Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько о состоянии и перспективах развития отрасли.
– Александр Васильевич, гражданская авиация России уже несколько лет кряду демонстрирует рост основных показателей. В позапрошлом году вы определили эту тенденцию как «интенсивный, восстановительный рост после кризисных явлений 2015–2016 годов». Как бы вы охарактеризовали нынешний период развития?
– В Послании Президента России Федеральному собранию 15 января 2020 года был четко обозначен курс на «достижение нового качества жизни». При этом особое внимание было уделено задачам социального и экономического развития, которые поставлены в майском указе и развернуты в национальных проектах. Все это возможно только при динамичном развитии экономики страны.
Итоговые показатели авиаперевозок 2019 года это подтверждают: воздушный транспорт развивается последовательно и динамично.
В 2017 году объем перевозок пассажиров только российскими авиакомпаниями достиг наивысшего показателя в истории гражданской авиации Российской Федерации – были перевезены 105 млн пассажиров. А в 2019 году – это уже 128,1 млн пассажиров. То есть за три года 23,1 млн человек «влились» в ряды авиапассажиров. Это 16% от общей численности населения страны – 146,83 млн человек. А всего наши аэропорты обслужили более 221 млн пассажиров.
Очень большое внимание уделяется развитию внутренних перевозок, и в прошлом году объемы перевозок на внутреннем рынке превысили объемы международных перевозок. Порядка 73 млн пассажиров воспользовались воздушным транспортом при своих путешествиях внутри России (международные перевозки – 55,4 млн пасс.). Это очень хороший показатель, это 57% от общего объема авиаперевозок за прошлый год.
– На заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта вами была поставлена цель: доведение пассажироперевозок российскими авиакомпаниями до объема не меньше 200 млн человек в самом ближайшем будущем. Когда предполагается достичь этой цели?
– Хотелось, чтобы этот показатель поступательно рос и такой объем перевозок был достигнут в ближайшее время. Но мы реально оцениваем темпы развития отрасли и четко понимаем, что такой значительный «скачок» возможен лишь при комплексном решении вопросов, которые напрямую влияют на увеличение объемов авиаперевозок.
И дело не только в стоимости авиабилетов, на которую существенное влияние оказывают увеличение эксплуатационных расходов авиакомпаний вследствие роста цен на авиационное топливо и повышение стоимости воздушных судов.
Воздушный транспорт является важным звеном общей структуры транспорта страны, развитие которого тесно связано с развитием других отраслей экономики: промышленности, строительства, связи (обслуживание предприятий производственной сферы), добывающих отраслей, банковской сферы, туризма. В условиях низкой плотности населения и с учетом особенностей географического положения страны для транспортной инфраструктуры требуются особые решения экономического, технологического, организационного характера. Нужно активное расширение торговых связей регионов. Для увеличения авиационной подвижности населения необходимо повышение уровня его платежеспособности. Очень важно, чтобы стратегические планы развития воздушного транспорта были четко увязаны со стратегиями развития субъектов РФ.
– Какое количество аэропортов, на ваш взгляд, оптимально для такой страны, как Россия, и будет ли их число расти?
– Одной из основных целей деятельности Росавиации является реализация проектов развития аэропортовой сети, направленных на формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры.
Росавиация активно участвует в реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации на период до 2024 года. С целью обновления и развития аэродромной инфраструктуры за 5 лет предусмотрено строительство и реконструкция 68 объектов аэропортовой инфраструктуры в 66 аэропортах Российской Федерации, в том числе 40 объектов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа. Только в 2019 году реализовывались 40 мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов на сумму 16 287,45 млн руб.
География обновления инфраструктурных объектов гражданской авиации значительна. Важно, что осуществляется модернизация не только крупных аэропортов, но региональных и местных: это аэропорты центральной части страны, Сибири и Урала; это региональные и местные аэропорты Севера и Дальнего Востока.
Конечно, имеются трудности. Строительство и реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры – весьма трудоемкая задача. Существует проблема недоосвоения бюджетных средств, но это проблема общестроительного характера. Для ее решения мы стараемся объединять усилия федерального центра, органов исполнительной власти. Тут и Минтранс, и Росавиация, и Минстрой, а также региональные власти, администрации субъектов.
