Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Проблем много, но они разрешимы

Проблем много, но они разрешимыРуководитель Росавиации Александр Нерадько отвечает на вопросы редакции «ТР».

Проблем много, но они разрешимы– Александр Васильевич, вы возглавили Росавиацию далеко не в самое благополучное время – авиационная отрасль, как и вся экономика страны, находилась под воздействием жестокого финансово–экономического кризиса. Резко упали объемы авиаперевозок, часть авиакомпаний обанкротилась, сотни высококвалифицированных специалистов лишились работы. Сегодня на календаре уже восьмой месяц 2010 года, изменилось ли что–нибудь за этот период?
– Не скрою, то был очень сложный этап в жизни нашей отрасли. Кризис преподнес всем нам очень серьезные испытания на выдержку, терпение и умение находить нестандартные решения в сложнейшей экономической обстановке. В то же время он стал хорошим толчком для пересмотра стратегии и тактики выживания, поиска новых резервов. При этом, как бы ни складывалась ситуация, нашей главной задачей по–прежнему остается удовлетворение потребностей россиян в авиаперевозках и укрепление позиций нашей авиации на мировом рынке, где постоянно обостряется конкуренция и перераспределяются приоритеты в пользу лидеров.
Что касается изменений этого года, то проблем, безусловно, все еще много, но они, как показывает практика, разрешимы. На рынке авиаперевозок наметилась не только стабилизация, но и заметное оживление. Достаточно сказать, что пассажирооборот с января по май по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 139%, грузооборот – 141,2%.
Бесспорным лидером в отрасли является ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии». Оно успешно преодолело кризисный год, добившись чистой прибыли в размере 1,553 млрд рублей.
Второй крупнейшей компанией России, а также крупнейшим туристическим перевозчиком своей страны является «Трансаэро». Она занимает седьмое место в мире по числу пассажиров, перевезенных на маршрутах туризма и отдыха. Маршрутная сеть компании охватывает 100 направлений по России и странам Европы, Азии, Америки и Африки.
По количеству пассажиров, перевезенных на внутренних линиях, лидирует авиакомпания «ЮТэйр». В текущем году компания рассчитывает перевезти более 4,8 млн человек, что должно превысить итоги прошлого года на 34%.
Среди аэропортов ведущее место занимает Домодедово. Доля его пассажиропотока в Московском авиаузле составляет 46%. Сегодня из аэропорта выполняют полеты 74 авиакомпании в 228 направлениях по всему миру. В минувшем году аэропорт обслужил 18,7 млн пассажиров. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) присвоила аэропорту высокий статус «Платинового» за участие в программе «Упрощая бизнес». Внедрение этой программы позволило значительно сократить время регистрации на рейсы и повысить качество обслуживания пассажиров.
Ненамного отстает от него аэропорт Шереметьево. В 2009 году он обслужил около 15 млн человек. 30 мая этого года там зафиксирован рекорд по количеству обслуженных пассажиров – 64,5 тыс. человек.
А в екатеринбургском аэропорту Кольцово cтартовал проект по возрождению и дальнейшему развитию региональной авиации. Новые авиамаршруты свяжут столицу Урала с городами Новый Уренгой, Томск, Барнаул, Надым, Салехард. Это позволит соединить Урал воздушными трассами с городами соседних регионов и дать возможность их жителям регулярно летать друг к другу, минуя Москву.
– Все это, конечно, хорошо, но с наступлением кризиса, по мнению экспертов, гражданская авиация в России стала элитным видом транспорта. Сегодня им пользуется не более двух процентов населения страны, поскольку летают, как правило, одни и те же люди: бизнесмены, чиновники и туристы. Особенно удручает ситуация на региональных и местных воздушных линиях.
– К сожалению, это так. Более 60% территории Российской Федерации относится к регионам, где авиация – зачастую единственное средство обеспечения транспортной доступности. В настоящее время около 28 тыс. населенных пунктов, в которых проживают более 15 млн человек, не имеют круглогодичного доступа к основным наземным транспортным коммуникациям. Воздушный транспорт является практически безальтернативным средством сообщения на территориях европейской части Крайнего Севера России, Республики Саха (Якутия), Ханты–Мансийского, Ямало–Ненецкого автономных округов, Камчатского края и других территорий Северо–Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Как ни прискорбно, но трудности переходного периода развития экономики негативно сказались на состоянии нашей региональной авиации. Она морально и физически устарела. В ряде регионов утрачена необходимая аэропортовая инфраструктура. До сих пор отечественная авиационная промышленность не смогла предложить конкурентоспособный тип воздушных судов для региональных авиаперевозок. К тому же пассажирооборот самолетов вместимостью 15–19 мест в настоящее время в 40 раз меньше, чем в 1990 году, количество самолетов вместимостью 12 мест уменьшилось в 60 раз.
