порядка 6,8 млн человек, среди которых более 3,4 млн – иностранцы. Таким образом, 11 городов проведения матчей суммарно приняли более чем на 40% туристов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Въездной турпоток в период ЧМ–2018 вырос в этих городах более чем на 50%. Общий туристский поток в июне 2018 года по сравнению с прошлым годом вырос в 4,9 раза, въездной – в 19 раз. Чемпионат мира по футболу обеспечил для российской туристической отрасли долгосрочный эффект. Его наследие продолжит работать, способствуя росту внутреннего и въездного турпотоков, считают в агентстве.
Эпохальным событием для развития внутреннего туризма стало открытие моста через Керченский пролив. Оно ознаменовало создание единого южного туристического кластера страны. Ввод объекта создает условия для снижения стоимости строительства на полуострове, цен на топливо, товары и услуги, что скажется на себестоимости крымского туристического направления, прогнозируют в
Ростуризме.
Значительным подспорьем в увеличении объема въездного туризма станет принятый Госдумой в третьем чтении закон, предоставляющий иностранным обладателям паспорта болельщика право многократного безвизового въезда в РФ до конца 2018 года. Такое решение исключительно положительно скажется на развитии туризма в нашей стране и приведет к увеличению въездных потоков, уверены в Ростуризме.
Наталья Беленко указала и на прямую закономерность, когда увеличение спроса на турпоездки оказывает положительное влияние на развитие инфраструктуры авиатранспортной отрасли, что, в свою очередь, сказывается на расширении географии путешествий.
Было также сказано о расширяющейся палитре вариантов активного отдыха россиян. Наряду с культурно–познавательным, оздоровительным, пляжным, гастрономическим, промышленным, экологическим направлениями в настоящее время становится популярным военно–исторический, патриотический, экстремальный туризм. Динамично развивается арктический туризм, все более привлекательными становятся дальневосточные туры, отдых на Байкале.
Восточное направление таит в себе значительный потенциал. Количество внутренних турмаршрутов увеличивается с каждым годом. Проект одного из них представила сотрудник Русского географического общества (РГО) Юлия Колюжная. Речь идет о создании межрегионального маршрута «Золотое кольцо Сибири». Одна из задач проекта – формирование единого маршрута, объединяющего 12 регионов Сибирского федерального округа. Это почти 5 млн кв. км, что сопоставимо с площадью 43 стран зарубежной Европы. Проект поддержан грантами фондов Президента РФ и РГО, а также полномочным представителем Президента РФ в СФО.
«Мы тесно взаимодействуем с Ростуризмом, межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», Департаментом туризма и региональной политики Минкультуры России», – отметила Юлия Колюжная.
Над логистикой маршрутов работают 5 факультетов Томского университета. Кстати, университетом был проведен опрос, в котором фигурировали два основных вопроса: «Хотели бы вы посетить Сибирь?» и «Сколько готовы потратить на такое путешествие?». Подавляющее число респондентов высказалось за такой проект – 94,4%. Причем россиян, желающих совершить вояж, оказалось больше всего – почти 60%. На втором месте жители Казахстана, на третьем – Украины. Немало и желающих из США – 5,6% из числа опрошенных.
В части возрастной градации перевешивают молодые люди 16–22 лет – 35,2%. Примерно такой же процент в совокупности набрали две возрастные категории: 42–51 и 52–61 год.
Еще один вопрос: «С чем у вас ассоциируется Сибирь?» – выявил степень стереотипов будущих путешественников. Так, 47,5% связывают регион с морозом и холодами, 26,2% – с тайгой, 14,8% – с лесными животными, 6,6% – с полезными ископаемыми, а 4,9% – со ссылкой… С балалайкой, шапкой–ушанкой и обилием спиртного никто из опрошенных Сибирь не связывал.
Проект должен быть представлен к концу года. Но здесь смотрят дальше – организовать формат взаимодействия в развитии туризма с участием триумвирата, когда РГО объединит исполнительную власть, бизнес (туроператоров) для создания единого совместного проекта в Сибири.
Все бы хорошо, но у нас, как водится, считают, что достаточно проложить интересный маршрут и обеспечить туристам места проживания. Но, к сожалению, не удосуживаются просчитать синергетический эффект по всем априори задействованным здесь отраслевым аспектам. Что, скажем, получат торговая сеть и другие причастные структуры? О транспорте вообще речь не шла. Но как же без него на таком протяженном маршруте? Здесь выручит только авиация, а она обойдется в копеечку.
«На транспортную составляющую проекта точно потребуются субсидии, – отмечает Антон Корень, – так как перелеты на такие расстояния даже организованных групп не обеспечат заполнение 50–70 кресел с достаточной частотой полетов, что позволило бы
выйти на уровень безубыточности. Так как это не перевозки на социально значимых маршрутах, субсидии из госбюджета ожидать не следует. В силу действующего законодательства проблематично привлечение в такого рода проекты малой авиации, которая здесь была бы вполне уместна».
Программы предоставления транспортных субсидий в подобно рода проектах не просчитаны экономически ни в одном субъекте РФ. При этом порядка 30% субъектов считают, что туристические перевозки следует развивать. Это серьезный нишевый вопрос в части развития внутреннего туризма, и над ним надо работать, подчеркивает руководитель ЦСР ГА.
«Турмаршрут начинается со сметы, – соглашается Наталья Беленко. – И главной ее состаляющей является даже не инфраструктура, а транспорт».