Одна из ключевых проблем – отсутствие надежных подрядчиков, строительных организаций, у которых есть достаточные собственные ресурсы, рабочая сила, техника и оборудование. И это общая проблема для субъектов, особенно северных, начиная фактически с Урала. Сложность заключается в большой удаленности, соответственно, дорогой логистике при доставке строительных материалов и техники, а также очень коротком строительном сезоне. В ряде регионов фактическая стоимость строительных материалов выше стоимости, предусмотренной проектно–сметной документацией. Отсутствие мощных строительных организаций ведет к увеличению сроков строительства и, как следствие, удорожанию объектов. Для того чтобы восстановить строительный потенциал, нужны комплексный подход, совместная работа. Еще раз подчеркну, что успех в реконструкции и строительстве подобных сооружений достигается только тогда, когда объединяются усилия на федеральном уровне и в субъекте РФ, усилия заказчиков и подрядчиков.
– Возможно ли решать амбициозные задачи развития региональных авиаперевозок без ускоренного развития аэропортовой инфраструктуры малых городов? Как в таком случае реально расширять маршрутную сеть страны?
– Разумеется, для такой большой страны, как Россия, действующая аэропортовая сеть далека от оптимальной. И при дальнейшем ее расширении нельзя забывать о том, что воздушные гавани – не только коммерческие предприятия. Они еще выполняют и важную социальную функцию: сохранение сети аэропортов местных воздушных линий.
Существует проблема обеспечения финансирования предприятий аэропортовой деятельности, находящихся в регионах, удаленных от основных авиатранспортных потоков. При этом вследствие объективно низких объемов авиаперевозок и, соответственно, низких доходов такие предприятия ведут убыточную деятельность, и поддержание их в состоянии эксплуатационной годности возможно лишь при участии государства.
В этой связи уже более 10 лет, с 2009 года реализуется программа субсидирования федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения.
В результате деятельности федеральных казенных предприятий (ФКП) аэропортового профиля сохраняется и развивается сеть аэропортов местных воздушных линий и посадочных площадок, включая приведение большинства аэропортов в соответствие сертификационным требованиям. Обеспечивается круглогодичное транспортное сообщение между населенными пунктами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Значительная часть внутренних местных и региональных перевозок осуществляется через аэропорты с малой интенсивностью перевозок, входящие в состав ФКП.
За счет поддержки федерального бюджета в 2010–2020 годы улучшено материально–техническое состояние федеральных казенных предприятий. На 2020–2022 годы государством из федерального бюджета предусмотрены субсидии в размере 4,5 млрд руб. ежегодно.
Работа ФКП также направлена на сдерживание роста величины ставок сборов и тарифов на уровне ниже фактической себестоимости оказываемых предприятиями услуг, что благоприятно отражается на транспортной доступности регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также тормозит рост расходов региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Сэкономленные средства региональные власти могут направить на субсидирование авиакомпаний, выполняющих социально значимые перевозки в труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
– Руководство страны поставило задачу довести до 2024 года долю региональных перевозок по маршрутам, минуя Москву, до 51%. Каковы подвижки в этом направлении, и есть ли некие серьезные препоны на пути осуществления этого плана?
– Задача летать «минуя Москву» решается.
Статистика обслуживания пассажиров в аэропортах Российской Федерации показывает, что в 2019 году обслужены порядка 221 млн пассажиров, из них 145 млн – на внутренних перевозках. Можно уже утверждать, что более 50% пассажиров в 2019 году летали по внутренним маршрутам.
Чтобы активизировать развитие региональных перевозок, необходима поддержка со стороны государства. Речь идет о системных для рынка мерах, которые позволят уравнять шансы региональных и московских рейсов в борьбе за пассажира. И самая правильная сегодня мера – это обнуление НДС на региональных рейсах.