В этих условиях для развития социально значимых местных и региональных воздушных перевозок и аэропортовой деятельности необходимо формирование эффективных механизмов государственной поддержки авиаперевозчиков и операторов аэропортов. Сегодня количество местных перевозок должно быть увеличено в 2 раза, что требует увеличения объемов субсидий авиакомпаниям не менее чем в 2,5 раза и субсидий операторам аэропортов в 4,8 раза.
Государственная поддержка эксплуатационной деятельности авиакомпаний в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть направлена на снижение тарифа на авиаперевозку до приемлемого уровня, обеспечивающего транспортную доступность для населения. А государственная поддержка в таких районах аэропортовой деятельности должна быть ориентирована на обеспечение приемлемого уровня аэропортовых сборов при безубыточном функционировании операторов аэропортов.
Важным шагом в этом направлении стала реализация Росавиацией Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1095 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении».
Росавиация заключила договоры с одиннадцатью авиакомпаниями: «Аэрофлот – российские авиалинии», «Трансаэро», «S7», ГТК «Россия», «Якутия», «Владивосток Авиа», «Уральские авиалинии», «Донавиа», «Таймыр», Мирнинское и Новосибирское авиационные предприятия. Эти договоры предусматривают осуществление субсидированных воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и обратно, а также внутри Дальневосточного федерального округа с 1 апреля по 31 октября. В течение семи дней после заключения договоров авиаперевозчики разместили в системе бронирования специальные тарифы и открыли продажу билетов. Правом на приобретение авиабилета по специальным тарифам (с 50–процентной скидкой) пользуются граждане Российской Федерации до 23 лет включительно и старше 60 лет. Авиаперевозки осуществляются по 26 маршрутам из городов Анадырь, Благовещенск, Владивосток, Магадан, Мирный, Нерюнгри, Петропавловск–Камчатский, Полярный, Хабаровск, Южно–Сахалинск, Якутск, Комсомольск–на–Амуре, Норильск и Кызыл.
В прошлом году по этой программе были перевезены более 163 тыс. пассажиров по 18 маршрутам и выплачены субсидии на 1,2 из 1,7 млрд рублей, зарезервированных в федеральном бюджете. В текущем году география полетов значительно расширилась. Значительно продлен срок действия программы. В связи с этим увеличились и объемы бюджетных ассигнований, которые теперь составляют 2,5 млрд рублей. В текущем году с использованием указанной программы будут перевезены более 340 тыс. пассажиров. В будущем году планируем распространить программу на жителей Калининградской области.
Постановлением установлена предельная величина специального тарифа в одном направлении. В зависимости от маршрута она может составлять от 6250 до 12 000 рублей. Предусмотрено, что воздушная перевозка одного ребенка в возрасте до 2 лет в сопровождении совершеннолетнего пассажира осуществляется бесплатно без предоставления ребенку отдельного места. Воздушная перевозка ребенка в возрасте до 2 лет с предоставлением отдельного места осуществляется за плату со скидкой в размере не менее 25% специального тарифа. Воздушная перевозка других следующих с пассажиром детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет включительно, производится за плату со скидкой в размере не менее 25% специального тарифа с выделением отдельного места.
Социально значимые авиационные перевозки осуществляются в рамках реализации четырех федеральных целевых программ. Это подпрограмма «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», а с 1 января текущего года – в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Другие Федеральные целевые программы – «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Социально–экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы», а также «Социально–экономическое развитие Чеченской республики на 2008–2011 годы».
– Развитие региональных и местных перевозок упирается в плачевное состояние большинства аэропортов, загубленных (не побоюсь этого слова) с началом рыночных реформ. Какие изменения намечаются и реализуются в этом направлении?
– Специалистами Росавиации разработан очень важный документ – Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года. Этот документ устанавливает цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по развитию сети аэропортов гражданской авиации России. Предусматривается формирование трехуровневой сети аэродромов по видам обслуживаемых линий, включающей аэродромы федерального, регионального и местного значения.