По единому билету
Помимо субсидий удешевлению авиамаршрутов способствовал бы процесс их упорядочивания, создания связанной логистики. В таком аспекте заинтересованность аудитории вызвал доклад о реализации проекта «М2: Многосторонний интерлайн Closed fare», презентованный вице–президентом Транспортной клиринговой палаты Андреем Ларченко. Многосторонний интерлайн Closed fare реализован ТКП с целью увеличения эффективности коммерческого сотрудничества между авиакомпаниями и аэропортами на территории РФ. Проект позволяет авиакомпаниям и аэропортам увеличить поток трансферных пассажиров через конкретный аэропорт с участием конкретной авиакомпании. Предполагается создание сети стыковочных маршрутов через аэропорт–хаб с применением сквозных тарифов без указания тарифов на участках перевозки, выполняемых разными перевозчиками. Применение тарифа не требует специальных технологий обслуживания пассажиров и багажа.
Проект уже реализован в 12 аэропортах страны: Домодедово, Внуково, Жуковский, Пулково, Кольцово, Толмачево, Емельяново, Курумоч, Платов, Иркутск, Рощино и Уфа. В нем участвуют 26 российских авиакомпаний и 12 иностранных перевозчиков, в том числе «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Северный ветер», «Руслайн», «ЮВТ АЭРО», «ИрАэро», «Якутия», «Азербайджан Хава Йоллары»,
«Белавиа», Georgian Airways, Fydubai.
Реализация проекта М2 поспособствует развитию региональных перевозок через аэропорты, расширит сеть стыковок авиакомпаний, улучшит доступность и географию транзитных перевозок для пассажиров, подчеркнул докладчик.
Преимуществами участия в проекте для авиакомпаний являются отсутствие необходимости заключения и поддержания интерлайн–соглашений, получение дополнительного транспортного пассажиропотока без дополнительных затрат через сеть аккредитованных агентств ТКП и увеличение процента заполняемости кресел на собственных рейсах авиакомпании за счет привлечения трансферных пассажиров из регионов и городов, не обслуживаемых авиакомпанией.
Также есть возможность построения маршрутной сети под аэропорт и упрощения процедур по формированию стыковок/трансферных связей в системах бронирования с помощью услуг центра расписания и тарифов (ЦРТ) – подразделения ТКП, осуществляющего координацию деятельности авиа-
предприятий по формированию, сопровождению и корректировке расписания движения воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях.
Проект послужит разгрузке
авиазон с наиболее интенсивным воздушным движением. Скажем, той же зоны МАУ. Например, чтобы совершить перелет из Петропавловска–Камчатского во Владивосток, используются маршруты через Москву. Просто потому, что между Петропавловском–Камчатским и Владивостоком очень ограниченное авиасообщение. Пассажирам предлагают лететь 10 часов до Москвы и 8 часов обратно, до Владивостока. Обычному пассажиру «склеить» более короткие маршруты сложно, практически невозможно ввиду отсутствия трансферных тарифов и расписаний.
«Сейчас мы плотно работаем над развитием проекта по организации продаж мультимодальных перевозок, – говорит Андрей Ларченко. – В настоящее время существует практика комбинированных продаж перевозок. Но решение это видится промежуточным».
Полноценным решением является создание электронного мультимодального перевозочного инструмента, в рамках которого все виды перевозок, всеми видами транспорта – авиацией, по железной дороге, водным транспортом – присутствуют на одном бланке.
Такая инициатива исходит от Минтранса России. Работа сложная. Транспортные сегменты имеют разную законодательную базу. Но задача поставлена. И она поэтапно решается. Начат перевод речного транспорта на электронные билеты. Первый такой билет уже выписан по соглашению с одним из речных пароходств. Сюда же подключаем вертолетный контент, особенно актуальный в северных регионах страны. В ТКП считают, что через пару лет можно будет создать связанный формат полноценной мультимодальной перевозки.
В этом плане реализация проекта может быть интересна Русскому географическому обществу, развивающему различные направления и виды туристических круизов, которые по определению являются мультимодальными, напомнил выступавший.
Шамиль БАЙБЕКОВ
КСТАТИ
В России появятся единые правила выполнения платных экскурсионных полетов. Проект приказа о внесении изменений в Федеральные авиационные правила подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации (ФАП–128) размещен Минтрансом на федеральном портале проектов нормативно–правовых актов.
Согласно документу новые правила допускают платные экскурсионные полеты на легких и сверхлегких самолетах и вертолетах. При этом в списке ограничений значатся полеты в плохую погоду, а также экскурсии в радиусе более 50 км от аэропорта взлета. Помимо этого перевозить туристов будет разрешено на самолетах, вмещающих не более 19 пассажиров. Также компании, занимающиеся воздушными экскурсиями, обяжут предоставлять клиентам возможность заключения договора добровольного страхования жизни и здоровья от несчастного случая.
Отметим, что на данный момент получить разрешение на выполнение экскурсионных полетов довольно сложно – сейчас они приравниваются к деятельности по перевозке пассажиров, которую можно осуществлять лишь при наличии сертификата эксплуатанта, как для большой авиации. Теперь же, если документ будет утвержден, в нашей стране впервые появится понятие «обзорный полет», что, безусловно, упростит жизнь компаниям, занимающимся воздушными экскурсиями.
Кстати, на инновационном сервисе поиска гидов и туристических активностей Pomogator.Travel специально для авиаэкскурсий созданы разделы «Полеты на воздушном шаре», «Полеты на дельтаплане», «Полеты на параплане», «Полеты на самолете» и «Прогулки на вертолете».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.