Нулевая ставка начала действовать с 1 октября 2019 года. Полагаем, что обнуление ставки на налог на добавленную стоимость на авиационные перелеты между регионами без стыковок в Москве положительно скажется на пассажиропотоке региональных аэропортов и позволит повысить рентабельность авиакомпаний.
Хотелось, чтобы прямые перевозки не столько «забирали» пассажира из Москвы, сколько вносили свой вклад в повышение авиационной мобильности населения.
Отдельно следует остановиться на субсидированных перевозках.
С 2018 года мы объединили несколько программ субсидирования полетов и развития маршрутной сети в единый комплекс. Это позволило решать вопрос предоставления субсидий более гибко. Если одна из программ становится более востребованной, ее можно расширить за счет менее интересной пассажирам. При этом число маршрутов по сравнению с прошлым годом традиционно увеличилось.
По оперативным данным авиаперевозчиков, рост объемов перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам за 2019 год в три раза превышает показатели за аналогичный период 2018 года. Наверное, это говорит о том, что наши граждане рассматривают возможность летать самолетом не как нечто особенное, а как вполне привычную историю. И, несмотря на непростой макроэкономический фон, общее снижение потребительской активности, не жалеют средств на перелеты.
Росавиацией совместно с Минтрансом России и Минвостокразвития России на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации субсидируемых билетов. Так, например, выделенная в начале 2019 года ПАО «Аэрофлот» квота билетов на перевозку пассажиров по дальневосточным направлениям была реализована за 6 дней после открытия продаж. В целях удовлетворения не снижающегося спроса на авиаперевозку льготных категорий граждан Правительством Российской Федерации принято решение о выделении дополнительного финансирования. В соответствии с распоряжением от 29.03.2019 № 572–р из резервного фонда Правительства РФ выделены 2,5 млрд руб.
Совершенствование программ субсидирования идет и будет продолжаться. Хочу при этом заверить, что приоритетное внимание будет уделяться Дальнему Востоку и Сибири, северным территориям.
– На заседании коллегии Росавиации вы говорили, что нам нужны новые самолеты. Их, особенно для развития региональных перевозок, пока не хватает. Необходимо активно развивать серийное производство. Когда, по вашим расчетам, наступит перелом в этом вопросе?
– Уровень спроса на авиаперевозки всегда зависит от возможностей имеющегося парка воздушных судов, его обновления.
За пятилетний период отмечается заметное обновление парка воздушных судов. Так, в настоящее время в российских авиакомпаниях эксплуатируются 404 воздушных судна не старше 5 лет (с датой производства 2015–2019 годы). В связи с реализацией в Российской Федерации проектов в сфере импортозамещения растет объем эксплуатируемых авиакомпаниями оте-
чественных воздушных судов, в частности, самолетов RRJ–95 (Sukhoi Superjet 100). Если в 2015 году российскими авиакомпаниями эксплуатировались 40 единиц RRJ–95, то в настоящее время эта цифра выросла до 105 единиц.
Необходимы новые самолеты и вертолеты. Вертолетная техника выпускается, а вот с самолетами для региональных перевозок дело обстоит хуже. Остро не хватает самолетов небольшой пассажировместимости, которые, например, могут приземляться и взлетать в трудных условиях, с комбинированным шасси. Такие заделы есть. Например, существует проект производства самолетов с рабочим названием «Байкал» в Улан–Удэ. Сохранился в производстве и самолет Л–410 на заводе в Уктусе. Но ощущается острейший дефицит таких самолетов в регионах.
В начале января 2020 Президентом России была поставлена задача по созданию авиакомпании, эксплуатирующей воздушные суда российского производства, основной деятельностью которой будет осуществление перевозок пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и в труднодоступных районах.
Создаваемая на Дальнем Востоке региональная авиакомпания может стать одним из ключевых потребителей новых самолетов российского производства. Нам известно, что госкорпорация Ростех активно прорабатывает вопрос создания линейки продуктов, покрывающих ключевые ниши перевозок на внутреннем рынке. Обновление парка воздушных судов малой пассажировместимости (до 75 мест) для региональных перевозок может происходить за счет приобретения в лизинг следующих типов самолетов российского производства: Л–410 УВП Е–20, Ил–114–300 вместимостью 50–68 мест, легкого многоцелевого самолета вместимостью до 30 мест, ЛМС–901 вместимостью 9 мест, а также вертолетов Ми–8АМТ, Ми–38, Ми–171–А2,3, «Ансат». Для среднемагистральных и дальнемагистральных перево-
зок могут быть использованы воздушные суда RRJ–95, МС–21, Ил–96–400.
Росавиация готова совместно с авиационной промышленностью включиться в этот процесс.
– Одно из важнейших направлений работы Росавиации – повышение уровня безопасности полетов. Что делается в этом направлении?
– Гражданская авиация – это прежде всего безопасность. Основная задача организаций гражданской авиации: безопасно, качественно и быстро обслужить авиапассажира.
Постоянно ведется анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации России, подготовки коммерческих пилотов, обеспечения безопасности полетов операторами аэродромов. В 2019 году повышены требования к оценке эффективности мер по регулированию живой природы, применяемых на аэродромах РФ.
Росавиация совместно с организациями гражданской авиации постоянно проводит мероприятия по устранению выявленных по результатам проверок недостатков и недопущению их в дальнейшем.
По уровню безопасности полетов наша страна вполне вписывается в мировую статистику.
В 2019 году успешно пройден комплексный аудит ИКАО системы обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации, результаты которого подтвердили полное соблюдение Россией стандартов ИКАО в области авиационной безопасности.
Ежегодно с целью предотвращения авиационных происшествий Росавиацией разрабатываются и предлагаются более 250 рекомендаций по безопасности полетов, публикуемых в приказах Росавиации о реализации мероприятий по безопасности полетов по результатам расследований авиационных происшествий и в информациях по безопасности полетов с учетом оперативной информации о факторах опасности при эксплуатации и обеспечении полетов воздушных судов.
Александр Нерадько:
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
От имени Федерального агентства воздушного транспорта и от себя лично искренне поздравляю всех работников гражданской авиации России и наших дорогих ветеранов с профессиональным праздником – Днем работника гражданской авиации!
Воздушный транспорт – одна из самых сложных сфер человеческой деятельности, в которой неразрывно связаны уникальные знания авиационных специалистов, талант конструкторов и инженеров, самоотверженный труд пилотов, диспетчеров, тружеников аэропортовых служб, всех работников отрасли. Это та сфера, которая играет важнейшую роль в жизни нашего государства, способствует росту его экономики и укреплению межрегиональных связей. Несомненно, главной ценностью отрасли является авиационный персонал – люди, уникальный опыт, знания и мастерство которых являются надежной основой дальнейшего прогресса отечественной гражданской авиации.
В наш профессиональный праздник хочу особые слова благодарности сказать ветеранам гражданской авиации. Тем, кто стоял у истоков формирования отрасли, кто заложил ее традиции. Чей опыт, трудолюбие и ответственность являются мощнейшим ориентиром для новых поколений авиаторов.
Ежедневно на борту самолета, на вышке командно–диспетчерского пункта, на перроне аэродрома и в терминале аэровокзала профессиональные коллективы авиационных специалистов заботятся о безопасности и комфорте, обеспечивают своевременную доставку пассажиров и грузов как в России, так и за ее пределами. Убежден, что своим добросовестным трудом, любовью к небу и избранной профессии, сплоченностью и компетентностью мы сумеем преодолеть любые вызовы современности и реализовать самые смелые проекты на благо развития гражданской авиации России.
9 мая 2020 года будет праздноваться 75–летие Победы в Великой Отечественной войне. Не сомневаюсь, что в эти дни каждый работник нашей отрасли сделает все от него зависящее, чтобы авиатранспортное обеспечение перевозок ветеранов Великой Отечественной войны, гостей и участников праздника Победы прошло на высоком организационном уровне.
Уважаемые коллеги, благодарю вас за добросовестный труд, преданность нашему общему делу и верность профессии. Примите пожелания профессиональных успехов, крепкого здоровья, благополучия, новых достижений и высоких побед!
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.