Большое внимание уделено созданию на территории Российской Федерации инфраструктуры крупных узловых аэропортов. Они должны обслуживать потоки трансферных пассажиров и грузов, располагать широкой сетью маршрутов и обязательно иметь крупного базового авиаперевозчика или альянс авиаперевозчиков. Эти аэропорты будут иметь значительный пассажиропоток и развитую сеть международных воздушных линий, которая позволит производить стыковку рейсов из региональных аэропортов, в том числе внутрироссийских узловых, с международными средними и дальними магистральными воздушными линиями. Основным механизмом реализации этой задачи является оптимизация маршрутных сетей и расписания воздушных перевозок с ориентацией на международные и внутрироссийские узловые аэропорты, чтобы обеспечить доступность любого аэропорта России в соответствии с потребностями населения и экономики. В этом направлении мы будем всесторонне содействовать процессам укрупнения авиаперевозчиков и развитию механизмов взаимодействия магистральных и региональных авиакомпаний на основе оптимизации маршрутных сетей, в том числе создания технологических альянсов.
В национальную опорную аэродромную сеть будут включены аэродромы 11 международных узловых аэропортов и 25 внутрироссийских узловых аэропортов. В нее также войдут 14 аэродромов, необходимых для связности сети, семь аэродромов по критериям социальной значимости, а также 64 из невключенных в предыдущие группы из реестра запасных аэродромов Российской Федерации.
Для поддержки нерентабельных аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, мы обратились в Правительство Российской Федерации с предложением о создании Федерального казенного предприятия. В настоящее время создано ФКП «Аэропорты Севера», которое объединяет 23 аэропорта Якутии. Успешно реализуется программа создания ФКП «Аэропорты Камчатки», одобренная Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.
– Аэропорт Геленджик, который вошел в строй в мае этого года, тоже модернизирован в соответствии с Концепцией развития аэродромной сети?
– Реконструкция аэропорта началась в 2005 году по поручению Президента Российской Федерации. Она проводилась с использованием механизма государственно–частного партнерства. За счет средств федерального бюджета построены объекты государственного имущества, не подлежащего приватизации. На эти цели были выделены капиталовложения в сумме 5,86 млрд рублей. А частный инвестор взял на себя строительство аэровокзала и сервисной инфраструктуры.
В аэропорту были проведены комплексные работы по строительству новой искусственной взлетно–посадочной полосы длиной 3100 метров и шириной 45 метров, которая позволяет принимать практически все типы воздушных судов даже в сложных метеоусловиях. Также были построены другие объекты плоскостной инфраструктуры.
Долгое время Геленджик как курортный город терял в своей привлекательности из–за неразвитости транспортной инфраструктуры. Реконструкция аэропорта, способного в перспективе обслуживать полмиллиона пассажиров в год, придает новый импульс развитию курортных зон Геленджика и Новороссийска, поскольку время поездки из аэропорта в места отдыха существенно сокращается. Вместе с тем аэропорт Геленджик вкупе с аэропортами Минеральные воды и Краснодар будет выполнять роль запасного аэродрома во время Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
– А что вы скажете по поводу проблемы чартерных рейсов? Как известно, в начале лета в адрес министра транспорта и на ваше имя было направлено открытое письмо руководства «Аэрофлота», чьи права как назначенного перевозчика ущемлялись действиями некоторых авиакомпаний.
– Да, такое письмо было. Ситуация, возникшая на чартерном рынке, обсуждалась на специальном совещании в Министерстве транспорта РФ, где было подтверждено, что согласование чартерных программ с назначенными перевозчиками предусмотрено межправительственными соглашениями о воздушном сообщении и не должно никем нарушаться. Вместе с тем Федеральное агентство воздушного транспорта отмечает, что отдельные нормы воздушного законодательства, регулирующие выполнение чартерных полетов по наиболее привлекательным туристическим маршрутам, имеющим яркую сезонную особенность, во многом устарели. Эти нормы, например ряд межправительственных соглашений, были сформированы еще во времена СССР и не соответствуют сегодняшним реалиям. Отдельные нормы этих актов препятствуют доступу на рынок других авиакомпаний, что явно не отвечает интересам главного инвестора гражданской авиации – пассажира.
В связи с этим Росавиация подготовила предложения и направила их на рассмотрение в установленном порядке. Имеется уверенность в том, что наши предложения будут учтены.
На совещании был также рассмотрен вопрос информационного обеспечения. Росавиация должна размещать официальную информацию о частотах и емкостях назначенных перевозчиков как на регулярном, так и на чартерном рынках. Располагая такой информацией, туроператоры будут заключать договоры на перевозку с авиакомпаниями, имеющими разрешение от Росавиации. Для определения формата и порядка предоставления такой информации создана рабочая группа, в которую вошли представители Росавиации и туристических ассоциаций. Кроме того, Росавиация попросила Ассоциацию туроператоров более оперативно сообщать о прогнозируемых объемах перевозок, с тем чтобы заранее оценить возможности авиакомпаний по перевозке пассажиров. Так что неурядицы с чартерными рейсами устранены.

Беседу вел Игорь СЕРГЕЕВ


просмотры:

376

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться